Скачать 0.55 Mb.
|
Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ Е.А. Воронина, к.п.н., научный сотрудник лаборатории воспитания и социализации АОУ ВО ДПО «ВИРО»
Принцип «программоориентированности», провозглашенный в Концепции развития дополнительного образования детей, раскрывает роль образовательной программы как базового элемента системы дополнительного образования детей. Примерные требования к программам дополнительного образования детей приведены в Письме Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844. До недавнего времени это был единственный нормативный документ, в котором даны рекомендации по структурированию программы ДОД и примерному содержательному наполнению каждого ее компонента. Сегодня законодательная база, определяющая развитие дополнительного образования детей в нашей стране, претерпела определенные изменения. Дополнительное образование детей позиционируется как открытое образование, нацеленное на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями, межведомственное взаимодействие; вариативное образование, предполагающее вариативность программ, видов деятельности, режима, форм освоения программ, наличие индивидуальных образовательных маршрутов; как социокультурная практика - творческая созидательная деятельность в социуме. Принципиально значимыми векторами развития дополнительного образования становятся индивидуализация, интеграция, обновление содержания дополнительного образования. Все эти тенденции должны найти отражение в программах дополнительного образования детей. Дополнительное образование официально закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» как самостоятельный вид образования.Являясь по сути открытымобразованием, выходящим за рамки государственных образовательных стандартов и обеспечивающимсвободный личностный выбор деятельности, вариативность содержания и форм организации образовательного процесса, оно имеет свою миссию и функциональное назначение, позволяя удовлетворять потребности обучающегося в познании, творческой деятельности, личностном и профессиональном самоопределении и совершенствовании. В то же время дополнительное образование проникает во все другие типы образования, создавая единое образовательное пространство.Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность. Назначение дополнительного образования детей конкретизируется в статье 75(273-ФЗ): «Дополнительное образование детей и взрослых»: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» (33). В Концепции развития дополнительного образования детей (далее Концепция) определена миссия дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства (17). Концепция определяет цели развития дополнительного образования:
На достижение цели направлено решение комплекса взаимосвязанных задач, связанных с развитием дополнительного образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту; проектированием мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений; интеграцией дополнительного и общего образования; разработкой инструментов оценки достижений детей и подростков, диагностикой мотивации достижений личности; повышением вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого; обновлением содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества; обеспечением условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям; развитием инфраструктуры дополнительного образования; созданием механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи; формированием эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей; созданием условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (273 ФЗ) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (статья 2). Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:
К дополнительным образовательным программам в соответствии с Законом относятся дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы. Законом об образовании в РФ определены и виды дополнительных общеобразовательных программ:дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные(гл.2, ст.12, п.4). Дополнительные общеразвивающие программы могут быть предназначены как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы реализуются только для детей в сфере искусств, физической культуры и спорта (273-ФЗ, гл. 10, ст. 75). Содержательно дополнительные общеобразовательные программы различаются по направленности. Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, ст. 2). Следует учесть, чтов «Порядкеорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» предложена новая классификация направленностей дополнительного образования. Сегодня выделяют шесть основных направленностей дополнительного образования детей:
Каждая из направленностей может быть представлена содержательным многообразием дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы могут быть реализованы как в образовательных организациях дополнительного образования детей, так и в других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии (детских садах, школах, организациях среднего и высшего профессионального образования), частными предпринимателями и пр. Законодательством предусмотрено, что дополнительные общеобразовательные программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время. При этом к компетенции образовательной организации отнесено определение содержания, форм и сроков обучения по дополнительным общеразвивающим программам. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями(Часть 4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Статья 13. «Закона об образовании в Российской Федерации»«Общие требования к реализации образовательных программ» предусматривает, что образовательные программы могут реализовываться организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. При реализации программ могут быть использованы различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. В Концепции развития дополнительного образования детей выделены основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ:
Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Концепции развития дополнительного образования детей содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на:
Данные положения становятся ориентирами для конкретизации целей и планируемых результатов дополнительного образования, не регламентируемого стандартами. Дополнительное образование детей - часть общей образовательной системы, поэтому проектируя образовательный процесс по дополнительной образовательной программе, необходимо обеспечить его преемственность по отношению к стандартам общего образования и учитывая принципиально новые требования, предъявляемые к результатам обучающегося в системе общего образования, дополнять содержание общего образования и обеспечивать реализацию принципа вариативности образования. При разработке программы важно проанализировать потенциал предметадополнительного образования в рамках реализуемой направленности, выделить систему ценностей иУУД, которые можно формировать через усвоение содержания данного предмета. При этом, важно изучить содержание обязательных предметов основной образовательной программы чтобы избежать дублирования и обеспечить преемственное дополнение и межпредметные связи. Разработка дополнительных общеобразовательных программ с опорой на положения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования способствует интеграции общего и дополнительного образования, как условия достижения новых образовательных результатов.
В методической литературе описаны этапы работы над программой дополнительного образования детей. Начиная разработку программы педагогу предлагается максимально целостно представить образ программы, выполнив следующие последовательные действия: - анализ собственного предыдущего опыта образовательной деятельности по профилю, осмысление необходимости создания программы; -анализ существующих по данному направлению программ, осмысление необходимости их использования для составления собственной; -определение контингента обучающихся; - определение целевого назначения программы; -определение сроков реализации программы; -определение необходимых элементов содержания; -прогнозирование результатов и их соотнесение с поставленными целями и задачами; - выбор форм и методов по реализации программы; - планирование обеспечения (материальное, методическое и пр.) программы. В соответствии с положениями ПисьмаМинобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»программа включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы. Титульный лист На титульном листе рекомендуется указывать: - наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; - название дополнительной образовательной программы; - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; - срок реализации дополнительной образовательной программы; - ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы; - название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; - год разработки дополнительной образовательной программы(23). Название программы должно быть сформулировано кратко, емко, привлекательно и отражать содержание и сущность деятельности, в которую будет включаться обучающийся. Это позволит обучающимся и их родителям понять предназначение программы. Например, считаем удачным названия: «Школа волонтеров», «Спасатель», «Туристы-краеведы», «Занимательная математика», «Оздоровительная гимнастика», «Основы флористики», «От игры к здоровью», «Озорные клавиши (фортепиано для дошкольников)», «Мир глиняной игрушки». Пояснительная записка детально раскрывает замысел автора, общую концепцию программы(концепция (от лат. сonception: понимание-система) -определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности (Большой энциклопедический словарь). Согласно рекомендациям к оформлению и содержанию структурных элементов программы дополнительного образования детей, в пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть: - направленность дополнительной образовательной программы; - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; - цель и задачи дополнительной образовательной программы; - отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; - сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); - формы и режим занятий; - ожидаемые результаты и способы определения их результативности; - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). Остановимся на содержательном наполненииданных элементов пояснительной записки с учетом современных тенденций развития дополнительного образования детей. Пояснительная записка Министерство образования и науки Российской Федерации определяет шесть направленностей дополнительного образования детей (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая). Выбор направленности образовательной деятельности осуществляет образовательная организация на основе социального заказа. Каждая из направленностей может быть представлена содержательным разнообразием образовательных областей. Например, техническая направленность может включать начальное техническое моделирование, детские видео и фотостудии, информационные технологии, авиамоделизм, ракетомоделизм, судомоделизм, робототехнику, автомоделизм, морское дело и пр. Художественная направленность может включать образовательные области, связанные с театром, музыкой, хореографией, цирковым искусством, изобразительным и декоративно-прикладным творчеством, художественным словом и т.п. В свою очередь, каждая образовательная область может быть реализована через разные виды деятельности (прикладную, исследовательскую, проектную, изобретательскую и пр.).Разрабатывая программу, педагог определяет и уровень реализации содержания программы (ознакомительный, базовый, углубленный),виды и формы организации деятельности обучающихся, и необходимость проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. Все эти, и другие характеристики программы, требуют обоснования не только с позиции современных нормативных требований, но и с позиций потребностей и запросов конкретных обучающихся.
|
Методические рекомендации Барнаул 2005 Печатается по решению методического совета ... | Методические рекомендации по доведению правовых знаний до широкой... Авторы: Бут Н. Д. – ведущий научный сотрудник нии академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук... | ||
К статьям журнала «Компьютерная оптика» Юрий Владимирович Микляев3 (доцент, e-mail: ), Владимир Евгеньевич Дмитриенко4 (ведущий научный сотрудник, e-mail: ), Владимир Сергеевич... | Образовательная программа моу дод «Дом детского творчества» Занятия в объединениях проводятся по типовым, модифицированным программам, одной тематической направленности или комплексным, интегрированным... | ||
Методические рекомендации по разработке программ предпрофильных элективных Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры | Методические рекомендации для слушателей факультета заочного обучения... А. В. Маслов, ведущий научный сотрудник группы по Черноземью отдела по цфо фгку «внии мвд россии», кандидат юридических наук, подполковник... | ||
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта... ФокееваИльсияМансуровна, научный сотрудник лаборатории социализации личности, заслуженный учитель школы рт, почетный работник общего... | Образ мира и психологическое изучение мышления Почетными грамотами. Первое место разделили ассистент кафедры общей психологии В. В. Петухов, младший научный сотрудник кафедры возрастной... | ||
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения... ... | Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским... Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине / Составители Васильева И. Л.,... | ||
Правительство Российской Федерации Министерство образования и науки... Авторы программы: Сакевич В. И. – кандидат экономических наук, ст научный сотрудник Института демографии гу-вшэ, Денисов Б. П. кандидат... | Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа Научный Е. Г. Царева, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии | ||
Методические рекомендации по разработке планов эвакуации для объектов... Российской Федерации (ппб 01-03) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек... | Методические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации Методические рекомендации призваны оказать помощь пцк и преподавателям в грамотном обозначении названия методической разработки,... | ||
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных... Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические... Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса |