План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель





Скачать 97.31 Kb.
НазваниеПлан-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель
Дата публикации26.09.2013
Размер97.31 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Культура > План-конспект


Автор-составитель:

Самигуллина Мунира Фаиловна,

педагог дополнительного образования,

руководитель творческого объединения «Бусинка»,

МОУ «СОШ №11 с УИИЯ» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская область

План-конспект занятия по бисероплетению

«Хантыйская игольница – намт»

Цель:

  • освоение опыта народных умельцев в технике бисероплетения и внедрение его в деятельность учащихся с целью дальнейшего развития собственной фантазии детей.

Задачи:

  • продолжить ознакомление детей с культурой и творениями коренных народов Севера;

  • развитие таких технических навыков как глазомер, ритм, чувства симметрии, умения находить композиционное решение и выбирать цветовую гамму в украшении изделий народного быта;

  • воспитание уважения к труду и культуре народов Севера.

Инструменты и материалы: иглы для бисера, нитки, ножницы, цветная бумага для изготовления шаблонов, ткань, бисер.

Наглядные пособия: демонстрационный материал с образцами северных орнаментов, образцы игольниц и их модели.
План

1. Организационный момент(1-2 минуты).

Определяем цель и задачи занятия. Создаем мотивацию к занятию, продемонстрировав выставку игольниц. При прилежании и аккуратности каждый из детей к концу занятия изготовит такую красивую игольницу в подарок маме.

2. Теоретическая часть.

а) повторение изученного ранее материала;

б) изучение нового материала.

3. Практическая часть.

а) создание модели будущей игольницы путём аппликации на бумаге;

б) перенос деталей аппликации на ткань в качестве трафарета и вырезание их на ткани;

в) аппликация орнамента на ткани;

г) вышивка контуров узоров бисером.

Перед практической работой повторить технику безопасности. Во время работы с бисером нужна пауза для гимнастики для глаз.

4. Подведение итогов методами рефлексии и коллективного оценивания результатов труда.
Ход занятия

I. Оргмомент.

Определяем цель и задачи занятия. Создаем мотивацию к занятию, продемонстрировав выставку игольниц. При прилежании и аккуратности каждый из детей к концу занятия изготовит такую красивую игольницу в подарок маме.

II. Теоретическая часть урока.

У народов Севера трудовое воспитание начиналось с самого раннего возраста, причём мальчиков и девочек воспитывали совершенно по-разному. Мальчик – это будущий кормилец, охотник, рыбак. Девочка – это будущая хранительница очага, хозяйка дома, мать. Первое, что дарят взрослые мальчику, – это аркан и нож; а девочке-мешочек с набором сухожильных ниток, кусочками ткани и меха.

Женщина – представительница обско-угорских народов умела многое. Однако её главное призвание-быть искусной мастерицей – одна из главных функций женщины традиционного общества. Именно поэтому символом женского начала является игла. Не случайно в фольклоре эпитетом женщин и женских божеств является выражение «йинтуп катлты ар наем» – «иглу держащие многие наи» («най» – божество женского рода). Из фольклора обско-угорских народов видно, что женщины-хозяйки пользовались большим уважением и что особенно высоко ценилось женское умение шить, поскольку одежда в условиях Севера имела большое значение. «Богатырь остяцкий гордится, если у него есть рукодельница-дочь, держащая иглу в концах пальцев». О вещи, искусно сшитой, в вогульской сказке говорится: «то ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, и от иглы следа нет». Женщина умела делать многое. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке йиуак, либо мешочке тутчау хир, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками. Тутчау-очень дорогой для женщины предмет, он переходил от матери к дочери; в некоторых случаях мать шила дочери новый тутчау к свадьбе. Женщина-рукодельница в мешочке тучау хир всегда имела игольницу(«игольник»). Эта вещь у неё всегда при себе, даже если она находится даже в пути, на рыбалке и т.д. «Игольник» относится к числу сакральных предметов и подчёркивает сакральность женского мира по отношению к мужскому. Как правило-игольник – это небольшой кусочек сукна круглой или квадратной формы, расшитый бисером; в центре чаще всего вышивается бисером крест, который является указанием на сакральность предмета.

«Иголку втыкали в тряпочку, когда рождалась девочка, и уносили на культовое место» Характерен отрывок одной из хантыйских сказок:

«Бабушка Таись и дедушка Портя, собрав вокруг себя внуков и правнуков, давали в руки каждому нож, кому иголки с нитками. Кому красивый лоскуток, и внуки вырезали из дерева стрелы, а внучки вышивали узоры» Кажется невероятным, но девочка в 2-3 года умела уже собрать браслетик, в 4-5 уже составляла орнаменты. В 6-7 лет она различала традиционные узоры домашней одежды.

В сказке «Маснэ и Зайчонок»:

…И решила бабушка: «Надо учить Маснэ шить».

На другое утро бабушка говорит внучке:

– Маснэ, вставай, солнце осветило все углы нашей избушки. Сегодня будем учиться шить. Усадила она внучку. Взяла узорный ватлан, сняла с него крышку, достала вышитую подушечку-игольницу, нитки и разноцветные лоскутки.

– Внученька, говорит бабушка Петось, – прежде надо знать, что иголку в рот нельзя брать, в своё платье втыкать нельзя, на пол бросать тоже нельзя. Иголку надо на место прибирать – в подушечку-игольницу втыкать».

Для самой женщины орнаментация не тяжёлый монотонный труд. Это скорее «священнодействие». «Ёнтты хурам» – шить узоры.

– Сегодня на занятии мы с вами уподобимся хантыйским мастерицам и изготовим важную вещь каждой хантыйской женщины-игольницу. Данный предмет пригодится и вам, чтобы иглы, которыми вы работаете, находились там, где им положено быть.
– Итак, приступаем:

Первое, что должны мы с вами сделать – это эскиз готового изделия. Для этого берём бархатную бумагу, т.к. она подходит по своей фактуре на сукно, из которого шьют игольницу и путём вырезания различных узоров, попробуем сделать каждый свой орнамент.

– Вспомним что такое орнамент?

Орнамент – это узор из одинаковых повторяющихся элементов.

– Какие виды орнаментов вы знаете?

Орнамент из линий и геометрических фигур называется геометрическим орнаментом. Орнаменты бывают растительные, зооморфные (если изображают животных).

– Глядя на образцы орнаментов на доске, скажите, к каким видам относятся представленные северные орнаменты.

III. Практическая часть.

Вспомним технику безопасности при работе с ножницами.

В процессе работы постоянно опираемся на схемы:



Приёмы изображения элементов орнамента в процессе аппликации

«Ромб»

(«головки»)

Складывание прямоугольника пополам развернув, разрезанием по линии сгиба. Затем складываются в гармошку «квадраты», стороны квадрата делятся простым карандашом пополам, а точки соединяются и получается ромб. Ромб вырезается. (В данном случае получается несколько ромбов).

«Треугольники»

(«щучьи зубы», «чумики»)

Складывание полоски бумаги на квадраты, отметить опорные точки и их соединить линией, срезать уголки с двух сторон к центру.

«Заячьи ушки»

Сначала вырезаются треугольники, а затем полоска бумаги складывается гармошкой на равные квадраты. Разрезаются на отдельные квадраты. Квадрат делится на 4 квадратика. Один из них вырезается. Получились «заячьи ушки».


– Таким же принципами вырезания на шкуре оленя пользуются и хантыйские мастерицы, когда украшают одежду аппликацией. Вспомните, принцип зеркального отражения при вырезании сложных орнаментов, о которых нам рассказали на предыдущем занятии работники музея. Скажите, какие цели достигаются при таком способе вырезания?

– Правильно, экономии рабочего материала, бережного отношения к шкуре оленя. Ведь ни один вырезанный кусочек шкурки умелая мастерица не выбрасывала, находила ему применение при украшении одежды.

– Работа по составлению эскиза собственной игольницы с последующей рефлексией и коллективным оцениванием работы.

– Вырезание на ткани деталей орнамента путём накладывания готовых трафаретов.

– Осуществление композиционного решения на ткани путём расстановки вырезанных деталей орнамента на круглой основе игольницы (для закрепления их нашить обмёточным швом на основу).

– Техника безопасности при работе с иголкой.

– Выбор бисера с использованием таблицы «Сочетаемости цветов при работе с бисером».

– Пришивание бисера по контуру примётанных деталей с целью декорирования изделия и с соблюдением народных традиций.
IV.Подведение итогов.

Методами рефлексии и коллективного оценивания результатов труда.
Самоанализ

1. Тема: «Хантыйская игольница – намт»

2. Дата проведения: 29.04.2010 г.

3. Тип занятия: урок комплексного применения знаний и получения новых навыков (вышивка бисером вприкреп).

4. Форма проведения: индивидуально-коллективная работа.

5. Аудитория: занятие проведено в группе (кабинет 110).

6. Дидактическая цель занятия: освоение опыта народных умельцев в технике бисероплетения и внедрение его в деятельность учащихся с целью дальнейшего развития собственной фантазии детей.

7. Задачи, решаемые на занятии:

– продолжить ознакомление детей с культурой и творениями коренных народов Севера;

– развитие таких технических навыков как глазомер, ритм, чувства симметрии, умения находить композиционное решение и выбирать цветовую гамму в украшении изделий народного быта;

– воспитание уважения к труду и культуре народов Севера.

8. Реализация целей и задач занятия проведена через организационную и обучающую деятельность уч-ся на занятии: рациональная организация деятельности учащихся, логическая последовательность этапов занятия, выбор приемов, способов, способствующих эффективности работы.

9. Анализ подготовки занятия:

– проведение выездного музейного занятия для воспитанников творческого объединения (с приглашением работников МРЦ) по темам «О чём рассказывает северный орнамент» и «Северные россыпи» (знакомство с бисерным орнаментальным искусством);

– разработка плана-конспекта занятия;

– подготовка наглядности;

– оборудование кабинета.

10. Анализ хода занятия.

Темой моего самообразования является «Формирование практических навыков работы в технике бисероплетения посредством орнаментальной культуры коренных народов Севера». Она представляет мне блаодатный материал ко всем темам моей программы. На его основе происходит знакомство с бисером, его происхождением, применением и значением в жизни людей. Приёмы плетения на леске как простых и сложных изделий отрабатываются на опыте северного народа в бисероплетении.

«Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до них нехудожественные вещи – художественными, тем самым формируя сознание, духовный облик человека». (А.Б.Салтыков.)

Данное изречение подходит по своей сути к нашему занятию, объясняя его цель и назначение.

Занятие проводилось на основе календарно-тематического планирования программы по бисероплетению. Место данного занятия в разделе «Орнаментальное искусство народов Севера». Данное занятие – одно из звеньев в общей системе работы всего курса по бисероплетению. Выбранная форма занятия способствовала:

– развитию творческих способностей и мышления;

– воспитанию в детях чувства коллективизма, сопричастности к культуре и духовности коренных народов Севера;

– умения претворять замысел в творения собственных рук посредством создания игольника, украшенного аппликацией и бисером;

– усвоению детьми умения вышивания бисером по ткани, необходимой в дальнейшем для декорирования любой одежды и предметов быта.

Доброжелательный настрой, положительный психологический климат, внимание со стороны педагога каждому ученику способствовало повышению мотивации к занятиям.

На занятии были применены следующие методы и приёмы:

– метод игры, метод упражнения, наглядный, словесный.

Исходя из возрастных особенностей (дети среднего школьного возраста), опиралась на следующие дидактические принципы:

– индивидуальный подход к каждому ученику;

– активизация восприятия через создание проблемной ситуации.

Работа с игольницей требовала от педагога и детей тщательной подготовки. Дети рассматривали эскизы образцов «игольницы». Они отмечали, что орнамент расположен в центре игольницы, а мелкие орнаменты по краям.

Для изготовления игольницы подбиралась бархатная бумага, внешне схожая с тонким мягким сукном.

Я показывала как из прямых полосок составить в центре игольницы орнамент.

Работа выполнялась по образцу педагога, подбор цветовой гаммы дети делали самостоятельно. В конце данного этапа занятия дети рассматривали работы товарищей и оценивали их.

Дети занимались с большим желанием, чему способствовала специально созданная «эстетическая среда» и предшествующая ознакомительная работа. Дети узнали, что хантыйское и мансийское орнаменты отличаются по колористическому построению. Дети создавали сложные узоры по мотивам аппликации хантов и манси не только из готовых деталей, но и самостоятельно овладевали способами вырезывания и изображения элементов, соблюдая симметрию, цветовую гамму и композиционное решение в украшении изделий быта, одежды.

Учили детей обводить трафарет, а затем на последовательность складывания бумажной заготовки и её разрезания, подводя к тому, что в дальнейшем необходимо самостоятельное освоение приёмов вырезания элементов обско-угорской орнаментики. Размеры бумажной заготовки для элементов определяются формой основы, на которой составляется узор.

Последовательность изображения элементов обско-угорской орнаментовки в декоративно-художественной деятельности детей приведена в таблице (см. план-конспект занятия) Таким образом, дети овладели способами вырезания простейших геометрических элементов обско-угорского орнамента в доступной для них форме-аппликации.

Новый изученный материал на занятии детьми был закреплён на практике изготовлением игольницы, украшенной аппликацией и вышивкой из бисера.

Таким образом, замысел занятия удался. Поставленные в начале занятия цели и задачи были реализованы.



http://school-11.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconКонспект занятия по ручному труду: «Игольница «Бабочка»
Стр. 71, упр. 45. Учить стихотворение наизусть Повторить слова, стр. 98, упр. 4, стр. 104 105. Упр. 3(1,2) перевод
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconКонспект занятия по бисероплетению. Тема: «Весенняя сказка»
России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе...
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconКонспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к...
Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconКонспект познавательного занятия
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconКонспект занятия «Зимний пейзаж»
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconКонспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconКонспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconКонспект занятия по бисероплетению "Порхающие цветы" Тема: «Порхающие цветы»
России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе...
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconПлан-конспект открытого занятия по курсу "Изобразительное искусство"
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconПлан-конспект открытого занятия Тема: «Как вести себя на улице»
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие»
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconКонспект занятия по обучению бисероплетению в подготовительной к школе группе
Они переливались всеми цветами радуги в салонах и лавках, украшали люстры, вазы, подносы, головные уборы, одежду. В то время людям...
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconПлан конспект лекционного занятия
Цель урока: закрепить основные понятия, рассматриваемые в законах механики Ньютона
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconКонспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»...
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconТема занятия
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconБардышева Е. Ю. Константинова И. Г. января 2013года План – конспект занятия
Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе
План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель iconКонспект спортивного развлечения
План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск