Скачать 97.31 Kb.
|
Автор-составитель: Самигуллина Мунира Фаиловна, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Бусинка», МОУ «СОШ №11 с УИИЯ» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская область План-конспект занятия по бисероплетению «Хантыйская игольница – намт» Цель:
Задачи:
Инструменты и материалы: иглы для бисера, нитки, ножницы, цветная бумага для изготовления шаблонов, ткань, бисер. Наглядные пособия: демонстрационный материал с образцами северных орнаментов, образцы игольниц и их модели. План 1. Организационный момент(1-2 минуты). Определяем цель и задачи занятия. Создаем мотивацию к занятию, продемонстрировав выставку игольниц. При прилежании и аккуратности каждый из детей к концу занятия изготовит такую красивую игольницу в подарок маме. 2. Теоретическая часть. а) повторение изученного ранее материала; б) изучение нового материала. 3. Практическая часть. а) создание модели будущей игольницы путём аппликации на бумаге; б) перенос деталей аппликации на ткань в качестве трафарета и вырезание их на ткани; в) аппликация орнамента на ткани; г) вышивка контуров узоров бисером. Перед практической работой повторить технику безопасности. Во время работы с бисером нужна пауза для гимнастики для глаз. 4. Подведение итогов методами рефлексии и коллективного оценивания результатов труда. Ход занятия I. Оргмомент. Определяем цель и задачи занятия. Создаем мотивацию к занятию, продемонстрировав выставку игольниц. При прилежании и аккуратности каждый из детей к концу занятия изготовит такую красивую игольницу в подарок маме. II. Теоретическая часть урока. У народов Севера трудовое воспитание начиналось с самого раннего возраста, причём мальчиков и девочек воспитывали совершенно по-разному. Мальчик – это будущий кормилец, охотник, рыбак. Девочка – это будущая хранительница очага, хозяйка дома, мать. Первое, что дарят взрослые мальчику, – это аркан и нож; а девочке-мешочек с набором сухожильных ниток, кусочками ткани и меха. Женщина – представительница обско-угорских народов умела многое. Однако её главное призвание-быть искусной мастерицей – одна из главных функций женщины традиционного общества. Именно поэтому символом женского начала является игла. Не случайно в фольклоре эпитетом женщин и женских божеств является выражение «йинтуп катлты ар наем» – «иглу держащие многие наи» («най» – божество женского рода). Из фольклора обско-угорских народов видно, что женщины-хозяйки пользовались большим уважением и что особенно высоко ценилось женское умение шить, поскольку одежда в условиях Севера имела большое значение. «Богатырь остяцкий гордится, если у него есть рукодельница-дочь, держащая иглу в концах пальцев». О вещи, искусно сшитой, в вогульской сказке говорится: «то ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, и от иглы следа нет». Женщина умела делать многое. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке йиуак, либо мешочке тутчау хир, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками. Тутчау-очень дорогой для женщины предмет, он переходил от матери к дочери; в некоторых случаях мать шила дочери новый тутчау к свадьбе. Женщина-рукодельница в мешочке тучау хир всегда имела игольницу(«игольник»). Эта вещь у неё всегда при себе, даже если она находится даже в пути, на рыбалке и т.д. «Игольник» относится к числу сакральных предметов и подчёркивает сакральность женского мира по отношению к мужскому. Как правило-игольник – это небольшой кусочек сукна круглой или квадратной формы, расшитый бисером; в центре чаще всего вышивается бисером крест, который является указанием на сакральность предмета. «Иголку втыкали в тряпочку, когда рождалась девочка, и уносили на культовое место» Характерен отрывок одной из хантыйских сказок: «Бабушка Таись и дедушка Портя, собрав вокруг себя внуков и правнуков, давали в руки каждому нож, кому иголки с нитками. Кому красивый лоскуток, и внуки вырезали из дерева стрелы, а внучки вышивали узоры» Кажется невероятным, но девочка в 2-3 года умела уже собрать браслетик, в 4-5 уже составляла орнаменты. В 6-7 лет она различала традиционные узоры домашней одежды. В сказке «Маснэ и Зайчонок»: …И решила бабушка: «Надо учить Маснэ шить». На другое утро бабушка говорит внучке: – Маснэ, вставай, солнце осветило все углы нашей избушки. Сегодня будем учиться шить. Усадила она внучку. Взяла узорный ватлан, сняла с него крышку, достала вышитую подушечку-игольницу, нитки и разноцветные лоскутки. – Внученька, говорит бабушка Петось, – прежде надо знать, что иголку в рот нельзя брать, в своё платье втыкать нельзя, на пол бросать тоже нельзя. Иголку надо на место прибирать – в подушечку-игольницу втыкать». Для самой женщины орнаментация не тяжёлый монотонный труд. Это скорее «священнодействие». «Ёнтты хурам» – шить узоры. – Сегодня на занятии мы с вами уподобимся хантыйским мастерицам и изготовим важную вещь каждой хантыйской женщины-игольницу. Данный предмет пригодится и вам, чтобы иглы, которыми вы работаете, находились там, где им положено быть. – Итак, приступаем: Первое, что должны мы с вами сделать – это эскиз готового изделия. Для этого берём бархатную бумагу, т.к. она подходит по своей фактуре на сукно, из которого шьют игольницу и путём вырезания различных узоров, попробуем сделать каждый свой орнамент. – Вспомним что такое орнамент? Орнамент – это узор из одинаковых повторяющихся элементов. – Какие виды орнаментов вы знаете? Орнамент из линий и геометрических фигур называется геометрическим орнаментом. Орнаменты бывают растительные, зооморфные (если изображают животных). – Глядя на образцы орнаментов на доске, скажите, к каким видам относятся представленные северные орнаменты. III. Практическая часть. Вспомним технику безопасности при работе с ножницами. В процессе работы постоянно опираемся на схемы: Приёмы изображения элементов орнамента в процессе аппликации
– Таким же принципами вырезания на шкуре оленя пользуются и хантыйские мастерицы, когда украшают одежду аппликацией. Вспомните, принцип зеркального отражения при вырезании сложных орнаментов, о которых нам рассказали на предыдущем занятии работники музея. Скажите, какие цели достигаются при таком способе вырезания? – Правильно, экономии рабочего материала, бережного отношения к шкуре оленя. Ведь ни один вырезанный кусочек шкурки умелая мастерица не выбрасывала, находила ему применение при украшении одежды. – Работа по составлению эскиза собственной игольницы с последующей рефлексией и коллективным оцениванием работы. – Вырезание на ткани деталей орнамента путём накладывания готовых трафаретов. – Осуществление композиционного решения на ткани путём расстановки вырезанных деталей орнамента на круглой основе игольницы (для закрепления их нашить обмёточным швом на основу). – Техника безопасности при работе с иголкой. – Выбор бисера с использованием таблицы «Сочетаемости цветов при работе с бисером». – Пришивание бисера по контуру примётанных деталей с целью декорирования изделия и с соблюдением народных традиций. IV.Подведение итогов. Методами рефлексии и коллективного оценивания результатов труда. Самоанализ 1. Тема: «Хантыйская игольница – намт» 2. Дата проведения: 29.04.2010 г. 3. Тип занятия: урок комплексного применения знаний и получения новых навыков (вышивка бисером вприкреп). 4. Форма проведения: индивидуально-коллективная работа. 5. Аудитория: занятие проведено в группе (кабинет 110). 6. Дидактическая цель занятия: освоение опыта народных умельцев в технике бисероплетения и внедрение его в деятельность учащихся с целью дальнейшего развития собственной фантазии детей. 7. Задачи, решаемые на занятии: – продолжить ознакомление детей с культурой и творениями коренных народов Севера; – развитие таких технических навыков как глазомер, ритм, чувства симметрии, умения находить композиционное решение и выбирать цветовую гамму в украшении изделий народного быта; – воспитание уважения к труду и культуре народов Севера. 8. Реализация целей и задач занятия проведена через организационную и обучающую деятельность уч-ся на занятии: рациональная организация деятельности учащихся, логическая последовательность этапов занятия, выбор приемов, способов, способствующих эффективности работы. 9. Анализ подготовки занятия: – проведение выездного музейного занятия для воспитанников творческого объединения (с приглашением работников МРЦ) по темам «О чём рассказывает северный орнамент» и «Северные россыпи» (знакомство с бисерным орнаментальным искусством); – разработка плана-конспекта занятия; – подготовка наглядности; – оборудование кабинета. 10. Анализ хода занятия. Темой моего самообразования является «Формирование практических навыков работы в технике бисероплетения посредством орнаментальной культуры коренных народов Севера». Она представляет мне блаодатный материал ко всем темам моей программы. На его основе происходит знакомство с бисером, его происхождением, применением и значением в жизни людей. Приёмы плетения на леске как простых и сложных изделий отрабатываются на опыте северного народа в бисероплетении. «Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до них нехудожественные вещи – художественными, тем самым формируя сознание, духовный облик человека». (А.Б.Салтыков.) Данное изречение подходит по своей сути к нашему занятию, объясняя его цель и назначение. Занятие проводилось на основе календарно-тематического планирования программы по бисероплетению. Место данного занятия в разделе «Орнаментальное искусство народов Севера». Данное занятие – одно из звеньев в общей системе работы всего курса по бисероплетению. Выбранная форма занятия способствовала: – развитию творческих способностей и мышления; – воспитанию в детях чувства коллективизма, сопричастности к культуре и духовности коренных народов Севера; – умения претворять замысел в творения собственных рук посредством создания игольника, украшенного аппликацией и бисером; – усвоению детьми умения вышивания бисером по ткани, необходимой в дальнейшем для декорирования любой одежды и предметов быта. Доброжелательный настрой, положительный психологический климат, внимание со стороны педагога каждому ученику способствовало повышению мотивации к занятиям. На занятии были применены следующие методы и приёмы: – метод игры, метод упражнения, наглядный, словесный. Исходя из возрастных особенностей (дети среднего школьного возраста), опиралась на следующие дидактические принципы: – индивидуальный подход к каждому ученику; – активизация восприятия через создание проблемной ситуации. Работа с игольницей требовала от педагога и детей тщательной подготовки. Дети рассматривали эскизы образцов «игольницы». Они отмечали, что орнамент расположен в центре игольницы, а мелкие орнаменты по краям. Для изготовления игольницы подбиралась бархатная бумага, внешне схожая с тонким мягким сукном. Я показывала как из прямых полосок составить в центре игольницы орнамент. Работа выполнялась по образцу педагога, подбор цветовой гаммы дети делали самостоятельно. В конце данного этапа занятия дети рассматривали работы товарищей и оценивали их. Дети занимались с большим желанием, чему способствовала специально созданная «эстетическая среда» и предшествующая ознакомительная работа. Дети узнали, что хантыйское и мансийское орнаменты отличаются по колористическому построению. Дети создавали сложные узоры по мотивам аппликации хантов и манси не только из готовых деталей, но и самостоятельно овладевали способами вырезывания и изображения элементов, соблюдая симметрию, цветовую гамму и композиционное решение в украшении изделий быта, одежды. Учили детей обводить трафарет, а затем на последовательность складывания бумажной заготовки и её разрезания, подводя к тому, что в дальнейшем необходимо самостоятельное освоение приёмов вырезания элементов обско-угорской орнаментики. Размеры бумажной заготовки для элементов определяются формой основы, на которой составляется узор. Последовательность изображения элементов обско-угорской орнаментовки в декоративно-художественной деятельности детей приведена в таблице (см. план-конспект занятия) Таким образом, дети овладели способами вырезания простейших геометрических элементов обско-угорского орнамента в доступной для них форме-аппликации. Новый изученный материал на занятии детьми был закреплён на практике изготовлением игольницы, украшенной аппликацией и вышивкой из бисера. Таким образом, замысел занятия удался. Поставленные в начале занятия цели и задачи были реализованы. http://school-11.ru/ |
Конспект занятия по ручному труду: «Игольница «Бабочка» Стр. 71, упр. 45. Учить стихотворение наизусть Повторить слова, стр. 98, упр. 4, стр. 104 105. Упр. 3(1,2) перевод | Конспект занятия по бисероплетению. Тема: «Весенняя сказка» России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе... | ||
Конспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к... Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения | Конспект познавательного занятия План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект занятия «Зимний пейзаж» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Конспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект занятия по бисероплетению "Порхающие цветы" Тема: «Порхающие цветы» России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе... | ||
План-конспект открытого занятия по курсу "Изобразительное искусство" План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | План-конспект открытого занятия Тема: «Как вести себя на улице» План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» | ||
Конспект занятия по обучению бисероплетению в подготовительной к школе группе Они переливались всеми цветами радуги в салонах и лавках, украшали люстры, вазы, подносы, головные уборы, одежду. В то время людям... | План конспект лекционного занятия Цель урока: закрепить основные понятия, рассматриваемые в законах механики Ньютона | ||
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»... План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | Тема занятия План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | ||
Бардышева Е. Ю. Константинова И. Г. января 2013года План – конспект занятия Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе | Конспект спортивного развлечения План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа) |