Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз "Об образовании" от 29. 12. 2012г





Скачать 466.05 Kb.
НазваниеПояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз "Об образовании" от 29. 12. 2012г
страница1/2
Дата публикации05.03.2016
Размер466.05 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
Мировая художественная культура.

10 класс.
Пояснительная записка
Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона РФ №273-ФЗ "Об образовании" от 29.12.2012г;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству;

  • Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ Крупинской СОШ;

  • Программы для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев Министерства образования Российской Федерации по мировой художественной культуре под редакцией Даниловой Г.И., М.: Дрофа, 2008г;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год"

  • Учебного плана МОУ Крупинской СОШ на 2014-2015 учебный год.


На базовом уровне Учебный план МОУ Крупинской СОШ предполагает изучение предмета "Мировая художественная культура" из расчета 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год.

Уровень подготовки учащихся позволяет изучать преподаваемый курс на базовом уровне.




Мировая художественная культура (МХК) - предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Появление новых программ, учебников и пособий по МХК, повышенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах массовой информации - неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.

Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения МХК в средней школе, достаточно четко определяют его место в Базисном учебном плане. В них особо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

Система изучения МХК на каждом из этапов и в каждом классе имеет свою специфику, обусловленную психолого - педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведения искусства. Приобщение школьников к миру искусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству.

Образовательные цели и задачи курса:

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

- осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

- освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

- интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

- помочь школьнику выработать прочную и устой- чину ю потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно-эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как уникальная культурно-историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК - процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе - залог успешного развития творческих способностей школьников.
Основное содержание
Художественная культура: от истоков до XVII века
I. Художественная культура древнейших цивилизаций (6 часов)

1. Первые художники Земли. 1 час

Значение и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме».

Произведения изобразительного искусства. Техника выполнения живописных и графических изображений. Наиболее популярные сюжеты росписей. Экспрессия и динамика в изображении крупных животных. Сцены охоты, военные эпизоды и культовые церемонии. Особенности изображения человека. Композиция в пещере Ласко (Франция) — начало сюжетной живописи. «Сражающиеся лучники» (Арана, Испания) — динамизм сцены охоты человека на оленей, разнообразие поз и ракурсов. Произведения скульптуры. «Палеолитические Венеры» — обобщенные культовые образы хранительницы очага, символы плодородия. Керамическая пластика Триполья, символическое значение декоративных узоров.

Зарождение архитектуры. Ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Мегалиты — первые сооружения архитектуры, их основные разновидности: дольмены, менгиры и кромлехи. Мегалитические сооружения на острове Пасхи (Чили), Стоунхендж (Великобритания).

Театр, музыка и танец. Пантомима как одна из ранних форм театрального искусства. Интонация — основной музыкальный элемент, сложившийся в недрах пантомимы. Подражание звукам окружающей природы как одна из причин возникновения музыкального творчества. Музыкальный комплекс из костей мамонта (село Мезин в Черниговской области на Украине). Предпосылки для возникновения танца. Воинственные и погребальные танцы, связанные с магическими ритуалами, танцы-заклинания. Охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски — основные виды театрального искусства.

2. Архитектура страны фараонов. 2 часа

Мировое значение египетской цивилизации. Периодизация искусства Древнего Египта.

Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина — выдающиеся памятники мирового зодчества, одно из семи чудес света. История их возведения, свидетельства греческого историка Геродота. Назначение, внешний облик и внутреннее строение пирамид. Саркофаг — «жилище вечности» фараона (обобщение ранее изученного).

Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Заупокойные храмы-святилища бога Амо-на-Ра. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, особенности их внешнего и внутреннего облика. Оформление фасада пилонами, высокими обелисками, статуями фараона, гипостильный зал, капители колонн, фресковые и рельефные изображения. Скальный храм царицы Хатшепсут, особенности его внешнего облика (широкие террасы, пологие пандусы, белая колоннада портиков). Аллея сфинксов и обелисков. Богатство и изысканность внутренней отделки храма.

Абу-Симбел — жемчужина египетского зодчества. Особенности оформления фасада, гипостильного зала, выражающие идею власти и прославления фараона Рамзеса П. История перемещения храма в XX в.

Архитектурные сооружения позднего времени. Храм бога Гора в Эдфу — выдающийся памятник египетского зодчества. Особенности внешнего и внутреннего облика святилища.

3. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. 1 час

Скульптурные памятники Египта. Ритуальное назначение и связь с культом умерших. Стремление к портретному сходству — характерная особенность египетской пластики. Главные принципы скульптурного канона. Рельеф с изображением зодчего Хесиры — как один из примеров воплощения канона.

Сфинкс — знаменитый страж пирамид в долине Гиза. Сочетание элементов человеческой фигуры и животного. Особенности изображения фараона. Статуя фараона Аменемхета III, традиционность и каноничность позы, мастерская передача индивидуальных черт лица, игра светотени. Скульптурный портрет писца Каи — человека во власти фараона. Деревянная скульптура царского сановника Каапера («Сельского старосты»). Парный скульптурный портрет царевича Рахотепа и его жены Нофрет.

Рельефы и фрески. Их назначение, расположение регистрами, символическая раскраска — характерные особенности композиций. Наиболее популярные сюжеты: сцены из загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды при погребении, торжественное подношение даров. Сцены из повседневной трудовой жизни египтян. Картины пиров и развлечений правителей. Пейзажи с животными и растениями.

Сокровища гробницы Тутанхамона. Открытие английского археолога Г. Картера. Художественные достижения амарнского периода. Рельеф «Поклонение Атону», образ Аменхотепа IV. Скульптурный портрет царицы Нефертити — символ вечной красоты и обаяния. Предметы декоративно-прикладного искусства в гробнице Тутанхамона. Золотая маска фараона — прославленный шедевр мирового искусства.

Музыка Древнего Египта. Картины музыкальной жизни в настенных изображениях и поэтических произведениях. Барельефы и фресковые росписи с группами арфистов, флейтистов, танцоров и певцов. «Песнь арфиста» в переводе А. А. Ахматовой. Наиболее популярные музыкальные инструменты (арфы, флейты, систры и барабаны). Особая роль профессиональных музыкантов в жизни древнеегипетского общества.

4. Художественная культура Междуречья. 1 час

Значение и важнейшие достижения художественной культуры Междуречья. Возникновение письменности: от пиктографии к клинописи шумеров. Библиотека царя Ашшурбаципала — первое в мире систематизированное собрание книг. «Эпос о Гильгамеше» как выдающийся памятник мировой литературы (обобщение ранее изученного). Прославление силы и могущества человека — ведущая тема искусства.

Архитектура Междуречья. Зиккураты — важнейшие архитектурные сооружения, их внешний облик и назначение. Зиккурат в городе Уре — выдающийс памятник мирового зодчества. Архитектурные сооружения Вавилона (ворота Иштар).

Изобразительное искусство. Рельефы с изображением батальных сцен. «Большая львиная охота», мастерство в передаче поведения человека и животных. Рельефы мемориального характера с изображением религиозных сюжетов или исторических событий. Победные стелы царя Нарам-Сина и Хаммурапи, особенности их композиционного решения, символическое звучание. Эпизоды из придворной жизни царя и его приближенных, торжественные процессии с подношениями даров. Мозаичный штандарт из Ура (сцены военных сражений и пира по случаю одержанной победы).

Скульптурные произведения. Адоранты — изображения людей, совершающих обряд почитания божества. Фигура управляющего Эбих-иля, голова богини Иштар — скульптурные шедевры Междуречья.

Музыкальное искусство. Особая роль храмовых музыкантов-жрецов в жизни общества. Основное назначение музыки — доставлять наслаждение богам и царям, утешать души верующих. Популярные музыкальные инструменты (арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, продольные флейты). Арфа в виде головы быка — замечательное произведение искусства.

5. Искусство доколумбовой Америки. 1 час

Значение художественной культуры народов Центральной и Южной Америки, ее оригинальный и самобытный характер. Утверждение могущества и величия священного божества, культ предков, прославление военных побед, правителей и верховной знати — главные темы искусства.

Художественная культура классического периода. Важнейшие достижения культуры ольмеков: культовые центры, ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Каменные головы — всемирно известные произведения скульптуры ольмеков, их культовый характер и мастерство исполнения. Период расцвета города Теотиукана (Центральная Америка). Пирамида Солнца как монументальное архитектурное сооружение.

Искусство ацтеков. Архитектура Теночтитлана (Мехико), дворцы ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. Монументальная скульптура и ее условный характер. Статуя Коатли-куэ — богини земли и весеннего плодородия. Погребальные маски ацтеков/реализм в передаче лиц. Произведения мелкой пластики и ювелирного искусства.

Художественная культура майя. Достижения архитектуры: величественные пирамиды и дворцы. Пирамида Кукулькана в городе Чичен-Ица (Мексика), удивительное чувство пропорций и монументальность. Многообразие архитектурных форм: астрономические обсерватории, ритуальные площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы. Характерные черты изобразительного искусства. Строгое следование канону. Памятники скульптуры, уникальные фресковые росписи, произведения декоративно-прикладного искусства, резьба по дереву, кости и перламутру (по выбору).

Искусство инков. Древнейшие легенды о возникновении империи инков. Пирамиды как место коллективных захоронений. Храм Солнца — выдающееся сооружение инкского периода. Техника возведения храма, его декоративное убранство, святилище божества. Достижения скульптуры. Рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. Произведения керамики и ювелирного искусства.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconПояснительная записка Настоящая программа по обществознанию составлена...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconПояснительная записка настоящая программа по литературе для 5-9 классов...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приложение к приказу Минобразования...
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconРабочая программа по мировой художественной культуре составлена на...
Программа предназначена для основной школы любого типа, и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconПояснительная записка письмо рабочая программа составлена на основе...
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconДанная рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов: Федерального
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconДанная рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов: Федерального
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования...
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования...
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconПрограмма составлена на основе следующих документов: Федерального...
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconПояснительная записка настоящая программа по литературе для 10 класса...
Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных...
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз об образовании в Российской Федерации» (ст. 28, ст. 47, ст....
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconПояснительная записка Нормативная правовая база: «Настоящая программа...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского...
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconПояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих...
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconПояснительная записка Представленная программа по мировой художественной...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ №273-фз \"Об образовании\" от 29. 12. 2012г iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск