Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология»





Скачать 225.83 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология»
Дата публикации01.12.2014
Размер225.83 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет гуманитарных наук

Программа дисциплины Теория литературы


для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра

1 курс
Автор программы:

В.Г. Зусман - д. филол. наук, проф. (vzusman@hse.ru)

Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «17» сентября 2013г.

Зав. кафедрой докт. филол.н., проф. Зусман В.Г._______________________
Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «17» сентября 2013г.

Председатель В.Г. Зусман _______________________
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород « » октября 2013г.

Председатель В.М. Бухаров ________________________

Нижний Новгород, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 032700.62 Филология, обучающихся по бакалаврской программе, изучающих дисциплину «Теория литературы» в качестве дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) части.
Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ;

  • Образовательной программой направления «Филология» (бакалаврской программой).

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки «Филология», утвержденным в 2013 г.
  1. Цели освоения дисциплины:


Цель курса – сформировать у студентов систему знаний, умений и навыков в области теоретических основ литературоведения.

Задачи курса: научить студентов оперировать сложным категориальным аппаратом теории литературы; дать представление о структуре литературного произведения, уровнях его организации; описать общие закономерности развития литературного процесса, а также отличительные черты отдельных литературных течений и направлений; познакомить студентов с важнейшими литературоведческими школами (классическими и современными); сформировать у студентов навыки анализа художественного произведения.

Курс охватывает:

- основные категории теории литературы,

- наиболее значимые концепции теоретиков литературы разных эпох,

- важнейшие литературоведческие школы (классические и современные).


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

- свободно ориентироваться в проблематике теории литературы и владеть категориальным аппаратом дисциплины;

- знать труды ключевых авторов в области теории литературы;

- опираться на различные методы и подходы к изучению литературных явлений;

- владеть навыками анализа явлений, относящихся к литературной эпохе, направлению, течению, стилю;

- владеть навыками практического анализа художественного произведения как эстетической целостности;

- уметь анализировать явления современной сетевой литературы;

- владеть навыками анализа сложных мультимедийных текстов различной знаковой природы.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общенаучные компетенции (ОНК):
обладание навыками работы с теоретической и эмпирической научной информацией, знание способов ее получения и базовой обработки для решения научно

исследовательских, профессиональных и социальных задач

способность приобретать новые научные знания, используя современные образовательные и информационные технологии
владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому

осмыслению информации, постановке цели и выбору путей её достижения
инструментальные компетенции (ИК):
способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить

результаты мыслительной деятельности
умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах

деятельности навыки работы с персональным компьютером, программным

обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных.
Профессиональные компетенции:
способность применять полученные знания в области теории и истории русского и

иностранных языков, русской и иностранных литератур, теории коммуникации,

филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
способность проводить научные исследования в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов


ОНК-2


ОНК-3


ОНК-4

ИК-1


ИК-2

ПК-3

ПК-4




уметь: анализировать

произведения художественной

литературы в историческом и

историко-культурном контекстах; выявлять, анализировать и излагать историко-литературную информацию; применять полученные знания в собственной профессиональной

деятельности;

умеет осуществлять мониторинг баз филологических данных по ключевым словам

способен обобщать информацию, анализировать и интерпретировать информацию; демонстрирует умение аргументировано излагать свою точку зрения, обосновать ее

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, не допускает стилистических ошибок и неточностей

умеет работать с электронными ресурсами, получать информацию в сети Интернет, готовить компьютерные презентации;

умеет применять полученные знания в профессиональной

деятельности

умеет создавать грамотные и информативные презентации и доклады по профилю собственной научно-исследовательской деятельности

способен творчески выполнить исследовательскую программу по тематике, предложенной преподавателем, и представить результаты исследования для аудитории



Формы обучения:

-лекции,

-контрольная работа,

-самостоятельная работа,

Методы обучения:

- чтение, реферирование, конспектирование специальной литературы

- чтение, анализ художественной литературы

- поиск в интернете дополнительной информации при подготовке к реферату

Формы обучения:

-лекции,

-контрольная работа,

-самостоятельная работа,

Методы обучения:

- чтение, реферирование, конспектирование специальной литературы

- чтение, анализ художественной литературы

- поиск в интернете дополнительной информации при подготовке к реферату

Формы обучения:

-лекции,

-контрольная работа,

-самостоятельная работа,

Методы обучения:

- чтение, реферирование, конспектирование специальной литературы

- чтение, анализ художественной литературы

- поиск в интернете дополнительной информации при подготовке к реферату




  1. Тематический план учебной дисциплины:







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Специфика изучения литературы. Естественнонаучные методы и методы изучения «наук о духе». Литература и литературность.

4

2







2

2

Теории происхождения литературы.

8

4







4

3



«Поэтика» Аристотеля: категории «катарсис» и «мимесис». Классические поэтики Горация и Н. Буало.

«Историческая поэтика» А.Н. Веселовского.


16



8







8




4


Концепция литературных родов и жанров. Литературный образ. Слово и произведение в трудах А.А. Потебни. Понятие «внутренней формы» А.А. Потебни.



16




8








8



5

6.

Основные концепции теории литературы в трудах ОПОЯЗа («прием», «остранение», «литературность», «сюжет и фабула», «мотив и мотивировка», «литература и быт»), Ю.Н. Тынянова и В.М. Жирмунского.
Критика формальной эстетики в трудах М.М. Бахтина и ученых его круга. Концепция автора и героя, хронотоп, диалогические отношения, полифонический роман, произведение как эстетическая целостность в трудах М.М. Бахтина.


16

16


8

8








8

8


7.
8.



Основные концепции постструктурализма и деконструктивизма.

Произведение и текст. Художественное произведение как эстетическое целое.

8
24


4
12






4
12





Итого

108

54







54




  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

3 год

Параметры




2

3

4

























Текущий контроль

Контрольная работа




*































Домашняя работа, 3-4 тыс. слов

Реферат








*




























Не менее 15 листов

Итоговый

Зачет










*

























Письменный зачёт 80 минут

    1. Критерии оценки знаний, навыков


Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.

В реферативной работе (текущий контроль) необходимо продемонстрировать аналитическую работу с источниками и способность к рефлексии собственных идей, а также идей других студентов (при peer-оценивании).

Итоговый контроль – предполагает интеграцию результатов промежуточного контроля и осуществляется согласно следующим критериям:

Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.

Высшая оценка (10 баллов) выставляется при качественной подготовке теоретических вопросов по всему курсу, детальном владении понятийным аппаратом теории литературы, при наличии реферата с элементами самостоятельного анализа.

Оценка 8-9 баллов предполагает основательную подготовку теоретических вопросов, наличие основательного реферата по избранному аспекту теории литературы;

Оценка 6-7 баллов выставляется при усвоении основных положений курса и наличии основательного реферата с анализом явлений теории литературы в избранном студентом аспекте (при выполнении реферирования в срок. возможны незначительные пробелы и ошибки в ответе). Допускаются отдельные недочёты и незначительные замечания по реферированию.

Оценка 5-4 выставляется при овладении основными разделами курса, при этом возможны отдельные неточности в изложении ключевых концепций, при наличии реферата, содержащего общую характеристику избранных явлений теории литературы.
Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает правильность решения задач на семинаре: Оауд. правильность выполнения домашних работ, задания для которых даются на дом: Осам.раб., полноту раскрытия темы в контрольной работе Ок/р и в реферате Ореферат.

О текущий = 0,5*Ок/р + 0,5*Ореферат

Онакопленная = 0,3*Оауд+ 0,3*Осам.раб. +0,4*Отекущий

Оитоговый 1 курс = 0,3*Озачёт + 0,7*Онакопленная
Оценки округляются арифметическим способом.

Итоговая оценка за 1 курс является промежуточной. В диплом выставляется результирующая оценка за три года изучения дисциплины.
  1. Содержание дисциплины



1. Специфика изучения литературы. «Литературность», «художественность» как специфические категории теории литературы.

2. Теории происхождения литературы.

Концепция братьев Гримм. Т. Бенфей и теория миграции сюжетов. Теория самозарождения литературы. «Первобытный синкретизм» А.Н. Веселовского. Соотношение ритуала и мифа в понимании В.Н. Топорова.
3. «Поэтика» Аристотеля: категории «катарсис» и «мимесис». Классические поэтики Горация и Н. Буало.

«Историческая поэтика» А.Н. Веселовского. Аристотель о комедии и трагедии. «De arte poetica» Горация. Средневековые концепции поэзии. «Защита поэзии» и национальных языков в эпоху Возрождения. Нормативная поэтика Н. Буало.




2

4

8




2

4

8


2

4


8


1, 2

2,3

3, 6, 7

4. Концепция литературных родов и жанров. Литературный образ. Слово и произведение в трудах А.А. Потебни. Понятие «внутренней формы» А.А. Потебни. Категории литературного «рода» и «жанра» в «Эстетике» Гегеля. Теория поэтической образности, поэтика сюжета в «Исторической поэтике» А.Н. Веселовского. А.А. Потебня о соотношении мышления и языка, о литературных родах и жанрах.
5. Основные концепции литературы в трудах ученых ОПОЯЗа (В. Б. Шкловский, Р.О. Якобсон, Б.В. Томашевский, Ю.Н. Тынянов («литература как система», «единство и теснота стихового ряда») и В.М. Жирмунский (принципы сравнительного изучения литератур).


8

8

8

8


8

8

1, 2, 3, 7

8, 2, 4, 5



6. Критика формальной эстетики в трудах М.М. Бахтина и ученых его круга. Тартусско-московская школа структуральной поэтики. Ю.М. Лотман, В.В. Иванов, Б.А. Успенский, З.Г. Минц и др.

Французский структурализм и постструктурализм: Р. Барт, Ц. Тодоров, Ю. Кристева.

Постструктурализм и деконструктивизм: Ж. Деррида, Ж. Лакан, М. Фуко.
7. Основные концепции постструктурализма и деконструктивизма.

Произведение и текст. Произведение как художественное целое: проблема автора, жанр, тематика и проблематика, сюжет и композиция, мотивы и лейтмотивы, тип, герой, характер, тропы, слово в литературе, слово в системе контекстов.
8. Произведение и текст. Художественное произведение как эстетическое целое.

История и теория стихосложения.

Основные концепции современной компаративистики. Литература и межкультурная коммуникация. Билингвизм и литературное творчество (В. Набоков и др.)


8


12



8


12









1, 8

1, 2, 3, 4, 5, 6

  1. Образовательные технологии


-лекции

-мультимедийные презентации

-реферат

-контрольная работа

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


  1. Сущность литературы. Литературность. Семиотическая природа литературы.

  2. Происхождение литературы.

  3. Категории рода и жанра в классических поэтиках.

  4. Роман как жанр. Основные теории романа.

  5. Жанры драмы.

  6. Жанры лирики.

  7. Литературный образ.

  8. Методы и подходы к изучению литературы.

  9. Литературная эпоха и литературное направление.

  10. Произведение и текст. Литературное произведение как эстетическое целое.

  11. Тематика и проблематика.

  12. Характер, герой, образ.

  13. Сюжет, фабула, композиция.

  14. Тропы. Стиль и язык в литературе.

  15. Основы стихосложения.

  16. Концепции современной компаративистики.

9.2 Вопросы для оценки результатов усвоения курса


  1. Специфика изучения литературы. «Литературность», «художественность» как специфические категории теории литературы.

  2. Основные концепции происхождения литературы.

  3. Категории рода и жанра в классических поэтиках.

  4. Роман как жанр. Основные теории романа. Полифонический роман в трактовке М.М. Бахтина.

  5. Специфика романного хронотопа и лсова в трудах М.М. Бахтина.

  6. Жанры драмы.

  7. Жанры лирики.

  8. Литературный образ. Образ и символ в понимании А.Ф. Лосева.

  9. Методы и подходы к изучению литературы: биографический метод.

  10. Литературная эпоха и литературное направление.

  11. Культурно-историческая школа.

  12. Социологический метод.

  13. Сравнительно-историческое изучение литературы. Компаративистика и метакомпаративистика.

  14. Формализм.

  15. Герменевтика.

  16. Структурный метод.

  17. Рецептивная эстетика и эстетика воздействия.

  18. Литература и межкультурная коммуникация. Системно-синергетический подход. Концепт в литературе.

  19. Произведение и текст. Литературное произведение как эстетическое целое.

  20. Тематика и проблематика.

  21. Характер, герой, образ.

  22. Сюжет, фабула, композиция.

  23. Тропы. Эпитет. Сравнение. Метафора. Метонимия. Символ.

  24. Стиль и язык в литературе.

  25. Основы стихосложения.

  26. Концепции современной компаративистики.


9.3 Темы для контрольной работы
1. Происхождление и сущность литературы.

2. Методы изучения литературы.
9.4. Примерные темы рефератов

1. Специфика изучения литературы. «Литературность», «художественность» как

специфические категории теории литературы.

2. Основные концепции происхождения литературы.

3. Категории рода и жанра в классических поэтиках.

4. Литературный образ.

5. Методы и подходы к изучению литературы: биографический метод.

6. Культурно-историческая школа в теории литературы.

7. Социологический метод в литературоведении.

8. Сравнительно-историческое изучение литературы.

9. Компаративистика и метакомпаративистика.

10. Концепции теории литературы в трудах ученых ОПОЯЗа.

11. Критика «материальной эстетики» в трудах М.М. Бахтина.

  1. Герменевтика.

  2. Тартусско-московская школа структурализма. Основные концепции французского структурализма.

  3. Постструктурализм и деконструктивизм.

  4. Рецептивная эстетика и эстетика воздействия.

  5. Литература и межкультурная коммуникация. Системно-синергетический подход. Концепт в литературе. Смысл в литературе.

  6. Произведение и текст. Литературное произведение как эстетическое целое.

  7. Стиль и язык в литературе.

  8. Основы стихосложения.
  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Основная литература


  1. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. Академия, 2009.




    1. Дополнительная литература

  1. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 тт. – М., 1997-2012 (т. 5, работы 1940-нач.1960-х гг.; т.6 «Проблемы поэтики Достоевского», работы 60-70-х гг.)

  2. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения дитературы. Системно-синергетический подход. Учебное пособие. – М.: Флинта-Наука, 2011.

  3. Литературоведение на современном этапе. Теория. История литературы. Творческие индивидуальности. - Томск, 2009.

  4. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие/Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии НД. Тамарченко. — М.: Аспект Пресс, 1996.

  5. Якобсон Р., Гланц Т. Формальная школа и современное русское литературоведение. М: Языки славянских культур, 2011

  6. Тамарченко Н.Д. Теория литературы: в двух томах. – М.: Академия, 2008.

  7. David Damrosch. How to Read World Literature. John Wiley & Sons, 2011

  8. Bruce Clarke, Manuela Rossini. The Routledge Companion to Literature and Science. Taylor & Francis, 2011


11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для лекций используется компьютер/ноутбук; проектор; экран.

Автор проф. В.Г. Зусман



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины Социология литературы для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» подготовки...
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология»
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «История» для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология»
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconРабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700....
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса...
А. П. Теория и методика преподавания рки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 2 курса направления 032700....
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Герменевтические аспекты методики преподавания...
Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе литературы и русского языка
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. III.» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. II.» ...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (итальянский)»  для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский)»  для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины Актуальные проблемы компаративистики  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск