Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I.





НазваниеПояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I.
страница1/9
Дата публикации14.08.2014
Размер1.1 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. Основное общее образование) для основной общеобразовательной школы в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического построения курса.

Особенности программы состоят в нестандартном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному), в оригинальном структурировании курса, что позволило сократить объем текста учебников и исключить неоднозначность трактовки некоторых химических понятий. В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе задания исследовательского характера, требующие организации индивидуальной и групповой работы школьников.

Рассмотрение теоретических вопросов в начале курса дает учащимся возможность более осознанно изучать химию элементов и их соединений, позволяет реализовать принципы развивающего обучения и организовать самостоятельную деятельность школьников по установлению взаимосвязей элементов знаний. Значительное число химических фактов позволяет подвести учащихся к их поэтапной систематизации и обобщению изученных вопросов.

Содержание курса химии 8 класса составляет сведения о строении атомов химических элементов, структуре Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, химической связи, химических реакциях, электролитической диссоциации и основных классах неорганических веществ.

В 9 классе продолжается развитие системы знаний по курсу химии: изучаются окислительно-восстановительные реакции, периодический закон, газовые законы, основы неорганической химии (химии элементов и их соединений), формируются представления об органических веществах, что придает курсу логическую завершенность.

В основе программы лежит идея зависимости свойств веществ от их состава и строения.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем используется не только демонстрационная его функция, но и стимулирующая, проблемная. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента – демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Опыты, включенные в практические работы, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличие вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса. Возможна также замена указанных в программе опытов другими, имеющими равную познавательную и методическую ценность.

В зависимости от типа класса программный материал может быть рассчитан на учебную нагрузку два и три часа в неделю. Распределение времени по темам является примерным. Учителю предоставляется возможность по своему усмотрению обоснованно корректировать число часов, отводимое на изучение той или иной темы, включать дополнительный материал в зависимости от уровня подготовки и интересов учащихся. Это создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единства живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира. Включение историко-научного материала дает возможность показать школьникам, что развитие науки – это многовековая история становления знаний об окружающем мире, позволяет раскрыть общеобразовательное значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.

В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по химии учащиеся должны усвоить знания, умения и навыки, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии к уровню подготовки учеников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, изучающих химию два часа в неделю, выделен курсивом.

8 класс

8 КЛАСС

Введение (5 часов)

Предмет химии. Вещества и их физические свойства. Частицы, образующие вещества. Атомы и молекулы. Масса атома. Относительная атомная масса. Атомная единица массы. Химические элементы. Символы химических элементов. Понятие о коэффициентах.
Демонстрации

  1. Коллекция изделий из железа, алюминия и стекла.

  2. Факты, подтверждающие реальное существование молекул: испарение воды, духов, перемещение двух разных веществ (вода и перманганат калия) в результате хаотичного движения их частиц.


Практическая работа 1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием (посуда, лабораторный штатив, нагревательные приборы) и основы безопасности при работе в химическом кабинете.
Практическая работа 2

Вещества и их физические свойства (описание свойств веществ, например графита, воды, поваренной соли или сахара, меди, мела, медного купороса, железа и т.д.).
Т е м а 1

Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева (8 часов)
Составные части атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. Современное определение химического элемента. Изотопы – разновидности атомов одного и того же химического элемента.

Строение электронных оболочек атомов первых двадцати химических элементов. Понятие об электронном слое ( энергетическом уровне), о завершенном и незавершенном электронных слоях. Максимальное число электронов на энергетическом уровне. Классификация элементов на основе строения их атомов (металлы и неметаллы).

Структура Периодической системы химических элементов и электронное строение атома. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы химических элементов. Физический смысл номеров периода и группы. Изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов (заряд ядра, радиус атома, число электронов, движущихся вокруг ядра, металлические и неметаллические свойства атомов элементов и др.) в малых периодах и главных подгруппах. Характеристика химического элемента на основе его положения в Периодической системе и строения атома.
Демонстрации

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.


Т е м а 2

Химическая связь. Строение вещества (14 часов)
Химические формулы. Индекс. Относительная молекулярная масса вещества. Вычисления по химическим формулам. Простые и сложные вещества.

Понятия о валентности и химической связи. Ковалентная связь, ее образование на примерах молекул хлора, азота и хлороводорода. Электронные и структурные формулы. Полярная и неполярная ковалентные связи. Электроотрицательность атома химического элемента.

Вещества молекулярного строения. Молекулярная кристаллическая решетка. Закон постоянства состава.

Ионная связь, ее образование на примере хлорида натрия. Вещества ионного (немолекулярного) строения. Ионная кристаллическая решетка.

Понятие степени окисления. Определение степени окисления атома в соединении. Составление химических формул бинарных соединений по степеням окисления атомов.

Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Число Авогадро. Молярная масса.
Демонстрации

  1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

  2. Плакаты со схемами образования ковалентной и ионной химической связи.

  3. Модели молекулярных (сахар, углекислый газ, йод) и ионных (поваренная соль) кристаллических решеток.

  4. Возгонка йода, нафталина.

  5. Различные соединения количеством вещества 1 моль.


Лабораторный опыт 1

Определение принадлежности веществ к простым или сложным по формулам.
Расчетные задачи


  1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества.

  2. Вычисление массовой доли атомов химического элемента в соединении.


Т е м а 3

Классификация сложных неорганических веществ (6 часов)
Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация.

Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация.

Кислоты. Определение, состав, номенклатура и классификация.

Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.
Демонстрации

Образцы оксидов, оснований, кислот и солей.
Лабораторный опыт 2

Определение принадлежности соединений к соответствующему классу (оксиды, основания, кислоты, соли) по их формулам.
Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Т е м а 4

Химические реакции (9 часов)
Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Уравнения химических реакций. Составление уравнений химических реакций. Классификация химических реакций: 1) по признаку выделения или поглощения теплоты (экзо- и эндотермические реакции), 2) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена). Термохимические уравнения.

Вычисления по химическим и термохимическим уравнениям. Атомно-молекулярное учение. Значение работ М.В. Ломоносова в развитии химии.
Демонстрации

  1. Примеры физических явлений: плавление и отвердевание парафина.

  2. Пример химического явления: горение парафина.

  3. Признаки химических реакций: изменение цвета (взаимодействие иодида калия с хлорной водой); образование осадка ( получение сульфата бария); выделение газа (взаимодействие серной или хлороводородной кислоты с металлами); выделение света (горение лучины, магния); появление запаха (получение уксусной кислоты); выделение или поглощение теплоты (нейтрализация сильной кислоты сильным основанием, разложение гидроксида меди (II).

  4. Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ.

  5. Реакция соединения – горение магния или угля (эндотермическая реакция), замещения – взаимодействие цинка, железа с раствором кислоты или сульфата меди (II), обмена – взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, соляной кислоты и нитрата серебра и т.д.



Лабораторный опыт 3

Физические явления (накаливание стеклянной трубки в пламени спиртовки или горелки).
Лабораторный опыт 4

Химические явления (накаливание медной проволоки или пластинки).
Лабораторный опыт 4

Типы химических реакций.
Практическая работа 3

Признаки химических реакций: 1) взаимодействие соляной кислоты с карбонатом кальция (мелом или мрамором); 2) получение гидроксида меди (II); 3) изменение окраски фенолфталеина в растворе мыла или стирального порошка; 4) взаимодействие оксида кальция с водой.
Расчетные задачи

Вычисления по уравнению химической реакции количества вещества или массы по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или образующихся в реакции веществ.

Т е м а 5

Растворы. Электролитическая диссоциация (14 часов)
Чистые вещества и смеси веществ. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание.

Понятие о растворах. Процесс растворения. Гидраты и кристаллогидраты. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Значение растворов в природе, промышленности, сельском хозяйстве, быту.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации электролитов с ионной и ковалентной полярной связью. Гидратация ионов. Основные положения теории электролитической диссоциации. Свойства ионов. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Составление уравнений диссоциации. Кислоты, основания и соли в свете представлений об электролитической диссоциации. Общие свойства растворов электролитов.

Средства водных растворов электролитов. Окраска индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж) в воде, растворах кислот и щелочей. Понятие о водном показателе рН.

Реакции ионного обмена и условия их протекания. Ионно-молекулярные уравнения реакций и правила их составления. Отличия краткого ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции. Реакции обмена, протекающие практически необратимо.
Демонстрации

  1. Разделение смесей веществ с помощью делительной воронки.

  2. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

  3. Влияние концентрации уксусной кислоты на электропроводность ее раствора.

  4. Реакции ионного обмена между растворами электролитов.


Лабораторный опыт 6

Гидратация сульфата меди (II).
Домашний эксперимент

Выращивание кристалла.
Лабораторный опыт 7

Окраска индикаторов в различных средах.
Лабораторный опыт 8

Реакции ионного обмена.
Лабораторный опыт 9

Условия протекания реакций ионного обмена в растворах.
Практическая работа 4

Очистка поваренной соли
Практическая работа 5

Приготовление раствора и измерение его плотности
Практическая работа 6

Определение рН среды.
Расчетные задачи

Решение задач с использованием физической величины «массовая доля растворенного вещества».

  1. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе.

  2. Определение масс вещества и воды, необходимых для приготовления заданной массы раствора.

  3. Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах.



Т е м а 6

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства (11 часов)
Оксиды. Способы получения: взаимодействие простых веществ с кислородом, горение и разложение сложных веществ. Классификация оксидов по химическим свойствам: несолеобразующие и солеобразующие (основные, кислотные и амфотерные). Отношение оксидов в воде, кислотам и щелочам.

Основания. Способы получения растворимых и нерастворимых оснований. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с кислотами, солями, кислотными и амфотерными оксидами. Реакция нейтрализации. Разложение нерастворимых оснований при нагревании

Кислоты. Способы получения бескислородных и кислородсодержащих кислот. Химические свойства: отношения к индикаторам, взаимодействие с основаниями (реакция нейтрализации), основными и амфотерными оксидами, металлами. Ряд активности металлов. Взаимодействие кислот с солями. Летучие и неустойчивые кислоты.

Амфотерные гидроксиды. Способы получения и химические свойства: взаимодействие с растворами кислот и щелочей, кислотными и основными оксидами.

Положение химических элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов.

Соли. Основные способы получения и свойства. Взаимодействие солей с кислотами, щелочами, между собой, с металлами. Разложение некоторых солей при нагревании.

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металла и неметалла.
Демонстрации

  1. Взаимодействие оксида кальция и оксида углерода (IV).

  2. Взаимодействие оксида кальция с соляной кислотой или азотной кислотой.

  3. Взаимодействие оксида углерода (IV) с раствором гидроксида кальция.

  4. Взаимодействие оксида цинка с соляной кислотой и гидроксидом натрия.

  5. Получение нерастворимого основания и его взаимодействие с кислотами.

  6. Взаимодействие кислот с основаниями, основными и амфотерными оксидами, металлами и солями.

  7. Получение гидроксида цинка и его взаимодействие с кислотой и со щелочью.

  8. Взаимодействие солей между собой и с металлами.

  9. Опыты, демонстрирующие генетические связи между веществами, составляющими генетические ряды металла и неметалла: горение кальция (серы) в кислороде, растворение образующегося оксида в воде и испытание полученного раствора индикаторами.

  10. Таблица «Положение элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов».


Лабораторный опыт 10

Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Лабораторный опыт 11

Распознавание оксидов на основании их свойств.
Лабораторный опыт 12

Реакция нейтрализации.
Лабораторный опыт 13

Обнаружение кислот и оснований.
Лабораторный опыт 14

Получение и свойства амфотерного гидроксида.
Лабораторный опыт 15

Способы получения солей.
Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.
9 КЛАСС

Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (2 часа)
Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.
Практическая работа1

Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена».
Т е м а 1

Окислительно-восстановительные реакции (3часа)

Определение окислительно-восстановительных реакций. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Демонстрации

  1. Взаимодействие соляной кислоты с цинком и оксидом кальция.

  2. Горение серы (угля) и взаимодействие оксида серы (IV) с водой.


Лабораторный опыт 1

Окислительно-восстановительные реакции.
Т е м а 2

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений (4 часа)
Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Предсказательная роль этого открытия. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете современных представлений. Периодическое изменение свойств атомов, простых и сложных веществ (оксидов, гидроксидов). Современная формулировка периодического закона. Причины периодичности свойств элементов и образованных ими веществ. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира. Научный подвиг Д.И. Менделеева.
Демонстрации

  1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

  2. Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д.И.Менделеева» (фрагмент).


Лабораторный опыт 2

Сущность явления периодичности.

Т е м а 3

Водород и важнейшие соединения (7 часов)

Водород – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Положение водорода в Периодической системе. Водород – простое вещество. Молекула водорода. Нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Химические свойства (окислительно – восстановительная двойственность) водорода: взаимодействие с неметаллами, активными металлами и оксидами металлов. Водород – чистое экологическое топливо. Применение водорода. Меры предосторожности при работе с водородом.

Молярный объем газа.

Относительная плотность газов.

Оксид водорода – вода. Состав, строение.

Особенности (аномальные свойства) воды.

Химические свойства воды: взаимодействие с активными металлами (щелочными и щелочно- земельными) и оксидами этих металлов, с кислотными оксидами. Кислотно-основные свойства воды. Круговорот воды в природе. Вода и здоровье. Охрана водных ресурсов. Очистка воды.
Демонстрации

  1. Получение водорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.

  2. Модель молекулы воды.

  3. Очистка воды перегонкой.

  4. Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора (V) и оксидом кальция, испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами.


Расчетные задачи

  1. Расчеты с использованием физической величины «молярный объем газа»

  2. Определение относительной плотности газов.

  3. Вычисление по уравнениям химических реакций объемов газов по известной массе или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или образующихся в результате реакции веществ.


Т е м а 4

Галогены (5 часов)

Общая характеристика галогенов на основе положения химических элементов в Периодической системе. Сходства и различия в строении атомов элементов подгруппы. Молекулы простых веществ и галогеноводородов. Физические и химические свойства галогенов.

Хлор – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степень окисления. Хлор – простое вещество. Нахождение в природе. Получение хлора и его физические свойства, растворимость в воде (хлорная вода), действие на организм. Химические (окислительные) свойства хлора: взаимодействие с металлами и водородом.

Применение хлора.

Хлороводород и соляная кислота: получение, свойства. Качественная реакция на хлорид-ион.

Фтор, бром, ийд. Сравнительная характеристика окислительных свойств галогенов. Качественные реакции на бромид-, иодид-ионы и йод.

Применение галогенов и их соединений.

Демонстрации

  1. Образцы галогенов – простых веществ.

  2. Получение хлорной воды.

  3. Обесцвечивание хлорной водой красящих веществ.

  4. Сравнение растворимости йода в воде, водном растворе иодида калия и органических растворителях(спиртах)

  5. Получение хлороводорода и соляной кислоты.


Лабораторный опыт 3

Вытеснение одних галогенов другими из соединений (галогенидов).
Лабораторный опыт 4

Растворимость брома и йода в органических растворителях.
Лабораторный опыт 5

Распознавание йода
Лабораторный опыт 6

Распознавание хлорид-, бромид-, иодид-ионов в растворах.
Практическая работа 2

Галогены.
Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.
Т е м а 5

Скорость химических реакций (2часа)

Понятие о скорости химической реакции. Реакции гомогенные и гетерогенные. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа, концентрация веществ, площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ, температура и катализатор.

Необратимые и обратимые реакции. Классификация химических реакций.
Демонстрации

Опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ (взаимодействие алюминия и железа с соляной кислотой или взаимодействие цинка с уксусной и соляной кислотами), концентрации и температуры (взаимодействие цинка или оксида меди (II) с серной кислотой различной концентрации при различных температурах), катализатора (разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV)).
Лабораторный опыт 7

Влияние площади поверхности твердого вещества на скорость растворения мела в соляной кислоте.

Т е м а 6

Подгруппа кислорода (8 часов)

Кислород – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степень окисления. Кислород – простое вещество. Нахождение в природе. Получение кислорода, его физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами и неметаллами. Роль кислорода в природе и его применение.

Аллотропные видоизменения кислорода. Озон. Получение, свойства и применение. Действие озона на организм. Озоновый щит Земли.

Сера. Строение атома, степени окисления, аллотропия. Сера в природе. Физические и химические (окислительно-восстановительная двойственность) свойства серы: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом.

Применение серы.

Сероводород. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Действие сероводорода на организм. Сероводородная кислота. Сульфиды. Качественная реакция на сульфид-ион. Применение сероводорода и сульфидов.

Оксид серы (IV). Получение, свойства и применение. Сернистая кислота. Качественная реакция на сульфит-ион.

Оксид серы (VI). Получение и свойства.

Серная кислота, ее физические и химические свойства. Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Действие концентрированной серной кислоты на организм. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат- ион. Значение серной кислоты в народном хозяйстве.
Демонстрации

  1. Получение кислорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.

  2. Взаимодействие серы с металлами и кислородом.

  3. Распознавание сульфид- и сульфит- ионов в растворе.



Лабораторный опыт 8

Качественная реакция на сульфат – ион.
Практическая работа 3

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.
Т е м а 7

Подгруппа азота (7 часов)

Азот – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степень окисления. Азот – простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) азота: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Применение.

Аммиак. Строение молекулы, получение, физические и химические свойства: горение, взаимодействие с водой, кислородом и оксидами металлов. Соли аммония, их получение и свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.

Оксиды азота. Получение, свойства, действие на организм и окружающую среду оксидов азота (II) и (IV).

Азотная кислота, ее получение, физические химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности после водорода. Применение. Нитраты, Качественная реакция на нитрат-ион.

Круговорот азота в природе.

Фосфор. Строение атома, электроотрицательность и степень окисления. Аллотропия (белый, красный, черный фосфор). Химические свойства фосфора: взаимодействие с металлами и кислородом. Важнейшие соединения фосфора: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты и гидрофосфаты. Качественная реакция на фосфат-ион.

Применение фосфора и его соединений.
Демонстрации

  1. Растворение аммиака в воде.

  2. Горение аммиака в кислороде.

  3. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

  4. Образцы азотных, калийных и фосфорных удобрений.


Лабораторный опыт 9

Качественная реакция на соли аммония.
Лабораторный опыт 10

Качественная реакция на фосфат-ион.
Практическая работа 4

Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония.
Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Т е м а 8

Подгруппа углерода (5 часов)

Углерод – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степень окисления. Углерод – простое вещество. Аллотропные модификации (алмаз, графит) и их свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) углерода: горение, восстановление оксидов металлов, взаимодействие с металлами и водородом. Оксиды углерода (II) и (IV), получение, свойства и применение. Действие оксида углерода (II) на организм. Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты. Углерод – основа живой (органической) природы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Парниковый эффект. Круговорот углерода в природе.

Кремний - химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степень окисления. Кремний – простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) кремния: взаимодействие с неметаллами и металлами. Оксид кремния (IV) и кремниевая кислота, силикаты. Кремний – основа неживой (неорганической) природы. Применение кремния.

Понятие о силикатной промышленности (производство керамики, стекла, цемента, бетона, железобетона).
Демонстрации

  1. Образцы природных соединений углерода и кремния.

  2. Отношение карбонатов и гидрокарбонатов к кислотам.

  3. Получение кремниевой кислоты.


Лабораторный опыт 11

Адсорбционные свойства угля.
Лабораторный опыт 12

Распознавание карбонатов.
Лабораторный опыт 13

Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов.
Практическая работа 5

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Свойства карбонатов.
Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.
Т е м а 9

Металлы и их соединения (12 часов)
Металлы и их важнейшие химические соединения (обзор) (3 часа)

Положение элементов, образующих простые вещества – металлы, в Периодической системе, особенности строения их атомов, радиусы атомов, электроотрицательность, степени окисления.

Простые вещества – металлы. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Характерные физические свойства металлов.

Металлы в природе. Общие способы получения металлов (пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия). Химические (восстановительные) свойства металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам, растворам солей, кислот и воде.
Алюминий (1 час)

Строение атома алюминия. Его природные соединения, получение, физические и химические свойства. Взаимодействие с неметаллами, оксидами металлов, растворами кислот и щелочей, водой. Соединения алюминия, амфотерность его оксида и гидроксида. Качественная реакция на ион алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Магний и кальций ( 3 часа)

Общая характеристика химических элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов магния и кальция. Магний и кальций в природе, способы их получения, физические и химические свойства.

Важнейшие соединения магния и кальция (оксиды, гидроксиды и соли), их свойства и применение. Качественная реакция на ион кальция. Биологическая роль и применение соединений магния и кальция. Жесткость воды и способы ее устранения. Превращения карбонатов в природе.
Щелочные металлы (2 часа)

Общая характеристика химических элементов главной подгруппы I группы.

Строение атомов щелочных металлов. Распространение щелочных металлов в природе и способы их получения. Физические и химические свойства простых веществ и важнейших соединений (оксидов, гидроксидов и солей). Биологическая роль и применение соединений натрия и калия. Калийные удобрения.
Железо (3 часа)

Особенности строения атома железа, степени окисления. Природные соединения железа, его получение, физические и химические свойства. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и (III). Качественная реакция на ионы Fe2+ и Fe3+ . Сплавы железа – чугун, сталь. Значение железа и его соединений в жизненных процессах и в народном хозяйстве.
Демонстрации

  1. Образцы минералов, металлов и сплавов.

  2. Опыты, показывающие восстановительные свойства металлов.

  3. Взаимодействие натрия и кальция с водой.

  4. Окрашивание пламени ионами натрия, калия и кальция.

  5. Получение и исследование свойств гидроксидов железа (II) и (III).



Лабораторный опыт 14

Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно-основных свойств.
Лабораторный опыт 15

Жесткость воды и ее устранение.
Лабораторный опыт 16

Качественные реакции на ионы железа.
Практическая работа 6

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.
Т е м а 10

Органические соединения (10 часов)

Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ.

Предельные углеводороды – алканы. Общая характеристика предельных углеводородов. Нахождение в природе, физические и химические свойства: горение, реакция замещения (на примере метана). Применение алканов.

Непредельные углеводороды – алкены. Состав и физические свойства алкенов. Химические свойства: горение, реакция присоединения водорода, галогенов и полимеризации (на примере этилена). Представление о полимерах. Применение этилена в быту и народном хозяйстве.

Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяные газы, их состав и использование. Нефть. Каменный уголь.

Функциональные группы (гидроксильная, карбоксильная группы, аминогруппа).

Спирты. Общая характеристика спиртов. Метиловый и этиловый спирты. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с кислотами. Действие спиртов на организм. Трехатомный спирт глицерин. Применение спиртов.

Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Реакция этерификации. Понятие о сложных эфирах.

Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Физические свойства, применение и биологическая роль жиров.

Понятие об углеводах. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, их нахождение в природе и биологическая роль.

Азотосодержащие соединения. Понятие об аминокислотах. Белки, их биологическая роль. Качественные реакции на белки.
Демонстрации

  1. Отношение углеводов к кислороду и бромной воде.

  2. Образцы полимеров.

  3. Горение спирта.

  4. Образцы жиров и углеводов.


Лабораторный опыт 17

Свойства уксусной кислоты.
Лабораторный опыт 18

Качественная реакция на белки.
Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации. Поступающей из разных источников.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ХИМИИ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Отметка «4» ;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» :

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5.Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по химии разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (основное общее образование, базовый уровень)
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconРабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы...
Вания по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта...
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении...
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...

Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconПояснительная записка рабочая программа по химии для 8 класса составлена...
Примерная программа основного общего образования по химии. Официальный сайт Минобрнауки России
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconПояснительная записка рабочая программа по всеобщей истории разработана...
Рабочая программа по всеобщей истории разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconПояснительная записка Данная рабочая программа по немецкому языку...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconПояснительная записка Данная рабочая программа по немецкому языку...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconПояснительная записка статус документа рабочая программа основного...
Бований федерального компонента государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении...
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории России...
России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного...
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 09. 03....
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconРабочая программа по химии для 8 класса на 2013-2014 учебный год. Пояснительная записка
Федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Минообразования России «Об утверждении федерального...
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconРабочая программа по предмету химия для 11 класса разработана и составлена...
Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта общего образования, программы курса химии для профильного...
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: п....
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования мо РФ (приказ №1089 от 05. 03. 2004)
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск