Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио»





Скачать 69.91 Kb.
НазваниеДоклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио»
Дата публикации21.11.2017
Размер69.91 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Культура > Доклад


Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио».

Составитель: Гусева Елена Владимировна, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ № 1 МО город Краснодар

В настоящее время вопросы методики обучения и воспитания в ДШИ являются весьма актуальными, особенно в области формирования личности, начиная с дошкольного возраста.

В своей работе я остановлюсь на особенностях обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на уроках сольфеджио.

Высшая цель дополнительного образования – воспитание и развитие способностей каждого ребенка, а так же ‒ формирование гармоничной личности, мотивированной на высокие нравственные ценности.

Предметы теоретического цикла способствуют музыкально-эстетическому воспитанию, расширению музыкального кругозора, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, формированию у учащихся любви и интереса к серьезному музыкальному искусству, пониманию основ музыкального творчества, развитию их музыкальных способностей.

Младшие школьники ‒ это самая благодарная и вместе с тем самая «затратная» для педагога категория учащихся. Практика показывает, что именно в этом возрасте, возможно, заложить основы для дальнейшего успешного обучения. Вполне оправданным, имеющим положительный результат, является курс обучения, опирающийся на уже известные, проверенные методики и формы, а так же применение новых возможностей, с учетом требований сегодняшнего дня (использование активных, интерактивных методов обучения, использование современных технических средств).

Планируя работу, необходимо учитывать возрастные особенности и психологию учащихся.

Для младшего школьного возраста характерно развитие таких познавательных процессов как восприятие, воображение, мышление, память.

Воображение младших школьников характеризуется особой яркостью образов, наглядностью, изменчивостью, эмоциональностью. Эмоциональность образов особенно заметно проявляется в творческих играх.

Мышление маленького ученика, его формы те же, что и у взрослого: наглядно-действенная; наглядно-образная; словесно-логическая. Мышление – это основной психический процесс, и в этом возрасте характеризуется конкретностью и эмоциональностью. Чаще всего школьники используют образное мышление.

Психологи утверждают, что необходимым условием для развития творческого мышления является включение детей на уроках в такую деятельность, в ходе которой могла бы ярко проявиться их активность. Они настаивают на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап.

Память в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образная (как и мышление). Поэтому для её развития очень важен показ, наглядность, а также удачные ассоциации, так как дети этого возраста мыслят формами, красками, звуками, ощущениями.

Ввиду неустойчивости внимания и преобладания его непроизвольной формы, учитывая растущее число гиперактивных детей и детей с дефицитом внимания, урок следует строить с учетом новизны и увлекательности, частой смены заданий, чередования активной и пассивной форм деятельности. Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внима­ния и формировании волевых усилий. Не следует забывать, что не все в учении имеет внешнюю заниматель­ность, и необходимо формировать понимание у детей своих школь­ных обязанностей. В данном вопросе хочу вспомнить слова К.Д. Ушинского, который говорил о том, что сделав занимательным свой урок, можно не боять­ся наскучить детям, но не все может быть заниматель­ным в ученье, а непременно есть и скучные вещи. Задача педагога ‒ приучить ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает; с удовольствием исполнять свои обя­занности.

Характерной особенностью детей этого возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Поэтому скучные, монотонные уроки быстро снижают познавательный интерес детей.

Опираясь на выше сказанное, в своей работе на уроках сольфеджио с учащимися младшего школьного возраста использую:

‒ игровые формы работы;

‒ яркий, наглядный дидактический материал, направленный на образную, эмоциональную сферу ребенка.

К примеру, на начальном этапе обучения, включаю в урок пение детских песен под аккомпанемент, где уместно выполнение движений: хлопки, шаги, прыжки, наклоны и другие движения. Использую пальчиковые упражнения со стихотворным текстом на развитие мелкой моторики, способствующие развитию интеллекта и памяти. Игра «испорченный телефон», в которой дети должны правильно передать друг другу искомый ритмический рисунок, так же вызывает интерес учащихся. Чтение стихотворения и подбор к нему ритмического рисунка; игры, где нужно угадать товарища по тембру голоса, «ритмическое эхо», ритмическая игра «часы» и многое другое. Игровых форм огромное количество, важно самому педагогу быть творчески заинтересованным, использовать известные формы и находить свои.

В качестве дидактического материала, использую различные карточки, по темам: запись нот, лады, длительности, интервалы, аккорды. Музыкально – дидактические игры: «собери ритм», «собери мелодию», музыкальное домино. Успешно использую: пособие для учащихся и педагогов Г.Ф.Калининой «Занимательные диктанты», «Музыкальные диктанты» Ю.Фроловой с аудио диском ‒ для младших классов, пособие В.Кирюшина «Для развития музыкального слуха» с аудио сопровождением.

Создание на уроках поисковых ситуаций помогает детям находить оптимальные решения и проявлять инициативу.

Основные методы обучения: пассивный, активный, интерактивный.

Пассивный метод: форма взаимодействия учащегося и педагога, при которой основным действующим лицом является педагог, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. С точки зрения современных педагогических технологий, такой метод является малоэффективным в процессе усвоении учебного материала. Хотя имеет свои плюсы, и многие педагоги предпочитают использовать именно этот метод при построении учебной работы, ввиду удобства и возможности подачи большого объема учебного материала в рамках урока. Тем не менее, такой метод предпочтительнее использовать с учащимся старшего возраста, уже мотивированными на глубокое изучение предмета.

Активный метод: форма взаимодействия учащегося и педагога, при которой педагог и учащийся взаимодействуют друг с другом.

Интерактивный метод: «inter» - взаимный, «act» - действовать – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем–либо. Другими словами, в отличие от активных методов обучения, интерактивные направлены на взаимодействие не только педагога с учащимися, но и на взаимодействие друг с другом. Акцентированной становится деятельность ученика, а роль педагога сводится к направляющей. Важное отличие интерактивных заданий от обычных в том, что они направлены не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

С детьми младшего школьного возраста использую преимущественно активный метод взаимодействия, при котором и педагог, и учащиеся являются активными участниками урока.

В процессе работы уделяю большое внимание взаимодействию не только педагога с учащимися, но и учащихся друг с другом. Урок проходит интереснее, если использовать, к примеру, такую форму работы:

‒ По полученному образцу учащиеся придумывают и составляют собственное задание, обмениваются им друг с другом, выполняют, а затем вновь обмениваются для проверки и самостоятельно оценивают правильность выполнения. Общий контроль осуществляется педагогом. Можно предложить такую форму в качестве домашней работы. Дети с готовностью и энтузиазмом воспринимают подобные задания.

‒ Необычным и интересным для учащихся становится проведение слухового анализа, если его проводит не педагог, а кто – либо из учащихся. Он же следит за правильностью ответов.

Обратную связь с учащимися осуществляю посредством проведения традиционных ‒ самостоятельных, контрольных работ, опросов, тестов.

В результате, за последнее время, отмечено повышение активности учащихся в школьных конкурсах, олимпиадах по предмету сольфеджио. Если ранее в подобных мероприятиях принимали участие 3-6 учащихся, то сейчас количество достигает 15-20 участников.

Наблюдается повышенный интерес к предмету и, как результат, растет уровень качественной успеваемости.

В работе преподавателей теоретических дисциплин в последнее время возросло влияние современных компьютерных технологий. Их внедрение оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

Информатизация – одно из требований времени, компьютер – инструмент, с помощью которого обучение может стать интересным и простым, а получаемые знания более глубокими и обобщенными. Использование цифровых технологий делает процесс обучения интерактивным.

На данный момент мною используются: «Сольфеджио для малышей» (сост. М.Толмачева), видео – клавиры (сост. Ю.Савватеева). Материалы взяты из Интернет-ресурса. Большие возможности открываются для предмета теоретического цикла «музыкальная литература». Благодаря компьютеру и Интернету, учащимся на уроке предлагаются документальные и художественные фильмы о жизни и творчестве композиторов, лучшие примеры исполнительского мастерства, фото и видео материалы создают базу для разработки презентации уроков.

Говоря о воспитании и обучении ребенка, известный психолог П.П. Блонский в своих трудах отмечал следующее ‒ культурное развитие состоит в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет. Поэтому, чем культурно богаче будет окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами.
Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – Минск, 2006.

  2. Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе. М., 1963.

  3. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. Мн., 2005.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

  5. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. Минск, 2003.

  6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1996.

  7. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconМетодическая разработка на тему: «Особенности педагогического общения...
«Особенности педагогического общения с учащимися младшего школьного возраста на уроках фортепиано»
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconНа тему: «Развитие креативного потенциала на уроках музыки у детей младшего школьного возраста»

Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconМетодическая разработка на тему: «Психологические предпосылки эффективной...
Психологические предпосылки эффективной организации игрового общения с учащимися младшего школьного возраста на уроках
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconДоклад на тему игра как основной прием обучения английскому языку...
Игра как основной прием обучения английскому языку для детей младшего школьного возраста
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconИнформация об участнике фестиваля
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconИнновационный педагогический опыт
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconРешение тригонометрических уравнений, 10 класс
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconТрофимова Елена Владимировна, учитель английского языка Баскаковской...
...
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» icon«утверждаю»: Проректор по учебной работе /Л. М. Волосникова
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconУроках математики и трудового обучения
П. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconДревесные растения в городских экосистемах карелии 03. 00. 05 ботаника 03. 00. 16 экология
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconРабочая программа дисциплины актуальные проблемы исполнения судебных актов
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconРазвитие интонации у детей младшего школьного возраста в классе сольного пения
Теоретический анализ развития интонации и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconТ. Г. Шевченко сборник материалов VI международной научно-практической...
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках специальности в классе шестиструнной гитары
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио» iconМой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск