Всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор»
Предметная область: литература Социальные и культурные катастрофы XX и XXI веков
на фоне истории и литературы
в романах Милана Кундеры
Автор: Желнорович Владимир,
ученик 11 А класса МАОУ СОШ №40
Руководитель: Пашина Татьяна Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №40
Томск 2014
Оглавление 1.
Оглавление 2
Введение 3
Милан Кундера и советизация Чехословакии 5
Слово и музыка 8
Кризис личности, год 1948-й 15
История в форме вариаций 21
Бытие и небытие 26
Разоблачение мифа об «Одиссее» 35
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Введение
Двадцатый век был переломным во многих отношениях – это было время кардинального пересмотра ценностей, глобальной перестройки всех сфер общественной жизни. Естественно, что духовная сфера (отношение к которой имеет и литература) не только участвовала в этой перестройке, но и ярко откликалась на всякое изменение. Социальные и политические веяния времени оставляли ощутимый отпечаток на человеческой культуре. Несомненно, что множественные метаморфозы (создание и распад социалистической системы, кардинальная перемена на политической карте, взятый правительствами курс на капитализм и демократизацию общества и прочее) неразрывно связаны с современным состоянием культуры социума.
Актуальность работы: В данный момент многими людьми сегодняшнее время характеризируется как период упадка культуры, её разложения, вытеснение её либо контркультурой, либо так называемой «культурой потребления». Культурный вакуум, образовавшийся после падения СССР, до сих пор заполняется очень медленно и с большим трудом (что видно, например, в России). Причины этой ситуации состоят из большого количества факторов, относящихся к разным сферам общественной жизни и имеющим собственную историческую основу. Без конкретизации и определения меньшего по площади поля философского исследования затруднительно ответить на вопросы типа: «Каково состояние культуры сейчас и чем оно вызвано? Происходит ли деградация культуры или утрата ценностей и почему?»
Постановка проблемы: Чем вызвано, порождено наблюдающееся в начале XXI-го века культурное разложение? В чём заключается его историческая подоплёка? Каковы могут быть пути выхода из сложившейся ситуации?
Цель исследования: Рассмотрение процесса разрушения, подмены и утраты культурных ценностей на историческом фоне – как мировом (общефилософское исследование), так и с помощью наблюдения за историей отдельной страны (камерное исследование), в частности, Чехословакии. Использование в качестве основы философско-литературного исследования примеров из жизни и творчества чехословацкого (впоследствии – французского) писателя и эссеиста Милана Кундеры (в частности, восьми его романов).
Задачи: Ознакомление с историческими событиями и социальными метаморфозами как через художественные произведения, так и исторические источники. Изучение сопутствующих источников (произведения упоминающихся в романах писателей, поэтов, композиторов; биографии исторических личностей). Заключение о современном состоянии культуры и причинах такого состояния, а также нахождение путей решения данной проблемы.
Методы: анализ литературы, биографических данных; прослушивание музыкальных композиций (где это необходимо); сопоставление литературных данных с историческими фактами; рассмотрение культурных перемен с точки зрения романов Кундеры.
Глава 1
Милан Кундера и советизация Чехословакии
В первую очередь в исследовании нужно сказать непосредственно о биографии писателя, в чьих книгах так ярко отразились и социальные, и политические, и культурные процессы двадцатого столетия. Творчество Кундеры крепко связано с его жизнью, и с теми событиями в его родной стране Чехословакии, участником которых он был или под влиянием которых оказался.
Милан Кундера родился 1 апреля 1929 года. Его отец был пианистом, музыковедом и ректором университета в Брно. Во многом, именно отец оказал большое влияние на любовь Милана к музыке, а также на развитие его творческих способностей (музыка впоследствии сопровождала все романы Кундеры в самых разных её проявлениях). Первым литературным опытом Кундеры были стихи, написанные им в средней школе, в последующие годы подрабатывал разнорабочим, джазовым музыкантом. Будучи студентом, учился на философском факультете, где изучал музыковедение, кино, литературу, эстетику. На некоторое время обучение пришлось прервать по политическим причинам – в 1950-м году был исключён из Коммунистической партии Чехословакии за «антипартийную деятельность и индивидуалистские тенденции» (что накладывает отпечаток некоторой автобиографичности на его первый роман «Шутка»), но с 1956-го по 1970-й он снова состоял в рядах КПЧ.
Кундера работал ассистентом, а позже – профессором академии на факультете кино, где преподавал иностранную литературу. Он долго занимался переводами, эссе, но стал известен после постепенной публикации сборника новелл «Смешные любови» (1958 – 1968 годы) и романа «Шутка» (1967 год). Также Кундера был участником и очевидцем «Пражской весны» (период от 5 января 1968 года до 21 августа того же года, то есть от момента избрания Александра Дубчека первым секретарём КПЧ до ввода советских войск в Чехословакию) и предшествовавших ей реформаторских шагов политического деятеля Дубчека, чьи преобразования в курсе «социализма с человеческим лицом» писатель поддерживал и одобрял. В 1968-м году Кундера участвовал в демонстрациях, выражавших недовольство чехословацкого народа вводом советских войск на территорию страны – за это писатель был лишён возможности преподавать, ему запретили публиковаться, а все напечатанные на тот момент книги Кундеры были изъяты из библиотек Чехословакии.
За «Книгу смеха и забвения», изданную в 1978 году, правительство Чехословакии лишила Кундеру гражданства, последующие романы Кундеры не публиковались на его Родине ещё долгое время. Ранее он был приглашён работать профессором в университет во Франции, а в 1981-м году он стал полноправным гражданином этой страны. Последним романом, написанным Кундерой на чешском языке, был роман «Бессмертие». После Кундера стал писать книги на французском, гораздо меньшие по объёму и по кругу охватываемых тем.
За свою долгую жизнь и творческую деятельность Кундера сумел создать свой собственный неповторимый стиль. Его книги так хороши для исследования явлений культуры именно потому, что содержат в себе (помимо основной истории и общеполитического фона) многие главы, посвящённые музыке, литературе, театру. Во многих романах писатели и музыканты являются действующими лицами, создавая таким образом три «слоя» в романе: реалистический, в котором описываются действия, переживания и мысли героев книги; историко-культурный, в котором (зачастую – с неожиданных позиций) освещаются различные события, касавшиеся деятелей культуры и искусства; и общефилософский, в котором сам автор ведёт с читателем диалог о бытии и небытии, о месте человека в мире, о взаимоотношениях между людьми и о непосредственном движении мира как единой системы (таким образом, третий слой образует в романах вставку-эссе, необходимую для понимания романа).
Глава 2
|