Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка»





Скачать 164.53 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка»
Дата публикации28.06.2015
Размер164.53 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано

Руководитель ООП по

направлению 261400

Утверждаю

Декан МФ, проф.

__________ Е.И. Пряхин

«___» ___________ 2012 г.

Зав. кафедрой МиТХИ, проф.

__________ Е.И. Пряхин

«___» ___________ 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СКУЛЬПТУРА И ЛЕПКА»
Направление подготовки: 261400.62 - Технология художественной обработки материалов

Профили подготовки: Технология художественной обработки материалов

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Составители: ст. преподаватель Чибунин Б.С.

доцент Чужанова Т.Ю.
Программа является приложением

к учебному плану в соответствии с ФГОС-2009
Санкт-Петербург

2012

1. Цели и задачи дисциплины:

целью изучения дисциплины «Скульптура и лепка» является приобретение студентами знаний в области скульптуры и лепки при разработке моделей художественной продукции и овладение технологическими процессами получения скульптурных произведений (лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка).

Задачи дисциплины - изучить основные законы формообразования в скульптуре; изучить основные материалы скульптуры; понимать механические, художественные, технологические свойства скульптурных материалов разных классов; определять основные жанры скульптуры (исторический, бытовой, символический, аллегорический).
2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Скульптура и лепка» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в его базовую часть (Б3). Для изучения дисциплины студент должен обладать основными навыками в области рисунка и композиции. Дисциплина «Скульптура и лепка» является предшествующей для изучения последующих дисциплин цикла Б.3 (профессиональный цикл) – «Художественный металл Москвы и Петербурга» (7-й семестр), «Основы ювелирного дела» (7-й семестр), «Основы технологии реставрации художественных изделий» (8-й семестр).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    3.1. Процесс изучения дисциплины «Скульптура и лепка» направлен на формирование следующих компетенций:

  • общенаучных компетенций

ОНК-1 (Способность обладать необходимым комплексом знаний в области естественных, социальных, экономических, гуманитарных наук, предусмотренным ООП, позволяющих успешно решать профессиональные задачи и оценивать качество их выполнения)

ОНК-9 (Способность использовать художественные приемы композиции, цвето- и формообразования для получения завершенного дизайнерского продукта)

  • профессиональных компетенций (художественно-производственная деятельность):

ПК-11 (Способность к выбору художественных критериев для оценки эстетической ценности готовых объектов)

  • профессиональных компетенций (научно-исследовательская деятельность):

ПК-13 (Готовность к историческому анализу технических и художественных особенностей при изготовлении однотипной группы изделий)
3.2. В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

знать:

- основные законы формообразования в скульптуре;

- материалы скульптуры;

- механические, художественные, технологические свойства скульптурных материалов разных классов;

- основные жанры скульптуры (исторический, бытовой, символический, аллегорический);

- технологические процессы получения скульптурных произведений (лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка);

- использование скульптуры и лепки при разработке моделей художественной продукции;

уметь:

- разрабатывать оригинальный дизайн проектируемого изделия и осуществлять его на практике;

- моделировать проектируемые изделия, используя законы формообразования;

- использовать арсенал художественных средств для повышения эстетической ценности художественного изделия;

владеть:

- способами моделирования готовой продукции.

    4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5










Аудиторные занятия (всего)

36













В том числе:

-




-

-

-

Лекции
















Практические занятия (ПЗ)

36













Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

36













В том числе:

-




-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы
















Подготовка к лабораторным работам
















Составление отчетов к лабораторным работам
















Защита лабораторных работ
















Подготовка к сдаче экзамена
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет










Общая трудоемкость час

зач. ед.

72














2















5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Основные законы формообразования в скульптуре


Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды и жанры скульптуры - круглая, рельефная, монументальная, станковая, мелкая пластика, медальерная.

Принципы создания акантового листа и растительного орнамента.

Ознакомление с начальными этапами создания скульптурного каркаса, прокладки и окончательная проработка скульптурных форм.

2.

Материалы скульптуры


Глина, воск, пластилин, дерево, мрамор, терракота, бронза

Последовательность перевода глиняной модели в различные материалы (камень, металл, дерево).

Основные материалы скульптуры и их особенности.

Работа с глиной, подготовка к работе, сохранность глины при работе изделия и ее хранении.

Обжиг глиняных изделий, возможные дефекты при обжиге, температурные режимы обжига.

Работа с пластилином.

3.

Механические, художественные, технологические свойства скульптурных материалов разных классов


Каждый из мягких материалов имеет свои особенности и пластические возможности.

Глина - основной мягкий материал скульптора. Пластичность глины связана с ее насыщением водой. При высыхании происходит усадка и растрескивание.

Воск широко используется в скульптуре, чаще при изготовлении моделей под литье, поскольку он дает возможность тонкой проработки поверхности изображения и полностью выплавляется. Воск хорошо лепится, но менее пластичен (мастера первой пол. 19 в. Ф. Толстой и Н. Уткин).

Пластилин, как и воск, не сохнет, поэтому может использоваться в мелкой пластике, где нужна тонкая проработка. В большом объеме он употребляется редко. Пластилин не требует массивного каркаса, так как не оползает под собственной тяжестью. Пластилин имеет давнюю историю и множество рецептов изготовления. Сейчас применяют эглин и цветной пластилин. Рекомендуется лепить в светлом материале, так как темный поглащает свет и объем становится трудноразличимым.

4.

Основные жанры скульптуры (исторический, бытовой, символический, аллегорический)





5.

Технологические процессы получения скульптурных произведений (лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка)





6.

Использование скульптуры и лепки при разработке моделей художественной продукции







5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

«Художественный металл Москвы и Петербурга»

+

+

+










2.

«Основы ювелирного дела»

+

+

+

+

+

+

3.

«Основы технологии реставрации художественных изделий»

+

+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Основные законы формообразования в скульптуре





6







6

12

2.

Материалы скульптуры





6







6

12

3.

Механические, художественные, технологические свойства скульптурных материалов разных классов




6







6

12

4.

Основные жанры скульптуры (исторический, бытовой, символический, аллегорический)





6







6

12

5.

Технологические процессы получения скульптурных произведений (лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка)





6







6

12

6.

Использование скульптуры и лепки при разработке моделей художественной продукции





6







6

12




Итого:




36







36

72


6. Лабораторный практикум

не предусмотрены учебным планом и основной образовательной программой
7. Практические занятия (семинары)

п/п

раздела

Тематика практических занятий (семинаров) и вырабатываемые компетенции

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Основные законы формообразования в скульптуре

6

2.

2

Материалы скульптуры

6

3.

3

Механические, художественные, технологические свойства скульптурных материалов разных классов

6

4.

4

Основные жанры скульптуры (исторический, бытовой, символический, аллегорический)

6

5.

5

Технологические процессы получения скульптурных произведений (лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка)

6

6.

6

Использование скульптуры и лепки при разработке моделей художественной продукции

6



8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

не предусмотрены учебным планом и основной образовательной программой
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

9.1.1. Кононов В. Н., Искусство работы с камнем. [каменный ассортимент, основные инструменты, приемы и методы работы, виды каменных кладок, облицовка стен камнем]. / В. Н. Кононов – М., Издательство Аделант, - 2010.

9.1.2. Хессенберг К., Скульптура для начинающих. создание трехмерных композиций из глины, гипса и дерева. / Карин Хессенберг. – СПб., Издательство Арт-Родник, - 2006.

9.1.3. Лантери Э., Лепка. / Э. Лантери – М., Издательство В. Шевчук, - 2006.

9.1.4. Блаватский В. Д., Греческая скульптура. / В.Д. Блаватский – М., Издательство Б.С.Г.-Пресс, - 2008.

б) дополнительная литература

9.2.1. Мелюков И.Н., Техника скульптурно-формовочных работ в архитектуре. / И.Н. Мелюков. – СПб., Издательство В. Шевчук, - 2002.

9.2.2. Мировая скульптура. Виды и жанры. Этапы развития. Стили и направления. [Сост.: И.Г. Мосин] - М., Издательство Кристалл, Феникс, 2003.

9.2.3. Агеева Э.Н. Консервация и реставрация скульптуры из камня: Учеб. пособ. / Под ред. С.П. Масленицыной. - М., Издательство РГГУ, 2003.

9.2.4. Кукина Е. М., Золотой век глины. Скульптурные группы из раскрашенной терракоты в художественной культуре раннего итальянского Возрождения. / Е. Кукина. М., Издательство Грифон, - 2009.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Рисунок»:

    Кафедра «Материаловедения и технологии художественных изделий» имеет следующие аудитории для проведения занятий:

    ауд. 1228 – рисовальный класс кафедры предназначен для проведения практических занятий.


11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Преподавание дисциплины основано на организации внутри дисциплины и междисциплинарных образовательных модулей, представляющих совокупность теоретических представлений и практических навыков по дидактическим единицам, изложенными в тексте программы во взаимосвязи с последующими и смежными дисциплинами.

Практические навыки студентом приобретаются в ходе выполнения рекомендованного программой разделов.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является совокупностью данных по успешности выполнения студентом требований ФГОС ВПО, учебного плана, примерной учебной программы и включает

= посещение практических занятий;

= своевременное предоставление заданий в соответствии с графиком работы, который составляется преподавателем;

= успешное выполнение скульптурных работ.
Разработчики:

кафедра МиТХИ старший преподаватель Чибунин Б.С.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

кафедра МиТХИ доцент Чужанова Т.Ю.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

кафедра МиТХИ доцент Барсуков В.Н.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины Скульптура и пластическое...
Цели освоения учебной дисциплины: формирование у студентов объёмного видения предметов, способности правильно выстраивать в пространстве...
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из истории лепки. Лепка конструктивным способом. Обрубовка. Лепка из солёного теста
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconОзнакомление детей с лепкой. (реферат)
Скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Она обладает не только сюжетом, формой и цветом, но также объемом...
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск