Скачать 339.97 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение cредняя общеобразовательная школа №551 Кировского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по музыке 8Б класс Вязовской Валентины Владимировны высшей категории 2014 - 2015 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа, составленная на основе программы основного общего образования по музыке ,соответствует БУП, ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов: 1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). 2.Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-8 классы. М.: «Просвещение»,2007. Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Л. Критская 3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312). В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» в 8 классе изучается 1 раз в неделю, в год – 34 часа. В учебном плане ГБОУСОШ №551 предусмотрено 17 часов для преподавания предмета «Искусство (музыка) » в 8 классе (1 полугодие) и 17 часов в 9 классе (2 полугодие) Место курса «Музыка» в учебном плане школы На изучение учебного курса музыки в 8 классе отводится 1 час в неделю в первом полугодии. Курс рассчитан на 17 ч Количество часов в 1-й четверти – 9ч Количество часов во 2-й четверти – 8ч Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2008год).. Данная рабочая программа рассчитана на17 часов. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (. «Музыка» 8класс; Алеев В.В., Науменко Т.И.,. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке, а также учебно-методические пособия. Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент ф-но, компьютер,видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point. СД: Энциклопедия классической музыки. 2007. «Коминфо». Москва CD/Музыкальные инструменты. Электронная библиотека. 2002. Studio Multimedia KorAx СД: Шедевры музыки. Электронная библиотека. 2007. «Кирилл и Мефодий» СД: Соната. Не только классика. Электронное пособие. 2008. Институт новых технологий. СД: Обучающе - развивающая программа « М.П.Мусоргский. Картинки с выставки». 2007. Alisa Group. СД: Обучающе - развивающая программа « К.Сен-Санс. Карнавал животных». 2008. Alisa Group. Гришанович Н.М., Суханова А.И. Музыка. 8 класс. – М.: Просвещение,2007. Искусство в школе, № 5, 2005; № 6, 2006. Кабалевский Д.Б. Программа 5-8 кл. – М.: Дрофа, Школьное музыкальное образование ставит следующие цели обучения: Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры. Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, певческого голоса. Освоение музыки и знаний о музыке, ее инонационально – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства. Овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкальной деятельности. Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира. Цели программы: Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры. Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, певческого голоса. Освоение музыки и знаний о музыке, ее инонационально – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства. Овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкальной деятельности. Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира Основные задачи: Приобретение знаний о музыке, Освоение компетенции. Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства; Усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества; Овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); Обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности; Воспитание слушательской и исполнительской культуры Учебно – методический комплект: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 8 класс.- М.: Просвещение, 2008. Межпредметные и межкурсовые связи: При работе широко используются: темы по литературе: М.Ю.Лермонтов «Маскарад» Люк Пламонд «Нотр-Дам де Пари», А.Вознесенский «Юнона и «Авось», П.Мериме «Кармен», А.С.Пушкин «Борис Годунов», У.Шекспир «Ромео и Джульетта» Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные. Формы контроля: В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, тестовая работа, рефераты о творчестве композиторов. Тестовые задания проводятся в конце каждой четверти учебного года, на уроке. Теоретической основой данной программы являются: методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод перспективы и ретроспективы; метод создания «композиций»; метод игры. метод проектов В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о вечном?» и др. Образовательные и воспитательные задачи обучения музыке должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся. Законом об образовании учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач, поэтому считаю целесообразным использовать в работе следующие виды уроков: : типовые, тематические, доминантные, комплексные. Типовые – используются довольно часто в практике проведения уроков музыки и включают в себя все виды музыкальной деятельности школьников. При планировании подобных уроков нужно обратить внимание на то, чтобы разные виды общения учеников с музыкой органично переплетались в сюжете урока согласно целям и задачам. Доминантный тип урока – в нем четко прослеживается преобладание одного из видов музыкальной деятельности школьников (пение, слушание, игра на музыкальных инструментах и т.д.) Тематический урок – отрабатывает одну тему посредством всех видов музыкальной деятельности. Комплексный урок – объединяет не только различные виды музыкальной деятельности учащихся, но и другие виды искусства и художественного творчества (живопись, поэзия, танец и т.д.) Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ знать/понимать Знать/понимать: специфику музыки как вида искусства; значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; основные формы музыки; характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки; иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра; знать направления современной музыки знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.). Уметь: определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензии. определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ достижений учащихся. Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса ПРЕДМЕТА «Музыка» в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/ письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиям. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
При выполнении практической работы и контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта Недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется Оценка устных ответов учащихся: Отметка «5»- полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником - Изложен материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя музыкальную терминологию. - чисто интонируются музыкальные отрывки, сопутствующие ответу - показано умение иллюстрировать ответ конкретными примерами. -продемонстрировано усвоение ранее пройденного материала., сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков. - Самостоятельный ответ ученика без наводящих вопросов учителя. Отметка «4»- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержания ответа - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя - допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов либо в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя Отметка «3»- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала - имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании музыкальной терминологии. - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков Отметка «2» - не раскрыто основное содержание учебного материала - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала - допущены ошибки в определении понятий, при использовании музыкальной терминологии. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается: -степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности; -самостоятельность в разборе музыкального произведения; -умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. Нормы оценок (слушание музыки). Оценка «пять»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности ,ответ самостоятельный. Оценка «четыре»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. Оценка «три»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. Оценка «два»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Тетрадь на уроках музыки. Требования к ведению тетради для учащихся 8 класса. В тетрадь записываются: 1.Темы уроков. 2.Имена композиторов, музыкантов, даты их жизни. 3.Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании. 4.Названия и авторы разучиваемых песен. 5.Сложно запоминающиеся тексты песен. 6.Музыкальные впечатления. 7.Сообщения,выполняемые учащимися по желанию(по темам отдельных уроков.) 8.В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из год в год. Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов(в связи с записываемыми темами). Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини- учебником, куда ученик записывает нужную информацию ,которую ему предстоит запомнить. Тетрадь проверяется учителем один раз в четверть. Оценка выставляется за: 1.ведение тетради(эстетическое оформление;) наличие всех тем; аккуратность. 2.ведение словаря 3.выполненное домашнее задание. Формы организации учебного процесса: - групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, текущий, тематический, итоговый. Формы контроля: индивидуальные, групповые, деятельности: конкурс викторина самостоятельная работа творческая работа Содержание учебного предмета Название разделов программы: Современность в музыке- 9ч. «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников. Взаимопроникновение « серьезной» и « легкой» музыки- 8ч. «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». В четвертой четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов. Содержание уроков в 8 классе направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта: по предмету «Музыка» - «Стилевое многообразие музыки»; «Джаз (Амстронг Л., Утесов Л.): спиричуэл, блюз. Симфоджаз (Гершвин Д.)»; «Творчество композиторов-песенников (Дунаевский И.О., Александров А.В.)»; «Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления»; «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П., Чайковского П.И., Прокофьева С.С.»; В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2010 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8 класса обновлен и добавлен следующий музыкальный материал: творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом эпохи» (М. Дунаевский, А. Петров, Б. Окуджава, по выбору учителя); многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления (бардовская песня, эстрадная песня, рок-музыка, джаз, рок-опера и т.д.). Примерный перечень музыкального материала Народные песни, церковные песнопения, романсы; Песня Марфы. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Песня Галицкого. Из оперы «Князь Игорь». А. Бородин. Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С Бах. Всенощное бдение (фрагмент) С. Рахманинов. Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э. Уэббер. Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. Колыбельная. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Ария из оркестровой сюиты № 3. И.-С. Бах. Бразильская бахиана № 5 (фрагменты). Э. Вила Лобос Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Уж если ты разлюбишь. Д. Кабалевский, слова У. Шекспира (Сонет № 90 в переводе С. Маршака).Ария Орфея; Баллада Харона. Из рок-оперы «Орфей и Эвридика». А. Журбин. Музы согласно. Кант неизвестного автора XVIII в. Славься! Хор из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка. Солнцу красному слава! Хор из оперы «Князь Игорь». А. Бородин. Ода к радости. Из финала Симфонии № 9. Л. Бетховен, слова Ф. Шиллера. Песни. Серенады. Баллады. Ф. Шуберт. День ли царит. П. Чайковский, слова А. Апухтина. Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов: Песни без слов. Ф. Мендельсон. Вокализ. С. Рахманинов. Концерт для голоса с оркестром (фрагменты). Р. Глиэр. Менуэты. Г. Перселл, А. Корелли, Д. Скарлатти. Менуэты из сюит. И.-С. Бах. Менуэты. Из фортепианных сонат. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен. Симфония № 40 (3-я часть). В.-А. Моцарт. Вальс-фантазия. М. Глинка. Вальсы. Из опер и балетов. П. Чайковский. С. Прокофьев. Вальс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г, Свиридов. Вальсы. Ф. Шопен. И. Штраус. Краковяк. Польский. Мазурка. Вальс. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Танец огня. Из балета «Любовь-волшебница». М. де Фалья. Соната № 2 для фортепиано си-бемоль минор (2-я часть , траурный марш). Ф. Шопен. Свадебный марш. Из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Ф. Мендельсон. Марши. Из опер и балетов. М. Глинка. Н. Римский-Корсаков. П. Чайковский. Ж. Бизе. Симфония № 5 (финал). Л. Бетховен. Симфония № 6 (3-я часть). П. Чайковский. Симфония № 7 («Ленинградская») (1-я часть). Д. Шостакович. Военный марш Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Март. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». А. Шнитке. Сонаты. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен. С. Прокофьев. А. Шнитке. Прелюдии. И.-С. Бах. Ф. Шопен. С. Рахманинов. А. Скрябин. Д. Кабалевский. С. Губайдулина. Карнавал. Фортепианная сюита. Р. .Шуман. Комедианты. Сюита для малого симфонического оркестра. Д. Кабалевский. Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.). Учебно-тематический план курса
Сетка контрольных работ
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрена на заседании мо рассмотрена на педагогическом Утверждаю: директор лицея | Темы вашего учебного проекта В данном проекте рассмотрена история компании bmw, история создания первого массового автомобиля, место автомобильной компании в... | ||
Краткое содержание проекта в данном проекте рассмотрена тема: «Штриховое кодирование» В данном проекте рассмотрена тема: «Штриховое кодирование», привидены сведения о значении штрих-кодов, их классификация, приминение,... | Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск... Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г | ||
Рассмотрена | Программа рассмотрена «утверждаю» | ||
Программа рассмотрена «Утверждаю» | Программа рассмотрена на заседании методического совета моудод цртдиЮ "Советский" Протокол №3 Программа рассмотрена на заседании методического совета моудод цртдиЮ "Советский" | ||
Кол-во часов Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей | Программа рассмотрена Директор Центра творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском» | ||
Рассмотрена Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа | Рассмотрена Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа | ||
Рассмотрена Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа | Рассмотрена Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа | ||
Рассмотрена Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа | Рассмотрена Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа |