«Транспорт веществ в организме позвоночных животных»





Скачать 215.3 Kb.
Название«Транспорт веществ в организме позвоночных животных»
Дата публикации13.07.2014
Размер215.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок




Тема урока: «Транспорт веществ в организме позвоночных животных»
Вид урока: комбинированный урок
Лабораторная работа: «Строение клеток крови лягушки и человека»
Технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения и здоровьесбережения.
Решаемые проблемы:

  1. Изучить сущность процесса транспортировки веществ в организме позвоночных животных и показать его значение.

  2. Рассмотреть строение кровеносной системы позвоночных животных и познакомиться с органами ее образующими.

  3. Выяснить типы кровеносных систем, значение процесса кровообращения и функции органов кровеносной системы.

  4. Выяснить состав крови, рассмотреть ее под микроскопом. Виды деятельности: беседа, комбинированный опрос: фронтальная работа по карточкам, тестирование, работа с учебником и биологическими терминами, схемами, видеофильм, выполнение лабораторной работы, работа с микроскопами.


Цели и задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с процессом транспортировки веществ в организме позвоночных животных и его практическим значением.

Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, сравнивать.

Воспитательная: способствовать формированию понятия о значении крови и кровообращения для живых организмов и человека, о значении здорового образа жизни.

Оборудование урока: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека, таблицы «Строение сердца позвоночных животных», «Кровеносная система», мультимедийное пособие для 5-9 классов. Биология 2 часть, «Живой организм». Презентация к уроку и раздаточный материал для письменного опроса домашнего задания, карточка «оценка».
Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Ученик должен иметь представление о процессе транспортировки веществ в организме позвоночных животных.

  2. Знать такие биологические понятия как «кровообращение», «артерии», «вены», «капилляры», «аорта», «кровь», «эритроциты», «лейкоциты», «тромбоциты», «иммунитет». «гемоглобин», «сердце». Уметь работать со схемами, рисунками, текстом учебника.

  3. Уметь объяснять и иллюстрировать по таблицам процесс движения крови по кругам кровообращения кровеносной системы, строение сердца и его работу, уметь работать с микроскопом и микропрепаратами.

Метапредметные УУД:

  1. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и знания, добывать недостающую информацию с помощью вопросов в результате познавательной инициативы, проявлять интерес к исследовательской деятельности.

  2. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, работать по плану, сверяя свои действия с целью, выдвигать версии решения научной проблемы.

  3. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты, исследовать, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных проблем, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Личностные УУД:

Формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, формирование устойчивого познавательного интереса.

Ход урока

  1. Организационный момент:

- приветствие,

- подготовка аудитории к работе,

- наличие учащихся.

  1. Проверка знаний учащихся – самостоятельная работа – письменный опрос – тестирование по вопросам домашнего задания и изученного материала.

Проверка тестов на доске, выставление оценок в карточку по этапам урока

  1. Изучение нового материала




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Итак, транспорт веществ происходит во всех живых организмах. Как переносятся в растениях органические и неорганические вещества мы уже рассмотрели на прошлом уроке.

Мы так же рассмотрели передвижение веществ животном организме (беспозвоночных животных).

И теперь мы должны с вами выяснить как происходит транспорт веществ в организме позвоночных животных.

Как вы думаете как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока.

Затем учитель сообщает цели урока.

  1. Как вы уже знаете, для всех живых организмов характерен такой признак как движение, причем на всех уровнях организации – от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это перемещение веществ.

Таким образом, перенос веществ в организме – это важный процесс жизнедеятельности.

  1. Совершенствуясь в ходе эволюции, организмы от одноклеточных, через колониальные формы перешли к более сложной организации – многоклеточным.

Поэтому такой вопрос – какая из систем органов беспозвоночных и следовательно позвоночных животных имеет непосредственное отношение к переносу веществ?

- конечно

  1. Поэтому рассмотрим строение кровеносной системы позвоночных животных и ее роль в транспортировке веществ, обеспечивающих жизнедеятельность организмов.

У всех позвоночных кровеносная система устроена по единому плану и относится к замкнутому типу.

А каждый из органов образующих систему, выполняет свои функции

Это тоже можно отразить в виде таблице. Составьте ее у себя в тетради, работая с текстом учебника.

Сердце – основной орган кровеносной системы, который имеет следующее строение: состоит из двух предсердий и двух желудочков (т.е. четырехкамерное), левое предсердие и левый желудочек отделены мышечной перегородкой от правого предсердия и правого желудочка, поэтому артериальная кровь богатая кислородом и находящаяся в левой части не смешивается с венозной кровью, насыщенной углекислым газом и находящейся в правой части сердца.

Между предсердиями желудочками есть отверстия, поэтому кровь может перетекать из предсердий в желудочки, а из желудочков в сосуды малого и большого кругов кровообращения. В обратном направлении кровь двигаться не может, т.к. между предсердием и желудочком находятся клапаны – створчатые, а между желудочком и кровеносным сосудом (легочной артерией или аортой) клапаны – полулунные.

Работа сердца, ее сокращения обеспечивают движение крови по сосудам кровеносной системы, большому и малому кругам кровообращения.

  1. Особенности строения кровеносной системы мы рассмотрели, поговорим теперь о составе крови позвоночных животных и составим схему.

Каждому из составляющих компонентов крови характерна своя функция. Рассказывает о функциях плазмы и тромбоцитов, лейкоцитов и эритроцитов.

Итак, кровь может переносить газы (кислород и углекислый газ) и органические вещества.

А с какими системами органов в организме должна для этого «сотрудничать» кровеносная система?

  1. Но несмотря на единый план строения кровеносной системы у позвоночных животных имеются и отличия. Возникли они в ходе эволюции, по мере усовершенствования организмов, освоения новых сред обитания и усложнения организации.

  2. Для закрепления изученной сегодня темы поработаем над следующими вопросами:

Слушают учителя

Учащиеся делают предположения, а затем записывают тему урока в рабочих тетрадях

«Транспорт веществ в организме позвоночных животных»

Учащиеся записывают вывод в тетрадь

Учащиеся слушают учителя

Ответ учащихся – кровеносная

Учащиеся рассматривают на таблице и записывают схему строения «кровеносной системы»

Кровеносная система





сердце

сосуды







предсердия

желудочки

артерии

вены

капилляры

Учащиеся работают с текстом учебника и таблицей, которая затем проверяется

Органы кровеносной системы

Выполняемые функции

  1. Сердце:

А)предсердия

Б)желудочки

Собирают кровь из вен, проталкивают ее в желудочек

Принимают кровь из предсердий, сокращаясь выталкивают в артерии

  1. Артерии



  1. Вены



  1. Капилляры

Несут кровь от сердца

Несут кровь к сердцу

Мельчайшие сосуды, пронизывают все тело, в них происходит газообмен


Просматривают в компьютере работу сердца

Учащиеся составляют схему сопровождающую состав крови вместе с учителем (на доске и в тетрадях)

плазма

кровь

тромбоциты




Клетки крови




Эритроциты (красные)




Лейкоциты (белые)

Выполняют лабораторную работу « Строение клеток крови лягушки и человека» (см. приложение)

И работают с микроскопом и микропрепаратами. Слушают учителя и отвечают на вопрос:

- с дыхательной и пищеварительной системами

Слушают учителя, работают с учебником с.76, 77. Составляют схему (таблица на доске) и вывод. Усложнение кровеносной системы в ходе эволюции

4 отдела сердца млекопитающие

Теплокровные птицы

Неполная перегородка пресмыкающиеся

В желудочке сердца

3 отдела сердца земноводные

2 круга кровообращения

Холоднокровные рыбы

Замкнутая

2 отдела сердца

1 круг кровообращения

Вывод: «кровь птиц и млекопитающих несет к клеткам и тканям организма большее количество кислорода, что поддерживает высокий уровень обмена веществ, а следовательно обеспечивает и теплокровность»




  1. Задание на дом, самооценка и оценка учащихся

т.3. с. №58,59,60

V. Закрепление по вопросам (фронтального) и решения ребуса

(работа по рядам)

Тестовые задания

Вариант 1

  1. Передвижение веществ в растении обеспечивает:

А) покровная ткань

Б) образовательная ткань

В) проводящая ткань

Г) фотосинтезирующая ткань

  1. Кровеносная система появляется:

А) у плоских червей

Б) у круглых червей

В) у кольчатых червей

Г) у моллюсков

  1. Кровь переносит:

А) только кислород

Б) только питательные вещества

В) только углекислый газ

Г) углекислый газ, кислород, питательные вещества и вредные продукты распада

  1. Из легких в мышцы кровь несет:

А) углекислый газ

Б) азот

В) кислород

Г) хлорофилл

  1. Вода удаляется из растения через:

А) древесину

Б) ситовидные трубки

В) устьица

Г) пробку

  1. У одноклеточных организмов перенос веществ осуществляется с помощью:

А) кровеносной системы

Б) ситовидных трубок

В) движения ресничек

Г) движения цитоплазмы

  1. Система органов дождевого червя, с помощью которой происходит перемещение кислорода и питательных веществ:

А) выделительная

Б) нервная

В) кровеносная

Г) пищеварительная

  1. В стволе дуба вода перемещается по:

А) коре

Б) ситовидным трубкам

В) древесине

Г) пробке

  1. В ситовидных трубках луба происходит:

А) образование органических веществ

Б) запасание органических веществ

В) передвижение органических веществ из листьев в другие части растения

Г) передвижение воды и минеральных веществ от корней к листьям

  1. Ткань, образующая жилки листа:

А) запасающая

Б) покровная

В) проводящая

Г) основная
Тест «Дыхание»

  1. В процессе дыхания в клетках растений, животных, человека происходит:

А) образование органических веществ из неорганических

Б) передвижение веществ

В) расщепление органических веществ с освобождением энергии

Г) выделение из организма кислорода

  1. Не дышат:

А) растения

Б) вирусы

В) грибы

Г) животные

  1. Живые организмы в процессе дыхания получают:

А) кислород

Б) строительный материал

В) углекислый газ

Г) азот для построения белков

  1. Газообмен у цветковых растений происходит:

А) через всю поверхность растения

Б) только через чечевички

В) только через устьица

Г) через устьица и чечевички

  1. Жабры – это:

А) выросты тела водных животных, пронизанные кровеносными сосудами

Б) сообщающиеся с внешней средой пузыри внутри тела, стенки которых пронизаны кровеносными сосудами

В) открывающиеся наружу трубочки, пронизывающие все тело

Г) отверстия в коже

  1. С помощью легких дышат:

А) лошадь

Б) майский жук

В) амеба

Г) речной рак

  1. По ночам в лист березы кислород поступает:

А) через покровные клетки из воздуха

Б) через устьица из воздуха

В) из стебля по проводящим трубкам

Г) совсем не поступает

  1. К дыханию не способны:

А) нервные клетки

Б) вирусы

В) клетки печени

Г) клетки листа липы

  1. Одноклеточные организмы, кишечнополостные, плоские черви дышат:

А) жабрами

Б) всей поверхностью тела

В) легкими

Г) устьицами

  1. Для лягушек характерно дыхание:

А) только легочное

Б) только кожное

В) легочное и кожное, при этом преобладает кожное

Г) легочное и кожное, при этом преобладает легочное

«Оценка»




Этапы урока

Самооценка

Опрос тест

Изучение нового материала

Закрепление по вопросам

5










4










3











«Оценка»




Этапы урока

Самооценка

Опрос тест

Изучение нового материала

Закрепление по вопросам

5










4










3











«Оценка»




Этапы урока

Самооценка

Опрос тест

Изучение нового материала

Закрепление по вопросам

5










4










3











«Оценка»




Этапы урока

Самооценка

Опрос тест

Изучение нового материала

Закрепление по вопросам

5










4










3











Лабораторная работа

«Строение клеток крови лягушки и человека»

  1. Рассмотрите микропрепарат крови лягушки при большом и малом увеличении.

  2. Рассмотрите препарат крови человека при большом и малом увеличении

  3. Опишите клетки крови лягушки и человека: форма строения, размеры. Сравните их размеры между собой.

  4. Нарисуйте эритроциты человека и лягушки в одном масштабе.

  5. Сделайте предположение о том, почему клетки крови лягушки и человека отличаются по своему количеству, строению, размерам. Как связано это с обменом веществ?


Состав крови

Кровь
Плазма (60%) Форменные элементы

Лейкоциты: (белые кровяные тельца)

Тромбоциты: (кровяные пластинки)

Органические

Веществ:

-белки

-жиры

-глюкоза

-витамины

-гормоны

- продукты распада
Неорганические Органические

Вещества вещества

Эритроциты: (красные кровяные тельца)
вода минеральные

соли

Тема: «Основные особенности жизнедеятельности кишечнополостных. Многообразие. Классификация.  

Цель урока:

сформировать представление о строении и процессах жизнедеятельности кишечнополостных на примере представителей различных классов данного типа; обратить внимание на усложнение организации животных типа кишечнополостные по сравнению с представителями одноклеточных; сформировать представление о многообразии кишечнополостных, а также определить место кишечнополостных в системе живого;   

развивать знания о строении многоклеточных животных, об основах науки систематики, знание основных таксонов;

воспитывать  интерес к предмету, осуществлять эстетическое воспитание.

 

Оборудование: интерактивная доска, интерактивное наглядное пособие по биологии «Беспозвоночные животные». М.Дрофа, рисунки гидры на каждом столе, карточки с изображением клеток гидры, термины на доске, конспект на листках у каждого ученика, карточки с заданиями.

 

ПЛАН

I. Оргмомент

II. Опрос

         Итак, наша задача сегодня – повторить пройденный материал о  простейших животных, изучить процессы жизнедеятельности, многообразие  и классификацию животных типа кишечнополостные и проследить усложнение организации последних по сравнению с одноклеточными.

    1. Фронтальный опрос.

         Представителей какого царства живых организмов мы начали изучать на прошлых уроках?

         В этом году мы не просто изучаем строение растений и животных, а рассматриваем их с точки зрения какой-то науки. Какой?

         Что изучает систематика?

         Какие группы вам знакомы?

         Какие подцарства включает в себя царство Животные?

На прошлом уроке мы записывали с вами схему. Используя эту схему, давайте вспомним, где находятся изученные нами одноклеточные в царстве Животных.

2. Работа с классом. Повторение систематики одноклеточных – устно.

А теперь посмотрим, насколько вы запомнили животных, о которых шла речь на прошлом уроке.

На доске написаны систематические группы и размещены представители этих групп. Но дело в том, что они перепутали свои места. Необходимо выйти к доске и разместить животных в те группы, где им положено находиться. А также вспомнить по какому принципу их распределили, и дать краткую характеристику (форма тела и органы передвижения).

А пока идет работа у доски, нам необходимо выполнить еще несколько заданий.

3. Работа по карточкам на местах.

Индивидуальные задания по простейшим.

Итак, мы определили систематическую принадлежность изученных нами простейших. Теперь же мы должны вспомнить строение и процессы жизнедеятельности одноклеточных на примере некоторых животных, чтобы при изучении новой темы сравнить с многоклеточными и проследить усложнение их организации.

4. Итак, мы определили систематическую принадлежность изученных нами простейших. Теперь же должны вспомнить строение и процессы жизнедеятельности одноклеточных на примере некоторых животных, чтобы при изучении новой темы сравнить смногоклеточными и проследить усложнение их организации.

5. У интерактивной доске письменно.

Подписать строение амебы. Работает весь класс. Учащиеся класса называют функции органелл амебы, а учащийся у доски определяет, о чем идет речь, и подписывает.

6. У интерактивной доске письменно.

На доске нарисована инфузория-туфелька. В нижней части доски написаны органеллы, которые определили у инфузории-туфельки. Необходимо данные подписи сопоставить с рисунком, а то, чего не хватает – подписать с комментариями.

7. У интерактивной доске письменно.

На доске рисунок эвглены зеленой. Подписать те органеллы, которые делают ее необычной для данного царства. Прокомментировать.

Итак, мы с вами повторили весь изученный на прошлом уроке материал. Вы заметили, что применительно к одноклеточным животным, я иногда употребляла слово «простейшие». Как вы думаете, насколько верно называть одноклеточных простейшими? Так ли они просты на самом деле?

Вывод:

К одноклеточным относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка – самостоятельный организм со всеми присущими ему функциями.

III. Объяснение

  1. Мы переходим к изучению следующего подцарства  Царства Животных – Многоклеточным.

Давайте  попробуем сформулировать определение понятию «многоклеточность». Что значит «многоклеточное животное» (предложить заглянуть в учебник)?

  1. Итак, сегодня мы должны рассмотреть с вами строение, основные процессы жизнедеятельности, классификацию и многообразие представителей одного из типов подцарства многоклеточные –  типа Кишечнополостные. С некоторыми из этих представителей мы познакомимся поближе, о некоторых скажем совсем немного, но мы должны сформировать представление о том, что между ними общего и почему их отнесли к одному типу, а также проследить усложнение их организации по сравнению с одноклеточными.

  2. Начнем с систематики. Какие систематические группы мы уже сейчас можем назвать? (Царство, подцарства, тип). В свою очередь тип включает в себя несколько классов, а именно трех, представителей которых мы сегодня рассмотрим.

  3. На интерактивной доске запускается запись схемы «Систематика кишечнополостных» (раздать учащимся индивидуально краткие конспекты по новой теме).

  4. Кишечнополостные ведут исключительно водный и в большинстве случаев морской образ жизни. Одни из них свободно плавают, другие – сидячие и прикрепленные ко дну животные. Сидячая форма называется – полип, свободноплавающая – медуза. Строение кишечнополостных характеризуется радиальной, или лучевой, симметрией. Вспоминаем из материала 6 класса, что это может означать?

Итак, что же общего имеют все эти животные между собой? Нам надо определить признаки типа. В течение урока не забывайте отмечать их у себя в тетради (на листках).

Скажите, а о чем нам может говорить название типа? Это первый признак  - наличие кишечной полости. Давайте рассмотрим внешнее и внутреннее строение кишечнополостных на примере гидры и медузы.

Внутреннее строение кишечнополостных можно рассмотреть на примере медузы. Обратите внимание, что у нее, как и у всех кишечнополостных, только два слоя клеток – эктодерма и энтодерма. У медузы прослойка между этими двумя слоями заполнена студенистым веществом – мезоглеей (обращать внимание на термины – они написаны на доске). У гидры она представлена тонкой базальной мембраной – пластинкой. Вторая особенность кишечнополостных – двухслойные животные.

  1. Рассмотрим внутреннее строение кишечнополостных (таблица.) Учащиеся сопоставляют увиденное с карточками различных типов клеток у себя на партах

  2. Строение клеток связано с их функциями. Давайте рассмотрим функции кишечнополостных и различные процессы жизнедеятельности: пищеварение, дыхание, выделение, которые возможны, благодаря такому строению организма, а также процесс движения. Отсюда третьей особенностью гидры является – внутриклеточное и внутриполостное пищеварение, что связано с наличием кишечной полости и пищеварительно-мускульных клеток. А способствует процессу питания наличие щупальцев и стрекательных клеток, которые в большом количестве на этих щупальцах находятся.

  3. Познакомиться со свойствами кишечнополостных: раздражимостью, которая осуществляется благодаря нервной системе диффузного типа. Нервная система диффузного типа – сплетение нервных клеток, которые своими отростками срастаются между собой. Четвертая особенность кишечнополостных.

  4. Регенерация – восстановление утраченных или поврежденных частей тела. Вспомнить миф о Геракле. Подвиг Геракла – битва с лернейской гидрой.

Геракл должен был убить лернейскую гидру, которая похищала скот и опустошала земли в окрестностях Лерны. У неё было 9 голов, из них одна — бессмертная. Когда Геракл отрубал одну из голов, на её месте вырастали две. Он призвал на помощь своего племянника Иолая, который прижигал отрубленную голову, чтобы она не вырастала вновь. Отрубив последнюю, бессмертную голову, Геракл закопал её в землю и привалил тяжёлым камнем. Разрубив туловище гидры, Геракл погрузил острия своих стрел в её смертоносную жёлчь.

Какое свойство нашей гидры позволило дать ей такое название? Какая связь прослеживается между гидрой древнегреческого мифа и современным животным?

  1. Мы рассмотрели строение и процессы жизнедеятельности кишечнополостных, а теперь, я предлагаю познакомиться поближе с некоторыми представителями типа. Я буду называть представителей  типа и класс, к которому они относятся, а также давать краткую характеристику. Более подробно с наиболее интересными представителями типа мы познакомимся на следующем уроке при изучении значения кишечнополостных.

  2. И перейдем к закреплению систематики. На слайде написаны классы кишечнополостных и фотографии представителей.

  3. Итак, делаем выводы. Мы рассмотрели строение, особенности жизнедеятельности кишечнополостных, а также классификацию и многообразие. Давайте вспомним, какую задачу мы ставили перед собой в начале изучения нового материала? Назовите мне общие признаки животных типа Кишечнополостные. Работа с классом.

  4.  Что говорит об усложнении организации кишечнополостных по сравнению с одноклеточными? (Многоклеточность, хотя образование нервной системы диффузного типа и внутриклеточного пищеварения – признаки примитивной организации).

 

IV. Закрепление

По вопросам параграфа учебника
V. Домашнее задание

         П. 13, термины, конспект. Дополнительный материал «Значение кишечнополостных»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» icon«Транспорт веществ в организме позвоночных животных»
...
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconОткрытый урок. 6 класс. Транспорт веществ в организме растения. Цели
Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconУрок по теме «Транспорт веществ в организме животных»
...
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconУрок по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ»
Цель : повторить и обобщить материал по темам «. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.». Провести контроль знаний и умений...
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconРабочая программа учебной дисциплины современная экология и глобальные...
«Ресурсы позвоночных животных охрана, воспроизводство, рациональное использование»
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconПрограмма элективного курса по общей биологии
Среди органических веществ клетки белки занимают первое место, как по количеству, так и по значению. У животных на них приходится...
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconУрок по теме «Белки и их свойства»
Среди органических веществ клетки белки занимают первое место, как по количеству, так и по значению. У животных на них приходится...
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconОбщие данные о нервной системе
Протекающий в самом организме обмен веществ в свою очередь обуславливает ряд раздражений, на которые организм также реагирует. Связь...
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconЗначение минеральных веществ в кормлении животных
Каждая клетка содержит те или иные минеральные элементы. Образование новых клеток у растущих животных невозможно без отложения в...
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconУрок по теме «белки» Цель урока: систематизировать и углубить знания учащихся по данной теме
Среди органических веществ клетки белки занимают первое место, как по количеству, так и по значению. У животных на них приходится...
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconСегодняшнего урока «Пищевые продукты, питательные вещества, пищевые...
Раскрыть понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение», выяснить роль питательных веществ в организме
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconМетодологические пояснения Транспорт
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconРеферат На тему: «Основы биохимии белков и аминокислот в организме человека»
Название протеины (от греческого proteos первый, важнейший) отражает первостепенное значение этого класса веществ. Белкам принадлежит...
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconКлеточная теория
Закрепить знания об особенностях пластического и энергетического обменов веществ в организме
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине...
Полноценное кормление животных обеспечивает хорошее состояние здоровья, получение высокой продуктивности, нормальные воспроизводительные...
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» iconКонспект нод по сказке «Три медведя»
Закрепить знания об особенностях пластического и энергетического обменов веществ в организме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск