Мировая художественная культура.
10 класс. Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона РФ №273-ФЗ "Об образовании" от 29.12.2012г;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству;
Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ Крупинской СОШ;
Программы для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев Министерства образования Российской Федерации по мировой художественной культуре под редакцией Даниловой Г.И., М.: Дрофа, 2008г;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год"
Учебного плана МОУ Крупинской СОШ на 2014-2015 учебный год.
На базовом уровне Учебный план МОУ Крупинской СОШ предполагает изучение предмета "Мировая художественная культура" из расчета 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год.
Уровень подготовки учащихся позволяет изучать преподаваемый курс на базовом уровне.
Мировая художественная культура (МХК) - предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Появление новых программ, учебников и пособий по МХК, повышенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах массовой информации - неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.
Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения МХК в средней школе, достаточно четко определяют его место в Базисном учебном плане. В них особо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.
Система изучения МХК на каждом из этапов и в каждом классе имеет свою специфику, обусловленную психолого - педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведения искусства. Приобщение школьников к миру искусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству.
Образовательные цели и задачи курса:
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
- осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
- помочь школьнику выработать прочную и устой- чину ю потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно-эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как уникальная культурно-историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.
Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности. Изучение МХК - процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе - залог успешного развития творческих способностей школьников. Основное содержание Художественная культура: от истоков до XVII века I. Художественная культура древнейших цивилизаций (6 часов)
1. Первые художники Земли. 1 час
Значение и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме».
Произведения изобразительного искусства. Техника выполнения живописных и графических изображений. Наиболее популярные сюжеты росписей. Экспрессия и динамика в изображении крупных животных. Сцены охоты, военные эпизоды и культовые церемонии. Особенности изображения человека. Композиция в пещере Ласко (Франция) — начало сюжетной живописи. «Сражающиеся лучники» (Арана, Испания) — динамизм сцены охоты человека на оленей, разнообразие поз и ракурсов. Произведения скульптуры. «Палеолитические Венеры» — обобщенные культовые образы хранительницы очага, символы плодородия. Керамическая пластика Триполья, символическое значение декоративных узоров.
Зарождение архитектуры. Ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Мегалиты — первые сооружения архитектуры, их основные разновидности: дольмены, менгиры и кромлехи. Мегалитические сооружения на острове Пасхи (Чили), Стоунхендж (Великобритания).
Театр, музыка и танец. Пантомима как одна из ранних форм театрального искусства. Интонация — основной музыкальный элемент, сложившийся в недрах пантомимы. Подражание звукам окружающей природы как одна из причин возникновения музыкального творчества. Музыкальный комплекс из костей мамонта (село Мезин в Черниговской области на Украине). Предпосылки для возникновения танца. Воинственные и погребальные танцы, связанные с магическими ритуалами, танцы-заклинания. Охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски — основные виды театрального искусства.
2. Архитектура страны фараонов. 2 часа
Мировое значение египетской цивилизации. Периодизация искусства Древнего Египта.
Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина — выдающиеся памятники мирового зодчества, одно из семи чудес света. История их возведения, свидетельства греческого историка Геродота. Назначение, внешний облик и внутреннее строение пирамид. Саркофаг — «жилище вечности» фараона (обобщение ранее изученного).
Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Заупокойные храмы-святилища бога Амо-на-Ра. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, особенности их внешнего и внутреннего облика. Оформление фасада пилонами, высокими обелисками, статуями фараона, гипостильный зал, капители колонн, фресковые и рельефные изображения. Скальный храм царицы Хатшепсут, особенности его внешнего облика (широкие террасы, пологие пандусы, белая колоннада портиков). Аллея сфинксов и обелисков. Богатство и изысканность внутренней отделки храма.
Абу-Симбел — жемчужина египетского зодчества. Особенности оформления фасада, гипостильного зала, выражающие идею власти и прославления фараона Рамзеса П. История перемещения храма в XX в.
Архитектурные сооружения позднего времени. Храм бога Гора в Эдфу — выдающийся памятник египетского зодчества. Особенности внешнего и внутреннего облика святилища.
3. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. 1 час
Скульптурные памятники Египта. Ритуальное назначение и связь с культом умерших. Стремление к портретному сходству — характерная особенность египетской пластики. Главные принципы скульптурного канона. Рельеф с изображением зодчего Хесиры — как один из примеров воплощения канона.
Сфинкс — знаменитый страж пирамид в долине Гиза. Сочетание элементов человеческой фигуры и животного. Особенности изображения фараона. Статуя фараона Аменемхета III, традиционность и каноничность позы, мастерская передача индивидуальных черт лица, игра светотени. Скульптурный портрет писца Каи — человека во власти фараона. Деревянная скульптура царского сановника Каапера («Сельского старосты»). Парный скульптурный портрет царевича Рахотепа и его жены Нофрет.
Рельефы и фрески. Их назначение, расположение регистрами, символическая раскраска — характерные особенности композиций. Наиболее популярные сюжеты: сцены из загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды при погребении, торжественное подношение даров. Сцены из повседневной трудовой жизни египтян. Картины пиров и развлечений правителей. Пейзажи с животными и растениями.
Сокровища гробницы Тутанхамона. Открытие английского археолога Г. Картера. Художественные достижения амарнского периода. Рельеф «Поклонение Атону», образ Аменхотепа IV. Скульптурный портрет царицы Нефертити — символ вечной красоты и обаяния. Предметы декоративно-прикладного искусства в гробнице Тутанхамона. Золотая маска фараона — прославленный шедевр мирового искусства.
Музыка Древнего Египта. Картины музыкальной жизни в настенных изображениях и поэтических произведениях. Барельефы и фресковые росписи с группами арфистов, флейтистов, танцоров и певцов. «Песнь арфиста» в переводе А. А. Ахматовой. Наиболее популярные музыкальные инструменты (арфы, флейты, систры и барабаны). Особая роль профессиональных музыкантов в жизни древнеегипетского общества.
4. Художественная культура Междуречья. 1 час
Значение и важнейшие достижения художественной культуры Междуречья. Возникновение письменности: от пиктографии к клинописи шумеров. Библиотека царя Ашшурбаципала — первое в мире систематизированное собрание книг. «Эпос о Гильгамеше» как выдающийся памятник мировой литературы (обобщение ранее изученного). Прославление силы и могущества человека — ведущая тема искусства.
Архитектура Междуречья. Зиккураты — важнейшие архитектурные сооружения, их внешний облик и назначение. Зиккурат в городе Уре — выдающийс памятник мирового зодчества. Архитектурные сооружения Вавилона (ворота Иштар).
Изобразительное искусство. Рельефы с изображением батальных сцен. «Большая львиная охота», мастерство в передаче поведения человека и животных. Рельефы мемориального характера с изображением религиозных сюжетов или исторических событий. Победные стелы царя Нарам-Сина и Хаммурапи, особенности их композиционного решения, символическое звучание. Эпизоды из придворной жизни царя и его приближенных, торжественные процессии с подношениями даров. Мозаичный штандарт из Ура (сцены военных сражений и пира по случаю одержанной победы).
Скульптурные произведения. Адоранты — изображения людей, совершающих обряд почитания божества. Фигура управляющего Эбих-иля, голова богини Иштар — скульптурные шедевры Междуречья.
Музыкальное искусство. Особая роль храмовых музыкантов-жрецов в жизни общества. Основное назначение музыки — доставлять наслаждение богам и царям, утешать души верующих. Популярные музыкальные инструменты (арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, продольные флейты). Арфа в виде головы быка — замечательное произведение искусства.
5. Искусство доколумбовой Америки. 1 час
Значение художественной культуры народов Центральной и Южной Америки, ее оригинальный и самобытный характер. Утверждение могущества и величия священного божества, культ предков, прославление военных побед, правителей и верховной знати — главные темы искусства.
Художественная культура классического периода. Важнейшие достижения культуры ольмеков: культовые центры, ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Каменные головы — всемирно известные произведения скульптуры ольмеков, их культовый характер и мастерство исполнения. Период расцвета города Теотиукана (Центральная Америка). Пирамида Солнца как монументальное архитектурное сооружение.
Искусство ацтеков. Архитектура Теночтитлана (Мехико), дворцы ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. Монументальная скульптура и ее условный характер. Статуя Коатли-куэ — богини земли и весеннего плодородия. Погребальные маски ацтеков/реализм в передаче лиц. Произведения мелкой пластики и ювелирного искусства.
Художественная культура майя. Достижения архитектуры: величественные пирамиды и дворцы. Пирамида Кукулькана в городе Чичен-Ица (Мексика), удивительное чувство пропорций и монументальность. Многообразие архитектурных форм: астрономические обсерватории, ритуальные площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы. Характерные черты изобразительного искусства. Строгое следование канону. Памятники скульптуры, уникальные фресковые росписи, произведения декоративно-прикладного искусства, резьба по дереву, кости и перламутру (по выбору).
Искусство инков. Древнейшие легенды о возникновении империи инков. Пирамиды как место коллективных захоронений. Храм Солнца — выдающееся сооружение инкского периода. Техника возведения храма, его декоративное убранство, святилище божества. Достижения скульптуры. Рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. Произведения керамики и ювелирного искусства.
|