Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности»





Скачать 199.65 Kb.
НазваниеМетодическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности»
Дата публикации18.06.2013
Размер199.65 Kb.
ТипМетодическое письмо
100-bal.ru > Культура > Методическое письмо
Составитель:

Боброва Е. В., ст. преподаватель

Центра содействия укреплению и

сохранению здоровья участников

образовательного процесса

Методическое письмо

«О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности»

в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2011-2012 уч. г.»

В настоящее время главная задача курса ОБЖ видится не только в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего должна складываться безопасная жизнедеятельность. Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере

Анализируя возможности реализуемого в настоящее время образования в области безопасности жизнедеятельности и сопоставляя их с реальной организацией педагогического процесса в образовательных учреждениях, можно сделать вывод, что научные исследования в области безопасности жизнедеятельности не находят должной реализации в практической деятельности образовательных учреждений. Выявлены противоречия между:

- современными требованиями к образовательным учреждениям по обучению и воспитанию личности учащегося в области безопасности жизнедеятельности и работой педагогических коллективов по формированию у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности;

- повышением требований к уровню преподавания курса ОБЖ, как системообразующей дисциплины в области безопасности жизнедеятельности и недостаточным профессиональным уровнем подготовки преподавателей-организаторов «Основ безопасности жизнедеятельности»;

- недостаточным уровнем знаний обучающихся по безопасности жизнедеятельности и возросшими в современном обществе требованиями к культуре безопасности.

Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

1. Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в
Федеральном базисном учебном плане


В соответствии с ФБУП учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - предмет ОБЖ) вводится как обязательный в основной общеобразовательной школе, и на его преподавание в 8 классе отводится не менее 35 часов в год.

Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) VII вида учебный предмет «ОБЖ» преподаётся в 8 классе в количестве 35 часов в год.

В средней (полной) общеобразовательной школе учебный предмет «ОБЖ» преподается на двух уровнях - базовом и профильном. В связи с изменениями к базисному учебному плану (Приказ Министерства образования от 20 августа 2008 года № 241) предмет ОБЖ является обязательным для изучения при формировании учебных планов как при универсальном обучении так и на профильном уровне. На базовом уровне предмет ОБЖ преподается в 10 классе, и на его изучение выделяется 35 часов в год.

В современных условиях не снижающейся динамики угроз и опасностей для человека от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета «ОБЖ» и его освоения обучающимися, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях общего образования и выделением дополнительных часов на преподавание ОБЖ за счет времени вариативной части базисного учебного плана (регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения).

Компонент образовательного учреждения можно использовать на дополнение и расширение федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по ОБЖ для всех ступеней общего образования.

Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования за счет времени вариативной части базисного учебного плана должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности:

а) первый уровень (1 - 4 классы) - безопасность школьника;

б) второй уровень (5 - 9 классы) - безопасность личности;

в) третий уровень (10 - 11 классы) - безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

2. Программно-методическое обеспечение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»


2.1. В начальной школе преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется за счет времени регионального компонента из расчета 1 часа в неделю во 2-4 классах.

Образовательный процесс по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-4 классах рекомендуется осуществлять по программе, составленной творческой группой авторов: Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, А.Т.Смирнов, М.В. Маслов (программы общеобразовательных учреждений ОБЖ под общей редакцией А.Т. Смирнова - М.: «Просвещение» 2006г.).

В начальной школе рекомендуется использовать учебно-методический комплект авторов Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова:

Учебно-методический комплект


Класс

Издательство

Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.

«Основы безопасности жизнедеятельности»

2

Просвещение

Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.

«Основы безопасности жизнедеятельности»

3

Просвещение

Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.

«Основы безопасности жизнедеятельности»

4

Просвещение


Учебно-методический комплект дополняется рабочими тетрадями для 3-4 классов, пособием для учащихся и для учителя авторов Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.
2.2. На ступени основного общего образования федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в объёме 1 часа в неделю. Преподавание предмета в 5-7 и 9 классах может быть реализовано в рамках школьного компонента ОБУП по 1 часу в неделю в каждом классе.

В основной школе рекомендуется использовать в учебном процессе следующие государственные образовательные программы:

1. Примерная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. А. Т. Смирнов и др. – М.: Просвещение 2006г.;

2. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, – М.: Дрофа 2006г.

Для преподавания учебного предмета ОБЖ на ступени основного общего образования рекомендуется использовать учебно-методический комплект по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:

Учебно-методический комплект


Класс

Издательство

Поляков В .В., Кузнецов М. И., Марков В. В. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности»

5

Дрофа

Маслов А. Г., Марков В. В., Латчук В. Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности»

6

Дрофа

Вангородский С. Н., Кузнецов М. И, Латчук В. Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности»

7

Дрофа

Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности»

8

Дрофа

Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности»

9

Дрофа

Смирнов А. Т. Хренников Б. О. под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

5

Просвещение

Смирнов А. Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

6

Просвещение

Смирнов А. Т. Хренников Б. О. под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

7

Просвещение

Смирнов А. Т. Хренников Б. О. под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

8

Просвещение

Смирнов А. Т. Хренников Б. О. под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

9

Просвещение



В основной школе представлены две линии учебно-методических комплектов (УМК):

- линия учебно-методических комплектов под редакцией А.Т. Смирнова (Изд-во «Просвещение»);

- линия учебно-методических комплектов авторов В.Н. Латчука С.Н., Вангородского, М.И. Кузнецова, В.В. Маркова, С.К. Миронова, В.В. Полякова (Изд-во «Дрофа»). Анализ учебно-методических комплектов по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях области выявил преимущественное обучение по линии под редакцией А.Т. Смирнова.
2.3. На ступени среднего (полного) общего образования учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподается на одном из двух уровнях базовом или профильном.

На профильном уровне (оборонно-спортивный профиль) предмет ОБЖ преподается в 10-11 классах, и на его изучение в течение двух лет выделяется 140 часов, из расчета 2 часа в неделю.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» для обучающихся – юношей 10 классов проводятся учебные сборы в период с апреля по май по отдельному учебно-тематическому плану (письмо Департамента образования Ярославской области от 10.03.2006 года № 606/01-11 «О порядке организации и проведении учебных сборов» (с приложениями 1-8)).

В 2011-2012 учебном году рекомендуется реализовывать в учебном процессе на базовом и профильном уровне следующие государственные образовательные программы:

1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, В. А., Васнев – М.: Просвещение 2006 г.;

2. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (10- 11 классы, профильный уровень). Авторы программы – А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов, В.А., Васнев– М.: Просвещение 2006 г.;

3. Программа «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для девушек» (10-11 классы). Авторы программы – А.Т. Смирнов, П.П. Ижевский, Б.О. Хренников, М.В. Маслов – М.: Просвещение 2006 г.;

Для преподавания учебного предмета ОБЖ на базовом и профильном уровне в старшей школе рекомендуется использовать учебно-методический под редакцией А.Т. Смирнова.

Учебники реализуют Обязательный минимум по курсу ОБЖ для средней общеобразовательной школы, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации.

Учебно-методический комплект


Класс

Издательство

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А.; Ижевский П. В. под ред. Смирнова А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10

Просвещение

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

11

Просвещение

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение


При составлении рабочих программ для учебного курса «ОБЖ» следует руководствоваться рекомендациями департамента образования Ярославской области (письмо департамента образования от 12.01.2006 года № 23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов») и сборником инструктивно-методических материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования» (05.06.2006 года, выпуск 5 CD) «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях области в 2006-2007 учебном году».

Выбор учебников и пособий необходимо производить в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 года № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год». В приложении приведены изменения в федеральном перечне учебников на текущий учебный год. Не допускается использование устаревших учебников и пособий, не получивших грифа Министерства образования и науки.

Подробная информация о современных УМК с аннотациями и справочным материалом изложена в Интернет - справочнике www.fp.edu.ru . На сайте Федерального агентства по образованию можно ознакомиться с примерными программами по ОБЖ для основного и среднего (полного) общего образования: http://ed.informika.ru/ob-edu/noc/rub/standart/pp/1362. Примерные программы и тематическое поурочное планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучения обучающихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений представлены в методическом письме «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010-2011 учебном году».

При выборе учащимися предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на итоговой государственной аттестации, преподаватель может использовать примерные экзаменационные билеты по ОБЖ, которые опубликованы в журнале «Вестник Образования», №5 за 2006 г., или в журнале «ОБЖ. Основы безопасности жизни», №4, за 2006 г. Учитель имеет возможность, опираясь на примерные билеты, разработать свой вариант экзаменационных билетов, учитывающий специфику конкретной программы по предмету.
2.4. На профильном уровне (оборонно-спортивный профиль) расчетный объем учебных часов в неделю в 10 классе – 2 часа, в 11 классе – 2 часа.

Система профильного обучения предусматривает освоение учащимися базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов. Оптимальное их сочетание в учебном плане школы составляет содержание профильной подготовки школьников.

Элективные курсы играют важную роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и последующих жизненных планов.

4. Требования к оснащению образовательного процесса


Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лаборантскую комнату.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.

Средствами оснащения ОБЖ являются:

  1. Учебно-методическая литература.

  2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура.

  3. Средства программного обучения и контроля знаний.

  4. Макеты, муляжи, модели.

  5. Тренажеры.

  6. Стенды, плакаты.

  7. Средства индивидуальной защиты.

  8. Аудиовизуальные пособия.






Приложение
Нормативные основы преподавания учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»



  • Закон РФ «Об образовании»

  • Федеральный закон от 28 марта 1998г. № 53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе

  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 100 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р)

  • Приказ МО РФ от 9.02.1998г. №322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ»

  • Приказ МО РФ от 19.05.1998г. №1236 «Об утверждении Обязательного минимума содержания основного общего образования»

  • Приказ МО РФ от 5.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ МО РФ от 9.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  • Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах (утверждена приказом Министра обороны РФ и Министра образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года)

  • Приказ Департамента образования Администрации Ярославской области № 01-03/318 от 12.05.2006 г. «Об утверждении регионального учебного плана»

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 мая 2001 года № 457/13 – 13 «О порядке проведения учебных сборов в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного) общего образования по курсу ОБЖ»

  • Письмо Департамента образования Ярославской области № 1888/01-10 от 17.05.2010г. «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2010/2011 учебном году»

  • Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 25.08.2004 года № 01–10/1655 «О примерной программе и тематическом поурочном планировании курса «ОБЖ» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений


Перечень рекомендуемых учебников на 2011/2012 учебный год


Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности

5

Дрофа

Маслов А. Г., Марков В .В., Латчук В. Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности

6

Дрофа

Вангородский С. Н., Кузнецов М. И, Латчук В. Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности

7

Дрофа

Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности

8

Дрофа

Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности

9

Дрофа

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. под ред. Смирнова А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности

5

Просвещение

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. под ред. Смирнова А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности

6

Просвещение

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. под ред. Смирнова А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности

7

Просвещение

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. под ред. Смирнова А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности

8

Просвещение

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. под ред. Смирнова А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности

9

Просвещение

Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности

5-6

Просвещение

Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности

7-8

Просвещение

Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности

9

Просвещение

Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т. под ред. Воробьева Ю. Л. Основы безопасности жизнедеятельности

5

АСТ, Астрель

Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т. под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности

6

АСТ, Астрель

Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т. под ред. Воробьева Ю. Л. Основы безопасности жизнедеятельности

7

АСТ, Астрель

Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т. под ред. Воробьева Ю. Л. Основы безопасности жизнедеятельности

8

АСТ, Астрель

Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т. под ред. Воробьева Ю. Л. Основы безопасности жизнедеятельности

9

АСТ, Астрель

Латчук В. Н., Марков В. В., Миронов С. К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10

Дрофа

Марков В. В., Латчук В. Н., Миронов С. К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

11

Дрофа

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А.; Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Ижевский П. В. под ред. Смирнова А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10

Просвещение

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

11

Просвещение

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10-11

Просвещение

Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т. и др. под ред. Воробьева Ю. Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10

АСТ, Астрель

Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т. и др. под ред. Воробьева Ю. Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

11

АСТ, Астрель

Литература
Преподавателям-организаторам ОБЖ, руководителям кадетских классов рекомендуется следующая учебно-методическая литература:

  1. Воронин А. В. Боевые традиции Вооружённых сил. Символы воинской части: Учебное пособие по разделу «Основы военной службы»: 10 кл. / А. В. Воронин. – М.: Ампресс, 2001.

  2. Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие / Л. В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  3. Петров М. А. Защита от чрезвычайных ситуаций / М. А. Петров. – М.: Военные знания, 2002.

  4. Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл.: Учебник для школ / М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов [и др.]; под ред. Ю. Л. Воробьёва. – М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2000.

  5. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл.: Учебник для школ / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов. – М.: АСТ, 2000.

  6. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по ОБЖ / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков [и др.]. – М.: Дрофа, 2001.

  7. Основы безопасности жизнедеятельности: Программно-методические материалы / Сост. Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2001.

  8. Сборник нормативных документов и материалов по подготовке к военной службе / Сост. В.С. Добровольский, М.П. Фролов, Б.И. Мишин. – М.: Высшая школа, 2002.

  9. Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учебное пособие для 10 – 11 классов / В.И. Ермакова - М.: Просвещение, 2002.

  10. Особенности военной службы: Учебное пособие по разделу «Основы военной службы»: 11 кл. / Под ред. В.И. Кузнецов. – М.: АРМПРЕСС, 2001.

  11. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Кострова. – М.: АРМПРЕСС, 2002.

  12. Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 11 кл. / Сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: ЭНАС, 2003.

  13. Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 9 кл. / Сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: ЭНАС, 2004.

  14. Полтарак, А.Ф. Основы РСЧС. Приведение в готовность и защита формирований. Специальная обработка. Эвакуационные мероприятия / А.Ф. Полтарак, А.Л. Кривошлыков, А.П. Зайцев. – М.: Военные знания, 2000.

  15. Основы подготовки к военной службы: Методические материалы и документы: Книга для учителя / Сост. В.А. Васнев, С.А. Чиненный. – М.: Просвещение, 2003.

  16. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.

  1. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2004

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: Учебно-методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2004.


Мультимедийные пособия в помощь преподавателю-организатору ОБЖ


    1. СD-ROM: мультимедиа-пособие – «профильное обучение». – Минобразование РФ

    2. СD-ROM: электронная книга – «Здоровье» (психологические тесты). – М.: Издательский дом «Равновесие», 2004.

    3. СD-ROM: электронная книга – «Самооборона без оружия». – М.: Издательский дом «Равновесие», 2005.

    4. СD-ROM: библиотека электронных наглядных пособий ОБЖ – 5 – 11 классы. – Минобразование РФ. РЦЭМГО «Кирилл и Мефодий», 2003.

    5. СD-ROM: мультимедиа-пособие – ОБЖ - 10 класс / Под ред. С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьёва. – М.: Изд-во ООО «Мультимедиа технологии и Дистанционное обучение», 2004.

    6. D-ROM: мультимедиа-обучение – «БЖД. СПОРТ. ВОЕННОЕ ДЕЛО». – М.: ООО «ИДДК ГРУПП», Мультимедиа-издательство «Адепт», 2004.

    7. СD: сборник нормативных и методических материалов – «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях Ярославской области». – Ярославль, 2007.

    8. DVD: методические рекомендации по организации профилактической работы – «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях Ярославской области». – Ярославль, 2009.

    9. СD: сборник методических материалов – «Патриотическое воспитание школьников в Ярославской области». – Ярославль, 2007.

    10. СD: из опыта работы образовательных учреждений Ярославской области – «Патриотическое воспитание школьников». – Ярославль, 2008.

    11. СD: из опыта работы образовательных учреждений Ярославской области – «Патриотическое воспитание школьников в Ярославской области». – Ярославль, 2007.

    12. СD: сборник нормативных и методических материалов – «Преподавание вопросов безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях Ярославской области». – Ярославль, 2007.

    13. СD: опыт работы образовательных учреждений Ярославской области – «Безопасность образовательных учреждений». – Ярославль, 2009.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconМетодическое письмо о преподавании предмета «Основы безопасности...
Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, которая должна формироваться...
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconМетодическое письмо о преподавании курса «основы безопасности жизнедеятельности»
Г. А. Колодницкий, М. И. Хабнер, В. Я. Сюньков, А. Е. Врагова, А. Л. Семенов, О. Б. Логинова
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Основы безопасности...
Конспект урока по обж "Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения"
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconПриказ №1052 о проведении конкурса «Лучший кабинет Основ безопасности...
Навыков безопасности жизнедеятельности», письма заместителя руководителя Департамента образования города Москвы от 21. 11. 2012 №01-08-2314/12,...
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconВопросы к государственному междисциплинарному экзамену по безопасности жизнедеятельности
Цель: применение педагогом комплексных методов и приемов для формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconДоклад: "Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности...
Преподаватель-организатор обж высшей категории моу "сош с. Идолга" Татищевского муниципального района, кандидат технических наук...
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
Бучение основам безопасности жизнедеятельности (обж) в объёме 0,5 часа в неделю. На изучение основ безопасности жизнедеятельности...
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана...
Беспалова Степана Борисовича, преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности первой квалификационной категории
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы безопасности...
Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка. Статус документа
«Основ безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 (19) (21) Основы...
Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
Письмо Рособрнадзора от 22 января 2013 г. №10-14 (сроки проведения гиа в новой форме)
Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее...
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск