МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АБДРАХМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор ________Бикчантаева А.М МБОУ «Абдрахмановская СОШ» МБОУ «Абдрахмановская СОШ» Протокол № 1 _______ Габдрахманова А.А. _________ Ханипова Р.М. от «28» 08.2013г. «____ » _____2013г. Приказ № 102 от « 29.08 » 2013г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предпрофильного образования
по русскому языку
“Основы стилистики” для 9 класса учительницы русского языка и литературы
I квалификационной категории Бикчантаевой Альфии Марсовны
2013 год
с.Абдрахманово
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
- Базисного учебного плана РТ;
Учебного плана МБОУ «Абдрахмановская СОШ» Альметьевского муниципального района РТ на 2013-2014 учебный год
Положения МБОУ «Абдрахмановская СОШ» «О рабочей программе»
Федерального и регионального перечня учебников ,рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования Программа «Основы стилистики» предназначена для предпрофильного курса в 9 классе и рассчитана на 17 часов.
Цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; совершенствовать практических, коммуникативных умений учащихся.
Задачи курса:
углубить понятие о стилях речи;
изучить стилистические функции слов;
изучить стилистические возможности грамматики;
формировать практические навыки по обнаружению и исправлению речевых и грамматических ошибок;
способствовать интеллектуальному, творческому развитию учащихся;
Новизна курса для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности
Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.
Программа построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Последовательность изучения отдельных блоков может быть изменена.
Изучение каждого стиля речи основывается на интегративном принципе, так как требует от учащихся реализации знаний и умений из различных отделов науки о языке (лексики, словообразования, грамматики и т.д.) при анализе и использовании в собственной речевой практике разных функциональных стилей.
Работая по этой программе, учитель должен правильно организовать самостоятельную деятельность учащихся. Виды этой деятельности определены перечнем практических работ, проектов, рефератов
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области стилистики, стилистического использования форм частей речи, вариативность окончания имён существительных и прилагательных в формах косвенных падежей, вариативность форм глаголов, причастий, деепричастий, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся
Аттестация учащихся
Текущая аттестация – наличие конспектов, опорных схем, тезисов, качественное выполнение упражнений, решение тестов, написание текстов.
Итоговая аттестация – защита проектов, рефератов.
Предполагаемые результаты
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом; практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований. Содержание программы
Введение
Понятие о стилистике русского языка. Связь стилистики с другими разделами науки о языке. (Фонетика и стилистика. Лексика и фразеология и стилистика. Морфология и стилистика. Синтаксис и стилистика.) Экспрессивно-выразительные средства языка. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.
Функциональные стили речи
Понятие о функциональном стиле речи. Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения.
Научный стиль речи
Научная сфера общения. Научное информативное сообщение как основная функция стиля речи.
Современные жанры научных текстов: монография, статьи, информационные сообщения, лекции, рецензии, рефераты, тезисы докладов и сообщений, отчеты о научно-исследовательской работе, аннотации и др. Устные и письменные формы научных жанров.
Особенности научного стиля. Передача максимально обобщенных объективных знаний. Тенденция к стандартизации структуры учебного текста. Требования в структуре разных жанров научных текстов (к статье в словарях справочниках, научному докладу, рецензии, аннотации и т.д.)
Рассуждение как основной функционально-смысловой тип речи. Использование описания и повествования как способов аргументации в рассуждении
Языковые средства научного стиля (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические):
Примерные практические работы
Выписать из справочников, словарей, какого-либо учебника 10-15 терминов, раскрыть их значение и указать, в какой области науки они используются;
Произвести стилистический разбор научного текста;
Найти отрывок из произведения научного стиля, указать в нем лексические, морфологические и синтаксические приметы научного стиля;
Составить сокращенный вариант предложенного учителем текста научного стиля, сохранив основные мысли автора, средства связи предложений в тексте;
Прочитать главу из любой книги о русском языке, предназначенной для внеклассного чтения старшеклассников, изложить точку зрения автора, используя выражения: автор высказывает точку зрения, согласно которой…; признает, что…; рассматривает факты, которые…;делает вывод о том, что…; и др.
Прочитать 2-3 аннотации к книгам для внеклассного чтения о русском языке, составить план аннотации, написать аннотацию;
Прочитать рецензию на книгу, выписать предложения, присущие жанру научного стиля;
Написать рецензию на сочинение товарища или научно-популярную книгу
Официально-деловой стиль
Официально-деловая сфера общения. Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи. Законодательные, дипломатические документы и административно-канцелярские бумаги как разновидности официально-делового стиля речи.
Жанры официально-делового стиля: нота, меморандум, коммюнике, договор, закон, указ; инструкция, акт, справка, приказ, протокол, деловые бумаги; характеристика, биография, расписка и др.
Особенности официально-делового стиля. Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Стандартизация формы (членение на части, цифровые обозначения частей, расположение текста на странице, условно-графические сокращения и др.), точность дат, географических названий, цифрового материала, названий учреждений. Обусловленность речевых штампов в деловых бумагах, повторение слов.
Языковые средства официально-делового стиля речи. Использование слов-наименований лиц (глав государств, официальных представителей, должностных лиц), названий документов, сложносокращенных слов, канцеляризмов, устойчивых сочетаний.
Примерные практические работы
-распределить данные слова и выражения по группам: имеющие официально- официально- деловую окрашенность; входящие в состав всех стилей; стилистически нейтральные слова; слова и выражения, чуждые деловому стилю;
-подобрать нейтральные синонимы к словосочетаниям, свойственным официально-деловому стилю;
-составить характеристику одноклассника (указать фамилию, имя, отчество, год рождения, где учится, в каком классе, какой школы, как относится к учебе, чем занимается в свободное время, как ведет себя с товарищами, чем поощрялся);
-составить план автобиографии, написать автобиографию, сохраняя точность, ясность, лаконичность, характерную для данного вида деловых бумаг;
-произвести стилистический разбор текста официально-делового стиля;
самостоятельно подобрать тексты официально-делового стиля, найти в них характерные стилевые черты
Публицистический стиль речи
Сфера общественных отношений, обслуживаемая публицистическим стилем. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля.
Жанры публицистического стиля речи: выступление на съездах, митингах; публичные лекции; газетные жанры (репортаж, очерк, фельетон, проблемная статья, хроника); радио- и телерепортажи, интервью; критическая статья. Устные и письменные формы публицистического стиля речи.
Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публицистического высказывания. Проникновение в произведения публицистического стиля научного, делового, разговорного и художественного стилей.
Фонетические средства устной формы публицистики (тональность, тембр голоса, интонация, паузы)
Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики, слов из области культурной жизни, частотность оценочной лексики и фразеологии, газетных клише, обилие перифраз.
Примерные практические работы
-выбрать из газет 10-15 слов общественно-публицистической тематики, фразеологизмов, характерных для публицистического стиля;
-проанализировать язык статьи из газеты, найти в тексте специфические средства публицистического стиля, общекнижные слова, слова и выражения, характерные другим книжным стилям, разговорные слова и выражения;
-написать хроникальную заметку в школьную газету;
-проанализировать портретный очерк, отметить стилистические особенности языка очерка;
-написать портретный очерк (о ветеране Великой Отечественной войны, о друге семьи, враче, учителе и др.), используя точность в датах, географических названиях, собственных именах, пользуясь разнообразными средствами публицистического стиля;
-проанализировать заголовки из газет; охарактеризовать, какие из них отражают особенность публицистического стиля речи, желание заинтересовать читателя
Разговорный стиль
Бытовая и производственная сфера человеческого общения. Общение как основная функция разговорно-обиходной речи. Речевой этикет в устной и письменной формах бытового общения.
Жанры разговорного стиля: беседа, разговор по телефону, личные письма, телеграммы.
Особенности разговорного стиля речи. Неподготовленность речи, стремление к экономии речевых средств. Выразительность разговорного стиля. Использование внеязыковых средств (мимики, жестов).
Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля.
Употребление разговорных и просторечных слов. Повышенная эмоциональность и
Экспрессивность разговорного стиля. Образность, основанная на гиперболе, жаргонные элементы, метафоры. Примерные практические работы
-найти в текстах публицистического стиля примеры употребления разговорных слов;
-определение значений данных учителем слов и выражений, выделить разговорные и жаргонные слова, заменить их нейтральными;
-в изученном художественном произведении найти примеры с использованием разговорного стиля. Отметить специфические лексические, морфологические и синтаксические средства разговорного стиля. Указать, какова роль этих эпизодов в тексте;
-найти письмо какого-либо писателя к знакомым и официальным лицам. Отметить факты разговорного стиля в письмах. Указать различие в языке этих текстов.
Стиль художественной литературы
Основная функция – воздействие через художественный образ
Литературный язык и язык художественной литературы
Эстетическая функция языка в художественном произведении.
Особенности стиля художественной литературы. Использование разных функциональных стилей в художественном произведении. Зависимость используемых в художественном произведении языковых средств от темы, идеи, жанра, индивидуального стиля автора. Индивидуальность стиля писателя.
Изобразительная роль лексических средств в художественном тексте (образность, оценочность, эмоциональность, экспрессивность). Использование многозначных слов и слов в переносном значении. Роль архаизмов, неологизмов, диалектизмов в художественном стиле.
Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, перифраза, аллегория, параллелизм, антитеза, градация, риторическое обращение, риторический вопрос). Примерные практические работы
-подготовить сообщение на тему «Особенности стиля художественной литературы»;
-подготовиться к выразительному чтению художественного текста;
-произвести анализ художественного текста с целью выявления лексических средств: синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении, архаизмов, диалектизмов и др;
-привести примеры использования метафор, сравнений, олицетворений в предложенном стихотворении, выявить их роль;
-проанализировать в энциклопедическом словаре юного филолога статьи, посвященные языку Пушкина, Лермонтова, Крылова и др., подобрать из произведений указанных авторов примеры, иллюстрирующие основные положения этих статей; подготовить на основе проделанной работы устные сообщения;
-сопоставить тексты художественный и публицистический, поэтический и прозаический с целью выявления их особенностей.
Учебно-тематическое планирование
№ занятия
| Тема занятия
| Тип занятия
| Дата проведения
| план
| факт
| 1
| Введение. Понятие о стилистике русского языка. Понятие о функциональном стиле речи
| Лекция
| 03.09
|
| 2
| Особенности разговорного стиля речи
| Исследовательская работа
| 10.09
|
| 3
| Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля и литературного языка
| Круглый стол
| 17.09
|
| 4
| Научный стиль речи, его особенности. Языковые средства научного стиля.
| Защита проектов
| 24.09
|
| 5
| Аннотация как жанр научного стиля. Составление аннотации
| Практическая работа
| 01.10
|
| 6
| Рецензия как жанр научного стиля. Рецензия на сочинение товарища или данный учителем текст
| Практическая работа
| 08.10
|
| 7
| Официально-деловой стиль речи, его особенности
| Лекция
| 15.10
|
| 8
| Языковые средства официально-делового стиля речи
| Занятие взаимообучения
| 22.10
|
| 9
| Автобиография как жанр официально-делового стиля
| Деловая игра
| 29.10
|
| 10
| Особенности публицистического стиля речи, его жанры
| Лекция
| 12.11
|
| 11
| Языковые средства публицистического стиля речи
| Занятие взаимообученя
| 19.11
|
| 12
| Заметка, портретный очерк как жанры публицистики
| Ролевая игра
| 26.11
|
| 13
| Стилистический разбор публицистического текста
| Практическая работа
| 03.12
|
| 14
| Особенности стиля художественной литературы
| Лекция
| 10.12
|
| 15
| Языковые средства стиля художественной литературы
| Исследовательская работа
| 17.12
|
| 16
| Анализ художественного текста
| Практическая работа
| 24.12
|
| 17
| Итоговое занятие. Защита проектов, рефератов
| Защита проектов, рефератов
| 14.01
|
|
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ В 9 КЛАССЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ (ТАТАРСКОЙ ШКОЛЫ)
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, реферат..
Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся с помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Список литературы для учителя
Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика. – М., 1978
Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. – М., 1989
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988
Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980
Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка – М., 1983
Львов М.Н. Основы теории речи. – М., 2000
Львов М.Н. Риторика. Культура речи. – М., 2002
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. – М., «Дрофа», 1996
Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998
Третьякова И.Ю. Стилистика русского языка. Основы культуры речи. - Кострома, 2002
Список литературы для учащихся
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988
Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловой стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет. М., 1997
Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1979
Тихова В.В., Третьякова И.Ю. Речеведческий атлас. – Кострома, 2000
ПРИЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
Старославянизмы в русском языке
Деловые бумаги школьников
Публицистический стиль речи
Художественный стиль речи
Язык наших учебников
Язык современного провинциального города
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Язык рекламы
Школьный сленг
Просторечные, разговорные слова и жаргонизмы
Стилевая специфика языка газеты
Стилистически окрашенная лексика
Учебно-научная речь
Стилистика на современном этапе
|