Скачать 202.38 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет медиакоммуникаций Программа дисциплины «История и теория литературы» (4 курс) для направления 030600.62 «Журналистика» подготовки бакалавра Авторы программы: Немзер А. С. канд. филол. наук, профессор, nemzeras@gmail.com Поливанов К. М. доцент, polivanovnew@gmail.com Рекомендована секцией УМС Утверждена УС факультета «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ [подпись] Москва, 201_ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 «Журналистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину«Система российской словесности». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «История и теория литературы» являются - формирование базовых представлений о российской и европейской словесности; - знакомство с ключевыми текстами русской и европейских литератур в их взаимосвязях; - расширение культурного кругозора; - систематизация представлений об истории и теории литературы. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения заключительного раздела дисциплины (русская литература ХХ века) студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин гуманитарных и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку журналиста (бакалавриат). Для направления «Журналистика» данная дисциплина является базовой и не требует специальной дополнительной подготовки. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковВ результате освоения дисциплины студент должен:
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Содержание дисциплины Раздел 1. Литература русского зарубежья Содержание: Конституирующие черты литературы изгнания: тема памяти. Осмысление прошлого и настоящего России. Подоветская Россия и «европейская ночь». «Поэзия и мемуаристика В. Ф. Ходасевича. Поэзия М. И. Цветаевой: эволюция, жанры, поэтика. Биографический миф и его проекции. История, литература и быт в поэзии Цветаевой. Цветаева и революция. Цветаева и эмиграция. Позиция поэта и назначение поэзии в понимании Цветаевой. Романы В. В. Набокова: память, творчество, иллюзорность мира, преодоление дурной истории и пошлой современности. Особенности поэтики Набокова. Взаимосвязь романов «Дар» и «Приглашение на казнь». Количество часов аудиторной работы – 4. Самостоятельная работа - 16. Литература по разделу: Источники: Ходасевич В. Ф. Стихотворения. Некрополь // Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 1996. Т.1, 4 / Вст. Ст. С. Г. Бочаров (или другие издания) Цветаева М. И. Стихотворения: «Какой-нибудь предок мой был скрипач…», «Никто ничего не отнял…», «Ты запрокидываешь голову…», Марина («Димитрий! Марина! В мире…»), «Москва! Какой огромный…», Стихи к Блоку («У меня в Москве – купола горят…»), Стихи к Ахматовой («Златоустой Анне – всея Руси…»), «Кавалер де Гриэ! – Напрасно…», «Белая гвардия! Путь твой высок…», Плач цыганки по графу Зубову, Федра, Эвридика – Орфею, «Не чернокнижница! В белой книге…», Поэты, «Рас-стояние: версты, мили…», Маяковскому («И полушки не поставишь…», «Советским вельможей…»), «Бич жандармов, бог студентов…», «Мой письменный верный стол…», Отцам («Поколенью с сиренью…»), «Тоска по родине! Давно…», «Брали – скоро и брали – щедро …», «О, слезы на глазах…». Поэмы: Крысолов; Поэма горы; Новогоднее. Набоков В. В. Дар. Приглашение на казнь. Исследования: Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой: Идеология – поэтика – идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002. Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина. СПб., 2004. Раздел 2 . Русская литература 1930-50-х гг. Общая характеристика Содержание: Специфика литературы советской эпохи. Литература и тоталитарное государство. Создание и функционирование Союза советских писателей. Литература периода Великой Отечественной войны. Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Литература в 1946-53 гг.; постановление ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград». Литература «оттепели»: основные тенденции и факты («молодежная» и «очерковая» проза, возрождение гражданской поэзии). Количество часов аудиторной работы – 4. Самостоятельная работа - 16. Литература по разделу: Источники: Твардовский А. Т. Василий Теркин (любое издание) Оттепель: Страницы русской советской литературы (1953-1956; 1957-1959; 1960-1962). М., 1989-1990 / Сост. С. И. Чупринин. Исследования: Чудакова М. О. Литература советского прошлого. М., 2001 (ч. II). Чудакова М. О. Новые работы. 2003 – 2006. М., 2007 Раздел 3. Творчество Б. Л. Пастернака Содержание: Путь Пастернака. Специфика лирики Пастернака. Пастернак и революция. Пастернак и советское государство. Природа и история в поэзии Пастернака. Любовная лирика. Роман «Доктор Живаго»: философия, поэтика (композиция, жанровые традиции, лейтмотивы). Соотношение прозы и стихов в «Докторе Живаго». Количество часов аудиторной работы – 6. Самостоятельная работа - 16. Литература: Источники: Пастернак Б. Л.. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», Импровизация, Марбург , Русская революция, «Сестра моя - жизнь, и сегодня в разливе…», Определение поэзии, Про эти стихи, Душная ночь, Тема с вариациями, «Так начинают. Года в два…», Поэзия, Баллада («Дрожат гаражи автобазы…»), Смерть поэта, «Опять Шопен не ищет выгод…», «О знал бы я, что так бывает…», Сосны, Вальс с чертовщиной, На ранних поездах, Музыка, Снег идет, «Во всем мне хочется дойти…», Душа, В больнице, Ветер, Нобелевская премия, Единственные дни; Охранная грамота. Доктор Живаго Исследования: Поливанов К. М. Пастернак и современники: Биография. Диалоги. Параллели. Прочтения. М., 2006 Жолковский А. К. Книга книг Пастернака // Жолковский А. Поэтика Пастернака: Инварианты, структуры, интертексты. М., 2011. Гаспаров Б. М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994. Щеглов Ю. К. О некоторых спорных чертах поэтики Пастернака (Авантюрно-мелодраматическая техника в «Докторе Живаго») // Щеглов Ю. К. Проза. Поэзия. Поэтика: Избр. работы. М., 2012 Раздел 4. Творчество А. И. Солженицына Содержание: Жизненный и творческий путь Солженицына. Жанровая система Солженицына. Жанровая специфика и поэтика рассказов («Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»), романа («В круге первом»), повести («Раковый корпус»), «художественного исследования» («Архипелаг ГУЛАГ»), двучастных рассказов. История России ХХ в. в прозе Солженицына. Вечное и социально-историческое. Проблемы личности, свободы, веры. Человек и общество в понимании Солженицына. Солженицын и В. Т. Шаламов (спор о человеке). Солженицын и В. С. Гроссман (спор о России и революции). Новаторство Солженицына-художника. Количество часов аудиторной работы – 6. Самостоятельная работа - 16. Источники: Солженицын А. И. Один День Ивана Денисовича. Матренин двор. Правая кисть. Пасхальный крестный ход. В круге первом. Раковый корпус. Архипелаг ГУЛАГ – обязательно. Двучастные рассказы – два текста по выбору. Шаламов В. Т. Колымские рассказы. Гроссман В. С. Всё течет Исследования: Нива Ж. Солженицын. М., 1991 Немзер А. Рождество и Воскресение. О романе Александра Солженицына «В круге первом» // Немзер А. При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы. М., 2013. Раздел 5. Литература 1960-80-х гг. Содержание. «Деревенская проза». Правда факта и поиски высшей правды. Значение рассказов Солженицына для формирования «деревенской» прозы. Проблематика и поэтика повестей В. И. Белова и Б. А. Можаева. Творчество В. П. Астафьева. Связь «деревенской» и «военной» тем в прозе Астафьева. «Исповедальная» и «интеллектуальная» проза 1960-80-х гг. Жанровые и стилевые тенденции. Современность и история ХХ в. Проблема личности. Человек в «мягком» тоталитарном обществе. Проблематика и поэтика прозы В. П. Аксенова, А. Г. Битова, Г. Н. Владимова, В. В. Ерофеева, Ю. В. Трифонова. Поэзия второй половины ХХ в. Основные тенденции: Количество часов аудиторной работы – 8. Самостоятельная работа – 16. Литература: Источники: Астафьев В. П. Пастух и пастушка; Веселый солдат Белов В. И. Привычное дело Можаев Б. А. Живой. Аксенов В. П. Рассказы 1960-х гг. (не менее 3 текстов). Затоваренная бочкотара. Ожог. Битов А. Г. Пушкинский дом Владимов Г. Н. Три минуты молчания. Верный Руслан. Генерал и его армия Ерофеев В. В. Москва – Петушки Трифонов Ю. В. Другая жизнь. Дом на набережной Стихотворения и поэмы Б. А. Слуцкого, Д. С. Самойлова, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджавы, О. Г. Чухонцева, И. А. Бродского Исследования: Чудакова М. О. Сквозь звезды к терниям; Заметки о языке современной прозы // Чудакова М. О. Литература советского прошлого. М., 2001 Чудакова М. О. Три «советских» нобелевских лауреата; Язык распавшейся цивилизации // Чудакова М. О. Новые работы. М., 2007 Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: В 3 ч. М., 2001 (есть переиздания) Немзер А. Обертоны Астафьева // Астафьев В. Обертон. М., 1998 Кабаков А., Попов Е. Аксенов. М., 2011 Иванова Н. Проза Юрия Трифонова. М., 1984 Роднянская И. Б. О беллетристике и «строгом» искусстве; Встречи и поединки в типовом доме; Персоналии (статья о А. Г. Битове) // Роднянская И. Б. Движение литературы: В 2 т. М., 2006. Т. 1, 2 Немзер А. Несбывшееся. Альтернативы истории в зеркале современности; Одолевая туман. Заметки о романе Георгия Владимова «Генерал и его армия» // Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. М., 2003 Аннинский Л. Мальчики великой эпохи // Аннинский Л. Тридцатые - семидесятые. М., 1977 Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дней: Проблемы и характеристики. М., 1983 Роднянская И. Б. Персоналии (статья об О. Г. Чухонцеве) // Роднянская И. Б. Движение литературы: В 2 т. М., 2006. Т. 1, 2 Горелик П., Елисеев Н. По теченью и против теченья… Борис Слуцкий: Жизнь и творчество. М., 2009 Быков Д. Булат Окуджава. М., 2009 Немзер А. Поэт Давид Самойлов // Немзер А. При свете Жуковского. М., 2013 Мир Иосифа Бродского: Путеводитель. СПб., 2003 Лосев Л. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. М., 2006 (есть переиздания) 7Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента7.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов. 1.Революция в поэзии Б. Л. Пастернака 2. Любовь в повести А. И. Солженицына «Раковый корпус» 1. Назначение поэта в понимании М. И. Цветаевой 2. Любовь в романе А. И. Солженицына «В круге первом» 1. Композиция романа В. В. Набокова «Дар» 2. Лагеря в изображении А. И. Солженицына и В. Т. Шаламова 1. Любовь в поэзии М. И. Цветаевой. 2. Повествователь и героиня в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» 1. Художественные особенности поэм М. И. Цветаевой. 2. История России ХХ в. в рассказе «Один день Ивана Денисовича» 1. Современность в поэзии В.Ф. Ходасевича 2. Молодое поколение в повести А. И. Солженицына «Раковый корпус» 1. В.Ф. ходасевич о сущности поэзии и назначении поэта 2. «Живой» Б. А. Можаева и «Привычное дело» В. И. Белова 1. Художественные особенности поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» 2. Рассказы В. П. Аксенова 1. Тема бессмертия в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» 2. Система персонажей в романе А. И. Солженицына «В круге первом» 1. Мотивы потери и обретения в романе В.В. Набокова «Дар» 2. Воля и лагерь в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» 1. Тема России и эмиграции в прозе В.В. Набокова. 2. Рождество в романе А. И. Солженицына «В круге первом» 8Порядок формирования оценок по дисциплинеНакопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = 50% ·Ореф +50% n5·Одз ; Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый =50% ·Оэкзамен + 20%·Отекущий + 20%·Осам. Работа + 10%·Оаудиторная) Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: в пользу студента. 9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины9.1Основная литератураИсточники: Ходасевич В. Ф. Стихотворения. Некрополь // Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 1996. Т.1, 4 / Вст. Ст. С. Г. Бочаров (или другие издания) Цветаева М. И. Стихотворения: «Какой-нибудь предок мой был скрипач…», «Никто ничего не отнял…», «Ты запрокидываешь голову…», Марина («Димитрий! Марина! В мире…»), «Москва! Какой огромный…», Стихи к Блоку («У меня в Москве – купола горят…»), Стихи к Ахматовой («Златоустой Анне – всея Руси…»), «Кавалер де Гриэ! – Напрасно…», «Белая гвардия! Путь твой высок…», Плач цыганки по графу Зубову, Федра, Эвридика – Орфею, «Не чернокнижница! В белой книге…», Поэты, «Рас-стояние: версты, мили…», Маяковскому («И полушки не поставишь…», «Советским вельможей…»), «Бич жандармов, бог студентов…», «Мой письменный верный стол…», Отцам («Поколенью с сиренью…»), «Тоска по родине! Давно…», «Брали – скоро и брали – щедро …», «О, слезы на глазах…». Поэмы: Крысолов; Поэма горы; Новогоднее. Набоков В. В. Дар. Приглашение на казнь. Твардовский А. Т. Василий Теркин (любое издание) Оттепель: Страницы русской советской литературы (1953-1956; 1957-1959; 1960-1962). М., 1989-1990 / Сост. С. И. Чупринин. Пастернак Б. Л.. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», Импровизация, Марбург , Русская революция, «Сестра моя - жизнь, и сегодня в разливе…», Определение поэзии, Про эти стихи, Душная ночь, Тема с вариациями, «Так начинают. Года в два…», Поэзия, Баллада («Дрожат гаражи автобазы…»), Смерть поэта, «Опять Шопен не ищет выгод…», «О знал бы я, что так бывает…», Сосны, Вальс с чертовщиной, На ранних поездах, Музыка, Снег идет, «Во всем мне хочется дойти…», Душа, В больнице, Ветер, Нобелевская премия, Единственные дни; Охранная грамота. Доктор Живаго Солженицын А. И. Один День Ивана Денисовича. Матренин двор. Правая кисть. Пасхальный крестный ход. В круге первом. Раковый корпус. Архипелаг ГУЛАГ – обязательно. Двучастные рассказы – два текста по выбору. Шаламов В. Т. Колымские рассказы. Гроссман В. С. Всё течет Астафьев В. П. Пастух и пастушка; Веселый солдат Белов В. И. Привычное дело Можаев Б. А. Живой. Аксенов В. П. Рассказы 1960-х гг. (не менее 3 текстов). Затоваренная бочкотара. Ожог. Битов А. Г. Пушкинский дом Владимов Г. Н. Три минуты молчания. Верный Руслан. Генерал и его армия Ерофеев В. В. Москва – Петушки Трифонов Ю. В. Другая жизнь. Дом на набережной Стихотворения и поэмы Б. А. Слуцкого, Д. С. Самойлова, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджавы, О. Г. Чухонцева, И. А. Бродского Исследования: Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой: Идеология – поэтика – идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002. Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина. СПб., 2004. Чудакова М. О. Литература советского прошлого. М., 2001 (ч. II). Чудакова М. О. Новые работы. 2003 – 2006. М., 2007 Поливанов К. М. Пастернак и современники: Биография. Диалоги. Параллели. Прочтения. М., 2006 Жолковский А. К. Книга книг Пастернака // Жолковский А. Поэтика Пастернака: Инварианты, структуры, интертексты. М., 2011. Гаспаров Б. М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994. Немзер А. Несбывшееся. Альтернативы истории в зеркале современности; Одолевая туман. Заметки о романе Георгия Владимова «Генерал и его армия» // Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. М., 2003 Горелик П., Елисеев Н. По теченью и против теченья… Борис Слуцкий: Жизнь и творчество. М., 2009 Быков Д. Булат Окуджава. М., 2009 Немзер А. Поэт Давид Самойлов // Немзер А. При свете Жуковского. М., 2013 Мир Иосифа Бродского: Путеводитель. СПб., 2003 Лосев Л. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. М., 2006 (есть переиздания) Дополнительная литература: Щеглов Ю. К. О некоторых спорных чертах поэтики Пастернака (Авантюрно-мелодраматическая техника в «Докторе Живаго») // Щеглов Ю. К. Проза. Поэзия. Поэтика: Избр. работы. М., 2012 Нива Ж. Солженицын. М., 1991. Немзер А. Обертоны Астафьева // Астафьев В. Обертон. М., 1998 Кабаков А., Попов Е. Аксенов. М., 2011 Иванова Н. Проза Юрия Трифонова. М., 1984 Роднянская И. Б. О беллетристике и «строгом» искусстве; Встречи и поединки в типовом доме; Персоналии (статья о А. Г. Битове) // Роднянская И. Б. Движение литературы: В 2 т. М., 2006. Т. 1, 2 Аннинский Л. Мальчики великой эпохи // Аннинский Л. Тридцатые - семидесятые. М., 1977 Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дней: Проблемы и характеристики. М., 1983 Роднянская И. Б. Персоналии (статья об О. Г. Чухонцеве) // Роднянская И. Б. Движение литературы: В 2 т. М., 2006. Т. 1, 2 Мир Иосифа Бродского: Путеводитель. СПб., 2003 |
Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | Программа дисциплины «Теория и история исторического знания» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | ||
Программа дисциплины «Теория и практика исторических реконструкций»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления... «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается... | ||
Программа дисциплины История искусства и литературы. Часть I для... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... | Программа дисциплины История искусства и литературы. Часть I для... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... | ||
Программа дисциплины «Система российской словесности» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»... | Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины Физическая культура для направления 030600.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | ||
Программа дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки... | Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «журналистика» (квалификация бакалавр) |