Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия





НазваниеКультурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия
страница1/10
Дата публикации20.09.2013
Размер1.14 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Культурно-досуговые праздничные традиции в ДОУ

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, дет­ских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно­-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.

Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-­социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.

Праздники и культурно-­досуговая деятельность в МБДОУ № 245 рассчитаны на детей в возрасте от 2 до 7 лет. Мы учитываем и детскую непосредст­венность малышей, их постоянную готовность к «чуду» и социально­педагогическую особенность старших дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся открыто в музыкальном зале, спортивном зале или в группах

Эффективному проведению праздника способствуют:

объединение всех его составных частей вокруг главной цели

отбор художественного материала

выбор эмоционально­-выразительных средств

подбор исполнителей

коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Организуя детский праздник, во-­первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-­досуговой деятельности. Во ­вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В ­третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-­текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.

В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художест­венные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформ­ления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов

1­й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем­либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2­й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сцениче­ском действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);

завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию

строгая логичность построения и развития темы;

законченность каждого эпизода;

органическая связь эпизодов;

нарастание действия в его движении к кульминации.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально-­ритмической деятельности дети с большим удовольст­вием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально­-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре.

Развлечения как один из видов культурно-­досуговой деятельно­сти имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

При организации развлечений первого вида с целью активизации детей их привлекают к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно-­досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.

Виды развлечений по степени активности участия детей

дети являются только слушателями или зрителями

дети – непосредственные участники

участники – взрослые и дети.

Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурно­досуговой деятельности воспитателя – хорошая форма работы детского сада с семьей.

Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить более длительное по времени (30–35 мин) развлекательное мероприятие с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни предлагать короткие (5–10 мин) веселые забавы: маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизационных сценок из жизни детского сада или по литературным произведениям.

Классификация развлечений по содержательной направленности

театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр и др.

познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические

спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты

музыкально-­литературные концерты.

Такие развлекательные моменты помогают воспитателю снять усталость у детей, способствуют переключению внимания с одного вида культурно­-досуговой деятельности на другой. Поэтому их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительного микроклимата. Не обязательно для таких веселых потех собирать всех детей группы. Просто воспитателю надо уметь видеть и чувствовать ребенка, которому необходима эмоциональная разрядка, или тех, кого нужно подбодрить или просто помочь выбрать для себя занятие.

Творчество – еще один важный вид культурно­-досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Детство, прежде всего дошкольное, единственный период в жизни человека, когда творчество становится универсальным и естест­венным способом бытия.

Творческая деятельность ребенка (вид досуга) не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творче­ской личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что­то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творчески­проектировочную среду.

Для того чтобы в период посещения дошкольного образовательного учреждения у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития дошкольника.

Такими условиями являются:

личностно ориентированное взаимодействие детей и взрослых

эмоционально­ положительное отношение между сверстниками

индивидуальный подход к каждому ребенку и на его основе выстраивание методики общения и воспитания, развития творческих способностей

создание предметно­развивающей и творчески­ проектировочной среды

добровольное участие всех членов образовательного сообщест­ва (детей, родителей, педагогов).

Кроме этого педагогу нужно уметь:

не мешать ребенку творить

быть рядом с ним в этом процессе

принять и понять его позицию

довериться ребенку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно

самому быть творцом

бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Если в коллективной творческой деятельности перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения, воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы (принцип «интеллектуального голода»), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.

Досуговая деятельность фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую, этическую и т. д.

Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.

Приложение 1

Праздничный календарь







Месяц




Праздник




Открыто




(в музыкальном зале, с гостями)




Камерно




(в группе)




Сентябрь




День знаний




В гостях у сказки




Спортивные эстафеты




В дошкольных группах




В группах раннего возраста




В старшей и подготовительной группах




Октябрь




Осенины




Средняя, старшая, подготовительная группы









Ноябрь




Театрализованное представление по мотивам народных сказок




Старшие дошкольники – малышам









Декабрь




Новогодние утренники




Во всех возрастных группах









Январь




Рождественские вытворяшки




Зимние забавы









Во всех возрастных группах




Старшие группы




Февраль




День защитника Отечества




День добра




Старшие группы




Младшая и средняя группы




Во всех возрастных группах




Март




8 МАРТА – Женский день




Дети, книжки берегите!




Во всех возрастных группах




Во всех возрастных группах




Апрель




Праздник смеха




День космонавтики




Весенняя капель









Старшие группы




Во всех дошкольных группах




Май




Выпускной утренник «До свидания, детский сад!»




Подготовительная группа









Июнь




Открытие малых олимпийских игр




Спортивный праздник

»Я и моя семья»




Праздник мыльных пузырей




Старшие группы




Во всех дошкольных группах




В группах раннего

и младшего дошкольного возраста




Июль




День Нептуна









Старшие группы




Август




Закрытие малых олимпийских игр




Старшие группы










Приложение 2

Коллективный творческий проект «Детский сад моей мечты»

Задачи:

развитие творческих способностей детей в коллективной деятельности

создание условий для формирования активной жизненной позиции и позитивного отношения

к окружающему миру

совершенствование умения следовать правилам

формирование потребности в совместной деятельности со сверстниками

развитие детского воображения.

Предварительная работа: создание макета «детской» комнаты для куклы; составление плана-схемы сказочного теремка.

Материал: заготовки плана-­схемы игровой комнаты – цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Форма организации детей: участие в совместной деятельности, работа в малых группах.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconВсе муниципальные библиотеки цбс города Краснодара
Г. Ф. Пономаренко. Составлен план мероприятий на 2009 – 2011 годы, предусматривающий различные формы наглядной и устной пропаганды...
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconОсновной образовательной программы по направлению подготовки 071400...
Дворцы спорта, концертные залы, культурно-досуговые центры различных форм собственности и другие учреждения, осуществляющие культурно-зрелищную...
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconТема Лек
Модуль «Основные направления, виды и формы рекреативной деятельности: оздоровительные, реабилитационные, досуговые»
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconЭто традиционный праздник всех, кто стоит на страже Закона и правопорядка,...
Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан пройдут праздничные мероприятия Дни милиции Татарстана
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconПримерные темы рефератов (докладов)
Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconНазвание мероприятия
«Англия знакомая и незнакомая» культурно – познавательная программа, посвященная Году Великобритании в России
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconОтчет Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий...
Культурно-досуговая деятельность Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий культурно-досуговый центр «Урмарский»...
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconДосуговые и спортивные клубы Бескудниковского района
...
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconКурс (3-4 семестр) тематический план изучения дисциплины. № Наименование дисциплины
Основные направления, виды и формы рекреативной деятельности: оздоровительные, реабилитационные, досуговые. Организационно-методическая...
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconMолдова неотъемлемая часть Европы, обладающая богатой и выразительной...
На территории рм существуют многочисленные историко-археологические памятники (около 8 тысяч), культурно-историческое значение которых...
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconАлтайский краевой центр народного творчества и досуга из опыта работы...
Из опыта работы культурно-досуговых учреждений Солонешенского района Алтайского края по сохранению и развитию традиционной народной...
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Режиссура культурно – массовых мероприятий и театрализованных представлений» для студентов 1 курса вид: Организация и постановка...
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconПлан основных мероприятий областной акции «мы за читающую россию!»...
Мук «Методический центр библиотечного обслуживания и культурно – досуговой работы» Рыбинского мр
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconРеферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского»
Конечно, стоит отметить, что в наши дни скрупулезное рассмотрение теории культурно-исторических типов объясняется тем фактором, что...
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сеть культурно-досуговых учреждений Красногвардейского района состоит из 106 учреждений культуры, включая 52 культурно-досуговых...
Культурно-досуговые праздничные традиции в доу культурно-досуговые мероприятия iconВнеклассное мероприятие для дошкольников по теме: Food. Meal
Цель внеклассного мероприятия: повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка, знакомить с культурой организации и проведения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск