Скачать 0.51 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.7 История искусств Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 — Социально-культурная деятельность (код и наименование специальности) Утверждено на заседании кафедры культурологии (протокол № 10 от 07.05.2008 г.) Зав. кафедрой ___________________________Л.С. Вагинова Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
доцент МГПУ. 1.2. Рецензенты: Л.С. Вагинова, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии МГПУ. Вагайцева С.В., директор МДК им.С.М.Кирова, засл. раб. культуры РФ 1.3. Пояснительная записка Цель курса - формирование у студентов представления о киноискусстве как особом явлении общественной жизни. В связи с этим определяются задачи курса:
В процессе изучения курса студент должен знать:
Студент должен уметь:
В программу курса включены вопросы к зачетам и экзаменам, разработаны практические занятия, темы для самостоятельной работы. Предложены списки литературы, которые включают наиболее значительные исследования по теории и истории искусства. 1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности: ОПД.Ф.07 История искусств Художественная культура в духовной жизни общества. Искусство как феномен культуры. Генезис искусства: ранние синкретические формы искусства; памятники архитектуры и искусства. Искусство древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия, Древний Восток). Памятники античного искусства. Наследие Византии и культуры Древней Руси. Искусство Средневековья, Возрождения, Нового времени. Становление и развитие русского искусства. Основные направления развития европейского искусства. Американское искусство. Художественная культура ХХ века; основные направления, школы, стили, методы анализа языка произведений искусства. Преемственность традиций и новаторства; сохранение культурного наследия; музеи мира, коллекционирование, выставки; культурные контакты между народами. Тенденции и перспективы развития современной отечественной и мировой художественной культуры. Становление, развитие и современное состояние изобразительного искусства. Основные жанры изобразительного искусства и тенденции их развития. Становление, развитие и современное состояние театрального искусства. Непреходящие тенденции Российского театра. Основные жанры театрального искусства и тенденции их развития. Становление, развитие и современное состояние музыкального искусства. Основные жанры музыкального искусства и тенденции их развития. Становление, развитие и современное состояние хореографического искусства. Основные жанры хореографического искусства и тенденции их развития. Становление, развитие и современное состояние киноискусства. Основные жанры киноискусства и и тенденции их развития. Видеотехника в современной художественной культуре. Телевидение и его роль в распространении и дальнейшем развитии отечественного и мирового киноискусства. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6 Содержание дисциплины 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Становление, развитие и современное состояние киноискусства Кино в системе искусств. Литература и кино. Музыка и кино. Театр и кино. Изобразительное искусство и кино. Архитектура, скульптура и кино. Понятия «традиционная культура», «техногенная культура», «техногенные искусства». Отличие кино от фотографии. Выразительные средства кино. Киноискусство в эстетическом контексте. Томас Альва Эдисон - признанный основатель кино. Братья Огюст и Луи Люмьеры — изобретатели киноаппарата. Возникновение отечественного киноискусства. Шедевры советского кино. Новаторская природа советского кино. Тема 2. Основные жанры киноискусства и тенденции их развития Основные жанры киноискусства и их синтез. Определение и значение «документального кино». Способы создания документальных фильмов. Жанры документальных фильмов: кинозарисовка, кинорепортаж, очерк-портрет, обзорный фильм. Кинохроника. Монтажный фильм. Этика документалиста. Определение и основные виды научного кино. Значение научного кино. Основные виды научного кино. Научно-исследовательское кино. Учебное кино. Научно-популярное кино. Основные способы съемок научного кино. Связь научного кино с другими жанрами кино: документальным и игровым. Искусствоведческое значение научного кино. Определение художественного (игрового) кино. Жанры игрового кино. Синтез игрового кино и художественной культуры. Синтез игрового кино с театром (драма, комедия, трагедия, водевиль, мелодрама), музыкой (киноопера, кинобалет, кинооперетта, киноводевиль, мюзикл, музыкальная комедия) изобразительным искусством (кинофреска, кинопортрет). Признаки киножанров:, драматические, эпические, лиро-эпические. Драма. Социально-психологическая драма. Лирико-психологическая драма. Мелодрама. Трагедия в кино. Трагикомедия. Трагифарс. Комедия. Лирическая комедия. Эксцентрическая комедия. Кинодетектив. Героико-приключенческий фильм. Вестерн. Научно-приключенческий фильм. Фильм-катастрофа. Фильм ужасов. Источники эпических жанров. Эпопея. Киноэпопея. Кинороман. Киноповесть. Киноновелла. Основной признак лирико-эпического жанра. Кинобаллада. Кинолегенда. Киносказка. Кинопоэма. Кинопритча. Жанры музыкального фильма. Киноопера. Кинобалет, Кинооперетта, Киноводевиль, мюзикл, музыкальная комедия. Исторический фильм. Историко-революционный фильм. Историко-библиографический фильм. Политический фильм. производственный фильм. Детское кино. Определение мультипликации. Зарождение мультипликации. Новый этап развития мультипликации (после изобретения кинематографа). Мультипликация в 30-е годы. Богатейшие возможности мультипликации в 70-80-е годы. основные виды мультипликации. Рисованная мультипликация. Создание «Союзмультфильм». Мультфильмы Уолта Диснея. Кукольная мультипликация. Материалы и принципы создания кукольного фильма. Перекладная мультипликация. Техника ее создания. Теневая мультипликация. Компьютерная мультипликация. Синтетическая (комбинированная) мультипликация. Тема 3. Видеотехника в современной художественной культуре Роль и значение современных видеотехнологий и компьютерных технологий в создании новых направлений искусства и в изучении истории искусств. Тема 4.Телевидение и его роль в распространении и дальнейшем развитии отечественного и мирового киноискусства Телевидение как средство массовой информации. Зарождение и развитие телевидения. Телевидение как совокупность взаимосвязанных, специфически конкретных видов деятельности. Телевизионный процесс, авторы и творческие работники. Производство программы. Аудитория. Телевидение как средство эстетического воспитания. Продукция телевидения. Традиционные тележанры. Кино и телевидение. 1.6.3.Темы для самостоятельного изучения
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1. Тематика и планы работы студентов по изученному материалу 5 семестр Практическое занятие 1 Становление, развитие и современное состояние киноискусства План
Вопросы для коллективного обсуждения
|
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Журавлева Т. Н., начальник учебно-методического центра по го и чс мурманской области | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка... | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: д б н., профессор кафедры биологии и химии Н. В. Василевская, к б н., зав | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Авторы программы: ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е. Ю., к с. Х н. Ласкин П. В | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Левитес Д. Г., д п н., профессор, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий |