Скачать 0.55 Mb.
|
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности Современная хореография «Мечта» для детей 3-17 лет срок реализации: 8 лет Программу составила О.П. Янке, педагог дополнительного образования Рассмотрена и рекомендована к реализации решением методического совета МАОУ ДОД ДТД и М «20» сентября 2012 г. Протокол № 1 Калининград 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В эпоху перемен и обновления нашего общества, требующих переоценки сущности процесса воспитания нового поколения детей все решительнее осуществляется поворот к личности ребенка, имеющего свой сложный мир отношений, стремление к полноценному досугу, готовность развивать свои дарования. Ребёнок становится субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого реализуются абстрактные программы. Приобщение к миру танца развивает у него художественную, эмоциональную активность, творческие способности, обеспечивает неразрывность художественного и личностного, углубленное овладение знаниями, умениями и навыками по хореографии. Сегодня на первый план выдвигается задача формирования достоинств путем приобщения ребёнка к неподдельным ценностям культуры и искусства во всем их многообразии; культуре отношения к миру, себе и другим людям. Программировать поступки ребенка в дальнейшем могут мировые культурные ценности, ставшие его личностными ценностями. Воспитание человека культуры, человека достойного, имеющего свой смысл в жизни – главная цель программы. Хореография играет огромную роль в формировании внутренней культуры детей: выдержка, вежливость, чувство меры, простота, доброжелательность, приветливость становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Понятие «культура» включает в себя культуру духовных потребностей, ориентацию на социально-значимые духовные ценности, освоение основных представлений и понятий теории морали, права, искусства. Поэтому --- в содержание педагогического процесса входит ознакомление воспитанников с лучшими художественными произведениями, развитие у них художественного творчества, вкуса, культуры общения. Педагогический процесс в данной программе строится как целесообразная управляемая система отношений взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков: по основам классического танца, историко-бытового и народного танца, истории хореографического искусства, основам мастерства хореографии. Программа носит комплексный характер. Овладев элементами танцевальной грамоты, воспитанники подготовительных групп продолжают свое образование в основных группах ансамбля «Мечта». В программе образцового хореографического ансамбля «Мечта» обучение хореографии в подготовительных группах и рассчитано на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Своеобразие обучения хореографии в подготовительных группах ансамбля обусловлено необходимостью более дифференцированного подхода к решению воспитательно-педагогических задач:
Вариативные сроки обучения по программе зависят от одаренности детей, их физических возможностей и интересов. Цель программы – воспитание человека культуры, готового ценить искусство, как величайшую радость, облагораживающую духовный мир ребенка, способного видеть, слышать и вникать в смысл красоты, воспитание культуры в гармонии духа и тела. Программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные физические, интеллектуальные, художественные, творческие способности. Работа в рамках программы призвана развивать, обучать, воспитывать и оздоравливать воспитанников. Задачи:
Вся совокупность целей и задач занятий хореографией служит конечной цели – формированию ценностных эстетических ориентаций, воспитанию продуктивной, самостоятельной личности. Определенными показателями эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношение к учебе, обществу, людям, друг к другу, взаимоотношения с родителями и учителями. Программа рассчитана на 4 группы сложности, что соответствует 8 годам обучения и строится на основных принципах образовательного процесса: доступность, наглядность, последовательность, дифференцированность, целостность, образность, ассоциативность и вариативность. Группы сложности:
Наиболее важными в программе являются первые годы обучения, когда закладывается основа для будущей работы по совершенствованию технического мастерства. В последующие годы обучения и воспитания задачи становятся более разнообразными и глубокими:
Занятия по группам сложности строятся следующим образом: 1 группа сложности: 1 год обучения – в неделю 6 часов 2 год обучения – в неделю 6 часов 2 группа сложности: 3 год обучения – в неделю 6 часов 4 год обучения – в неделю 8 часов 3 группа сложности: 5 год обучения – в неделю 8 часов 6 год обучения – в неделю 8 часов 4 группа сложности: 7 год обучения – в неделю 8 часов 8 год обучения – в неделю 8 часов. При соблюдении условий регулярности и постепенности, систематичности, повторности и последовательности занятия проводятся 3-4 раза в неделю, по 2-3 часа каждое. Используются различные формы проведения занятий:
Контрольный срез знаний проводится 1 раз в полугодие (форма – учебно-тренировочная); 1 раз в год подводится общий итог в форме отчетных концертов. Работа включает в себя как групповые, так и индивидуальные занятия. Методы и приемы обучения Греческое слово «метод» означает путь, способ познавательной и практической деятельности людей. Обучение хореографии относится к числу наиболее сложных видов деятельности и поэтому располагает целой системой разнообразных методов:
Программируемый результат: высоконравственная личность, ориентированная в мире культуры, способная видеть, слышать и создавать мир гармонии вокруг себя. В своей образовательной деятельности педагог опирается на классический танец, признанный одним из главных выразительных средств современного танца. Классический танец – четко выработанная система движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего; это система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, выразительным, подвижным и прекрасным. В педагогическом процессе одна из важных задач педагога – научить ребенка сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной их координации; обнаружить ошибки воспитанников, подсказать и облегчить им путь постоянного совершенствования в повседневной практике. Знание «азбуки» классического танца становится важнейшим критерием в оценке готовности детей усваивать «лексику» классического, эстрадного, народного, современного танца. Основные принципы педагогической деятельности:
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (1 – 2 год обучения) I группа сложности Решаются задачи развития творческих и физических способностей детей. . В сфере развития и воспитания личности ребенка педагог должен:
В сфере профессиональной деятельности ребенок должен:
II группа сложности Решаются задачи формирования и развития творческого потенциала детей, повышения танцевальной техники исполнения, совершенствование исполнительского мастерства, ориентирование на успехи и достижения в активной концертной деятельности. В сфере профессиональной деятельности воспитанники должны иметь:
В сфере развития и воспитания личности ребенок должен:
III группа сложности Решаются задачи дальнейшего освоения хореографической «азбуки» - необходимого фундамента, на котором создаются и развиваются движения классического танца. Предполагается следующий объем знаний и навыков. В сфере профессиональной деятельности ребенок должен:
В сфере развития и воспитания личности ребенок должен:
IV группа сложности В IV группе сложности воспитывают более свободное владение корпусом, движениями головы и особенно рук, которые должны быть пластичными и выразительными. Главное – качество исполнения, а не нагромождение сложных комбинаций. Большое внимание уделяется эмоциональной окраске танца, его образности. Поощряется творческий поиск воспитанников, пробуждение интереса к профессии. Возможность и желание передать свой исполнительский опыт более младшим воспитанникам становятся реальными в репетиционной работе. Приветствуется любой творческий эксперимент, способствующий развитию навыков импровизационности и сочинительства. Совершенствование исполнительского и актерского мастерства, преодоление технических трудностей является залогом приобретения свободы сценического поведения, проявления своей индивидуальности. В сфере профессиональной деятельности предполагается достижение следующих результатов:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В структурном компоненте программу можно разделить на 4 раздела, обязательные для каждого года обучения:
II. Музыкально-ритмическое воспитание. III. Учебно-тренировочная работа. IV. Танцевальный репертуар. Изменяется лишь содержание и количество часов, отведенных на каждый раздел. Темы I и II разделов расписаны на все годы обучения. Педагог может дополнять или исключать недоступные для детей темы, исходя из степени готовности детей к восприятию.
От истоков до становления и развития хореографии. Основные задачи теоретического курса:
Рекомендуемые темы: 1. Хореография как одна из форм творческой деятельности человека. 2. История возникновения и эволюция танца. 3. Историко-бытовой танец и его социальная основа. 4. Возникновение русского балетного театра, народные истоки русского ба- лета. 5. Основы русского народного танца.. 6. Основы классического танца. 7. Творчество А.Я.Вагановой. 8. Основные направления в развитии современного танца. 9.Выдающиеся хореографы XIX-XX столетия: 1) Мариус Петипа 2) Лев Иванов 3) Михаил Фокин 4) Касьян Голейзовский 5) Юрий Григорович 6) Игорь Моисеев 7) Борис Эйфман 8) Морис Бежар 9) Ролан Пети 10)Джордж Баланчин 11)Иржи Килиан 12)Джон Нонмайер 10. Выдающиеся танцовщики двух эпох: 1) Анна Павлова 2) Тамара Карсавина 3) Матильда Кшесинская 4) Ольга Спесивцева 5) Галина Уланова 6) Майя Плисецкая 7) Екатерина Максимова 8) Наталья Бессмертнова 9) Ульяна Лопаткина 10)Светлана Захарова 11)Вацлав Нижинский 12)Рудольф Нуреев 13)Марис Лиепа 14)Владимир Васильев 15)Николай Цискаридзе 12. Великая «босоножка», женщина – миф Айседора. 13.Обзор журнала «Балет» - регулярно.
Развитие музыкального слуха воспитанников. Танец органически связан с музыкой. Темп и ритмический рисунок музыкального сопровождения в разных группах сложности разные: от простого к более разнообразному. Заботясь о развитии музыкального слуха, необходимо ускорять и замедлять темп, изменяя музыкальный размер при строгом соблюдении цельности музыкальной фразы. Задачи курса:
Эти качества должны служить фундаментом для дальнейшей работы над музыкальностью и выразительностью воспитанников. Первостепенное значение приобретает правильный подбор музыкального материала для занятий. Он должен содержать высокохудожественные образцы русской и зарубежной классической и народной музыки, доступные возрасту воспитанников. Согласно учебно-тематическому плану, музыкально-ритмическое воспитание осуществляется в течение 2-х лет в I группе сложности 1 раз в неделю по 1 учебному часу (60 минут). Завершает обучение каждый учебный год контрольный урок.
содержит следующие темы: |
Брянский филиал Цель курса «Валютное право» носит комплексный характер и складывается из следующих компонентов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Определение совместно с детьми руководителей групп, помощь в распределении ролей в группах. Руководителей групп и их состав определяю... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участники проекта: дети старших, подготовительных групп, воспитатели групп, родители воспитанников, специалисты | Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить... Для одних шахматы это просто игра, время препровождение, для других это спорт, соревнование, возможность проявить свой характер и... | ||
Как написать и на отлично защитить дипломную работу Однако, оценка дипломной работы носит комплексный характер. Можно написать отличную работу и получить «удовлетворительно» по итогам... | Игра в шашки способствует развитию усидчивости, логического мышления,... Дети старших и подготовительных групп имеют возможность принять участие и показать своё мастерство в игре. Ребята, которые показывают... | ||
Самостоятельная работа по курсу Информатика и икт для групп, обучающихся... Системы, образованные взаимодействующими элементами; состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы | Рабочая программа дисциплины Одной из главных целей курса «Ихтиотоксикология» является изучение основных групп загрязнителей, поступающих в водоемы, особенностей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучить с педагогами старших и подготовительных групп программу Т. И. Даниловой «Светофор» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На методическое объединение воспитателей подготовительных к школе групп детских садов Георгиевского муниципального района | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выявление лучших воспитанников доу подготовительных групп для участия в районной игре 8 детей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить воспитателей старших и подготовительных групп с формами работы по социально-личностному развитию дошкольников | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ознакомительные экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу (День знаний, новый год, 8 марта, 9 мая) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся с элементами творческих заданий, нотной грамоты | ||
Воспитание чувства ответственности за свое здоровье На доске вывешены грамоты и медали учащихся, которые они заслужили на различных соревнованиях | «Новый стандарт образования – новые возможности» День открытых дверей для родителей будущих первоклассников «Образовательная среда начальной школы», организация экскурсии детей подготовительных... |