Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»





Скачать 257.08 Kb.
НазваниеКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»
страница1/2
Дата публикации14.02.2015
Размер257.08 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
  1   2
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43 г. Томска
Конкурс ученических рефератов «Кругозор»

Реферат

«Россия в произведениях Н.В.Гоголя»

(По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души)
Выполнила: Ларионова Дарья,

обучающаяся 10 Б кл.

МАОУ СОШ № 43г. Томска.

Адрес: ул. Новосибирская 38.

Телефон: 67 – 53 – 90.

Руководитель: Ни Н.А, учитель русского языка и литературы.


Томск - 2011

Содержание
I. Введение.

II. Основная часть. Россия в произведении Гоголя.

1. Интерес к творчеству Гоголя.

2. «Кто же, как не автор, должен сказать святую правду..?»

3. «Глаза мои все чаще смотрят только на Россию…»

4. «Необъятно пространство России, велики ее юные силы…»

5. «Русь, куда же несешься ты?...»

6. Роль лирических отступлений в поэме.

7. «Повесть о капитане Копейкине» в сюжете «Мертвых душ».

8. Значение дороги в поэме.

9. Народ и национальный характер.

III. Заключение.

«Мертвые души» Н.В. Гоголя, —

удивительная книга, горький

упрек современной Руси,

но не безнадежный.

А.И. Герцен
Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству Гоголя. На многих языках издают его книги, ставят пьесы и инсценировки прозаи­ческих произведений, создают кинофильмы, его наследие изучается во мно­жестве научных центров и университетов, о нем публикуются сотни науч­ных работ, ему посвящаются международные симпозиумы. Из русских клас­сиков по степени популярности в мире Гоголь стоит в одном ряду с Досто­евским и Толстым.

Мне интересно творчество Н.В.Гоголя. Его произведения привлекают моё внимание отношением писателя к России, стремлением познать её через русский национальный характер, именно поэтому мне захотелось ещё раз перечитать его удивительную поэму «Мёртвые души», открыть для себя что-то новое, осмыслить содержание произведения с точки зрения современности.

Целью моего реферата является исследование многоплановости текста и создаваемых образов – особенности поэмы, которая придаёт ей вневременную и всечеловеческую ценность.

Актуальность заключается в том, что Н.В.Гоголь верил в духовное возрождение России, был убеждён в том, что путь к возрождению открыт для всех.
Белинский обосновывал право писателя на всемирное значение: он должен с максималь­ной полнотой и художественной мощью отразить национальные свойства жизни своего народа. Творчество Гоголя имеет такое право. В неповторимом единстве комического и трагического был выражен его гуманистический пафос. Пронзительное чувство любви к своему народу и отечеству получило форму высокого лиризма. Он окрасил эпос Го­голя благородной эмоциональной субъективностью, которая становилась тем ярче, чем острее размышлял автор «Мертвых душ» о судьбах России, о бу­дущем своей Родины. Перед читателем предстает Россия в нескольких ракурсах: помещичья, кре­стьянская, чиновничья.

Открыв миру «всю Русь», ее смешные, печальные, драматические и героические стороны,— пророчески сказав об ее прекрасном Будущем, Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художе­ственной культуре, оказали большое влияние на развитие русской лите­ратуры и искусства вообще.

Книгам Гоголя суждена вечная жизнь: «Еще падет обвинение на автора со стороны, так на­зываемых патриотов...»

Заканчивая первый том «Мертвых душ», Гоголь вы­сказывает задушевные мысли о значении своего худо­жественного творчества, о смысле изображения в поэме пошлости, пошлого человека, незаметных мелочей обы­денной жизни, разоблачения недостатков, всего подлого и низкого. Он видел свой долг писателя в том, чтобы показать действительную жизнь своей родины. «Кто же как не автор должен сказать святую правду?» — спра­шивает он. Ожидая оскорблений, насмешек, ругатель­ных статей по адресу «Мертвых душ», Гоголь все же писал их, движимый чувством патриотизма: «Глаза мои все чаще смотрят только на Россию, и нет меры любви моей к ней», — писал он в 1843 г.

В поэме Гоголь создает обобщенный образ помещика, где каждый живет ис­ключительно в рамках своего ограниченного сознания, оберегая свои принципы от любых разумных и неразумных доводов. Они не имеют никакой высокой ду­ховной цели в жизни, и все, к чему они стремятся, сводится к приземленно-бытовому.

Центральное место в I томе «Мертвых душ» занимают пять «портретных глав». Каждая из них посвящена конкретному

человеческому типу, наделенному именем.

Имена Чичикова, Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, пожалуй, относятся к числу наиболее известных среди всех имен героев классической русской литературы. Некоторые из них давно приобрели обобщающий смысл и стали нарицательными.

Но что значат эти имена? Какими соображениями руководствовался писатель, размышляя о «наречении» героев поэмы?

Фамилии эти – факт гоголевского языка, в котором нет полых, пустотелых слов. Исследователи языка Гоголя отмечают, что работа над словом велась писателем с предельным напряжением всех душевных сил, поскольку помимо самого предмета изображения, автора всегда занимало и слово, обозначающее этот предмет.

Для Гоголя были важны как звучание слова, звуковая литературная фактура, там и смысловая сторона, семантика. Гоголь отличался умением «поворачивать» слово так, чтобы при этом извлечь из него максимальный художественный эффект.

При создании образов писатель умел находить такие слова, посредством которых как бы ненароком сами по себе раскрывались неуловимые и невидимые черты характера. Сущность же образа передавалась самым главным словом, связанным с образом, - именем, фамилией, но передавалась не прямо, а путем заключения имени в глубинный художественный контекст.

Вот почему имена героев Гоголя невозможно «прочитать» сразу, сходу. Для осмысления имени необходимо не только установить его внутреннюю связь с образом, но и самого образа с контекстом, в котором подаются также иные образы, и контекстом всего произведения в целом. Литературные имена такого типа называются скрытоговорящими. Применительно к произведениям Гоголя подобные имена характеризуются еще и неоднозначностью, обусловленной тем, что именование героя может осознаваться Гоголем на разных «срезах» текста, на его разных информационных пластах.

Фамилии помещиков в «Мертвых душах» подаются в последовательности, имеющей художественно-аллегорическую и философскую значимость. Прочтение фамилий может осуществляться в двух планах – реальном и аллегорическом, иносказательном.

Однако, читая Гоголя, следует помнить о скрытом смысле большинства его ключевых фраз и придуманных им имен. Гоголь – мастер говорить «эзоповым языком». Интересен эзоповский намек на царя в «Мертвых душах» при рассказе об имении Манилова, где есть, как пишет Гоголь, «аглицкий сад».

Таким образом, фамилии помещиков представляются нам как своеобразие именования различных станций на пути человека, избравшего целый, только материальный идеал. Тема «омертвения» души человека реализуется во всех главных образах поэмы Гоголя. Именование же главного героя, имеющее подтекстовую семантическую нагрузку, является существенным языковым средством для раскрытия этой темы и реализации основной идеи писателя – о возможности возрождения человека.

По Гоголю, в каждом падшем человека душа не умерла вовсе, поскольку по естеству своему она бессмертна.

Писатель шел от евангельской традиции, к которой восходит понимание мертвой души как духовно умершей. Гоголевский подтекст заглавия поэмы «Мертвые души» созвучен христианскому нравственному закону, сформированному святым апостолом Павлом: «Как в Адаме все умирают, так в Христе все оживет».

Прозаические интересы, мелкие и пошлые расчеты обширного царства «мертвых душ», картины серенькой деревенской жизни, «городишек, выстроенных живьем, с деревянными лавчонками», пошлые фигуры героев поэмы, описанные четкой, простой, реалистической речью, полной юмора, насмешки и сатиры, перебиваются в XI главе стилистической струей иного наполнения: то и дело звучат патетические речения из словаря мисти­ков-романтиков: «неведомая сила», «страшная сила», «непостижимая тайная сила», «неестественная власть», «пораженный божьим чудом созерцатель», «главу осе­нило грозное облако», «что пророчит сей необъятный простор», «сверкающая, чудная, незнакомая земле даль».

Белинский говорил, что именно в «Мертвых душах» увидят эту злую сатиру, следствие холодности и нелюбви к родному, к отечественному, — они, которым так тепло в нажитых ими потихоньку домах и домиках, а может быть, и деревеньках — плодах благонамеренной и усердной службы... Впрочем, это и хорошо, с одной стороны, — добавляет Белинский, — это будет лучшею критическою оценкою поэмы...

В «Мертвых душах» Гоголь поставил вопрос о пу­тях развития России, ее настоящем и будущем. Все в ней находится в движении: «мертвые души» господ­ствующих классов отходят назад, а вместо них выдви­гаются живые души, присутствие которых в поэме так ярко ощущал Герцен. Белинский предвидел будущее величие своей родины. В 1839 г. он писал: «Необъятно пространство России, велики ее юные силы, беспре­дельна ее мощь — и дух замирает в трепетном восторге, от предощущения ее великого назначения, ее — закон­ной наследницы жизни трех периодов человечества».

В понимании будущего величия родины Гоголь и Бе­линский были близки.

«Мертвые души» — произведение энциклопедическое по широте охвата жиз­ненного материала. Идейным стержнем поэмы является мысль о трагической судьбе народной. Тема эта необъятна, как и необъятна тема познания всей России. Клю­чевыми в восприятии Руси в поэме являются лирические размышления автора о России и русском народе. Может показаться, что эти прекрасные места неумест­ны в сатирической поэме. Однако они крайне важны для всего замысла писателя.

По Гоголю главный путь к постижению России — познание природы русско­го человека. Этот путь невозможен без познания самого себя. Как писал Гоголь графу Толстому, «найди только прежде ключ к своей собственной душе, когда же найдешь, тогда этим же ключом отопрешь души всех».

Почти весь первый том «Мертвых душ» Гоголь пи­сал за границей, среди прекрасной природы Швейцарии и Италии, среди шумной жизни Парижа. Оттуда он еще яснее видел Россию с ее тяжелой и грустной жизнью. Мысли о России возбуждали эмоциональное волнение Гоголя и выливались в лирические отступления. Именно через них автор показал нам Русь со всех сторон.

Написанное к началу 1841 г. лирическое обращение к России раскрывает идею гражданского долга писа­теля перед родиной. Чтобы создать особый язык заклю­чительных страниц первого тома, Гоголь долго «бился», провел сложную работу, которая показывает, что изме­нения лексики и грамматического строя были связаны с изменениями идейного содержания отступления.

Первая редакция обращения к России: «Русь! Русь! вижу тебя...» — была такова: «Эх, ты, Русь моя... моя за­бубённая, разгульная, распривольная, расчудесная, рас­целуй тебя бог, святая земля! Как не родиться в тебе беспредельной мысли, когда ты сама без конца?..»

Создавая лирические отступления «Мертвых душ», Гоголь стал одним из зачинателей гар­монизации прозы в русской литературе. «...Что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?»

Симфония лирических отступлений, «воззваний», «гневных дифирамбов» XI главы заканчивается торже­ственным аккордом-обращением к душе русского на­рода, любящего быстрое движение вперед, езду на ле­тящей птице-тройке.

Рассмотрим значение основных лирических отступлений в поэме «Мертвые души»:

«Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?»

Автор сравнивает Русь с «бойкой необгонимой тройкой». Это летит в свое великое будущее не Россия «мертвых душ», а Россия народ­ная, Россия, обретающая свою силу в народе.

Привычный Гоголю символ дороги и движения впе­ред, теперь обращенный ко всему народу, ко всей Руси, вызвал в душе писателя лирический восторг любви к родине, чувство гордости за нее и уверенность в ве­личии ее будущих судеб.

Реалистические эпитеты Гоголя, выделявшие в пред­метах их основные качества, точные и ясные, всегда вы­ражавшие определенное, часто насмешливое отношение к изображаемому, сменились романтическими эпите­тами, подчеркивающими таинственную сущность вещей и явлений, с горячим, необыкновенно страстным, но очень неопределенным содержанием.

Гоголь высоко ценил способность писателя к лиризму, видя в нем необходимое качество поэтического таланта. Родник лиризма Гоголь видел не в «нежных», а в «гу­стых и крепких струнах... русской природы» и опреде­лял «высшее состояние лиризма» как «твердый взлет в свете разума, верховное торжество духовной трезво­сти».

Лирический призыв писателя должен касаться разнообразных сторон жизни: «много, много предметов для лирического поэта» видел Гоголь, для поэта, кото­рый возлюбит спасение земли своей и отдаст себя на служение родине. Лирическая поэзия есть «чистая лич­ность самого поэта и чистая правда», в ней «отчет ощу­щений самого поэта», который повсюду высказывает «личные тайны... собственной души». Эти тайны души автора служат содержанием лирических отступ­лений «Мертвых душ», овеянных «вьюгой вдохновения».

Таким образом, для Гоголя в лирическом отступ­лении была важна прежде всего мысль, идея, а не чув­ство, как это принималось поэтикой прошлых направ­лений, определявшей лиризм как выражение чувств, доходящих до восторга. Гоголевское понимание «стро­гого лиризма» было новым в художественной литера­туре.

Высказываясь против лирических отступлений XI главы, Белинский не учитывал огромного эмоциональ­ного воздействия их неопределенно выраженного, но ярко патриотического содержания, усиленного «пою­щей» ритмизацией текста, общим значением возвеличи­вания России и русского народа в их быстролетном движении к будущему.

«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

Лирическая концовка «Мертвых душ» с уподобле­нием России птице-тройке, написанная для второй ре­дакции (1841 г.), была переработана очень незначи­тельно. Исправления касались уточнения смысла пред­ложений, грамматического и интонационного строя. Внесен вопрос — «ее ли не любить», подчеркивающий новый смысл: «его ли душе... не любить быструю езду» — ударение на особенный характер русского человека; «ее ли не любить» — ударение на слове «ее», определяющем быструю езду, восторженно-чудесное движение вперед. Гоголь достигает гармонизации речи, отступление звучит, особенно в словах: «слышится что-то восторженно-чудное». Тройка в конце поэмы — логическое за­вершение всего ее содержания.

Образ России, созданный Гоголем в заключительном лирическом отступле­нии, и его риторический вопрос, обращенный к Руси, высокий лирический па­фос автора, устремленного мыслями в будущее, дают надежду на возрождение страны.

«Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непости­жимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня пол­ные ожидания очи?..»

Неисповедимые пути русской ис­тории («Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа») пересекаются с путями мирового развития. Кажется, что это те самые дороги, по которым плута­ет Чичиков. Символично, что из захолустья Коробочки Чичикова выводит на дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево.

Типаж, представляющий Россию, весьма разнообразен. От малолетней девочки Пелагеи до безымянных, умерших или беглых работников Собакевича и Плюшкина, которые не действуют, а лишь мимоходом упоминаются, перед нами проходит обширная галерея персонажей, многоцветный образ народной России.

Широкий размах души, природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому, — в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа. Сила и острота народного ума сказались, по мыс­ли Гоголя, в бойкости, меткости русского слова (глава пятая); глубина и цель­ность народного чувства — в задушевности русской песне (глава одиннадцатая); широта и щедрость души в яркости, безудержном веселье народных праздников (глава седьмая).

Воспевая народ и национальный характер, писатель не опускается до тщесла­вия, слепоты. И в этой точности, честности его взгляда кроется действенное отно­шение к русской жизни, энергичный, а не созерцательный патриотизм. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве мертвых душ, как гиб­нут крестьяне, доведенные до отчаяния.

Разрушение добрых задатков в человеке подчеркивает, как современная Гоголю жизнь, все еще не отмененное крепостное право губит народ. На фоне величественных, бескрайних просторов России, ли­рических пейзажей, которыми пронизана поэма, реальные картины жизни кажут­ся особо горькими. «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место,
где развернуться и пройтись ему?» — восклицает Гоголь, думая о возможностях Родины.

Картины русской природы часто встречаются в «Мертвых душах». Гоголь, как и Пушкин, любил русские поля, леса, степи. Он описывает и печальные деревни, голые, унылые, и помещичий лес, который «темнел каким-то скучноватым цветом», и барский парк в имении Манилова, где «пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины». Но основным пейзажем у Гоголя являются виды по сторонам дороги, мелькающие перед путешественником.

Природа показана в одном тоне с изображением народной жизни, навевает тоску и грусть, удивляет неизмеримым простором; она живет вместе с народом, как бы делит его тяжелую участь.

Обращение к Руси было выражением сильнейшего, действенного патриотизма Гоголя, полного волнующей силы глубокого чувства. Он писал, что при одном имени «Россия» «как-то вдруг просветляется взгляд у нашего русского поэта, раздвигается дальше его кругозор, все становится у него шире, и он сам как бы облекается величием, становясь превыше обыкновенного человека. Это что-то более, нежели обыкновенная любовь к оте­честву».

Высокое патриотическое признание об­щественной роли литературы и долга писателя, в основе близкое к взглядам Белинского, заставляло Гоголя ставить вопрос о значении собственного творчества для на­рода. Вопрос «Русь! чего же ты хочешь от меня?» не был риторическим приемом художественного стиля, он вызван общей идеей «Мертвых душ», как произведения писателя, сказавшего горькую правду о жизни народа для его же пользы.. В России, писал впоследствии Гоголь, «всякое звание и место требуют богатырства»

«Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного пре­красного далека тебя вижу...»

В этом тексте сильна песенная фразеология — рито­рические восклицания — «Эх, ты, Русь моя...», «Эх, Русь!». Патетический тон поддерживают церковнославянизмы «вонзаю очи», «силы святые», «бог», «божий свет»… С ними кон­трастируют просторечные выражения «разгульная», «забубённая», «расцелуй», «замашка».

Этот неслаженный язык не удовлетворил Гоголя. Он удалил просторечия, часть песенных присловий, доба­вил описание песни,

как выражение силы и поэзии на­рода, как голоса России.

Восклицания и вопросы первоначального текста при­обрели значение обращения и вопросов автора к России и потеряли в какой-то мере свое риторическое значение. Изменилось содержание отступления — от хвалебного, неопределенного содержания дифирамба Руси - Гоголь перешел к проблеме долга писателя-гражданина.

Для выражения этой идеи Гоголь создал особый язык - ору­дие экспрессивного и повышенно эмоционального воз­действия на читателя.

Сознание огромной ответственности за свой писа­тельский труд поддерживалось в Гоголе высокими оцен­ками Белинского его произведений, намерением пока­зать в «Мертвых душах» «пути и дороги» не только помещиков, но и жизнь городского чиновничества.

«Мертвая душа» и у главного героя поэмы. Чичиков — представитель рождающегося капиталистического строя. Не случайно Гоголь такое большое внимание уделил этому персонажу, который, следуя заветам отца, копит копейку и пытается ею добиться всего в жизни.

Маленький, средненький и весьма посредственный по своим достоинствам человечек, обычный авантюрист, способный на паскудное служение. Гоголь именует Чичикова Павлом – (малым). (Павел Чичиков – «маленький Наполеончик»).

Обстоятельства жизни рано воспитали в Павле Ивановиче тайное желание выбиться в люди. У него была своя карьера, свой «трон», которого он стремился достичь любыми средствами. Аналогично восходит к власти и Наполеон. И все-таки Наполеон – это не Чичиков, а Чичиков – не Наполеон. Он всего лишь «наполеончик».

Пародируя в образе Чичикова русское восприятие Наполеона, писатель создает смеховой эффект даже самой внешней стороной фамилии своего героя. В словообразовательной паре Чичиков (от Чичик) есть внешние, вызывающее улыбку звуковые ассоциации, связанные с какой-то мелкой пташкою.

Чичиков всегда выбрит, надушен, напомажен, всегда на нем чистое белье и модное платье разных цветов. Но это внешняя опрятность разительно контрастирует с внутренней грязью и нечистоплотностью героя-приобретателя. Смешно, по-птичьи звучащую фамилию носит хищник, способный перейти от покупки мертвых душ к охоте за душами живыми. Главный герой Павел Иванович идет по пути потери исконной человеческой сущности. Отчество Иванович (от имени Иван) обобщено и представляет всякого русского человека. Личное имя героя – Павел, ассоциируется с именем апостола и его жизненным путем.

Автор
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconОтзыв на реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»
«Россия в произведениях Н. В. Гоголя» (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), написанный Ларионовой Дарьей Олеговной, ученицей 10...
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconРефератов «Кругозор» на тему: «Фентези. Тайна жанра»
Реферат по литературе на всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор» на тему
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Наполеона
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconО проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор»
Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconО проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор»
Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет....
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconО проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор»
Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет....
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconО проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор»
Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет....
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Тема «Памятника»
Целью моего реферата является изучение эволюции темы «Памятника» ибессмертия поэта» в русской литературе и своеобразие стихотворения...
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Типы фразеологических оборотов по их лексико – грамматической характеристике
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconКонкурс ученических рефератов «кругозор»
Переход собственных имён в нарицательные в единицах измерения и измерительных приборах
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Тема: Особенности речевых формул приветствия и прощания в русском и китайском языках
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Адрес: 665236. Иркутская область, Тулунский район, с. Будагово, улица Школьная, 12
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Учёные утверждают, что правильный выбор домашнего питомца может повлиять на судьбу хозяина
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Моя работа посвящена одной из самых красивых и редких птиц, занесенных в Красную книгу России – краснозобой казарке
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат на тему: «Кукла акань»
Того, кто впервые встречается с культурой северных народов, поражает не только изящество и своеобразная красота одежды, предметов...
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
В них содержится большое количество витаминов С, группы B, e и А. Кроме того, они обладают полезными свойствами для лечения и профилактики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск