Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»





Скачать 117.68 Kb.
НазваниеДоклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»
Дата публикации28.06.2015
Размер117.68 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Культура > Доклад
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №53

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район МО

Доклад

« Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»

Подготовила :

Воспитатель высшей кв. кат.

МДОУ детский сад №53

М.В. Голованова

Люберцы

2012г

Введение

Проблема преемственности – одна из важнейших проблем непрерывного образования, одно из главных условий его успешного осуществления. Особенно необходима и важна преемственность на начальных этапах образовательно-воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это важно потому, что при переходе ребенка из детского сада в школу резко меняются условия его жизни. Меняются формы и виды деятельности, среда, в которой он до этого жил, учился, развивался и которая была максимально приспособлена к его психофизиологическим возрастным особенностям и возможностям. В этом возрасте психика ребенка неустойчива, легко ранима, нуждается в бережном отношении.

Опыт и исследования показывают, что именно в первые дни учения у детей появляется негативное отношения к школе, что в большей степени определяется отсутствием преемственности в работе детского сада и школы по разным направлениям.

Большое значение в осуществлении преемственности мы придаем изобразительной деятельности, которая для ребенка не только весьма интересна, но и очень важна и полезна во многих отношениях. Она позволяет ребенку передать свои впечатления от окружающего его мира, выразить на бумаге, в глине и других материалах свое эмоциональное отношение к окружающему. Рисованием, лепкой, аппликацией дети занимаются не только в детском саду, дома, в художественных студиях, но и в школе. И чтобы эти занятия были успешными, радовали детей, закрепляли у них желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать картинки, очень важно установить преемственность между дошкольниками и школьными образовательными учреждениями в обучении детей изобразительной деятельности в развитии их творчества.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего

воспитания детей

Одна из главных основ общей подготовленности детей к школе, по признанию педагогов и психологов,- всестороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностями. Поэтому, когда мы говорим о преемственности в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, очень важно понимать, какое значение имеет эта деятельность в жизни ребенка и его всестороннем развитии.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для его всестороннего развития. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительные отношение ( а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

Большое значение изобразительному искусству и художественной деятельности во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании, придавала и Н.К Крупская . <<Рисование и лепка, - говорила она –особенно на первых стадиях обучения, должны быть одновременно, так сказать, гимнастикой глаза и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений и двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей >>. Подчеркивается, что эти предметы должны занять в школе достойное место.

Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Это отмечали еще древние греки, произведения искусства которых до сих пор потрясают и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека .В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям,- графики (прежде всего книжной), живописи , скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества – обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Занятия по декоративному рисованию в последние годы все более тесно связывают с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие, что способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию .Изделия народных мастеров есть в каждом регионе, и надо в работе с детьми использовать то, что им близко, что они могут видеть чуть ли не каждый день и замечать их красоту.

Изобразительная деятельность – художественно-творческая, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели и выделили в процессе восприятия. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, дети отмечают, почему им нравится изображения, что в них интересного, почему они радуют их, и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Так постепенно формируется умение высказывать эстетические суждения, давать эстетическую оценку созданным изображениям. Часто у детей эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные рисунки, аппликации, лепку. В то же время на занятиях в детском саду и в школе дети часто вместе или объединяясь небольшими группками создают коллективные композиции и рисовании, лепке или аппликации.

В процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для умственного воспитания детей. Это определяется прежде всего тем, что эта деятельность (как и любая другая) основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде ,обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты. Ее донесло до нас и перенесет грядущими поколениями знания, закодированные в художественных образах.

Возможность интеллектуального развития детей в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в изобразительном творчестве дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни, или узнают из прочитанных ими книг. Без отчетливых представлений создать изображение невозможно. Вместе с тем в процессе создания образа действительности или литературного персонажа, картины у детей уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления, которые являются своеобразным материалом для работы мышления, воображения.

Большую познавательную роль рисования в общеобразовательной школе отмечал К.Д Ушинский. <<Так как все проникающее в человеческий разум идет туда путем чувства, то первая стадия в развитии разума – это разумение чувственное, оно служит основанием для разумения умственного, первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза. <<Дитя.. мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще>>.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают различные материалы (бумагу, краски, глину, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Расширяется запас знаний ребенка. Дети узнают орудия человеческой деятельности – карандаш, кисть, ножницы и усваивают способы действия с ними, а следовательно, овеществленный в них общественно-исторический опыт человечества, что, как известно, является важным для интеллектуального развития детей.

Итак, обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Характеризуя детское творчество и те психические процессы, которые включаются в художественную деятельность, один из видных педагогов А.А Волкова писала: << Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели , что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум ( знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость ), чувство (любовь к красоте, увлечение образом ,мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям более ярко воспроизводить в своем творчестве виденное ими>>.

На занятиях изобразительной деятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения по поводу деятельности и ее результата.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией могут способствовать решению разных задач речевого развития детей: накопления и обогащения их словарного запаса, развития связной речи, правильного произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении.

В беседах об искусстве дети усваивают ряд понятий изобразительного и иных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры, музыки). Усваивают они названия видов и жанров искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, песня, танец, народное и авторское искусство) не в искусственной обстановке построения и запоминания речевых конструкций , а в живом разговоре об искусстве. Это расширяет их кругозор, обогащает речь.

Изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе.

Итак, в процессе изобразительной деятельности детей в детском саду и начальной школе осуществляется всестороннее воспитание, но особое значение имеет эта деятельность для эстетического воспитания.

Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.

В процессе изобразительной деятельности в детском саду и в начальной школе при условии оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Учитывая, какое значение имеет изобразительная деятельность во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно не только включение всех предметов этой деятельности (рисования, лепки, аппликации, изобразительного искусства ) в содержании образования, но и преемственность всех этапов обучения изобразительному искусству с целью повышения эффективности овладения детьми этой деятельностью и их развития.

Концепция преемственности

Концепция преемственности в осуществлении эстетического воспитания, развития детского творчества и формирования художественно-творческих способностей у детей основывается на следующих позициях и принципах, являющихся общими для всех учреждений, в каком бы направлении ни осуществлялась преемственность:

  • Методология разных видов искусства ( изобразительного, музыкального, художественно-речевого, театрального литературы и д.р.), лежащих в основе художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения и развития художественно-творческой деятельности в детском саду, находят свое продолжение на уроках эстетического цикла в школе. И их решение имеет более широкий эффект, способствуя не только эстетическому, но и интеллектуальному, нравственному и трудовому воспитанию ребенка.

  • Единство и преемственность задач воспитательно-образовательного и тематического содержания художественных деятельностей, которые постепенно усложняются.

  • Широкое использование искусства, разных его видов (изобразительного, музыкального, литературы и д.р.), как классического, так и народного во взаимосвязи; оно рассматривается в качестве основы художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирования у них художественного творчества и художественно-творческих способностей.

  • Преемственность методов и приемов обучения изобразительной деятельности, музыке, изучения художественной литературы, фольклора развития творчества у дошкольников и младших школьников, которые во многом сходны в силу близости психофизиологических особенностей детей этих возрастных периодов. Так, преобладание наглядно-образного мышления у детей делает необходимым широкое использование наглядных приемов обучения. Как подчеркивал К.Д Ушинский, <<дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще>>. Живопись, яркая эмоциональная отзывчивость, интерес детей у игре требуют широкого включения в педагогический процесс игровых приемов, ситуаций, разнообразных художественно-дидактических игр как в детском саду, так и начальной школе.

Работа в детском саду и начальных классах школы строится на следующих основных положениях:

  • Изобразительная деятельность рассматривается как средство художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка;

  • Изобразительная деятельность является аккумулирующей весь жизненный опыт ребенка, отсюда, чем богаче этот опыт, тем интереснее и содержательнее образы, создаваемые детьми и рисовании, лепке и аппликации;

  • Изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всей воспитательно-образовательной работой дошкольного учреждения и начальной школы, особенно с разнообразными играми;

  • Изобразительная деятельность – специфическая художественно-творческая деятельность, в связи с чем в ее основе лежит изобразительное искусство, и она должна быть тесно связана с разными видами искусства и различными художественными деятельностями.

  • Изобразительное искусство и изобразительную деятельность детей следует широко включать в занятия и уроки по разным предметам изучаемым в школе (об этом писала еще Н.К Крупская). Это экономит время ученика и углубляет усвоение материала за счет активизации положительных эмоций.

Наша работа в условиях преемственности включала все виды изобразительной деятельности: рисование (разные его виды), лепку, аппликацию и другие виды работы с бумагой – и основываясь на взаимосвязи искусств. Центральное место в ней занимала взаимосвязь изобразительного искусства и литературы.

Содержание создаваемых детьми изображений мы выбирали из окружающей жизни, произведений художественной литературы, народного искусства, основываясь на интересе детей.

Знакомство с произведениями изобразительного искусства разных видов и жанров позволяло детям видеть яркие образы окружающего, переданные художником, выразительные средства, используемые для создания образов предметов и явлений, передачи их свойств (форма, колорит, композиция, линия).

Конечно, изобразительное творчество ребенка зависит от развития всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, воли и д.р.). Мы же для анализа результатов развития творчества и связанного с этим развития психических процессов в осуществляемой ребенком изобразительной деятельности выбрали наиболее характерные (восприятие , образные представления и мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности).

Единство психологических основ разнообразных художественных деятельностей – это ключ к интеграции различных средств эстетического воспитания и к комплексному формированию художественно-творческих деятельностей, как изобразительная, музыкальная, так как сами эти деятельности носят комплексный характер. Во-первых, потому, что их образное содержание вытекает из разных источников окружающей жизни, разных видов искусства, других художественных деятельностей, разнообразных игр, музыкальной деятельности, литературы. Во-вторых, комплексность, например, изобразительной деятельности заключается в том, что она включает разнообразные виды: рисование, лепку, работу с бумагой и другими материалами , базирующиеся на разных видах изобразительного искусства (декоративно-прикладном, пейзажной живописи, портрете, графике, конструктивной деятельности, оригами, дизайне и д.р.)

Овладение детьми в дошкольный период различными художественно-творческими деятельностями, знаниями о разных видах искусства ( как классического, так и народного), а также навыки и умения в области художественной деятельности , приобретенные ими в детском саду, являются фундаментом как для успешного изучения в школе предметов эстетического цикла, так и для интеллектуального и нравственного развития.

Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста – процесс двусторонний, предусматривающий взаимоузнавание педагогами детского сада и начальной школы возможностей детей того и другого возраста и на этой основе установления взаимосвязанных, постепенно усложняющихся задач, содержания, форм и методов эстетического воспитания детей разными средствами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» iconОсобенности организации раннего обучения английскому языку детей...
Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с особенностями организации раннего обучения английскому языку детей в детском саду...
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» icon«Экологическое воспитание детей в детском саду»
«Расскажите детям о достопримечательностях Москвы» (Карточки для занятий в детском саду и дома)
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» icon«Программа развития и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой
Совершенствовать знания педагогов в формировании личности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» iconУрок классического танца в детском саду
В рамках реализации образовательного проекта Департамента образования города Москвы «Классическая музыка в детском саду» 21 ноября...
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана...
«Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и Образовательной...
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» icon«Проектная деятельность в начальной школе»
Круглый стол «Преемственность преподавания математики и русского языка при переходе из начальной школы в среднее звено»
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» iconКлена Алексеевна Алябьева тематические дни и недели в детском саду: планирование и конспект
А60 Тематические дни и недели в детском саду: Планирова­ние и конспекты. — М.: Тц сфера, 2005. — 160 с. (Програм­ма развития)
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» iconЛитература по образовательным областям Физическая культура «Программа...
«Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» iconДоклад тема: «з акаливание в детском саду»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы детский сад комбинированного вида №1497
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» icon«Музеи в детском саду»
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» iconДополнительного образования детей «амурский областной дворец творчества...
Предлагаем Вашему вниманию открытый информационный публичный доклад. В докладе содержится информация о деятельности государственного...
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» iconЭлектронные версии журналов
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду (отличный сайт по организации деятельности доу)
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В целях организации полноценного отдыха и оздоровления детей, обеспечения безопасных условий жизнедеятельности детей в детском саду...
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» icon«Программа обучения и воспитания в детском саду»
Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей
Доклад «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» iconВыступление руководителя секции
«Преемственность между начальной и средней школой при формировании метапредметных умений в условиях реализации фгос второго поколения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск