Скачать 254.01 Kb.
|
-- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Социологический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе профессор ______________ Е.Г.Елина "__" _________ 2011 г. Рабочая программа дисциплины СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Направление подготовки 081100– Государственное и муниципальное управление Квалификация выпускника бакалавр Форма обучения очная Саратов 2011
Целью освоения дисциплины «Социально-культурные особенности развития российского общества» является формирование целостной картины мира у студентов на основе теоретических материалов и особенностей социально-культурного развития российского общества в соответствии с историческими эпохами IX – XX веков. Задачи курса - предоставить студентам современные знания по статике и динамике духовной жизни субъекта в российской системе: «индивид-группа - (сообщество) - этнос-общество». Освоение курса дает студентам возможность исследования духовной жизни на профессиональном уровне.
Учебная дисциплина «Социально-культурные особенности развития российского общества» является дисциплиной по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла и логически связана с другими частями ООП (особенности российской политической культуры и менталитета, историей, исследование социально-экономических и политических процессов и др.) 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результатам освоения дисциплины «Социально-культурные особенности развития российского общества» Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - стремлением работать на благо общества (ОК-1); - знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3); - способностью и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): - способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42); В результате изучения дисциплины студент должен Знать: закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; основные события и процессы мировой и отечественной истории; основные теоретические подходы к происхождению государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства, а также перспективы развития государства; типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций; социальную специфику развития общества, закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Уметь: ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества.
Трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы - 72 часа, из них 34 часа аудиторных и 38 – самостоятельная работа студентов.
Содержание учебной дисциплины Лекции Тема 1. Социально-культурные особенности русского общества периода средневековья. IX – XVII века). Особенности русского менталитета, русской культуры данного периода. Славянское язычество, фольклор. Возникновение христианства. Письменность и просвещение, научные знания. Общественно-политическая мысль и литература. Развитие зодчества, живописи периода средневековья. Культура на переломе эпох. Барокко в русской культуре XVII века. Тема 2. Российское общество первой четверти XVIII века. Преобразования Петра I в области культуры. Борьба за культурное наследие Петровской эпохи (вторая четверть XVIII века). Влияние основных исторических событий на российское общество. Образование и наука данного периода. Развитие книжного дела и печати. Изменение в общественном сознании, возникновение публицистики. Новые явления в быту и общественной жизни. Развитие литературы, музыки, театра, архитектуры, скульптуры, живописи. Эпоха дворцовых переворотов, утверждение абсолютизма в России. Дальнейшее развитие образования, науки, литературы, архитектуры, живописи. Тема 3. Основные идеи русской национальной культуры в обществе России середины XVIII – XIX веков. Эпоха «просвещенного абсолютизма», формирование капиталистического уклада. Развитие системы образования. Наука и техника. Общественная мысль, рост общественного самосознания. Просветительство. Литература: классицизм, реализм, сентиментализм. Архитектура: барокко, рококо, классицизм, дворцово-парковые ансамбли. Классицизм в скульптуре. Развитие жанра портретной и исторической живописи. Становление русского театра, формирование русской музыкальной школы. Тема 4. Социально-культурные особенности российского общества и развитие культуры первой половины XIX века. Основные идеи эпохи. Развитие образования и просвещения. Новые достижения в науке и технике. Общественно-политическая мысль подчинена идеологии: «православие, самодержавие, народность». Славянофилы, западники, утопический социализм. Литература периода романтизма. Развитие театра. Создание национальной русской оперы, инструментальной музыки. Архитектура: стиль ампир, эклектика. Развитие монументальной скульптуры. Романтизм в живописи, реализм, критический реализм. Тема 5. Особенности российского общества, культуры 60-х – 90-х годов XIX века. Основные преобразования российского общества. Реформы. Становление системы образования, просвещения, печати. Развитие науки и техники. Общественно-политические движения. Реализм в литературе данного периода. Музыка и театр. Объединение композиторов «Могучая кучка». Развитие театральной школы. «Товарищество художников передвижных выставок». Расцвет пейзажа и исторической живописи. Развитие архитектуры и скульптуры. Роль русских меценатов в развитии культуры данного периода. Тема 6. Российское общество рубежа веков. «Серебряный век русской культуры. Российское общество в период буржуазных реформ рубежа веков. Образование и просвещение. Достижения науки и техники. Развитие реализма, неоромантизма, символизма в литературе. Стиль модерн. Театр и музыка данного периода. Архитектура стиля модерн. Скульптура – импрессионизм. Творческое объединение художников «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Абстрактная живопись. Тема 7. Особенности социально-культурного развития российского общества в годы становления советского государства (октябрь 1917 – 1920-е годы). Русская эмиграция. Российское общество в условиях тоталитаризма (30-е – 50-е годы XX века). Общественно-политические преобразования советского общества. «Культурная революция». Развитие науки, образования, культуры нового государства. Деятельность русской интеллигенции за рубежом. Создание тоталитарного государства. Развитие науки, образования, и культуры в целом в данный период. Тема 8. Особенности развития российского общества в период Великой отечественной войны 1941 – 1945 гг. и в послевоенный период. Основные исторические события, повлиявшие на развитие общества. Активность творческой интеллигенции в годы войны. Новые условия развития науки, техники, культуры в 1953 – 60-х годах. Тема 9. Особенности развития российского общества в период 60-х – 80-х годов. Проблемы переходного периода и развитие культуры 90-х годов. Перспективы российского общества в новом столетии. Основные исторические события данного периода. Общественно-политические движения. Направления и итоги развития науки, образования, литературы, театра, кино, скульптуры, живописи, архитектуры. Итоги «перестройки». Знаменательные события в области культуры. Условия функционирования культуры на рубеже тысячелетий. Новые перспективы и тенденции развития всех сфер жизнедеятельности общества. Темы для проведения семинарских занятий и самостоятельной работы студентовТема 1. Социально-культурные особенности русского общества периода средневековья. IX – XVII века). Тема 2. Российское общество первой четверти XVIII века. Преобразования Петра I в области культуры. Борьба за культурное наследие Петровской эпохи (вторая четверть XVIII века). Тема 3. Основные идеи русской национальной культуры в обществе России середины XVIII – XIX веков. Тема 4. Социально-культурные особенности российского общества и развитие культуры первой половины XIX века. Тема 5. Особенности российского общества, культуры 60-х – 90-х годов XIX века. Тема 6. Российское общество рубежа веков. «Серебряный век русской культуры. Тема 7. Особенности социально-культурного развития российского общества в годы становления советского государства (октябрь 1917 – 1920-е годы). Русская эмиграция. Российское общество в условиях тоталитаризма (30-е – 50-е годы XX века). Тема 8. Особенности развития российского общества в период Великой отечественной войны 1941 – 1945 гг. и в послевоенный период. Тема 9. Особенности развития российского общества в период 60-х – 80-х годов. Проблемы переходного периода и развитие культуры 90-х годов. Перспективы российского общества в новом столетии.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки, реализация компетентностного подхода при прохождении дисциплины «Социально-культурные особенности развития российского общества» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий –подготовка и презентация публичного выступления, тестирование, дискуссии, написание рефератов
Самостоятельная работа студентов предполагает просмотр и анализ литературных источников по изучаемым темам; подготовку к публичному выступлению, обсуждению, дискуссии; подготовку рефератов и докладов по темам семинаров с использованием примеров, заимствованных из литературных источников, анализа собственных наблюдений. Итоговый контроль – зачет. Вопросы к зачету
Тематика рефератов.
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы Электронные версии лекций по «Социологии», медиа-презентации по социологии (socio.sgu.ru) Программа SPSS (для обработки социологических данных). Адреса электронных библиотек: http://socis.isras.ru/ - журнал "Социологические исследования" http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН http://lib.socio.msu.ru - Электронная библиотека социологического факультета МГУ. http://socio.rin.ru/ - Портал по социологии с большим количеством информации. http://socioline.ru - Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок. Библиотека Социологии и Политологии - Бесплатная онлайн библиотека содержит учебные пособия, монографии, сборники, статьи, диссертации и ответы на билеты по социологии и политологии. Автор рассылки читает спецкурс "Россия в системе международной безопасности" в МГУ им Ломоносова http://www.i-u.ru Русский Гуманитарный Интернет-Университет http://www.socinf.narod.ru/ - сайт социологов РГСУ http://christsocio.info - Христианская Социология Allan Shade Homepage Небольшая социологическая библиотечка с оригинальными материалами http://www.chelovek.fatal.ru Портал для студентов Юридического Факультета http://www.elitarium.ru Дистанционное интернет-образование Awareness-way Качественные методы в социологии и маркетинге http://www.psyho.dtn.ru Электронная библиотека Центра Аналитической Психологии on-line, классика психологии - Юнг, Фрейд, Адлер, Берн, Райх, Фромм... http://orel.rsl.ru/ - Открытая русская электронная библиотека. http://www.sociograd.ru/ - Кафедра социологии и психологии управления Института социологии и управления персоналом (ИСУП) Государственного университета управления (ГУУ). 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Социально-культурные особенности развития российского общества» В ходе реализации дисциплины используются компьютерный класс, оргтехника, мульти-медиа, доступ к сети интернет (во время самостоятельной подготовки). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 081100 – Государственное и муниципальное управление. Автор: кандидат социологических наук _________________ Карелина И.А. Программа одобрена на заседании кафедры социологии коммуникаций и управления от 27 мая 2011 года, протокол № 9. Подписи: Зав. кафедрой социологии коммуникаций и управления доктор социологических наук, профессор _______________ Аникин Л.С. Декан факультета, где разрабатывалась программа доктор филос. наук, профессор _______________ Дыльнов Г.В. |
Российской Федерации Министерство образования и науки Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на... Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания... | Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на... Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания... | ||
Министерство образования и науки российской федерации Направление подготовки 208700 – Техносферная безопасность утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | В федеральную антимонопольную службу России Копии: в министерство... Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства... | ||
Министерство образования и науки российской федерации приказ от 8... В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской... | Министерство образования и науки российской федерации приказ от 10... Воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым | ||
Министерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на... | Министерство образования и науки Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект | ||
Министерство образо вания и науки российской федерации федеральное... Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"... | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и... | ||
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и... | Российской Федерации Министерство образования и науки Российской... Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе | ||
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской... Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе | Министерство образования российской федерации Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и... |