| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Теория и практика исторических реконструкций» для направления 030600.68 «История» подготовки магистра
| Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет истории
Программа дисциплины
«Теория и практика исторических реконструкций»
для направления 030600.68 «История» подготовки магистра Авторы программы: И.Н. Данилевский, профессор, д.и.н. viddanin@mail.ru
Е.В. Акельев, доцент, к.и.н. eugene_akeliev@mail.ru
Д.А. Добровольский, доцент, к.и.н. ddobrowolski@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры истории идей
и методологии исторической науки
«__»____________2013 г.
Зав. кафедрой И.Н. Данилевский Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2013 г.
Председатель Е.Б.Смилянская Утверждена УС факультета истории «__»____________2013 г.
Ученый секретарь О.С. Воскобойников
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента магистратуры и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.68 «История», обучающихся по программе магистратуры «Информационные ресурсы исторической науки» и изучающих дисциплину «Теория и практика исторических реконструкций».
Программа разработана в соответствии с образовательной программой 030600.68 «История», обучающихся по программе магистратуры «Информационные ресурсы исторической науки» и изучающих дисциплину «Теория и практика исторических реконструкций».
с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.68 «История», обучающихся по программе магистратуры «Информационные ресурсы исторической науки», утвержденным в 2011 г.
2. Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Теория и практика исторических реконструкций» являются:
сформировать общие представления о том, что такое научная историческая реконструкция;
овладеть новейшими методами источниковедческого и конкретно-исторического анализа и синтеза, позволяющими самостоятельно создавать историографический нарратив, отвечающий современным профессиональным требованиям;
умение квалифицировано комментировать историографический нарратив и проводить его экспертизу.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Теория и практика исторических реконструкций» студент магистратуры должен:
овладеть основными понятиями, основаниями, приемами и методами научной реконструкции в истории
освоить методологию и методику научных исторических реконструкций.
иметь навыки самостоятельного анализа и оценки степени научности предлагаемых исторических реконструкций
обладать умениями, позволяющими использовать данные и методы специальных исторических и смежных с историей дисциплин при решении самостоятельно поставленных задач в создании научных исторических реконструкций.
Студент магистратуры в ходе изучения дисциплины «Теория и практика исторических реконструкций» осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию
| СК-М6
| демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника или разбираемого научного исследования, способен самостоятельно вести архивный поиск
| Лекции и семинары, устный анализ источника, реферат, устный зачет
| Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач
| ИК-М-1.1_2.6_2.5.2._5.3_5.6
| Демонстрирует способность проводить исторические сопоставления на материалах различных эпох
| Лекции и семинары, доклад, устный зачет
| Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности
| СЛК –М3. (И)
| демонстрирует способность в равной степени успешно работать с источниками разных эпох и разных жанров, анализировать различные методологии исторического исследования
| Лекции и семинары, доклад, устный зачет
| Способен представлять результаты исследований на русском и иностранном языках; анализировать и обобщать результаты научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
| ИК-М-1.1._2.4.1._2.4.2._3.1._3.2._4.1._4.2_4.3._5.3._5.6
| не допускает ошибок в интерпретации исторической информации, аргументировано проводить исторические сопоставления на материалах различных культур
| Семинары, коллоквиум, доклад
| Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде
| СК-М8
| Представляет результаты анализа историографии на европейских языках, участвует в дискуссиях на английском языке
| Доклад, выступления на семинарах
| Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы. способность понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию
| СЛК –М6. (И).
| Применяет информацию, почерпнутую при изучении курса в самостоятельной исследовательской работе над курсовой и магистерской диссертацией
| Семинары, устный зачет, доклад, магистерская диссертация
| Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности
| СК-М1
| демонстрирует знание и понимание новых направлений исторической науки в дискуссиях на семинарах
| Семинары, дискуссия по докладу, устный зачет
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится блоку дисциплин вариативной части первого года обучения в магистратуре по направлению «Информационные ресурсы исторической науки» и тесно связана с дисциплинами как базовой части («Историческая текстология»), так и вариативной («История фальсификаций исторических источников»). Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знание отечественной и всемирной истории на уровне программы бакалавриата по направлению 030600.62 «История»
Владение теорией и практикой источниковедческого исследования на уровне программы бакалавриата по направлению 030600.62 «История»
Владение данными и методами специальных исторических дисциплин на уровне программы бакалавриата по направлению 030600.62 «История»
Понимать язык литературы по общим проблемам исторической науки
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
–Источниковедение и информационные ресурсы истории
–Специальные исторические дисциплины
– Историческая текстология Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
знать основные научные проблемы исторического источниковедения и дисциплин источниковедческого цикла, типологию и этапы эволюции корпуса исторических источников
владеть научным инструментарием и понятийно-категориальным аппаратом современного исторического источниковедения
уметь анализировать и интерпретировать исторические источники различных типов и видов
владеть навыками компаративного анализа исторического источниковедения
знать теоретические принципы и основные процедуры текстологического анализа и синтеза;
владеть понятийным аппаратом текстологического исследования;
знать правила фиксации и истолкования результатов текстологического исследования;
уметь определять структуру информации в вербальном историческом источнике;
уметь выделять и обрабатывать верифицируемую, уникальную и повторяющуюся информацию исторического источника
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Научно-исследовательский семинар;
Научно-педагогическая практика;
подготовка выпускной квалификационной работы.
Тематический план учебной дисциплины «Теория и практика исторических реконструкций» (20 часов лекции, 42 часа семинары, 244 часа самостоятельная работа; 1-2 годы обучения в магистратуре, 1-5 модули))
№
| Название раздела
| Кафедра, за которой закреплен раздел
| Всего часов
| Лекции, семинары, практикум
| Самостоя-тельная работа
| 1
| Объект и предмет исторического исследования
| кафедра истории идей и методологии исторической науки
| 2
| 2
| 20
| 2
| Научная историческая реконструкция и историческая реальность
| кафедра истории идей и методологии исторической науки
| 2
| 4
| 20
| 3.
| Эволюция оснований исторических реконструкций
| кафедра истории идей и методологии исторической науки
| 2
| 4
| 20
| 4
| Эмпирические основания исторических реконструкций
| кафедра истории идей и методологии исторической науки
| 2
| 4
| 20
| 5
| Структура ретроспективной информации исторического источника
| кафедра истории идей и методологии исторической науки
| 2
| 4
| 20
| 6
| Верифицируемая ретроспективная информация как основа научной исторической реконструкции
| кафедра истории идей и методологии исторической науки
| 2
| 4
| 20
| 7.
| Место и функции повторяющейся информации в научных исторических реконструкциях
| кафедра истории идей и методологии исторической науки
| 2
| 6
| 20
| 8.
| Место и функции уникальной ретроспективной информация в научных исторических реконструкциях
| кафедра истории идей и методологии исторической науки
| 2
| 6
| 20
| 9.
| Научная историческая реконструкция: синтез ретроспективной информации источников
| кафедра истории идей и методологии исторической науки
| 2
| 4
| 44
| 10.
| Экспертная оценка конкретно-исторической реконструкции
| кафедра истории идей и методологии исторической науки
| 2
| 4
| 40
|
|
Итого:
|
|
20
|
42
|
244
|
Формы контроля знаний студентов.
Тип контроля
| Форма контроля
|
1–2 год
| Кафедра
| Параметры
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
| Текущий
(неделя)
| Оппонирование доклада
| Х
| Х
| Х
| Х
|
| Кафедра
истории идей и методологии исторической науки
| В течение 1-4 модулей на семинарских занятиях, в устной/письменной формах; время на подготовку 2 час.
| Доклад
| Х
| Х
| Х
| Х
|
| Кафедра
истории идей и методологии исторической науки
| Доклад по предложенной тематике, до 25 тыс. знаков, на соответствующем по теме семинарском занятии; время на внеауд. подготовку 24 час.
| Реферат/рецензия
| Х
|
|
|
| Х
| Кафедра
истории идей и методологии исторической науки
| Письменная работа, содержащая развернутую рецензию на серию статей (монографию) из списка обязательной литературы. Объем до 20 тыс. знаков; время на внеауд. подготовку: 10 час.
| Домашнее задание
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Кафедра
истории идей и методологии исторической науки
| Подготовка ответов на вопросы семинарских занятий, итоговое время на внеаудиторную подготовку в 5 модуле: 88 час.
| Итоговый
| Зачет
|
|
| Х
|
| Х
| Кафедра
истории идей и методологии исторической науки
| Устное собеседование по контрольным вопросам, время на внеудиторную подготовку 5 час.; аудиторная подготовка 45 мин.
|
|