«детская музыкальная школа №1» Методический доклад





Скачать 126.85 Kb.
Название«детская музыкальная школа №1» Методический доклад
Дата публикации02.08.2015
Размер126.85 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Культура > Доклад
Управление культуры администрации Губкинского городского округа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Методический доклад

«Методические основы развития музыкальности юного скрипача»

Подготовила: преподаватель

МБОУ ДОД «ДМШ №1»

Никитенко А.Н

Губкин

2015

«Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия.

Музыка должна высекать огонь из души человеческой.

Музыка – народная потребность»

Людвиг Ван Бетховен.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование музыкального вкуса.

Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной.

Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.

Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи).

Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.

Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос сложный и мало изученный.

Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать.

Ребенок получает с детства самые разные музыкальные впечатления, привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, необходимо использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку - классическую и народную.

Проблема существенно видна, а значит, ей необходимо уделить больше внимания.

Прежде, чем рассматривать влияние музыки на формирование вкусов человека, мы должны выяснить: что же такое музыка, как она произошла и почему имеет такую силу воздействия на внутренний мир человека?

Историей становления музыки занимались выдающиеся отечественные теоретики О.А. Апраксина, Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и другие теоретики. О том, как возникла музыка, похоже, нередко задумывались и наши далекие предки.

Об огромном значении музыки мы можем найти уже в трудах античных философов. Так, например, одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Пифагором, по свидетельству его учеников, были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов.

По мнению другого греческого философа - Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах.

Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики в том или ином направлении. Музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и размягченным, звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Так, Аристотель утверждал, что уравновешивающее воздействие на психику человека оказывает дорийский лад - мужественный и серьезный. Фригийский лад воспринимался как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский - как жалобный и размягчающий. В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендовалось сочинять, исполнять и слушать музыку, написанную главным образом в дорийском ладу, а музыку, написанную в других ладах, рекомендовалось до ушей молодого поколения не допускать.

Демокрит, известный греческий философ, рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях.

В китайской натурфилософии, музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации.

Основные понятия, которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке, возникли в Древней Греции: гармония и мелодия, ритм и метр, хор и оркестр, рапсодия и симфония. Даже само слово «музыка» греческого происхождения.

Музыка по-гречески - «искусство муз».

Музыкальные интересы учащихся младших классов имеют свои особенности и трудности. Младшие школьники хотят знать и понимать музыку, но в большинстве случаев не имеют достаточных навыков слушать и воспринимать ее.

Установлено, что воспитание художественного вкуса осуществляется успешнее при условии повторения музыкальных восприятий. Школьники, как правило, хотят не только чувствовать, и понимать музыку, но и много знать о ней.

Н.Я.Брюсова также работала над этой проблемой. Она считает, что все знания и умения, все то новое, что открывает школа детскому уму, должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни.

Любить музыку – значит испытывать потребность в общении с ней, переживать ее, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать же музыку – значит воспринимать ее сознательно, отдавать себе отчет в ее содержании и, в какой-то мере, в ее форме.

Мы учим детей воспринимать музыку сознательно для того, чтобы они ее глубже переживали, чувствовали.

По вопросам структуры музыкальности, музыкальным способностям и её компонентами наиболее полно разработанной является позиция К. Тарасовой , которая рассматривает структуру музыкальных способностей, состоящую из двух основных подструктур: эмоциональной отзывчивости на музыку – главного показателя музыкальности; познавательных музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных и частных. При этом к сенсорным способностям относится музыкальный слух (гармонический, мелодический, динамический, тембровый) и чувство ритма. К интеллектуальным – музыкальное мышление, память и воображение. К частным – абсолютный музыкальный слух и сенсомоторные данные.

.Бурное развитие общества предполагает постоянную творческую перестройку в работе преподавателя. Он должен быть чутким психологом, а иногда и психотерапевтом. Исследования В. Якиманской доказывают, что преподаватель должен располагать резервом образованности. Обладать более совершенными методами познания, более развитыми формами мышления. Основная функция преподавателя - средствами своего предмета должен сформировать у учеников метод мышления, способы самостоятельного усвоения и применения знаний.

Важным условием эффективности этого процесса является умение преподавателя чётко выражать свои мысли и чувства, быть выразительным во всех своих проявлениях, находить адекватную внешнюю форму выражения своих эмоций, стремление достичь духовно – личностный контакт со студентами как вербальными, так и невербальными способами общения. Следовательно, важную функцию в музыкально – педагогическом общении выполняет язык, мимика, жестикуляция. Перед преподавателем стоит непростое задание нахождения такого психологического контакта, при котором он и ученик могут понимать друг друга без слов.

Скрипка – один из наиболее мелодичных музыкальных инструментов. Исполнение на скрипке представляет значительную трудность из-за неопределенности расположения основных ступеней звукоряда на грифе. Преподаватель Московской средней специальной школы им. Гнесиных А. Баринская предлагает больше петь. Профессор, основатель Одесской музыкальной специальной школы П. Столярский для обострённого слухового контроля заставлял студентов играть в унисон. К. Мострас говорит о подготовке музыкального слуха перед исполнением и необходимости ,,настроить себя”, а не только скрипку, и этим вызвать определённые слуховые предощущения тональности, мотива, высоты звука, величины интервала.

В связи с обнаруженными неравномерностями в музыкально-слуховом и исполнительском развитии студентов, от преподавателя требуется гибкое владение как общими, подходящими для всех студентов так и избирательными, индивидуальными методами обучения. Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность студента, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого студента в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного подхода. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с ориентацией на каждого студента в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Считается, что дидактический материал в виде специальных таблиц, схем, карточек способствует развитию музыкально-слуховых представлений, ритмического чувства, формированию самостоятельности, закреплению знаний музыкальной терминологии, связь между специальными и теоретическими предметами.

Многолетний опыт преподавателей практиков убеждает, что большое значение в процессе развития музыкальности учеников в классе скрипки имеет подбор педагогического репертуара, который способен оказать помощь в создании мотивации учения, и соответственно успешному формированию необходимых навыков. А. Баринская [1, с. 40] считает, что инструктивный материал – действенное средство развития всех элементов скрипичной техники. Они необходимы для достижения чистой интонации, чёткой артикуляции и беглости пальцев, устойчивого ритма, совершенствования звука и его динамики, отработки смены позиций, смены струн и смычка, владения двойными нотами. Значение гамм, этюдов и несомненная их польза становятся понятными ученику, когда он видит прямую их связь с художественным материалом. Преподаватель должен убедить своего ученика в том, что это подготовительный материал для изучения пьес и концертов, что они предназначены не для нагромождения трудностей, а для освобождения от них.

Особенную роль в процессе обучения играет музыкально – исполнительское мастерство педагога. На уроках ученик должен слушать яркий пример игры на инструменте. Иногда профессиональный показ преподавателя убеждает ученика, и он старается исполнять как бы его звуком.

Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает выработать технические навыки. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, умение представить не только свою партию, но и другую, учит музыкальному мышлению. Это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать.

Участие в тематических вечерах знакомит учеников с особенностями музыкальной культуры разных эпох. Узнают много о композиторах и исполнителях. Посещение концертов ,,живой” струнной музыки является одной из самых эффективных форм наглядно-практического музыкального обучения, воспитания и развития. Посещение концертов дает возможность учащимся сформировать верное представление о высоком профессиональном исполнительском мастерстве скрипача, повысить культурно-образовательный уровень, направить развитие индивидуальных художественных предпочтений, вкусов, потребностей по пути прогрессивного совершенствования. Особенно это касается посещения выступлений признанных мастеров скрипичного искусства. Каждый артист высокого класса обладает неповторимой самобытностью восприятия, прочтения и художественной интерпретации исполняемых произведений, индивидуальным стилем игры, особым сочетанием специальных технических приемов звукоизвлечения и интуитивного выбора верной художественной интонации.

В арсенал преподавателя должны входить различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, творческий. В процессе обучения рекомендуется широко применять виды деятельности, направленные как на формирование и совершенствование музыкально-исполнительских навыков, так и на формирование внутренних слуховых представлений – чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, импровизация и сочинение. Также следует помнить о видах деятельности, способствующих расширению общего кругозора ученика: прослушивание аудиозаписей, разговоры об авторах и исполнителях произведений, совместное посещение концертов, спектаклей.

Благодаря накоплению зрительных и слуховых впечатлений, изучению наглядных примеров с высоким профессионально-обучающим потенциалом намного быстрей и результативнее протекает процесс развития музыкальности.

Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.

«Музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл» (Р.М. Чумичева).

Для слушания музыки как искусства недостаточно того, чтобы играли музыканты и пели певцы, нужны выбор, подготовка и концентрация внимания. И тогда каких-нибудь 30 минут звучания моцартовской симфонии способны обогатить нас больше, чем 20 лет восприятия нейтрального музыкального шума.

По данным современных исследований, музыка обладает удивительным воздействием на организм новорожденного. Она способствует улучшению соматических и функциональных показателей, значительно оживляет или восстанавливает утраченные рефлексы, нормализует частоту дыхания и сердечных сокращений.

Музыкотерапия строится на подборе определенных мелодий и звуков, которые оказывают положительное воздействие на организм: способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению активности.

Психологи разработали советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях. Они пригодятся и беременным, и молодым мамам. Конечно, совсем не обязательно слушать только классическую музыку. Вы можете остановить свой выбор и на других стилях. Но как показывает опыт психологов, использующих музыкотерапию, именно классическая музыка влияет на психоэмоциональное и физическое состояние ребенка наиболее глубоко и длительно, существенно ускоряя процесс «лечения» при домашнем применении.

Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект приносят звуки природы (шум моря, леса), вальсы.

Музыка, которую рекомендуется слушать:

для снятия раздражения

"Лунная соната" Бетховена, "Симфония" Гайдна, "Кантата № 2" и "Итальянский концерт" Баха;

от головной боли:

"Венгерская рапсодия" Листа, "Фиделио" Бетховена, "Американец в Париже" Гершвина;

от бессонницы:

"Грустный вальс" Сибелиуса, "Мелодия" Глюка, "Грезы" Шумана, пьесы Чайковского;

для успокоения:

"Колыбельная" Брамса, "Свет луны" Дебюсси, "Аве Мария" Шуберта;

от гипертонии:

"Ноктюрн ре-минор" Шопена, "Концерт ре-минор для скрипки" Баха.

«ЭФФЕКТ МОЦАРТА»

Тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор использовал плавные тридцатисекундные переходы от "forte" (громко) к "piano" (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.

В результате Томатис ввёл в употребление термин «Моцарт-Эффект». Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в нежном возрасте (до трёх лет) Моцарта, становятся умнее. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Наше время благоприятно для обсуждения острых вопросов. А их в нашей музыкальной жизни накопилось немало. И, что интересно, у каждого поколения, у каждого культурного круга свои.

Литература

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: «Просвещение» 1983 - 222 с.

2. Аристотель. Поэтика. М.: 1957. – 56 с.

3.Баринская А. И. Начальное обучение скрипача / А. И. Баринская. – М. : Музыка, 2007. – 104 с.

4.Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки // Вз-е искусств в пед. процессе: Межвуз. Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1989 - 156 с.

5. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М.: «Музыка», 1923.-125 с.

6. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Воспр. Психол. 1988 № 4. с.155-160.

7. Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. – 280 с.

8. Ветлугина Н. А, Музыкальное развитие ребёнка. М. « Просвещение», 1968.

9. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: Издательство ЛГУ, 1964 - 194 с.

10. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. М.: 1991, 50 с.

11. Воробьев Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Дис. канд. псих. Наук. Л.: 1983.

12. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980 - 256 с.

13. Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. 1992. №2. с. 51-54.

14. Ойстрах. Д. Ф. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. «М.» 1978.

15. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. Монография.

17. Теплов Б. М. Основные музыкальные способности / Б. М. Теплов // Музыка в школе. – 2004. – № 5. – С. 8–19.

Иллюстрациями к докладу «Методические основы развития музыкальности юного скрипача» 25.03.2015г.

Были показаны видео материалы ученицы Агафоновой Насти в 0 и 1 классах:

А. Сулимов Этюд «Море» на переходы позиций

А. Кравчук Концерт –на вВероссийском конкурсе «Новые звезды»

Л.Лев Вальс-на площади Ленина 1 сентября в День знаний

А. Варламов Красный сарафан –на зональном конкурсе «Щелкунчик» и другие.

Затем на сцене зала школы Настя исполнила 4 произведения разные по характеру.

  1. Р.И. Телепнев « Веселый мяч»

  2. О. Ридинг Концерт си мин. 3 часть

  3. Л. Портноф «Русская фантазия№2»

  4. Ж. Гайонет Джазовая баллада

Настя Агафонова –ученица 1 класса, но у неё уже есть опыт выступления в конкурсах:

1. Дипломант « IV Международной ОЛИМПИАДЫ ИСКУССТВ СТРАН СНГ-2014г. »

2. Лауреат III Всероссийского конкурса «НОВЫЕ ЗВЁЗДЫ 2014г.». г. Воронеж (1 место)

3. Лауреат Регионального конкурса «Весенняя виола2015г.» (1 место)

4. Лауреат I зонального конкурса детского творчества «Щелкунчик2014г.» г. Губкин (2 место )

5. Лауреат I Зонального Джазового конкурса 2015г. в г. Старый Оскол (1 место)

6.Участница Межрегионального Джазового фестиваля «Губкин -Джаз»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconМбоу дод «Белоомутская детская музыкальная школа» за 2011- 2012 учебный год
Хмель Ольга Вячеславовна, директор мбоу дод «Белоомутская детская музыкальная школа»
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад icon«Лахденпохская детская музыкальная школа»
Открытый информационный доклад муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования детей
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconАнализ работы муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Каменская детская музыкальная школа №1» расположена...
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconПрограмма «музыкальная литература»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа №2
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconУстав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного...
Школа, создано путем изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Жарковская...
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconПоложение V республиканского фестиваля-конкурса национальной музыки,...
Научно-методического отдела боу впо «чгики» Минкультуры Чувашии, Управления культуры администрации города Чебоксары Чувашской Республики....
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconРеферат Тема: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»
Преподаватель мкоу «Детская музыкальная школа им. В. Н. Бахвалова» Дмитриева Ю. М
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconРеферат Тема: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»
Преподаватель мкоу «Детская музыкальная школа им. В. Н. Бахвалова» Дмитриева Ю. М
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconОтчёт о работе мбоу дод «Детская музыкальная школа» в 2011 2012 учебном...

«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconГ. Саранск 2011 Раздел Краткая историческая справка
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №2»
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconРеферат Тема: Г. Г. Нейгауз о выдающихся пианистах
Дополнительного образования детей детская музыкальная школа щелковского муниципального района московской области
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconО т ч ё т
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей г. Казани «Детская музыкальная школа №16 имени Олега Леонидовича Лундстрема»...
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconО работе за 2011\2012 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Мурманска детская музыкальная школа №1 им....
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconИнформация о вакансиях в организациях отрасли культуры
...
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад iconПлан учебно методической и внеклассной работы 2013 2014 учебный год
Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей детская музыкальная школа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск