Скачать 182.9 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Декан ФФКиС ________________О.В. Смирнов «_____»_____________2013 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОДС. 05 «Массаж» 1. Цель дисциплины: сформировать у студентов глубокие теоретические и практические умения и навыки массажа. Задачи дисциплины:
В результате изучения дисциплины «Массаж» студенты должны: знать:
уметь: - применять на практике основные приемы массажа при различных заболеваниях, травмах и функциональных изменениях у лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
А) для очной формы обучения
Б) для заочной формы обучения
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий: а) для студентов очной формы обучения
б) для студентов заочной формы обучения
4.2. Содержание разделов дисциплины: 1. Понятия о массаже. Физиологические механизмы влияния массажа на организм. Показания и противопоказания к проведению массажа. Понятия о массаже. Влияние массажа на кожу. Влияние массажа на крово- и лимфоток. Влияние массажа на функцию внешнего дыхания и газообмен. Влияние массажа на метаболизм, гомеостаз и функцию выделения. Влияние массажа на центральную нервную систему и нервно-мышечный аппарат. Показания и противопоказания к проведению массажа. 2. Виды массажа. Гигиенический, лечебный, спортивный, косметический, аппаратный, криомассаж, реанимационный, профилактический и самомассаж. Их характеристика, цели, задачи. Помещение и оборудование для массажа. Требования к массажисту. Средства для скольжения рук. Осмотр массируемой области тела. Режим работы массажиста. Продолжительность процедуры массажа. Физические факторы (физио- и гидробальнеотерапия). Гидро- и бальнеотерапия. 3. Спортивный массаж. Основные приемы массажа. Возникновение и развитие спортивного массажа. Виды спортивного массажа: подготовительный (мобилизационный), репаративный, превентивный (профилактический), реабилитационный (после операций, травм и заболеваний). Задачи, особенности методики каждого вида спортивного массажа. Массаж в различных видах спорта. Особенности проведения массажа юных спортсменов, женщин и лиц пожилого возраста. Применение сауны; мазей, гелей и кремов; тейпа. Массаж в системе реабилитации спортсменов. 4. Характеристика лечебного массажа. Методы лечебного массажа. Показания и противопоказания к проведению лечебного массажа. Сочетание лечебного массажа с физиопроцедурами. Характеристика и методы лечебного массажа. Методические особенности при проведении лечебного массажа (техника и методика проведения приемов, дозирование массажа). Общие показания и противопоказания к проведению лечебного массажа. Сочетание с ЛФК и физиотерапией (теплолечение, электролечение, водолечение). 5. Сегментарно-рефлекторный массаж. Точечный массаж, соединительно-тканный массаж, периостальный массаж. Техника и методика проведения. Техника и методика сегментарного массажа. Точечный массаж: сущность точечного массажа, техника выполнения. Точечный массаж при некоторых заболеваниях. Периостальный массаж. Техника выполнения периостального массажа. Противопоказания к выполнению периостального массажа. Методики периостального массажа. Соединительнотканный массаж. Техника выполнения соединительнотканного массажа. Методики соединительнотканного массажа. Индийский массаж (массаж рефлексогенных зон стоп). Массаж рефлексогенных зон кистей. 5. Лабораторный практикум – не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 6.1. Рекомендуемая литература 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература
б) дополнительная литература
Программы, учебники, методические наглядные пособия, материалы для самостоятельных работ, мультимедийные материалы. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Массажный кабинет, массажные кушетки, халаты. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1 Методические рекомендации преподавателю При изучении дисциплины «Массаж» следует исходить из того, что она является одним из основополагающих разделов физической реабилитации, и предполагает не только теоретическую, но и практическую подготовку (см. приложение № 1) 8.2 Методические указания для студентов (см. приложение № 2) 8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Не предусмотрено. 8.2.3. Перечень вопросов к зачёту
31. Режим работы массажиста. 32.Продолжительность одной процедуры массажа и длительность курсового лечения. 33.Противопоказания к применению массажа. 34.Выполнить разновидности приёмов поглаживания спины. 35.Выполнить разновидности приёмов растирания верхних конечностей 36.Выполнить разновидности приёмов разминания дельтовидной мышцы и мышцы плеча. 37.Выполнить разновидности приёмов вибрации мышц нижних конечностей. 38.етодические указания при выполнении приёма вибрации. 39.Выполнить массаж локтевого сустава. 40.Выполнить массаж плечевого сустава. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности – 022500 (032102.65) – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура) Программу составила: профессор кафедры адаптивной физической культуры _______________________ И.И.Диамант Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры АФК ФФКиС протокол № от 2013 года И.о.Заведующего кафедрой АФК д.м.н. профессор _______________________ И.И.Диамант Программа дисциплины одобрена методической комиссией ФФКиС ТГПУ Председатель методической комиссии ФФКиС ТГПУ _________ Л.П. Канакова Согласовано: Декан ФФКиС ТГПУ __________________ О.В. Смирнов Приложение 1 Методические рекомендации преподавателю 1. Методические рекомендации преподавателю по чтению лекций. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения и практической демонстрации отдельных упражнений, комплексов ЛФК и приёмов массажа. Необходимо использовать на лекционных занятиях мультимедийную установку с компьютером для демонстрации комплексов лечебной физкультуры и приёмов массажа в виде слайдов, видеороликов и анимации. Для проверки уровня освоения лекционного материала рекомендуется включать лекционный материал в перечень вопросов для компьютерного тестирования. 2. Методические рекомендации преподавателю по проведению практических занятий. Практические занятия рекомендуется проводить в начале в спортивном зале, где студенты на себе должны отработать все тонкости проведения занятий лечебной физкультурой и массажу при конкретных заболеваниях. Затем подключать студентов в помощь действующим инструкторам, методистам ЛФК и массажистам для проведения физических упражнений и сеансов массажа с больными на базе лечебных учреждений города. Важным аспектом практической подготовки по дисциплине является овладение студентами техникой проведения функциональных проб для контроля эффективности занятий лечебной физкультурой и сеансов массажа. Особое внимание следует уделять практической отработке вопросов связанных с техникой безопасности и навыкам страховки при проведении студентами занятий с больными людьми. 3. Методические рекомендации преподавателю по формированию вопросов для текущей аттестации и экзамена. В текущую аттестацию следует включать вопросы, позволяющие оценить практические навыки студента, которые он должен сформировать в ходе освоения дисциплины. В билеты для текущей аттестации следует включать два вида вопросов: - демонстрация техники проведения функциональных проб для оценки адекватности и эффективности занятий лечебной физкультурой и сеансов массажа при конкретном заболевании; - демонстрация комплексов лечебной физкультуры и приёмов массажа при конкретном заболевании. В экзаменационные билеты следует включать вопросы теоретического характера: характеристика заболеваний, обоснование использования лечебной физкультуры и массажа при различных болезнях, методические подходы к подбору физических упражнений и приёмов массажа и т.п. Приложение 2 Методические указания для студентов 1. Методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям. Целью проведения занятий является практическое закрепление полученных на лекциях теоретических знаний, отработка практических навыков по технике проведения функциональных проб, физических упражнений приёмов массажа и методов страховки больных на занятиях по лечебной физкультуре и сеансах массажа. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с соблюдением техники безопасности. Занятие обычно включают теоретическую и практическую части. В первой – проводится устное повторение пройденного материала, а также разбираются вопросы связанные и текущей отработкой практических навыков по лечебной физкультуре и массажу. Далее следует практическая работа по освоению техники функциональных проб, физических упражнений и приёмов массажа на себе или на больных. В конце занятия проводится рефлексия по полученным каждым студентом в ходе урока результатам. При подготовке к занятиям, студентам необходимо повторить пройденный материал, а также подготовить соответствующую одежду и обувь в зависимости от места проведения занятия. Необходим строгий самоконтроль за своим здоровьем, особенно когда занятия проводятся с больными, так как при плохом самочувствии нередко возможно нарушение техники безопасности и как следствие причинение вреда здоровью пациентов. Программу составил: д.м.н., проф. кафедры АФК ФФКиС ТГПУ ______________________ Диамант И.И. Заведующий кафедрой АФК д.м.н. профессор _______________________ И.И.Диамант |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одс; 2 проверить уровень знаний и умений учащихся по одс и оказанию первой медицинской помощи при повреждении скелета | Рабочая программа учебной дисциплины б в. 09 Спортивно-восстановительный... Дисциплина «Спортивно-восстановительный массаж» относятся к профессиональному циклу базовой части, к дисциплинам, устанавливаемых... | ||
Программа дисциплины одс. 03 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Внутрипредметные связи: Массаж отдельных частей тела. Массаж в детском возрасте. Эргономика во время массажа | ||
Методика массажа и его основные приёмы Спортивный массаж Надавливаний на определённые точки, Памятники древности, такие, как сохранившиеся алебастровые барельефы, папирусы, на которых изображены... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... После этого ваше тело ждет подлинный праздник – полный массаж с ароматическими веществами, основанный на долгих и плавных поглаживаниях,... | ||
Рабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура и массаж Дисциплина «Лечебная физическая культура и массаж» является частью цикла (раздела) базовая (профессиональная) часть фгос впо по направлению... | Среднего профессионального образования Методические рекомендации разработаны для студентов: по специальности 060501 Сестринское дело, квалификации Медицинская сестра/ брат;... | ||
Рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины «лечебная... | Рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины «лечебная... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы неврологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины основы фармакологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины информатика 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины основы терапии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины общественное здоровье и здравоохранение Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины гигиена и экология человека Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... |