Конкурс ученических рефератов «Кругозор»





Скачать 103.68 Kb.
НазваниеКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Дата публикации11.11.2014
Размер103.68 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
Всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор»

Фразеологизмы-шутки


Выполнили: Першина Валерия,

Романенко Марина,

учащиеся 7 класса,

МБОУ Родниковской СОШ № 6

Руководитель: Дзалба Ирина Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

2012 год


Содержание
1Введение………………………………………………………………………….

2.Источники русской фразеологии………………………………………………

3.Типы фразеологических оборотов по их лексико – грамматической характеристике…………………………………………………………………….

4.Смеховая функция русской фразеологии……………………………………...

5.Заключение……………………………………………………………………….

6.Литература………………………………………………………………………..

Введение
Фразеологизм существует в языке и функционирует в речи вместе со словом. Но значение и значимость их различны. Фразеологизм более ёмок, чем слово, воспринимается с быстротой и лёгкостью. Фразеологические единицы характеризуются большей образностью и экспрессивностью. Употребляясь в речи, некоторые фразеологизмы могут изменять свою структуру и значение. Фразеологизмы в речи выполняют две основные функции: номинативную и коммуникативную. Однако роль их в речи не ограничивается только этими двумя функциями. В речи фразеологические единицы выполняют еще и дополнительные функции:

1) делают речь образно-выразительной;

2) лаконизируют речь;

3) придают ей эмоционально-экспрессивную окрашенность;

4) обеспечивают речь ценными обобщающими умозаключениями (функция широких жизненных обобщений);

5) обеспечивают терминологическую точность речи;

6) облегчают смысловой подбор (сочетание) слов в речи.

Вспомним теперь: какие сочетания мы называем фразеологизмами?

Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами (фразеологическими единицами, фразеологическими оборотами). Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис - « выражение» и логос- «учение». Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Являясь частью словарного состава языка, фразеологические выражения могут иметь омонимы, синонимы, антонимы; они различаются стилистической окраской, различны по происхождению.

Фразеологизмы в зависимости от их происхождения делятся на несколько групп: исконно русские, заимствованные, старославянского происхождения.

Большинство фразеологических оборотов имеет исконно русское происхождение:

*обороты разговорно-бытовой речи: с гулькин нос, в сорочке родился, во всю ивановскую;

*пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора: добрый молодец, красная девица, в ногах правды нет;

*отдельные выражения профессиональной речи: тянуть лямку, без сучка и задоринки, в час по чайной ложке;

*выражения из книжного языка: свежо предание, а верится с трудом.

Фразеологические обороты старославянского происхождения: на сон грядущий; хлеб насущный.

Фразеологизмы, заимствованные из других языков: о вкусах не спорят; с высоты птичьего полёта.

Тема исследовательской работы: «Фразеологизмы- шутки». Тема, на наш взгляд, достаточно актуальна: речь современного человека (подростков и взрослых) недостаточно ярка и образна, активный словарь беден, потому что мало знают и практически не употребляют в речи фразеологические обороты. А о фразеологизмах – шутках с оценкой одобрения, похвалы почти не знают или не слышали.

Объект исследования: фразеологический состав русского языка.

Предмет исследования: фразеологизмы – шутки.

Цель исследования: пробудить интерес к фразеологическим оборотам, к фразеологизмам – шуткам. Способствовать обогащению словарного запаса.

Методы и приёмы исследования: анкетирование, наблюдение, изучение научной литературы, сравнительно – сопоставительный анализ фактического материала.

Практическая значимость работы: результаты исследования можно использовать на уроках русского языка; проводить беседы среди взрослого населения; устраивать праздники для детей: «Занимательная фразеология», «История фразеологизма».


Типы фразеологических оборотов по их лексико-грамматической характеристике.

Лексическое значение фразеологизма и его грамматические категории составляют содержание фразеологизма. Такие фразеологические обороты можно разделить на группы:

-именные: гусь лапчатый, чертова дюжина, синий чулок, медвежий угол, ахиллесова пята, шарашкина контора, авгиевы конюшни;

- глагольные: чесать язык, выходить сухим из воды, заживо хоронить (кого?) доводить до белого каления (кого?), заговаривать зубы (кому?), ловить рыбу в мутной воде, клевать носом;

-адъективные: без царя в голове, на одну колодку, не чист на руку, с иголочки, на взводе, звезд с неба не хватает, мухи не обидит;

- адвербиальные: за глаза, на авось, до мозга костей, очертя голову, до отвала, из-под палки, на живую нитку;

-междометные: вот так клюква! мать честная! Наше вам с кисточкой! Черт возьми! Фу-ты, ну-ты! как «бы» не так! вот те «и» на.

Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и характер нашего народа. В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним.

Во фразеологизмах русского языка отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам: мастер на все руки; золотые руки – одобрение людей трудолюбивых; лодыря корчит; баклуши бьёт - осуждение бездельников.

Фразеология русского языка глубоко национальна. Национальное своеобразие русской фразеологии отмечали многие русские писатели. В.Г.Белинский говорил: «…фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его самобытное, самородное богатство».

Нами было проведено анкетирование учащихся 6- 10 классов. Цель данного опроса - выяснить, какие фразеологические обороты знают и как часто их употребляют в разговорной речи. Было опрошено 74 человека: 15 уч. из 6 класса, 10 уч. из 7 класса, 14 уч. из 8 класса, 13 уч. из 10 класса. Результаты видим в таблице.
Таблица 1

классы

6(15уч.)

7 (10 уч.)

8 (14уч.)

9 (22 уч.)

10 (13уч.)

фразеологический

оборот

55


70

57

48

83

знают его значение

40

56

39

36

77

используют в речи

5(редко)

4(иногда)

6(редко)

7(иногда)

10(редко)


Смеховая функция русской фразеологии

Нас заинтересовали фразеологические обороты, имеющие значение смеха. Такие фразеологизмы- шутки часто используются в разговорной речи. Шуточные фразеологизмы являются результатом языковой игры, продуктом народного поэтического творчества. В своём поверхностном слое они изображают бессмысленные и нелепые ситуации, создают свой фантастический, смеховой мир, несущий определённое мировоззрение и являясь частью общечеловеческой культуры. Например: без меня меня женили; у нас в Рязани грибы с глазами: их едят, они глядят; дай в зубы, чтобы дым пошёл; широко шагаешь- штаны порвёшь; пенёк замшелый с глазами. Такие шутки- фразеологизмы часто встречаются в произведениях художественной литературы.

Смех, улыбка в таких оборотах возникают за счёт нелепости, абсурдности: спишь, спишь, а отдохнуть некогда; ты меня, работушка, не трогай, я тебя не трону. Смеховой эффект достигается через каламбурное обыгрывание, повтор, созвучие, рифму и ритм. Такая внешняя поддержка характерна для пословично- поговорочных фразеологизмов: ну и щи- хоть рубашки полощи; ну и щи: хоть кнутом хлещи, пузырь не вскочит; подождём, не под дождём.

В подобных выражениях сопоставляются разные слова, явления, делается схожим несхожее, снимается серьёзность рассказываемого.

Воздействие, которое оказывает шуточная фразеология на адресата, зависит от её оценки. С этой точки зрения выделяются фразеологизмы- шутки с ироничным отношением к окружающим. Другие фразеологизмы- шутки дают критическую оценку действительности, а могут развеселить или огорчить адресата. Это шутки- издёвки, насмешки, стремящиеся уколоть, съязвить. Такие фразеологизмы могут вызвать у адресата зло и обиду. Например: герой - штаны с дырой; У него семь волос и все густые; под носом взошло, а в голове не посеяно.

К другой группе относятся фразеологизмы- шутки со значением одобрения, безобидные, добродушные: Молоток, подрастёшь - кувалдой будешь!; Мать моя женщина, отец мужчина!; Как насчёт картошки дров поджарить?; Люблю повеселиться, особенно пожрать!

Основное коммуникативное назначение подобных фразеологизмов - вызвать у окружающих смех, улыбку, а заодно и похвалить, утешить, подбодрить, создать непринуждённую и благоприятную атмосферу общения, снять скованность, укрепить знакомство.

Это может быть и обыкновенное балагурство как одна из форм русского смеха, когда говорящий не ставит перед собой никаких содержательных задач, кроме одной- удачно сострить, развлечь, повеселить себя, собеседника и аудиторию.

Давно замечено, что смех снимает напряжение, успокаивает, лечит, облегчает человеку его трудную жизнь, помогает пережить её тяготы. Наиболее ярко это прослеживается в переходные эпохи. В последние годы отмечается использование в основных сферах русской речи юмора, иронии и сарказма, в том числе за счёт активизации просторечной и жаргонной фразеологии, появления новых фразеологизмов. Например: Богатенький буратино; Не смеши мои шнурки; Процесс пошёл; Хотели как лучше, а получилось как всегда.

Во 2-ой таблице мы поместили данные о фразеологизмах- шутках. Цель этого исследования: выяснить, какие фразеологизмы – шутки знают учащиеся нашей школы и как часто используют в разговорной речи. Результаты полученных данных видим в таблице.
Таблица 2

классы

6

7

8

9

10

фразеологизм - шутка

7

12

10

14

20

значение

7

12

8

10

18

использование в речи

3

5

4

7

13


В таких фразеологизмах смеху подвергаются реалии повседневной жизни. Тема смехового мира огромна, можно шутить даже по поводу смерти, в отношении страшного и ужасного - таков современный «чёрный» юмор. Главная функциональная направленность современной шуточной фразеологии – пародирование, комикование, балагурство.

В таблице № 3 мы даём результаты ещё одного исследования, но уже среди взрослого населения. Цель этого опроса: какие фразеологизмы – шутки знают они и как часто используют в речи.

Таблица 3

возраст (лет)

18-24

25-30

35-45

50-60

70-80

фразеологизм

56

67

89

123

135

значение

50

55

67

89

73

используют в речи

21

27

39

65

83


В последнее время многократно возросли случаи преобразования известных фразеологизмов, пословиц, поговорок, крылатых выражений в более сниженные и нестандартные выражения. Например: Не плюй в колодец: вылетит - не поймаешь;С мылом рай в шалаше; С милым рай и в шалаше, если милый атташе.

В подобных переделках представлены и юмор, и зубоскальство, и глум.

Заключение

Таким образом, мы видим, что знание фразеологических оборотов делает нашу речь образной и выразительной. Смеховая функция фразеологизмов различна. Они помогают дать характеристику, положительную или отрицательную, окружающей действительности. Безобидные, одобрительные фразеологизмы – шутки помогают снимать психологическое напряжение человека, улучшают настроение, создают непринуждённую обстановку. Надеемся, что наша работа будет интересной и полезной всем тем, кто любит и знает русский язык.

Литература
1.Ашукин А.С. Крылатые слова. – М.: Гослитиздат, 1976.

2.Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанов Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник.- Издательство «Фолио- пресс», Санкт-Петербург,2001.

3.Бондаренко В.Т. О смеховой функции русской фразеологии. Выпуск-2. Тула,1972.

4.Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке.

4.Жуков В.П. Русская фразеология. Учебное пособие.- М.: Просвещение,1986.

5.Касаткин Л.Л. Русский язык.- М.: Академия,2001.

6.Лихачёв Д.С. Смех в Древней Руси.- Л.,1984.

7.Русский язык. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1979.

8.Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М.: Просвещение, 1985.

9.Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. – Издательство «Аванта +»,2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconРефератов «Кругозор» на тему: «Фентези. Тайна жанра»
Реферат по литературе на всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор» на тему
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Наполеона
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconО проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор»
Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconО проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор»
Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет....
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconО проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор»
Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет....
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconО проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор»
Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет....
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconКонкурс ученических рефератов «кругозор»
Переход собственных имён в нарицательные в единицах измерения и измерительных приборах
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Тема: Особенности речевых формул приветствия и прощания в русском и китайском языках
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Адрес: 665236. Иркутская область, Тулунский район, с. Будагово, улица Школьная, 12
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Учёные утверждают, что правильный выбор домашнего питомца может повлиять на судьбу хозяина
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Моя работа посвящена одной из самых красивых и редких птиц, занесенных в Красную книгу России – краснозобой казарке
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
В них содержится большое количество витаминов С, группы B, e и А. Кроме того, они обладают полезными свойствами для лечения и профилактики...
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Раскрытие данной темы предполагает обращение к лирическим произведениям Ф. Тютчева и А. Фета, отражающим своеобразное восприятие...
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» Исследовательский проект...
Как часто в жизни мы не обращаем внимания на привычные вещи. Но, если присмотреться, то можно узнать много интересного
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»
Целью моего реферата является исследование многоплановости текста и создаваемых образов особенности поэмы, которая придаёт ей вневременную...
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Тема «Памятника»
Целью моего реферата является изучение эволюции темы «Памятника» ибессмертия поэта» в русской литературе и своеобразие стихотворения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск