Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского»





Скачать 125.04 Kb.
НазваниеРеферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского»
Дата публикации19.03.2015
Размер125.04 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат

Московский институт электроники и математики



Реферат по политологии:

«Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского»



Выполнила: студентка группы С-65

Белякова Д.Ю.

Проверила: к.и.н., доцент

Родионова И.В.



Москва 2010

Оглавление


Московский институт электроники и математики 1

Реферат по политологии: 1

«Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского» 1

Выполнила: студентка группы С-65 1

Белякова Д.Ю. 1

Проверила: к.и.н., доцент 1

Родионова И.В. 1

Москва 2010 1

Оглавление 2

1.Введение 3

1.1.Цель работы 3

1.2.Актуальность темы 3

2.Культурно-исторические типы 4

2.1.Деление типов 4

2.2.Законы культурно-исторического движения. 5

2.3.Разряды культурной деятельности 7

2.4.Славянский культурно-исторический тип 9

Заключение 10

Список литературы 11


  1. Введение

    1. Цель работы


Цель данной работы – рассмотреть основные культурно-исторические типы, выявить основные законы культурно-исторического движения, рассмотреть каждый культурно-исторический тип в зависимости от вида деятельности, которой занимается та или иная цивилизация, дать общую характеристику славянского культурного типа.
    1. Актуальность темы


Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день теория Н.Я. Данилевского является одной из основополагающих теорий, которая несет в себе не только теоретическое, как может показаться на первый взгляд, но и практическое значение с точки зрения таких гуманитарных наук, как культурологии, истории и политологии в целом. Например, насколько неоднозначно можно охарактеризовать те попытки привить в России общественные ценности западного народа. Тем самым с исторической точки зрения, это делает данную тему еще более интересной, многогранной, ведь не зря уже на протяжении несколько столетий многие историки пытаются ответить на следующие вопросы: какова самоопределенность русского народа, какая судьба ждет русскую культуру и какой дальнейший путь развития нашей страны. Эти вопросы, а в особенности поиск ответов на них, поиск истины не может оставить никого равнодушным. Сегодня Россия снова находится в затруднительном положении и стоит перед проблемой выбора дальнейшего пути исторического развития. В XIX веке благодаря великих умов, в том числе и Н.Я. Данилевского, Россия решала такие мировоззренческие проблемы. Конечно, стоит отметить, что в наши дни скрупулезное рассмотрение теории культурно-исторических типов объясняется тем фактором, что сейчас непосредственно происходит процесс регенерации этнических групп, поэтому и сама тема является очень актуальный на данный момент.

Н.Я. Данилевский считал, что история – череда сменяющихся друг друга и существующих одновременно друг с другом культурно-исторических типов, каждый из которых проходит в своем развитии три этапа: племенной (около 1000 лет), так называемое «детство», государственный (400 лет), «зрелость» и период цивилизации (100 лет), «дряхлость».

В трудах Данилевского «Россия и Европа» также рассмотрен процесс перехода России к европейскому стилю жизни с помощью Петра I. Он выявил отрицательные стороны – попытка насильственного ввести русский народ в культурную среду Европы, а также и положительную сторону – петровские реформы в военной, научной и технической сферах.

Помимо этого рассматривался вопрос о сохранении неограниченной монархии, так как самодержец не в полноте может понять народ, не учесть ту веру, тот дух, который присущ русскому народу, тем самым эта ситуация может привести к бунтам, восстаниям, смуте, расколу. Любые изменения в политической системе должны быть постепенными. Любые вопросы, связанные с формой власти, всегда обсуждались очень остро. Кто-то хотел изменений, а кто-то видел их абсолютно бессмысленными, а Н.Я. Данилевский, как истинный консерватор, говорил, что все изменения должны происходить постепенно. Данная тема не может оставить кого-то равнодушным, поэтому и является весьма актуальной, имеет место для постоянного обсуждения и анализа.
  1. Культурно-исторические типы


Прежде, чем говорить о том, что из себя представляет каждый культурно-исторический тип, очень важно выявить то, какие они бывают.
    1. Деление типов


Данилевский выделил следующие культурно-исторические типы (самобытные цивилизации):

  1. Египетский.

  2. Китайский.

  3. Ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский.

  4. Индийский.

  5. Иранский.

  6. Еврейский.

  7. Эллинский.

  8. Римский.

  9. Аравийский.

  10. Германо-романский, европейский.

Помимо этих типов можно выделить еще два: мексиканский и перуанский, которые являются подтипом американского. Одна эти типы погибли насильственной смертью. Помимо этого, вышеупомянутые типы можно разделить на уединенные и преемственные. По мнении Данилевского, ни один из этих типов не может прогрессировать бесконечно.

Данилевский считал, что народ можно разделить в зависимости от того, кто какой деятельностью занимается:

  1. Положительная деятельность.

  2. Разрушительная деятельность одряхлевших цивилизаций.

  3. Деятельность, направленная на исполнение чужих целей в качестве «этнографического материала»

Более того существуют разные формы взаимодействия цивилизаций:

  1. Пересадка (колонизация) – политическая или религиозная экспансия развитых государств. Предлагает повсеместное распространение единственной формы цивилизации любыми средствами и методами.

  2. Прививка (ассимиляция) – форма воздействия одного народа на другой, которая без учета культурной особенности создает условия для использования народа.

  3. Удобрение – плодотворное воздействие развитой цивилизации на только еще складывающийся народ.

Одной из проблем, которых рассмотрел Данилевский – это проблема отношения национального и общечеловеческого. По его мнению, цивилизационный процесс – освобождение от «тесного» национального и постепенный переход к «просторному» общечеловеческому. Согласно его теории, человеческое и национальное соотносятся между собой как родовое и видовое. Для Данилевского общечеловеческая цивилизация означала некий стандарт, соответствующий нормам европейской культуры. И поэтому для Данилевского не существовало и не могло существовать общечеловеческой цивилизации.
    1. Законы культурно-исторического движения.


С помощью законов, изложенных в книги «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского, выделяются общие черты, свойственные всем культурно-историческим типам. Рассмотрим каждый из них:

  • Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою,- для того чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий,- составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

  • Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

  • Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

  • Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие,- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.

  • Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу. (глава IV «Россия и Европа»)

Первые два закона абсолютно логичны и очевидны. Что касается третьего закона культурно-исторического движения, то он как бы следствием, ведь вся цивилизация, которая формировалась на протяжении какого-то времени, не передается от одного типа культурно-исторического движения к другому. Однако, переход от одного культурно-исторического типа к другому вовсе не значит, что один тип не воздействует на другой, а напрашивается следующий вывод: вот именно это взаимодействие не является переходом. Например, колонизация. В истории часто было такое, что один народ передает свою цивилизацию какой-то стране, например, греки передали ее Южной Италии и Сицилии, англичане – Австрии и Северной Америке. Другой пример – заимствование опыта от других цивилизаций, т.е. страны могут воздействовать друг от друга.

Из закона культурно-исторического типа вытекает, что длительность цивилизации любого типа занимает какое-то короткое время, причем не повторяется. Конец этого периода наступает тогда, когда у каждого народа есть свой тип, который они выработали на протяжении какого-то времени. Прогресс в теории Данилевского это понятие относительное и неоднозначное. Причем прогресс не может быть один для всех. Поэтому говорить о конечной точки развития какой-то цивилизации проблематично.

Данилевский делает вывод, что цивилизация тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее народности, входящие в образование типа.
    1. Разряды культурной деятельности


Общие разряды культурной деятельности:

  • Деятельность религиозная, объемлющая собою отношения человека к Богу,- понятие человека о судьбах своих как нравственного неделимого в отношении к общим судьбам человечества и Вселенной, то есть, выражаясь более общими терминами: народное мировоззрение не как теоретическое, более или менее гадательное знание, во всяком случае, доступное только немногим, а как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека.

  • Деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлющая отношения человека к внешнему миру, во-первых, теоретическое - научное, во-вторых, эстетическое - художественное (причем, конечно, к внешнему миру причисляется и сам человек как предмет исследования, мышления и художественного воспроизведения) и, в-третьих, техническое - промышленное, то есть добывание и обработка предметов внешнего мира, применительно к нуждам человека и сообразно с пониманием как этих нужд, так и внешнего мира достигнутым путем теоретическим.

  • Деятельность политическая, объемлющая собою отношения людей между собою как членов одного народного целого, и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам.

  • Деятельность общественно-экономическая, объемлющая собою отношения людей между собою не непосредственно как нравственных и политических личностей, а посредственно - применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания и обработки их.

Рассмотрим теперь такие культурно-исторические типы, как китайский, вавилонский, индийский и иранский. Эта группа типов часто называется первичной за счет того, что они сами смогли построить себя. Отличительной особенностью данных типов являлось то, что из выше перечисленных видов деятельности, они никак себя не показали, зато сформировать все условия для жизни в подготовленном, организованном обществе, что является несомненно важной чертой. Во всех этих типах прослеживается смешение всех понятий: религии, политики, экономики и культуры. Так, например, в Китае земледелие есть священнодействие. Однако, существовал и такой тип, в котором религия была основополагающей деятельностью. Это несомненно был еврейский культурно-исторический тип. Однако евреи были односторонне развиты, т.к. только религии они уделяли свое внимании, причем передавали эту мысль из поколение в поколение. Конечно, были отрасли, которые развивались, но все равно имели религиозные уклон, к примеру, религиозная поэзия. Тем самым, однонаправленность данного народа заставляет восхищаться и в то же время пожимать плоды их неудач, ведь они даже не могли справиться с набегами мелких племен, не говоря уж о целом государстве. Например, такой тип, как эллинский всегда отцентрировал свое внимание на культуре, поэтому другой деятельности не было места в их жизни. Что говорить о об этом народе? Ведь это общество это до поры до времени были целиком рабы, причем сам факт формирования такого общества не смущало их, даже не настораживало, это было сделано даже не для достижение каких-то целей, а просто воспринималось, как факт, который мало кто пытался изменить, поэтому о каком социально-экономическом развитии можно говорить. В религии большое внимание уделяется человеческому духу, который имеет три грани – догматики, культа и этики. В случае греков, только культ присутствовал в их религии. Роль религии у греков была настолько ничтожна, ведь у них не было даже никакого священного писания. Еще одним культурно-историческим типом, который уделял внимание только одной стороне, причем политической, был римский. Для римлян политика – это сердце государства. Они даже со временем меняют форму правления с республики на империю. В последствии появляется кодекс гражданских законов. Однако, в других сферах жизни римляне не проявили себя должным образом, исключение лишь может составить архитектура. Между римлянами и греками можно провести параллель – и те, и другие не имели никого священного писания, помимо этого рабство.

Таким образом, можно сделать вывод: те цивилизации, которые следовали за первичными, пытались развивать хотя бы одну из сторон культурной деятельности, т.е. еврейская – религиозную, греческая – культурную, римская – политическую, поэтому данные цивилизации принято называть одноосновные.

Как известно, видов деятельности всего четыре. Выше не было ни указано ни одной цивилизации, которая пыталась развивать такой тип деятельности, как общественно-экономическую. Часто данный вопрос непосредственно связывают с определенным типом культурно-исторического движения, а именно с европейского. Европейский тип уделял свое внимание развитии религии, т.к. давало возможность избавиться от рабство. Что характерно для этой цивилизации? Церковный деспотизм в синтезе с феодальным деспотизмом, свойственный в насилии германского народа, а также деспотизм схоластики, который проявляется в отношении к древним наукам, более того анархия, распространяющая политический демократизм и экономический феодализм. Однако народы Европы смогли создать могущественную державу, всестороннее охватить интересы народа, хотя европейский тип нельзя назвать грамотным стратегом общественно-экономической и религиозной деятельности. Поэтому, германо-романский тип можно назвать двухосновным.
    1. Славянский культурно-исторический тип


Мы рассмотрели почти все типы культурно-исторического движении в зависимости от их деятельности. Однако славянскому типу следует уделить особое внимание, т.к. под славянским типом в частности подразумевается Россия. Религия в Россия всегда занимала место не только в жизни народа, но и в его сердце. Даже самые бедные, простые люди могли найти утешение в религии. Они замаливали свои грехи, обращались к Богу в случае беды и верили в наилучшее. Поэтому славян часто также, как и евреев, называли богоизбранными. Причем, Россия приняла христианство не из-за того, что политически преобладала над другими цивилизациями, а из-за того, что ее не устраивало язычество. Религиозная сторона культурной деятельности говорит непосредственно о принадлежности славянского типа, более того является неотделимой частью с психологической стороны самого народа с точки зрения стремления народа сохранить истинность религиозной веры. Теперь уделим внимание политической стороне вопроса. На первый взгляд, можно обнаружить следующий казус – ни один из народов, за исключением русского, не смогли сформировать государства. Они даже не могли отстоять независимость. Несмотря на этот факт, большинство славянских народов смогли образовать единое, неразрушимое государство. Тем самым, можно говорить о политической самостоятельности и непоколебимости славян. Вспомним, все те перевороты, смуты, которые происходили в России. Они были вызваны недовольством народа, выступавшего против царствующего лица. Помимо этого еще одно положение, которое невыгодным образом представляет Россию, это тот гнев, в котором находился народ на протяжении многих лет, а именно крепостное право, из-за которого были вызваны бунты Пугачева и Разина. С точки зрения общественно-экономической деятельности, славяне имели все предпосылки, потому что интересы государства были направлены на удовлетворение нужд народа не в зависимости от положения граждан, более того, экономические и политические идеалы не противоречили друг другу. Но не возможно не признать превосходства греков над славянами в культуре.

Заключение


В ходе проделанной работы, было установлено, что существует определенное деление культурно-исторических типов, созданное Н.Я.Данилевским. А именно, все цивилизации можно разделить на следующие культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассирийски-вавилонский, финикийский, древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, эллинский, римский, аравийский, германо-романский. На протяжении многих веков сформировалось четыре типа деятельности: политическая, культурная, общественно-экономическая, религиозная. В процессе работы были разобраны выше перечисленные цивилизации, и были выявлено, что все цивилизации можно разделить на одноосновные (например, еврейская, эллинская, римская), двухосновные (германо-романская). Более того, славянский тип вполне может называться наиболее развитым. Таким образом, раз ни один из культурно-исторических типов не является общечеловеческой цивилизацией, поэтому и самого термина общечеловеческая цивилизация не существует. Однако каждый тип по своему уникален, однозначен, имеет свои особенности и недостатки. Кроме того, славянство – это тот тип, который несомненно обладает преимуществами перед остальными типами, поэтому вполне может быть первым.

Список литературы


  1. Интернет ресурсы Н.Я. Данилевский «Россия и Европа» http://www.vehi.net/danilevsky/rossiya/index.html

  2. Л. Р. Авдеева. «Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов», Москва, 1992 г. стр. 59-109.

  3. Родионова И.В. «Консерватизм в России XIX столетия », Москва 2007 г., стр. 17-19.

  4. Интернет ресурсы http://herzenfsn.narod.ru/leksion/historyofsoc/Danilevsky.htm

  5. Интернет ресурсы http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=18086

  6. Интернет ресурсы http://www.bestreferat.ru/referat-67567.html




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconРеферат по политологии. Тема: «Политические элиты. История. Теория. Современность»
Социально-философские истоки элитизма и историческая ситуация, породившая классическую теорию элит. 3
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconПрограмма «лицей» На основе культурно-исторических традиций воспитывать...
На основе культурно-исторических традиций воспитывать в детях любовь и чувство гордости за право учиться в «Лицеи №31»,развивать...
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании...
Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций...
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании...
Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций...
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании...
Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций...
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании...
Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций...
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специфика политологии. Взаимосвязь политологии с другими отраслями гуманитарного знания. Политология в системе общественных наук....
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconMолдова неотъемлемая часть Европы, обладающая богатой и выразительной...
На территории рм существуют многочисленные историко-археологические памятники (около 8 тысяч), культурно-историческое значение которых...
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconИ. В. Сидорова Вспомогательные исторические дисциплины: теория и практика
Обучение этим дисциплинам позволяет познакомить студентов с новейшими технологиями анализа исторических источников, современными...
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconДиплом Эволюционная теория перед лицом православного мировоззрения
Тимирязев очень вульгарно и цинично, не давая обоснованных доказательств, опроверг все доводы книги Данилевского об опровержении...
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconПрограмма дисциплины «Теория и практика исторических реконструкций»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconМинистерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский...
Изучение парадигм и типов рациональности, формирование методов анализа основных структур рациональности
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconРеферат Объем документа
Целью работы является определение области применения, структуры профиля, типов данных для которых при файловом обмене должны использоваться...
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconПрограмма по политологии (для высших учебных заведений). Настоящая...
Учебно-методические материалы по курсу политологии для гуманитарных факультетов Казанского государственного университета (программа,...
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconРеферат по социологии Тема: Теория социального обмена
Различные варианты теории социального обмена получили распространение в социологии, социальной психологии, экономике, социальной...
Реферат по политологии: «Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского» iconДиплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ...
Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск