Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа





Скачать 479.19 Kb.
НазваниеЕкатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа
страница1/4
Дата публикации05.10.2013
Размер479.19 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества

городского округа город Буй Костромской области

_________________________________________________________

«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД

Дом детского творчества

_____________

Т.Н.Яурова

Приказ № 66 от 16.09.09.

Образовательная программа

«Музыкальная лестница»

Рассмотрено на ПС

Протокол № 1 от 09.09.07.

Педагог дополнительного образования

Изюмова Татьяна Ивановна

Возраст детей:7- 17 лет

Срок реализации: 5 лет

2007 год

  1. Пояснительная записка


Направленность программы художественно-эстетическая (через развитие вокальных навыков способствует творческой самореализации детей)


    1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс.

Актуальность программы

Неотъемлемым компонентом системы общего образовательного процесса является дополнительное образование. Оно способствует углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования; привитию детям навыков трудовой и общественной деятельности, профессионального самоопределения, воспитанию самостоятельности и ответственности.

Основная задача всех объединений учреждения дополнительного образования – социальное воспитание детей и подростков. Данная программа предполагает осуществление социального воспитания посредством развития творческих музыкальных и сценических способностей ребят.

При работе над программой были подробно изучены методические материалы по вокалу Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н.Г., Савельевой С.В., Судоргиной Е.Н., программа Заслуженного работника культуры Охомуш Т.В. «Чистый голос».

Проанализировав вышеуказанные материалы, я пришла к выводу, что для контингента детей, с которыми я занимаюсь, нужна программа, направленная на развитие вокальных способностей не только у одаренных ребят (как предполагается в большинстве программ по вокалу), но и у детей, чей уровень вокальных данных невысок. Таких детей приходит в вокальную студию немало. Они стремятся научиться петь. В музыкальной школе, в учреждениях культуры города Буя существует строгий отбор, учитывающий вокальные способности. В вокальной студии Дома детского творчества «Новый стиль», руководителем которой я являюсь, рады каждому ребенку, потому что каждый по-своему талантлив.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.),  сценические навыки, навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Учитывая то, что дети приходят в студию с разным уровнем стартовых вокальных способностей, в программе доминирует индивидуальный подход.

Основной принцип программы состоит в создании такого образовательного пространства, в котором существует постоянное сотворчество детей и педагога, направленное на раскрытие всех творческих сторон личности каждого обучающегося (не бывает неспособных детей, просто к каждому необходим особый подход). Программа позволяет справиться с основной задачей педагога дополнительного образования – реализовать ценностно-личностный потенциал каждого ребенка.

Структура программы разработана с учетом возрастной психологии детей (например, занятия с младшими школьниками построены на игре с учетом потребностей в движении и внешних впечатлениях, а занятия с подростками учитывают их потребность в общении со сверстниками и в самоутверждении).
1.2.Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для творческой самореализации через развитие вокальных и сценических способностей детей.

Задачи:

1.Образовательные:

-познакомить детей с различными песенными жанрами; -обучить правильному звуковедению и звукообразованию;

-расширить познания детей в области строения голосового аппарата;

-научить основам гигиены голоса.

2.Развивающие:

-способствовать развитию индивидуальности, творческой активности и импровизационных способностей обучающихся;

-развить музыкальный слух, чувство ритма и эстетическое восприятие окружающего мира;

-привить навыки работы с микрофоном;

-способствовать овладению техникой дыхания;

- способствовать постановке голоса;

- формировать чувство ансамбля, полифонические вокальные умения;

-развить коммуникативные способности детей через элементарные групповые и индивидуальные тренинги.

3.Социальные (воспитательные):

- формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни путем стимулирования творческой активности;

-способствовать приобретению положительного социального опыта в процессе вокальных занятий и творческой деятельности детей;

-сформировать основные аспекты музыкальной культуры у детей, прививая интерес к истории создания песен, их смысловому восприятию, пополняя репертуар новыми вокальными произведениями;

-сформировать у обучающихся умение творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми (включая их в активную совместную деятельность по подготовке программных мероприятий);

- воспитать серьезное вдумчивое отношение к подбору песенного репертуара.

4.Диагностические:

Используя практические вокальные упражнения-задания - «музыкальное тестирование» (приложение 1):

- определить уровень стартовых вокальных умений и навыков детей, а также видимого диапазона их творческих способностей;

- выявить скрытый потенциал творческих способностей каждого ребенка. После обработки результатов «музыкального тестирования»:

- определить приоритетное направление в работе с каждым из ребят (сольное пение, дуэты, вокальные группы, бэк-вокал и т.д.);

- сопоставить уровень способностей детей с задачами программы, сформировать творческие группы с учетом возрастных особенностей.

1.3.Отличительные особенности программы
Особенность программы в том, что она универсально подходит для работы как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Причем образовательный процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных способностей. Данная программа позволяет достичь достаточно высоких результатов не только в работе с талантливыми ребятами, но и с детьми со средними способностями.

Если путь к достижению цели программы по годам обучения представить в виде ступеней, то:

- первая ступень – это адаптация ребенка в творческой группе («Я тоже пою»);

- вторая ступень – мотивация к овладению знаниями и умениями («Чтобы выступать на сцене, нужно…»);

- третья ступень – повышение самооценки («У меня получается»);

- четвертая – преодоление барьеров («Я не боюсь»);

- пятая – стремление к восхождению («Хочу добиться большего»); и т.д.

Каждый шаг приносит свой результат, на основании которого планируется дальнейшая работа.

Используемые в программе методики позволяют выявить в детях не только явные вокальные способности, но и слабовыраженные музыкальные данные, - развить их и научить детей использовать свой потенциал. Активная концертная деятельность позволяет довольно быстро приобрести опыт поведения на сцене, найти свой имидж, научиться дарить радость людям.

Программа построена так, чтобы соблюдались все условия развития творческих способностей детей:

-создание среды, стимулирующей разнообразную творческую деятельность (обстановки, опережающей развитие детей);

-мотивация максимального напряжения сил для того, чтобы ребенок стремился не только добраться до «потолка» своих возможностей, но и старался поднимать его все выше и выше;

- превращение предварительного обучения в доброжелательную помощь;

- предоставление возможностей ребенку сообразить самостоятельно, как нужно действовать в тех случаях, когда нужен анализ собственных ощущений (например, положение голосовых связок при звукоизвлечении).
Механизм реализации программы (лестница).

Освоение каждой техники, овладение элементом вокальных умений и знаний представляет собой ступеньку к реализации личностного творческого потенциала.

В зависимости от стартового уровня музыкальных способностей ребенка, он может начать освоение программы с первого года обучения или включиться в работу с группой второго и последующих годов обучения, т.к. программа носит гибкий вариативный характер и может быть адаптирована к каждому конкретному ребенку.

распевки
После освоения всех навыков и умений, предусмотренных программой, ребята совершенствуются в самостоятельном творчестве.
1.4. Особенности возрастной группы программы

Программа адресована детям в возрасте от 7 до 17 лет

Возрастные особенности детей
Младший школьный возраст (6-10 лет)

Особенности голосового аппарата. В младшем школьном возрасте формируется собственно певческий аппарат гортани — появляются вокальные связки, и голос приобретает новые, но пока ещё скромные возможности. Всё более чистым и устойчивым становится интонирование мелодии голосом. Дети способны воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии. Ведётся работа по постановке голоса, многие дети начинают петь звонко, легко. Более ярко проявляется присущий ребёнку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные особенности и достигнутый младшим школьником уровень общего и музыкального развития делают возможным выразительное исполнение несложных песен. Младшие школьники уверенно чувствуют себя в музыкальном движении, откликаются на музыку разного характера выразительными, естественными движениями всего тела и могут воспроизвести в них динамику развития музыкального образа; в этюдах использует язык жестов и мимики.

При работе с детьми младшей группы учитывается, что в данном возрасте преобладает верхний резонатор, голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача педагогв – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона

Психологические особенности. Время бурного роста сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях, поэтому занятия с младшей группой проходят очень динамично.

На вокальных занятиях активно используется наглядный материал, т.к. память младших школьников в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер и восприятие отличается «созерцательной любознательностью».

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.

На занятиях подача материала сопровождается видео-, аудиоматериалами, т.к. в этом возрасте безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.

В программе учитывается, что у детей от 6 до 12 лет надо стараться предупреждать и искоренять дурные привычки в пении. Основные из них - форсирование звука и неправильная артикуляция. Гимнастика голоса посредством пения основана, на изучении физиологии детского голоса.
Средний школьный возраст (10 – 15 лет)

Особенности голосового аппарата. При работе с вокалистами среднего школьного возраста, которые уже обучаются основам звукоизвлечения и звуковедения учитывается необходимость предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат.

Особое внимание при работе с детьми среднего школьного возраста уделяется предмутационному и мутационному периоду. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.

13-15 лет, мутационный (переходный) период совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача педагога – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Важно, чаще прослушивать голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя реагировать на все изменения в голосе.
Старший школьный возраст (15-18 лет)

Особенности голосового аппарата. 16-19 лет, юношеский возраст. Вокальные группы этой возрастной категории состоят обычно из трех партий: сопрано, альты – голоса девушек; тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию. Диапазоны партий сопрано: до1 – соль2; альты: лям – ре2; мужская партия: сиб – до1. В юношеском хоре важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь певческий процесс в певческом хоре должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики.

У детей старшего школьного возраста постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора – ответственный период для юного певца.

Важно знать звуковысотный диапазон грудного регистра ученика и умело его использовать, то вреда для голоса не будет. Данная программа руководствуется принципом «от простого к сложному» – от чистых регистров к смешанным. В зависимости от индивидуальных особенностей голоса старшего школьника работа начинается с того голосового регистра, который он использует при спонтанном пении наиболее часто. Конечно, можно научить его петь в любом регистре, но большего успеха можно достичь, начиная работу с вокалистом, учитывая природу его голоса. Даже в случае свободного владения всеми возможными голосовыми регистрами индивидуальные особенности певца проявятся в том, что в каком-то регистре его голос будет звучать наилучшим образом. Основные этапы формирования оптимального голосообразования у старших школьников зависят от условий занятий: как при индивидуальном так и при коллективном обучении. В условиях индивидуальных занятий на первом этапе работа педагога направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима, к которому проявляются склонности ребенка от природы. На втором этапе формируется навык сознательного использования регистров в соответствующем им диапазоне. На третьем этапе наряду с произвольным переключением, скачком, с одного регистра на другой, формируется умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый или постепенном тембральном обогащении его. На четвертом этапе закрепляется и совершенствуется способность обучающегося произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении. Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от педагогического воздействия, восприимчивости ученика, его музыкальных способностей.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа iconОсновные общеобразовательные программы, реализуемые мбоу сош №90...
...
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа iconРеализуемые образовательные программы (основные и дополнительные)...
Программа общеобразовательных учреждений для начальной школы. М.,«Просвещение», 2011
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа iconПлан-конспект урока по предмету физическая культура
Под музыку дети начинают двигаться под музыку в хаотичном порядке, когда музыка замолкает дети останавливаются и ждут команды на...
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России «Старый Новый Рок» в тринадцатый раз соберет под одной крышей юных талантливых музыкантов и звезд рок-музыки
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа iconУрока: Образовательные
Образовательные: учить анализировать услышанную музыку; определять характер произведения
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа iconРазработка урока музыки в 8-м классе по теме «Джаз, рок, рок-н-ролл»
Цель: накопление восьмиклассниками первоначальных представлений о современных музыкальных стилях: джаз, рок-н-ролл
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебники: Математика / под ред. Муравина Г. К.; География / под ред. Дронова В. П., Савельевой Л. Е
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа iconРеализуемые основные и дополнительные образовательные программы
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Фортепиано» (5 и 7 лет обучения)
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа iconРок-движение как форма контркультуры
Огромное количество людей заинтересовано в рок-культуре. Более того, если на этапе своего становления и распространения рок был,...
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа icon4. Дополнительные профессиональные образовательные программы
Активность педагогов в различных конкурсах, научно – практических конференциях, выставках, семинарах
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа icon«20» декабря 2013Г. дополнительные образовательные программЫ
Основные материально-технические условия для реализации образовательного процесса в соответствии с оп
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа icon«20» декабря 2012Г. дополнительные образовательные программЫ
Основные материально-технические условия для реализации образовательного процесса в соответствии с оп
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация образовательного процесса (основные и дополнительные образовательные программы)
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа iconПриход в честь архангела михаила
Ученый сделал вывод: рок-музыка убивает живую клетку, в первую очередь – клетку мозга. Ярким подтверждением вывода ученого является...
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Е. В. Овсянникова, «Землеведение», 6 класс под редакцией В. П. Дронова, Савельевой Л. Е. М.: Дрофа, 2009 год
Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н. Г., Савельевой С. В., Судоргиной Е. Н., программа iconСтандартные образовательные программы под Windows (нормативный срок...
По результатам итоговой аттестации выдаётся сертификат «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиатехнологии», который удостоверяет,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск