Скачать 64.33 Kb.
|
А.Ю. Тельпис ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск Культурология как средство формирования духовно-нравственной культуры студентов факультета физической культуры Проблема духовно-нравственного воспитания в системе физкультурного образования стоит очень остро. У студентов и выпускников факультета физической культуры ощущается недостаток гуманитарного образования. Ведь процесс физического воспитания основывается на потребности человека показать свое превосходство над другими в своих физических возможностях. Духовного развитие и воспитание личности явно недооценивается в теории и практике волевого воспитания физкультурников и спортсменов. Индивидуальные занятия с ними направлены на их самореализацию как исключительно физически развитых личностей. В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» проблема духовно-нравственного развития решается через освоение общекультурных компетенций (ОК). Эти компетенции студент осваивает в процессе обучения через учебный цикл основной общеобразовательной программы. В данном случае наибольший вклад вносят предметы блока гуманитарного, социального и экономического цикла (ГСЭ). Проанализировав данный блок, мы пришли в выводу, что исследуемая проблема решается средствами таких учебных дисциплин, как история, философия, иностранный язык, культура речи и экономика образования. В результате освоения данного цикла студенты должны знать: – основные закономерности взаимодействия человека и общества; – основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; – основные механизмы социализации личности; – основные философские категории и проблемы человеческого бытия; – особенности современного экономического развития России и мира; Уметь: – использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранном языках в учебной и профессиональной деятельности; – анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; – применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности; Владеть: – технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний; – навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; – различными способами вербальной и невербальной коммуникации в родной и иноязычной среде [4]. Вариативная часть блока ГСЭ представляется дисциплинами, предлагаемыми вузом. На наш взгляд компенсировать недостатки школьного гуманитарного образования и послужить базой для усвоения других курсов этого же цикла призвана «Культурология». В прошлых стандартах данная дисциплина входила в список обязательных дисциплин блока ГСЭ. Сейчас эта дисциплина исключена из федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Но мы предлагаем её изучение как курс по выбору блока ГСЭ вариативной части. Введение «Культурологии» в отечественную систему высшего образования было обусловлено в первую очередь возрастающей ролью гуманитарного образования в современных условиях. Эта роль заключается в том, что культурология как интегративная социогуманитарная дисциплина является необходимым компонентом профессиональной подготовки специалистов практически во всех областях человеческой деятельности, поскольку поиск и принятие адекватных решений настоятельно требует сегодня анализа и учета всего комплекса социокультурных факторов с необходимой фиксацией на истории их становления и развития. Планирование и разработка деятельности в любой области жизни человека должна базироваться на гуманитарно-ориентированном знании. И культурология как дисциплина, дающая целостное и принципиально новое видение проблем взаимоотношения человека с миром, является методологической основой такого знания. Это знание отражает общие основы разнообразных факторов культуры и определяет способы поведения в различных ситуациях социокультурной практики. Вследствие этого культурология имеет мировоззренческий и воспитывающий характер. Особенно следует выделить ее воспитательный потенциал, который позволяет понять мир ценностей и смысл человеческой жизни, раскрыть их многообразие и предложить критерии для выбора собственной позиции [2]. О ценности культурологического знания для современного человека, обучающегося в каком-либо учебном заведении говорит Н.Г. Багдасарьян. Она сформулировала два универсальных фактора значимости «Культурологи» для профессионального образования вне зависимости от выбранной профессии. Первый связан с общими процессами вхождения человека в жизнь общества, которые особенно интенсивно протекают в юношеские годы, когда в ходе обучения человек получает поток интеллектуальной информации, нуждающейся в отборе, рефлексии, усвоении. Принято говорить о необходимости социализации, то есть, включения человека в систему норм и ценностей своего общества. Это также происходит в процессе образования, которое дает молодым людям такой важный инструмент, как профессиональные знания, но содержание личности не ограничивается ее социальным срезом. За пределами остается эмоциональная сфера жизни, потребности в дружбе, любви, взаимопонимании, эстетические предпочтения, и многое другое, что не поддается рациональному анализу, но является неотъемлемым свойством ментальности личности, индивидуальной картины мира. Культурология имеет не только социальную, но и гуманитарную составляющую в своем предметном поле, способствует осмыслению человеком своего места в культурной системе, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процессы межличностного взаимодействия. Второй фактор значимости культурологии связан с широким смыслом понятия культуры. Культуры не только как специальной сферы жизни общества, когда имеются в виду культурные ценности, но и как ценностной, нормативной и символической составляющей содержания любой другой сферы деятельности людей [1]. Рассмотрим на примере одной темы как может помочь культурология воспитанию духовно-нравственной культуры студента. Например, тема «Актуальные проблемы современной культуры». План:
Студентам предлагается подготовить графический конспект «Глобальные проблемы человечества». Определить причины возникновения проблемы и предложите пути решения (рассмотреть политику государства в решении). Подготовить защиту. Подобрать примеры из жизни человечества, характеризующие ту или иную проблему (экологическую, демографическую, проблему мира и разоружения, предотвращения ядерной войны, продовольственную проблему, энергетическую и сырьевую, проблема ЗОЖ, проблема использования мирового океана, проблема мирового освоения Космоса, преодоление отсталости развивающихся стран, социальные проблемы, духовного кризиса и др.). Еще одной формой работы является подготовка доклада с презентацией «Охрана национального культурного наследия», где студенту необходимо привести примеры региональных и федеральных программ по решению данного вопроса. На семинаре предлагаются вопросы для дискуссии по работе Шпенглера О. «Человек и техника»: – Какие противоречия вызревают в культуре по мере совершенствования техники? – Что такое «фаустовский» тип человека? – Как изменяется соотношение естественного и искусственного мира? Какие проблемы возникают при этом? – Какую судьбу машинной технике пророчит Шпенглер? Согласны ли вы с ним? В результате освоения темы студенты знакомятся со следующими понятиями: аккультурация, вестернизация, глобализация, «золотой миллиард», глобальная проблема, инкультурация, экологический кризис, социокультурный кризис, морское хозяйство, модернизация, глобальный прогноз, универсализация, техника, социализация и др. Эти и другие виды деятельности помогают студенту более полно раскрыть и осознать актуальные проблемы современной культуры. Студент отвечает на вопросы «Что есть мир?», «Кто я в этом мире?», «Что может изменить человек в мире?», «Как может человек повлиять на мир?», «В чем смысл жизни?» и др. Тем самым студент становится «участником миротворения, от действий и образа жизни которого зависит конечный результат бытия и качество созданного им мира» . Таким образом, культурология как учебный предмет имеет своим содержанием развитие мышления как процесс духовного саморазвития, формирования культурологического мировосприятия и миропонимания. Культурологическое образование не только обеспечивает интериоризацию накопленных в истории культуры знаний, ценностей и идеалов, но наполняет смыслом процесс образования как процесс освоения и осмысления индивидом духовных ценностей. Культурологическое образование призвано формировать у обучающихся образ культуры как системы личностных, этнических, национальных и общечеловеческих ценностей, способствовать восхождению человека культуры к культуре личности [3]. Литература:
|
Рабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской... М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Современные педагогические технологии в образовательном процессе как одно из условий формирования духовно – нравственной культуры... | ||
Внеурочная деятельность школьников как средство формирования духовно-нравственных... | Формирование нравственной компетентности будущих педагогов физической... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный... | ||
Учебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов... | Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных... Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики»1 «Основы духовно-нравственной культуры | ||
Методические рекомендации по написанию курсовых работ студентами... Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) по дисциплинам выпускающей кафедры... | Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры | ||
Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Смоленской государственной академии физической культуры,... | 7. культурология программа дисциплины «культурология» Средневековье, Возрождение, Просвещение. Важнейшие термины, понятия культурологии. История культуры Петербурга как части истории... | ||
Методика уроков физической культуры в первом классе Кроме того, в нее входят 2 урока физической культуры в неделю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а по воскресным дням загородные... | Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | ||
О. И. Попова «Согласовано» ззам директора по ур Понимание воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы... | ||
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного... Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4 | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» Культурология: Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения факультета русской филологии/ Автор- составитель Статкевич... |