Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основании
Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Базовым учебным пособием служит учебник Л.Л. Шевченко «Православная культура 7-й год обучения» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010, а так же учебно-методический комплект: Л.Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010, Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие. Православная культура» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
Учебно-методический комплект выбран в соответствии с приказом Министерства образования и науки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов ( __
1__ час в неделю). Уровень программы базовый.
В течение учебного года из-за праздничного дня (1 мая) потерян 1 урок. Программа выполнена за счет уплотнения материала по теме: «Повторение».
Цели и задачи учебного курса, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, образовательного учреждения:
- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;
- формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;
- формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.
- приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
- обеспечение самоопределения личности, создания условия ее самореализации;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
В рамках требований рабочей программы учащиеся должны уметь:
- называть и показывать;
- определять и измерять, фиксировать;
- описывать, составлять;
- объяснять;
- прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте.
Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.
Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.
Для достижения поставленных целей проводятся уроки следующих типов:
Урок ознакомления с новым материалом.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Комбинированный урок.
Контроль над реализацией программы предполагает использование следующих контрольных измерителей:
Тест;
анкетирование;
творческая работа (сочинения, рисунки);
контрольная работа;
реферат.
Контроль за усвоением материала будет осуществляться посредством повторительно-обобщающих уроков, включающих следующие контрольные работы:
1.Контрольная работа по теме: «Святые 18-19 века».
2.Творческая работа по теме: «Роль святых 18-19 в. в истории России".
3.Контрольная работа по теме: «Святая Русь. 20 век».
Учебный план: Название модуля
| Подмодули
| Компетенции
| Уровни освоения модуля
|
Обязательный минимум
| Повышенный уровень
|
Святая Русь
| Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский
Преемственности традиций жизни людей на основе православной культурной традиции
Духовное завещание Митрофана Воронежского
Четьи-Минеи Димитрия Ростовского
Подвиг веры Иоанна Русского
| Овладение учащихся знаниями по следующим понятиям:
Священный Синод
Обер-прокурор
Подвиг веры
Свобода
Ответственность
Духовное завещание
Четьи-Минеи
Жития
| Углубление знаний по русской истории на основе изучения житий святых 17 века
| Написать духовное завещание школьникам ХХI века. Изучение церковнославянского языка. Сопоставление текста духовного завещания святого Давида с текстом завещания святого Митрофана Воронежского
|
| « Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский
Житие Святителя Тихона Задонского
| Овладение учащихся знаниями по следующим понятиям:
Епископ
Духовная жизнь
Духовная мудрость
Сокровища духовные
Духовное завещание
Церковное искусство
|
Углубление понимания школьниками основных понятий православной культуры «духовность», «сокровище (богатство) духовное»
| Изучение церковнославянского языка. Проанализировать и сопоставить текст евангельской заповеди ее проявлением в жизни Святителя Тихона Задонского
|
| Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский
Житие Преподобного Серафима Саровского
«Живая вера» - это жизнь по Евангелию
| Овладение учащихся знаниями по следующим понятиям:
Христианский подвиг
Подвижник
Преподобный
Христианские добродетели: послушание, кротость, смирение
Киево-Печерская лавра
Святые лавры
| Получить знания о том, как христиане понимали смысл жизни
| Изучение церковнославянского языка. Выполнение задания развивающего характера – чтение и анализ текста
|
| Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский
Учитель Благой Вести – Святитель Филарет
| Овладение учащихся знаниями по следующим понятиям:
Духовное просвещение
Христианские святыни
Крест
Евангелие
Богослужебные предметы
Почитание святыни
Почитание героев Отечества
Ремесло
Художество
| Получить знания о просветительской деятельности христиан
| Изучение церковнославянского языка. Чтение текста псалма Давида, выбитого на памятной медали в честь победы в войне 1812 года.
|
| Великие старцы Оптиной Пустыни
Оптина Пустынь – центр духовного возрождения России в 19 веке
| Овладение учащихся знаниями по следующим понятиям:
Митрополит
Патриарх
Святитель
Молебен
Спасо-Андроников монастырь
Чудов монастырь
Мощи
Соборы Кремля
| Расширение знаний о старчестве, как явлении духовной культуры России
| Изучение церковнославянского языка. Чтение высказывания Святого пророка давида
|
| На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Сострадание – главное качество души святого Иоанна Кронштадтского
| Овладение учащихся знаниями по следующим понятиям:
Игумен
Житие
Святая Троица
Молитва
Монастырь
Лавра
Божественная любовь
Промысел Божий
Святыня
Преподобные ученики
Монастыри
Чудотворная икона
Преподобномученик
| Получить знания о святом Иоанне
Углубить понимание смысла христианской добродетели любви – сострадания
Углубить знания по ветхозаветной истории
| О пророках и пророчествах. Анализ стихотворения А.С.Пушкина « Пророк»
|
| Царственные мученики
Преломление духовной жизни человека в событиях истории 20 века
Новомученики – вновь прославленные святые 20 века
Разрушение христианской культуры России
| Овладение учащихся знаниями по следующим понятиям:
Традиция
Христианская семья
Малая Церковь
Новомученики
Исповедники
Исповедь
Небесные венцы
Преподобномученики
Страстотерпцы
| Углубить знания по истории православной культуры в контексте истории России 20 века
| Изучение церковнославянского языка. Чтение текста на церковнославянском языке
|
| Новомученики и Исповедники Российские
Разрушение государственной власти – свергнута 300-летняя династия Романовых
Разрушение традиций: христианская семья не могла более строить свои отношения как малая церковь
| Овладение учащихся знаниями по следующим понятиям:
Патриарх Всероссийский
Христианский подвиг
Новомученики
Исповедники
Обновленцы
Мартиролог
| Узнать о русских святых в контексте истории православной культуры России 20 века
| Участие в диалоге на тему: « Убийство царской семьи – благо или зло для России и русских людей?»
|
| Христианские мученики ГУЛАГа
20-е годы – Русская Голгофа в истории христианской культуры
| Овладение учащихся знаниями по следующим понятиям:
Вера
Мужество
Русская Голгофа
Преподобноисповедники
| Получить знания об истории христианской культуры России 20-40 годов 20 века, отраженные в произведениях русской литературы, искусства
| Участие в диалоге на тему: « Голод, как физиологический процесс и «голод духовный», что, на ваш взгляд страшнее для человека?»
|
| Православная культура России свидетельствует
Сохранилась ли православная культура России?
Православная культура учит, напоминает, свидетельствует
| Овладение учащихся знаниями по следующим понятиям:
Пророчество
Лжепророки
Промысл Божий
Страшный суд
Добро
Зло
Грех
Злые помыслы
Нечистое сердце
Спящая воля
Крестные страдания
Алтарь
Всенощная
| Углубить христианское понимание событий истории как действие Промысла Божиего
Углубить знания в области русской культуры, в которой отражены христианские традиции жизни
| Изучение церковнославянского языка. Чтение церковнославянского текста песнопения, которое упоминается в рассказе «Алтарь затворенный»
|
| Православная культура в жизни христиан
Складывавшиеся веками традиции участия христианина в жизни Церкви не могли быть уничтожены внешними событиями
Преемственность христианских традиций жизни
| Овладение учащихся знаниями по следующим понятиям:
Евангелие
Божественная Литургия
Молитва
Добрые дела
Память
Покаяние
| Получить знания о традициях жизни христиан на основе заповедей Евангелия
Увидеть отражение христианских традиций в феноменах православной культуры
| Изучение церковнославянского языка. Чтение текста песнопения, посвященного святым Новомученикам
|
| Золотая цепь святых
Память о святых как вера христиан в то, что святые участвуют в жизни живущих людей
| Овладение учащихся знаниями по следующим понятиям:
Церковь Земная
Церковь Небесная
Церковь торжествующая
Святость
Святые
Святые дети
Бессмертие
Вечность
Любовь
| Содержательно обобщить полученные знания
| Изучение церковнославянского языка. Чтение тропаря Пасхи и песнопения Пасхального канона, составленного святым 8 века преподобным Иоанном Дамаскиным
|
Учебно-методическое обеспечение :
(автор издания, название книги, место и год издания.)
Для учителя:
Учебник: Шевченко Л.Л. «Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 7 год обучения. Святая Русь. Книга 2». – М.: .: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010
Методические рекомендации: Шевченко Л.Л. « Православная культура: Методическое пособие для учителя: 6 и 7 годы обучения». – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
Шевченко Л.Л. «Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1 – 11 годы обучения». – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010
Шевченко Л.Л. «Православная культура: Наглядное пособие « Иллюстрации»: 6 и 7 годы обучения». - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
Печатные периодические издания
Интернет-ресурсы
Для учащихся:
Учебник
Рабочая тетрадь
Словарь
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
№
| Образовательные ресурсы и средства обучения
| Наличие (количество)
|
| Печатные раздаточные материалы
| +
|
| Тематические стенды и/или таблицы
| -
|
| Электронные средства обучения
| -
|
| Обучающие и контролирующие компьютерные программы
| -
|
| ЦОРы
| -
|
| Видеофильмы
| -
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПредмет: Основы православной культурыКласс: 7 Б Дата проведения урока
| Тема урока
| Количество часов, отведённых для освоения программного материала
| Темы контрольных, практических, лабораторных работ
| Основные виды учебной деятельности
|
Раздел учебной программы
|
05.09
12.09
| Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский
| 2
|
| Беседа.
Составление словаря терминов и понятий. Работа с учебником. Составление галереи образов. Взаимообъяснения.Дискуссии.
|
19.09
26.09
| « Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский
| 2
|
| Беседа.
Составление словаря терминов и понятий. Работа с учебником. Составление галереи образов. Взаимообъяснения.Дискуссии.
|
03.10
10.10
17.10
| Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский
| 3
|
| Беседа.
Составление словаря терминов и понятий. Работа с учебником. Составление галереи образов. Взаимообъяснения.Дискуссии.
|
24.10
07.11
| Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский
| 2
|
| Беседа.
Составление словаря терминов и понятий. Работа с учебником. Составление галереи образов. Взаимообъяснения.Дискуссии.
|
14.11
21.11
| Великие старцы Оптиной Пустыни
| 2
|
| Беседа.
Составление словаря терминов и понятий. Работа с учебником. Составление галереи образов. Взаимообъяснения.Дискуссии.
|
28.11
05.12
| На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
| 2
| Творческая работа по теме «Роль святых 18-19 в. в истории России".
| Беседа.
Составление словаря терминов и понятий. Работа с учебником. Составление галереи образов. Взаимообъяснения.Дискуссии. Подготовка и написание творческой работы.
|
12.12
| Контрольная работа
| 1
| «Святые 18-19 века».
| Написание контрольной работы.
|
19.12
09.01
| Царственные мученики.
| 2
|
| Беседа.
Составление словаря терминов и понятий. Работа с учебником. Составление галереи образов. Взаимообъяснения.Дискуссии.
|
16.01
| Резерв учителя. Праздник Рождества
| 1
|
| Беседа
|
23.01
30.01
06.02
| Новомученики и Исповедники Российские
| 3
|
| Беседа.
Составление словаря терминов и понятий. Работа с учебником. Составление галереи образов. Взаимообъяснения.Дискуссии.
|
13.02
20.02
27.02
| Христианские мученики ГУЛАГа
| 3
|
| Беседа.
Составление словаря терминов и понятий. Работа с учебником. Составление галереи образов. Взаимообъяснения.Дискуссии.
|
06.03
13.03
20.03
| Православная культура России свидетельствует
| 3
|
| Беседа.
Составление словаря терминов и понятий. Работа с учебником.
|
03.04
10.04
17.04
| Православная культура в жизни христиан
| 3
|
| Беседа.
Составление словаря терминов и понятий. Работа с учебником.
|
24.04
08.05
15.05
22.05
| Золотая цепь святых
| 4
|
| Беседа.
Составление словаря терминов и понятий. Работа с учебником. Составление галереи образов. Взаимообъяснения.Дискуссии.
|
29.05
| Контрольная работа
| 1
| «Святая Русь. 20 век».
| Написание контрольной работы.
|
| Повторение
| 1
|
| Беседа.
|