Скачать 117.68 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО Доклад « Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» Подготовила : Воспитатель высшей кв. кат. МДОУ детский сад №53 М.В. Голованова Люберцы 2012г Введение Проблема преемственности – одна из важнейших проблем непрерывного образования, одно из главных условий его успешного осуществления. Особенно необходима и важна преемственность на начальных этапах образовательно-воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это важно потому, что при переходе ребенка из детского сада в школу резко меняются условия его жизни. Меняются формы и виды деятельности, среда, в которой он до этого жил, учился, развивался и которая была максимально приспособлена к его психофизиологическим возрастным особенностям и возможностям. В этом возрасте психика ребенка неустойчива, легко ранима, нуждается в бережном отношении. Опыт и исследования показывают, что именно в первые дни учения у детей появляется негативное отношения к школе, что в большей степени определяется отсутствием преемственности в работе детского сада и школы по разным направлениям. Большое значение в осуществлении преемственности мы придаем изобразительной деятельности, которая для ребенка не только весьма интересна, но и очень важна и полезна во многих отношениях. Она позволяет ребенку передать свои впечатления от окружающего его мира, выразить на бумаге, в глине и других материалах свое эмоциональное отношение к окружающему. Рисованием, лепкой, аппликацией дети занимаются не только в детском саду, дома, в художественных студиях, но и в школе. И чтобы эти занятия были успешными, радовали детей, закрепляли у них желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать картинки, очень важно установить преемственность между дошкольниками и школьными образовательными учреждениями в обучении детей изобразительной деятельности в развитии их творчества. Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания детей Одна из главных основ общей подготовленности детей к школе, по признанию педагогов и психологов,- всестороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностями. Поэтому, когда мы говорим о преемственности в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, очень важно понимать, какое значение имеет эта деятельность в жизни ребенка и его всестороннем развитии. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для его всестороннего развития. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительные отношение ( а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх). Большое значение изобразительному искусству и художественной деятельности во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании, придавала и Н.К Крупская . <<Рисование и лепка, - говорила она –особенно на первых стадиях обучения, должны быть одновременно, так сказать, гимнастикой глаза и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений и двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей >>. Подчеркивается, что эти предметы должны занять в школе достойное место. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Это отмечали еще древние греки, произведения искусства которых до сих пор потрясают и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека .В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям,- графики (прежде всего книжной), живописи , скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества – обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Занятия по декоративному рисованию в последние годы все более тесно связывают с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие, что способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию .Изделия народных мастеров есть в каждом регионе, и надо в работе с детьми использовать то, что им близко, что они могут видеть чуть ли не каждый день и замечать их красоту. Изобразительная деятельность – художественно-творческая, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели и выделили в процессе восприятия. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, дети отмечают, почему им нравится изображения, что в них интересного, почему они радуют их, и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Так постепенно формируется умение высказывать эстетические суждения, давать эстетическую оценку созданным изображениям. Часто у детей эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные рисунки, аппликации, лепку. В то же время на занятиях в детском саду и в школе дети часто вместе или объединяясь небольшими группками создают коллективные композиции и рисовании, лепке или аппликации. В процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для умственного воспитания детей. Это определяется прежде всего тем, что эта деятельность (как и любая другая) основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде ,обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты. Ее донесло до нас и перенесет грядущими поколениями знания, закодированные в художественных образах. Возможность интеллектуального развития детей в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в изобразительном творчестве дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни, или узнают из прочитанных ими книг. Без отчетливых представлений создать изображение невозможно. Вместе с тем в процессе создания образа действительности или литературного персонажа, картины у детей уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления, которые являются своеобразным материалом для работы мышления, воображения. Большую познавательную роль рисования в общеобразовательной школе отмечал К.Д Ушинский. <<Так как все проникающее в человеческий разум идет туда путем чувства, то первая стадия в развитии разума – это разумение чувственное, оно служит основанием для разумения умственного, первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза. <<Дитя.. мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще>>. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают различные материалы (бумагу, краски, глину, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Расширяется запас знаний ребенка. Дети узнают орудия человеческой деятельности – карандаш, кисть, ножницы и усваивают способы действия с ними, а следовательно, овеществленный в них общественно-исторический опыт человечества, что, как известно, является важным для интеллектуального развития детей. Итак, обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Характеризуя детское творчество и те психические процессы, которые включаются в художественную деятельность, один из видных педагогов А.А Волкова писала: << Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели , что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум ( знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость ), чувство (любовь к красоте, увлечение образом ,мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям более ярко воспроизводить в своем творчестве виденное ими>>. На занятиях изобразительной деятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения по поводу деятельности и ее результата. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией могут способствовать решению разных задач речевого развития детей: накопления и обогащения их словарного запаса, развития связной речи, правильного произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении. В беседах об искусстве дети усваивают ряд понятий изобразительного и иных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры, музыки). Усваивают они названия видов и жанров искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, песня, танец, народное и авторское искусство) не в искусственной обстановке построения и запоминания речевых конструкций , а в живом разговоре об искусстве. Это расширяет их кругозор, обогащает речь. Изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе. Итак, в процессе изобразительной деятельности детей в детском саду и начальной школе осуществляется всестороннее воспитание, но особое значение имеет эта деятельность для эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. В процессе изобразительной деятельности в детском саду и в начальной школе при условии оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Учитывая, какое значение имеет изобразительная деятельность во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно не только включение всех предметов этой деятельности (рисования, лепки, аппликации, изобразительного искусства ) в содержании образования, но и преемственность всех этапов обучения изобразительному искусству с целью повышения эффективности овладения детьми этой деятельностью и их развития. Концепция преемственности Концепция преемственности в осуществлении эстетического воспитания, развития детского творчества и формирования художественно-творческих способностей у детей основывается на следующих позициях и принципах, являющихся общими для всех учреждений, в каком бы направлении ни осуществлялась преемственность:
Работа в детском саду и начальных классах школы строится на следующих основных положениях:
Наша работа в условиях преемственности включала все виды изобразительной деятельности: рисование (разные его виды), лепку, аппликацию и другие виды работы с бумагой – и основываясь на взаимосвязи искусств. Центральное место в ней занимала взаимосвязь изобразительного искусства и литературы. Содержание создаваемых детьми изображений мы выбирали из окружающей жизни, произведений художественной литературы, народного искусства, основываясь на интересе детей. Знакомство с произведениями изобразительного искусства разных видов и жанров позволяло детям видеть яркие образы окружающего, переданные художником, выразительные средства, используемые для создания образов предметов и явлений, передачи их свойств (форма, колорит, композиция, линия). Конечно, изобразительное творчество ребенка зависит от развития всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, воли и д.р.). Мы же для анализа результатов развития творчества и связанного с этим развития психических процессов в осуществляемой ребенком изобразительной деятельности выбрали наиболее характерные (восприятие , образные представления и мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности). Единство психологических основ разнообразных художественных деятельностей – это ключ к интеграции различных средств эстетического воспитания и к комплексному формированию художественно-творческих деятельностей, как изобразительная, музыкальная, так как сами эти деятельности носят комплексный характер. Во-первых, потому, что их образное содержание вытекает из разных источников окружающей жизни, разных видов искусства, других художественных деятельностей, разнообразных игр, музыкальной деятельности, литературы. Во-вторых, комплексность, например, изобразительной деятельности заключается в том, что она включает разнообразные виды: рисование, лепку, работу с бумагой и другими материалами , базирующиеся на разных видах изобразительного искусства (декоративно-прикладном, пейзажной живописи, портрете, графике, конструктивной деятельности, оригами, дизайне и д.р.) Овладение детьми в дошкольный период различными художественно-творческими деятельностями, знаниями о разных видах искусства ( как классического, так и народного), а также навыки и умения в области художественной деятельности , приобретенные ими в детском саду, являются фундаментом как для успешного изучения в школе предметов эстетического цикла, так и для интеллектуального и нравственного развития. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста – процесс двусторонний, предусматривающий взаимоузнавание педагогами детского сада и начальной школы возможностей детей того и другого возраста и на этой основе установления взаимосвязанных, постепенно усложняющихся задач, содержания, форм и методов эстетического воспитания детей разными средствами. |
Особенности организации раннего обучения английскому языку детей... Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с особенностями организации раннего обучения английскому языку детей в детском саду... | «Экологическое воспитание детей в детском саду» «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы» (Карточки для занятий в детском саду и дома) | ||
«Программа развития и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой Совершенствовать знания педагогов в формировании личности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру | Урок классического танца в детском саду В рамках реализации образовательного проекта Департамента образования города Москвы «Классическая музыка в детском саду» 21 ноября... | ||
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана... «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и Образовательной... | «Проектная деятельность в начальной школе» Круглый стол «Преемственность преподавания математики и русского языка при переходе из начальной школы в среднее звено» | ||
Клена Алексеевна Алябьева тематические дни и недели в детском саду: планирование и конспект А60 Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. — М.: Тц сфера, 2005. — 160 с. (Программа развития) | Литература по образовательным областям Физическая культура «Программа... «Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой | ||
Доклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.» Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе | Доклад тема: «з акаливание в детском саду» Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы детский сад комбинированного вида №1497 | ||
«Музеи в детском саду» Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Дополнительного образования детей «амурский областной дворец творчества... Предлагаем Вашему вниманию открытый информационный публичный доклад. В докладе содержится информация о деятельности государственного... | ||
Электронные версии журналов Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду (отличный сайт по организации деятельности доу) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В целях организации полноценного отдыха и оздоровления детей, обеспечения безопасных условий жизнедеятельности детей в детском саду... | ||
«Программа обучения и воспитания в детском саду» Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей | Выступление руководителя секции «Преемственность между начальной и средней школой при формировании метапредметных умений в условиях реализации фгос второго поколения... |