Скачать 368.08 Kb.
|
Александр Асмолов СТРАТЕГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: НА ПУТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ И ПОСТРОЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В настоящей работе предпринимается попытка обоснования стратегии социокультурной модернизации образования как института социализации, выполняющего ключевую роль в целенаправленном формировании ценностных ориентаций, норм, установок и стереотипов поведения населения России. Раскрывается роль образования в конструировании таких эффектов общественного развития как социальная консолидация общества, гражданская идентичность представителей различных социальных групп и национальных культур населения страны, социальное доверие, успешная социализация подрастающих поколений, социальная стратификация населения России. Обсуждается необходимость учета эффектов социокультурной модернизации образования как фактора роста конкурентоспособности личности, общества и государства при дальнейшем проектировании программ долгосрочного социально-экономического развития России, в том числе федеральной программы развития образования. В свое время известный психолог Л.С.Выготский заметил, что понимание мысли собеседника без знания мотивов собеседника остается не полным пониманием. В связи с этим попытаемся кратко очертить те мотивы, ради которых разрабатывалась стратегия социокультурной модернизации российского образования. Ключевым мотивом настоящей работы является развитие представлений о миссии и природе образования как ведущей социальной деятельности, участвующей в порождении таких системных социальных и ментальных эффектов в жизни общества как формирование гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности; динамика социальной дифференциации и стратификации общества; усвоение различных традиций, ценностей, норм и установок поведения больших и малых социальных групп; приобретение репертуара личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и профессионализацию личности в мире людей и профессий; рост человеческого потенциала как важнейшего условия конкурентоспособности страны. Истоки взглядов на образование как одну из ведущих социальных деятельностей, формообразующих историко-эволюционный процесс наряду с другими институтами социализации (семья, СМИ, религия) восходят к идеям научной школы культурно-деятельностной психологии Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия, а также к такому близкому по духу этой школе постмодернистскому направлению методологии как социальный конструкционизм. Наиболее ёмко парадигма социального конструкционизма представлена в работах П.Бергера, Т.Лукмана «Социальное конструирование реальности»1 и К. Джержена «Социальный конструкционизм: знание и практика»2. Именно опора на идеи неклассической методологии культурно-деятельностной психологии и методологии социального конструирования реальности позволили нам в период с 1988 по 2008 г. выдвинуть и разработать ряд идеологических конструктов, оказавших определенное влияние на развитие отечественной системы образования: - «практическая психология образования» как установка на понимание и поддержку ценности индивидуального развития каждого ученика; - «вариативное образование» как установка на конструирование образования, обеспечивающее компетентный выбор индивидуальных образовательных траекторий каждого человека3; - «толерантность» как цивилизационная норма, обеспечивающая устойчивое развитие человека и социальных групп в мире разнообразия4. По своему жанру эти идеологические конструкты относятся к особым установкам сознания, названным классиком отечественной философии А.Ф.Лосевым и историком М.Я.Гефтером «порождающими гипотезами»5. К жанру порождающих гипотез принадлежит и гипотеза о необходимости социокультурной модернизации образования. Эта гипотеза наиболее полно выражает общую установку наших двадцатилетних поисков – идеологическую установку на конструирование образования как социальной деятельности, ведущей к построению гражданского общества и развитию индивидуальности человека в изменяющемся мире. От организационно-экономической – к социокультурной модернизации образования Давайте взглянем через призму гипотезы о необходимости социокультурной модернизации образования6 и близкого к этой гипотезе круга идей, отраженных в докладе общественной палаты «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» (2007), на события, происходящие в новейшей истории российского образования. Стоит восстановить в своей биографической памяти события этой истории и мы убедимся в том, что в последние десятилетия российское образование вместе со всей страной стало ареной затрагивающих фактически каждого жителя России изменений. Оно пережило и продолжает переживать периоды стабилизации (начало девяностых годов), реформирования и развития (середина девяностых годов) и, наконец, модернизации (с конца девяностых годов – до нынешнего 2008 года). Основным вектором периода модернизации, хронологической точкой отсчета которого является 1997 г., был и остается вектор разработки организационно-экономических проектов развития сферы образования7. Оценка успехов, неудач и социально-экономических последствий каждого из обозначенных выше периодов – вопрос специального историко-аналитического исследования, которое, как и любое исследование новейшей истории, необходимо для проектирования будущих сценариев развития образования. Вместе с тем даже беглый анализ новейшей истории реформирования образования позволяет заключить, что за гранью различных сценариев развития образования, как правило, оказывались системные социальные и ментальные эффекты, в порождении которых участвует образование: - формирование идентичности человека в условиях полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного государства; - социальная и духовная консолидация общества; - обеспечение социальной мобильности личности, качества и доступности образования как факторов уменьшения рисков социального расслоения общества; - конструирование социальных норм толерантности и доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур; - успешная социализация подрастающего поколения; - повышение конкурентоспособности личности, общества и государства. Для дальнейших поисков путей социокультурной трансформации системы образования необходимо выделить поле проблем, касающихся природы социальных и ментальных эффектов образования. Попытаемся далее сформулировать эти проблемы в форме следующих вопросов: 1. С какого рода рисками сталкиваются политики и управленцы, осуществляющие реформирование сферы образования без учета социальных и ментальных эффектов образования? 2. Как образование влияет на следующие проявления социальной дифференциации и стратификации общества: «социальный лифт» (повышение социально-экономического статуса в системе социальной иерархии общества); «социальный миксер» (перемешивание разных социальных слоев общества); «социальный колодец» (падение социально-экономического статуса в системе социальной иерархии общества)? 3. Какие социальные действия и программы следует осуществить, чтобы перейти от декларации приоритетности образования как ценности общества к достижению реального приоритета образования как задаче государственной политики? 4. Какова роль в формировании гражданской идентичности личности и понимании исторической «общей судьбы» народа как солидарности российского общества? 5. Может ли образование как институт социализации личности быть конкурентоспособным по отношению к другим институтам социализации подрастающих поколений: семья, религия и средства массовой коммуникации? 6. Как превратить управление образованием в реальный ресурс уменьшения разных рисков, социальных и межличностных конфликтов, в том числе конфликтов, возникающих на почве ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии, социальной агрессии и нетерпимости? 7. Как через образование, в том числе через управление системой образования посредством стандартов образования, наметить путь к конструированию норм толерантности, социального доверия и взаимопонимания в российском обществе? Весь обозначенный выше спектр вопросов позволяет очертить проблемное поле социокультурной модернизации образования. Для того чтобы наметить пути для обоснования самой необходимости и своевременности постановки подобных вопросов, обратимся к анализу барьеров массового сознания, препятствующих формированию идеологической установки на социокультурную модернизацию образования. |
Правовой нигилизм в молодежной среде: причины и пути преодоления Научно-практическая конференция «Проблемы правовой социализации молодежи в условиях формирования гражданского общества» | Гражданского общества в свердловской области в 2012 году Общая характеристика развития институтов гражданского общества в Свердловской области | ||
Трансформация политического поведения российской молодежи в условиях... Работа выполнена в фгоу впо «Новочеркасская государственная мелиоративная академия» на кафедре инженерной педагогики | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Об обеспечении в 2009 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов... | ||
«О состоянии и развитии институтов гражданского общества в Московской области в 2012 году» В представленном Общественной палатой Московской области Докладе отражены основные характеристики институтов гражданского общества... | Тема «Конституция как инструмент гражданского мира» Цель: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения Основного Закона России, создание позитивной учебной... | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Хозяйственные товарищества... Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания учебной дисциплины ««Хозяйственные товарищества и общества как субъекты... | Доклад о ходе выполнения программных мероприятий ведомственной целевой... Ведомственная целевая программа государственной поддержки некоммерческих организаций и содействия развитию гражданского общества... | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания... Задачи, стоящие перед школой на пути ее модернизации в условиях становления гражданского общества и правового государства в России,... | План Смутное время в России: причины, сущность, последствия. Социально-экономическое... Российского государства в конце XVI начале XVII вв. Следует выявить причины, сущность и проявления общенационального кризиса начала... | ||
Приложение 1 Урок – практическое занятие Мировой экономический кризис... Цель урока. Выявить причины и особенности мирового экономического кризиса, его последствия. Показать различные варианты его преодоления... | Доклад о деятельности Общественной палаты и состоянии гражданского... Ежегодный доклад о деятельности Общественной палаты и состоянии гражданского общества в Алтайском крае подготовлен в соответствии... | ||
Доклад: «табачная эпидемия в россии: причины, последствия, пути преодоления» Потребление табака – причина демографического кризиса и экономических потерь в России | Вопросы к экзамену по гражданскому праву (общая часть): Понятие гражданского... Понятие гражданского правоотношения. Структура (элементы) гражданского правоотношения | ||
Аннотация рабочей программы дисциплины «Основы социального государства... «Основы социального государства и гражданского общества» для направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое образование),... | М. В. Дмитриев: Одна из не только важных, но и остро-современных,... «Является ли Европа исключительно христианской? Современные дискуссии о религии и европейской идентичности» |