Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская государственная геодезическая академия»
(ГОУ ВПО «СГГА») Кафедра физической культуры
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________В.А. Ащеулов «___»__________2010 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Для направления подготовки
080500 – Менеджмент код квалификации 62 (бакалавр менеджмента)
Новосибирск
2010 Организационно-методический раздел 1. Цель курса
Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. 2. Задачи курса
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
знание научно - биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
3. Требования к уровню освоения содержания курса
В ходе реализации примерной учебной программы "Физическая культура", при условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объеме 408 часов, должно быть полностью обеспечено выполнение следующих требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной учебной дисциплине (Федеральный компонент):
физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов .Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности;
основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;
общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания;
спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений;
профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
В свою очередь указанный обязательный минимум содержания образовательной программы учебной дисциплины "Физическая культура" позволяет определить следующие требования к знаниям и умениям студента по окончанию курса обучения по данной учебной дисциплине:
понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);
приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей.
4. Место курса в системе социогуманитарного образования
Настоящая программа по учебной дисциплине "Физическая культура" составлена с учетом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99 N 80-ФЗ;
приказ Минобразования России "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 02.03.2000 N 686;
приказ Минобразования России "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" от 01.12.99 N 1025;
инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 N 777.
Социогуманитарная направленность физической культуры вообще и особенно, в образовательных учреждениях всех уровней в стране является основным принципиальным положением Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Это положение принято за основу и конкретизировано в специальных вышеуказанных приказах Минобразования России.
В высших учебных заведениях “Физическая культура” представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, “Физическая культура” входит в число обязательных дисциплин цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины".
Свои образовательные и развивающие функции “Физическая культура” наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.
Именно этими принципами пронизано все содержание примерной учебной программы для вузов по педагогической учебной дисциплине "Физическая культура", которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности.
Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности. II. Содержание дисциплины Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:
физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
социально-биологические основы физической культуры;
основы здорового образа и стиля жизни;
оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:
теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического,
обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;
контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.
Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, которые не должны противоречить указаниям примерной учебной программы, исключать ее обязательные (федеральные) компоненты, нарушать действующую инструкцию по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
| недели
|
| 18
| 17
| 18
| 17
| 18
| 17
| 15
| 14
| Аудиторные занятия (всего)
| 408
| 72
| 68
| 72
| 68
| 36
| 34
| 2430
| 3428
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| Лекции
| 30
| 8
| 8
| 4
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| Практические занятия (ПЗ)
| 378
| 64
| 60
| 68
| 66
| 34
| 32
| 28
| 26
| Семинары (С) – методико-практические занятия
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего)
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Реферат (для студентов специальной медицинской групп А,В)
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| Другие виды самостоятельной работы
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Вид промежуточной аттестации (зачет)
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| Общая трудоемкость (в часах)
| 408
| 72
| 68
| 72
| 68
| 36
| 34
| 30
| 28
|
1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
| Разделы дисциплины
| Лекции
| ПЗ (или С)
| 1
| Физическая культура в общекультурной профессиональной подготовке студентов
| *
|
| 2
| Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
| *
|
| 3
| Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура личности
| *
|
| 4
| Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
| *
|
| 5
| Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
| *
| *
| 6
| Основные методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
| *
| *
| 7
| Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
| *
| *
| 8
| Особенности занятий избранным видом спорта или системы физических упражнений
| *
| *
| 9
| Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
| *
| *
| 10
| Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов
| *
| *
| 11
| Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
| *
| *
|
Теоретический раздел
Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.
Первый курс (обязательная тематика)
|