Инновационные технологии здоровьесбережения детей в условиях организации работы в Центре развития ребенка.
Бессонова Юлия Владимировна,
старший воспитатель
ГБОУ ЦРР - детский сад № 2348
ЮВОУО ДО города Москвы
Как известно, здоровьесбережение - одно из приоритетных направлений современной системы дошкольного образования. Разработка и внедрение эффективных форм и методов воспитания здорового ребенка позволяет успешно подготовить ребенка к школе и дальнейшей жизни.
С 2000 года педагоги Центра развития ребенка занимаются поиском инновационных здоровьесберегающих технологий. Последние два года в детском саду ведется активная экспериментальная работа в рамках городской экспериментальной площадки: «Особенности работы с ослабленным ребенком в ДОУ разного вида» совместно с Институтом психолого-педагогических проблем детства. Научным руководителем является к.п.н. Баатр Борисович Егоров, научные консультанты – к.п.н. Е. А. Сагайдачная и д.п.н. Урунтаева Галина Анатольевна.
Благодаря инновационной деятельности сегодня в учреждении создана и функционирует разветвленная модель здоровьесбережения, основной целью которой является повышение ресурсов здоровья дошкольника. Данная модель построена на основе реализации механизма активного взаимодействия воспитателей, всех специалистов и семей наших воспитанников.
Инновационная деятельность осуществляется по трем направлениям:
физкультурно-оздоровительное,
психолого-педагогическое,
инновационные формы взаимодействия с семьей.
В рамках физкультурно-оздоровительной работы акцент сделан на внедрение современных технологий повышающих активность и заинтересованность детей в занятиях: степ-аэробику, танцевальную аэробику, элементы современных спортивных игр, фитбол-аэробику.
Кроме того, в алгоритм каждого занятия по физической культуре включены упражнения на снятие психо-эмоционального напряжения у детей. Например: «Ласковая кошечка», «Сердитая кошка». Эти же упражнения повторяются во время утренней гимнастики, которую проводят уже воспитатели групп. В содержание занятий по плаванию введены элементы аквааэробики, элементы спортивных игр на воде.
Кроме того, на каждом занятии используется нестандартное физкультурное оборудование: это и морская лестница, альпинистская стенка, диск-качалка и т.д.
Для физического развития детей раннего возраста подобрали сюжетные физкультурные пособия эмоционально-сенсорной направленности. Для детей постарше используется спортивный инвентарь для игры в боулинг, гольф, бейсбол и др. В игровой форме на одном занятии может быть задействовано все оборудование или отдельные его элементы в зависимости от целей.
В целях достижения эффективной нагрузки во время физкультурных занятий и занятий по ЛФК педагогами используются элементы сказкотерапии и образные упражнения, разработаны тематические конспекты с применением данного оборудования. В каждое занятие включаются музыкальные композиции согласно образам, персонажам. Все это находит эмоционально положительный отклик позитивный эмоциональный настрой у детей, который сохраняется в течение дня.
Поскольку здоровье – системное и многогранное понятие, включающее не только физическое, но и психическое состояние ребенка, актуализировали психолого-педагогическое направление оздоровительной работы.
Одной из основных задач в данном направлении являлось обновление развивающего пространства и разработка соответствующей методической базы. Воспитатели групп совместно с педагогами-психологами творчески подошли к созданию и оснащению в группах, так называемых эмоциональных центров. Причем инновационные компоненты пространства подбирались в соответствии с возрастными особенностями детей.
Кроме того, педагоги-психологи Центра модифицировали известные психолого-педагогические технологии здоровьесбережения, обогатив и расширив их новым содержанием:
включили игровые формы работы с детьми по расписыванию камней, а также придумыванием сказок с ними и каменными играми-конструкторами
использовали элементы игровой акватерапии
внесли в практическую деятельность элементы куклотерапии и способы создания самодельных кукол.
ввели в режим дня групп минутки шалости, эмоциональные минутки и минутки с элементами музыкотерапии.
Особое внимание хочется обратить на новые и перспективные возможности использования росписи по камню и играм с расписными камнями. Известно, что роспись камней как изобразительная техника не нова, но подошли к ней с другой позиции: рассмотрев ее в качестве здоровьесберегающей технологии.
Во-первых, различные образы камней подсказали нам идею разработки разных игр и упражнений с ними по стабилизации эмоциональной сферы ребёнка. Например, такие увлекательные игры, как «Камень-путешественник», «Придумай слово», «На что похоже?», «Мешок с чудесными камешками» (наполненный расписанными камешками – образами лягушки, рыбки, ракушки, кораблика, крокодила) приводят детей в эмоциональный восторг, успешно развивают воображение, гибкость мышления, креативность.
Для малышей идея создания различных образов во время росписи камней, а затем включение их в игру органично привело к разыгрыванию, сюжетов сказок. Так, складывали и расписывали камешки для самых первых сказок, с которыми знакомятся малыши. Это были «Репка», «Колобок» и «Курочка Ряба».
Идея создания образов путем складывания нескольких камней воплотилась в серию игр по аналогии с конструктором. К примеру, игра «Цветочная полянка» (дети складывают камни в виде цветочков на коврике), направлена на формирование способов коллективного взаимодействия детей, их объединению и сплочению. Эта игра актуальна для детей младшего возраста в начале учебного года и во время адаптации вновь пришедших детей.
Уникальный конструктор из расписных камней «Необычный зоосад» был создан в рамках проекта с детьми подготовительной группы. Данная игра широко используется также в рамках совместной деятельности педагога-психолога или воспитателей и детско-родительской пары во время занятий в творческой лаборатории, а также во время самостоятельной деятельности детей в группе.
В дальнейшем педагогом-психологом нашего центра был создан необычный Алфавит из расписных камней. С одной стороны камня изображена буква алфавита, а с другой стороны – образ или картинка, которая начинается на эту букву. Этот алфавит используется фрагментами во время организованной деятельности в области социализации, познания, коммуникации с детьми старшего возраста, а также в самостоятельных играх детей в утренние и вечерние часы.
А как это развивает творческое воображение и мышление, помогает проявлять инициативу и самостоятельность! Решая задачи формирования родительской компетентности, большое внимание уделяем гармонизации отношений и формированию родительской ответственности за воспитание собственного ребенка.
Работа с родителями начиналась с проектной деятельности. Когда родители приводят ребенка в дошкольное учреждение, ставится задача успешной социализации ребенка и активного участия родителей в жизни детского сада. С этой целью в раннем возрасте реализовывались адаптационные проекты «Разноцветные ладошки», «Радость моя. Жизнь». Родители принимают участие и в физкультурно-оздоровительных проектах, оформляя их в виде альбомов, газет, спортивных дневников «Это я и моя семья». Все родители детского сада знают, что один раз в месяц они могут поучаствовать в физкультурном занятии вместе со своим ребенком. И родители принимали очень активное участие в таких встречах. Постепенно у них появилась потребность быть еще ближе к своему ребенку, поэтому родилась идея создания «Фитнес-группы». «Фитнес-группа» уже второй год работает в детском саду. Занятия фитнесом - одна из вариативных форм работы с родителями, которые проводятся в рамках физкультурно-досуговой деятельности. Почему обратили внимание именно на фитнес? Во-первых, он очень доступен для детей, они быстро овладевают его элементами, воспринимают фитнес не как занятие. Во-вторых, именно в дошкольном возрасте ребенок более тесно связан с семьей и педагогами, чем в школьный период. Занятие фитнесом состоит из 3-х блоков, каждый из которых включает упражнения различной направленности. В I блоке, который составляет 10-15% от общей продолжительности занятия, используются несложные упражнения, характерные для фитнеса. Например, «Тянемся к солнышку», «Босиком через мокрую травку», «Веселые лошадки» и др. Музыкальное сопровождение помогает выполнить их четко, с большой амплитудой и хорошим настроением. Этот блок – своеобразная разминка. Во II блоке (основном), который составляет 75-80% от общей продолжительности занятия, выполняются комплексы упражнений танцевальной направленности с применением значительного мышечного усилия, сложные по координации, требующие внимания и сосредоточенности. Например, с использованием скипинга, степ-платформ, фитбол-мячей. В III блок, составляющий от 5 до 15% от общей продолжительности занятия, включаются упражнения на снятие психоэмоционального напряжения; упражнения, способствующие профилактике мышечной слабости «Бусинки», «Паровоз»); релаксационные упражнения («Сон мышонка», «Тихое озеро»). В этот блок можно также включать самомассажи различных частей тела, упражнения для мелкой моторики пальцев. Такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, на их раскрепощение, развитие физических качеств, выстраивание отношений со взрослыми.
Итак, благодаря именно такому подходу к использованию инновационных здоровьесберегающих технологий:
родители стали обращать внимание на свое здоровье, и на здоровье своего ребенка
изменился менталитет педагогического коллектива в отношении здоровьесбережения воспитанников и педагогический процесс в детском саду стал более интересным
пересмотрели педагогические подходы к воспитанию здорового ребенка, насытили педагогическую деятельность эффективными методами
стабилизировали эмоциональный фон воспитанников и улучшился психологический климат в группах
снизилась заболеваемость и улучшились качественные показатели работоспособности дошкольников.
|