Скачать 215.3 Kb.
|
Тема урока: «Транспорт веществ в организме позвоночных животных» Вид урока: комбинированный урок Лабораторная работа: «Строение клеток крови лягушки и человека» Технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения и здоровьесбережения. Решаемые проблемы:
Цели и задачи урока: Образовательная: познакомить учащихся с процессом транспортировки веществ в организме позвоночных животных и его практическим значением. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, сравнивать. Воспитательная: способствовать формированию понятия о значении крови и кровообращения для живых организмов и человека, о значении здорового образа жизни. Оборудование урока: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека, таблицы «Строение сердца позвоночных животных», «Кровеносная система», мультимедийное пособие для 5-9 классов. Биология 2 часть, «Живой организм». Презентация к уроку и раздаточный материал для письменного опроса домашнего задания, карточка «оценка». Планируемые результаты: Предметные:
Метапредметные УУД:
Личностные УУД: Формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире, формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, формирование устойчивого познавательного интереса. Ход урока
- приветствие, - подготовка аудитории к работе, - наличие учащихся.
Проверка тестов на доске, выставление оценок в карточку по этапам урока
т.3. с. №58,59,60 V. Закрепление по вопросам (фронтального) и решения ребуса (работа по рядам) Тестовые задания Вариант 1
А) покровная ткань Б) образовательная ткань В) проводящая ткань Г) фотосинтезирующая ткань
А) у плоских червей Б) у круглых червей В) у кольчатых червей Г) у моллюсков
А) только кислород Б) только питательные вещества В) только углекислый газ Г) углекислый газ, кислород, питательные вещества и вредные продукты распада
А) углекислый газ Б) азот В) кислород Г) хлорофилл
А) древесину Б) ситовидные трубки В) устьица Г) пробку
А) кровеносной системы Б) ситовидных трубок В) движения ресничек Г) движения цитоплазмы
А) выделительная Б) нервная В) кровеносная Г) пищеварительная
А) коре Б) ситовидным трубкам В) древесине Г) пробке
А) образование органических веществ Б) запасание органических веществ В) передвижение органических веществ из листьев в другие части растения Г) передвижение воды и минеральных веществ от корней к листьям
А) запасающая Б) покровная В) проводящая Г) основная Тест «Дыхание»
А) образование органических веществ из неорганических Б) передвижение веществ В) расщепление органических веществ с освобождением энергии Г) выделение из организма кислорода
А) растения Б) вирусы В) грибы Г) животные
А) кислород Б) строительный материал В) углекислый газ Г) азот для построения белков
А) через всю поверхность растения Б) только через чечевички В) только через устьица Г) через устьица и чечевички
А) выросты тела водных животных, пронизанные кровеносными сосудами Б) сообщающиеся с внешней средой пузыри внутри тела, стенки которых пронизаны кровеносными сосудами В) открывающиеся наружу трубочки, пронизывающие все тело Г) отверстия в коже
А) лошадь Б) майский жук В) амеба Г) речной рак
А) через покровные клетки из воздуха Б) через устьица из воздуха В) из стебля по проводящим трубкам Г) совсем не поступает
А) нервные клетки Б) вирусы В) клетки печени Г) клетки листа липы
А) жабрами Б) всей поверхностью тела В) легкими Г) устьицами
А) только легочное Б) только кожное В) легочное и кожное, при этом преобладает кожное Г) легочное и кожное, при этом преобладает легочное «Оценка»
«Оценка»
«Оценка»
«Оценка»
Лабораторная работа «Строение клеток крови лягушки и человека»
Состав крови Кровь Плазма (60%) Форменные элементы Лейкоциты: (белые кровяные тельца) Тромбоциты: (кровяные пластинки) Органические Веществ: -белки -жиры -глюкоза -витамины -гормоны - продукты распада Неорганические Органические Вещества вещества Эритроциты: (красные кровяные тельца) вода минеральные соли Тема: «Основные особенности жизнедеятельности кишечнополостных. Многообразие. Классификация. Цель урока: сформировать представление о строении и процессах жизнедеятельности кишечнополостных на примере представителей различных классов данного типа; обратить внимание на усложнение организации животных типа кишечнополостные по сравнению с представителями одноклеточных; сформировать представление о многообразии кишечнополостных, а также определить место кишечнополостных в системе живого; развивать знания о строении многоклеточных животных, об основах науки систематики, знание основных таксонов; воспитывать интерес к предмету, осуществлять эстетическое воспитание. Оборудование: интерактивная доска, интерактивное наглядное пособие по биологии «Беспозвоночные животные». М.Дрофа, рисунки гидры на каждом столе, карточки с изображением клеток гидры, термины на доске, конспект на листках у каждого ученика, карточки с заданиями. ПЛАН I. Оргмомент II. Опрос Итак, наша задача сегодня – повторить пройденный материал о простейших животных, изучить процессы жизнедеятельности, многообразие и классификацию животных типа кишечнополостные и проследить усложнение организации последних по сравнению с одноклеточными. 1. Фронтальный опрос. Представителей какого царства живых организмов мы начали изучать на прошлых уроках? В этом году мы не просто изучаем строение растений и животных, а рассматриваем их с точки зрения какой-то науки. Какой? Что изучает систематика? Какие группы вам знакомы? Какие подцарства включает в себя царство Животные? На прошлом уроке мы записывали с вами схему. Используя эту схему, давайте вспомним, где находятся изученные нами одноклеточные в царстве Животных. 2. Работа с классом. Повторение систематики одноклеточных – устно. А теперь посмотрим, насколько вы запомнили животных, о которых шла речь на прошлом уроке. На доске написаны систематические группы и размещены представители этих групп. Но дело в том, что они перепутали свои места. Необходимо выйти к доске и разместить животных в те группы, где им положено находиться. А также вспомнить по какому принципу их распределили, и дать краткую характеристику (форма тела и органы передвижения). А пока идет работа у доски, нам необходимо выполнить еще несколько заданий. 3. Работа по карточкам на местах. Индивидуальные задания по простейшим. Итак, мы определили систематическую принадлежность изученных нами простейших. Теперь же мы должны вспомнить строение и процессы жизнедеятельности одноклеточных на примере некоторых животных, чтобы при изучении новой темы сравнить с многоклеточными и проследить усложнение их организации. 4. Итак, мы определили систематическую принадлежность изученных нами простейших. Теперь же должны вспомнить строение и процессы жизнедеятельности одноклеточных на примере некоторых животных, чтобы при изучении новой темы сравнить смногоклеточными и проследить усложнение их организации. 5. У интерактивной доске письменно. Подписать строение амебы. Работает весь класс. Учащиеся класса называют функции органелл амебы, а учащийся у доски определяет, о чем идет речь, и подписывает. 6. У интерактивной доске письменно. На доске нарисована инфузория-туфелька. В нижней части доски написаны органеллы, которые определили у инфузории-туфельки. Необходимо данные подписи сопоставить с рисунком, а то, чего не хватает – подписать с комментариями. 7. У интерактивной доске письменно. На доске рисунок эвглены зеленой. Подписать те органеллы, которые делают ее необычной для данного царства. Прокомментировать. Итак, мы с вами повторили весь изученный на прошлом уроке материал. Вы заметили, что применительно к одноклеточным животным, я иногда употребляла слово «простейшие». Как вы думаете, насколько верно называть одноклеточных простейшими? Так ли они просты на самом деле? Вывод: К одноклеточным относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка – самостоятельный организм со всеми присущими ему функциями. III. Объяснение
Давайте попробуем сформулировать определение понятию «многоклеточность». Что значит «многоклеточное животное» (предложить заглянуть в учебник)?
Итак, что же общего имеют все эти животные между собой? Нам надо определить признаки типа. В течение урока не забывайте отмечать их у себя в тетради (на листках). Скажите, а о чем нам может говорить название типа? Это первый признак - наличие кишечной полости. Давайте рассмотрим внешнее и внутреннее строение кишечнополостных на примере гидры и медузы. Внутреннее строение кишечнополостных можно рассмотреть на примере медузы. Обратите внимание, что у нее, как и у всех кишечнополостных, только два слоя клеток – эктодерма и энтодерма. У медузы прослойка между этими двумя слоями заполнена студенистым веществом – мезоглеей (обращать внимание на термины – они написаны на доске). У гидры она представлена тонкой базальной мембраной – пластинкой. Вторая особенность кишечнополостных – двухслойные животные.
Геракл должен был убить лернейскую гидру, которая похищала скот и опустошала земли в окрестностях Лерны. У неё было 9 голов, из них одна — бессмертная. Когда Геракл отрубал одну из голов, на её месте вырастали две. Он призвал на помощь своего племянника Иолая, который прижигал отрубленную голову, чтобы она не вырастала вновь. Отрубив последнюю, бессмертную голову, Геракл закопал её в землю и привалил тяжёлым камнем. Разрубив туловище гидры, Геракл погрузил острия своих стрел в её смертоносную жёлчь. Какое свойство нашей гидры позволило дать ей такое название? Какая связь прослеживается между гидрой древнегреческого мифа и современным животным?
IV. Закрепление По вопросам параграфа учебника V. Домашнее задание П. 13, термины, конспект. Дополнительный материал «Значение кишечнополостных» |
«Транспорт веществ в организме позвоночных животных» ... | Открытый урок. 6 класс. Транспорт веществ в организме растения. Цели Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ | ||
Урок по теме «Транспорт веществ в организме животных» ... | Урок по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ» Цель : повторить и обобщить материал по темам «. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.». Провести контроль знаний и умений... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины современная экология и глобальные... «Ресурсы позвоночных животных охрана, воспроизводство, рациональное использование» | Программа элективного курса по общей биологии Среди органических веществ клетки белки занимают первое место, как по количеству, так и по значению. У животных на них приходится... | ||
Урок по теме «Белки и их свойства» Среди органических веществ клетки белки занимают первое место, как по количеству, так и по значению. У животных на них приходится... | Общие данные о нервной системе Протекающий в самом организме обмен веществ в свою очередь обуславливает ряд раздражений, на которые организм также реагирует. Связь... | ||
Значение минеральных веществ в кормлении животных Каждая клетка содержит те или иные минеральные элементы. Образование новых клеток у растущих животных невозможно без отложения в... | Урок по теме «белки» Цель урока: систематизировать и углубить знания учащихся по данной теме Среди органических веществ клетки белки занимают первое место, как по количеству, так и по значению. У животных на них приходится... | ||
Сегодняшнего урока «Пищевые продукты, питательные вещества, пищевые... Раскрыть понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение», выяснить роль питательных веществ в организме | Методологические пояснения Транспорт Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования | ||
Реферат На тему: «Основы биохимии белков и аминокислот в организме человека» Название протеины (от греческого proteos первый, важнейший) отражает первостепенное значение этого класса веществ. Белкам принадлежит... | Клеточная теория Закрепить знания об особенностях пластического и энергетического обменов веществ в организме | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине... Полноценное кормление животных обеспечивает хорошее состояние здоровья, получение высокой продуктивности, нормальные воспроизводительные... | Конспект нод по сказке «Три медведя» Закрепить знания об особенностях пластического и энергетического обменов веществ в организме |