Скачать 146.25 Kb.
|
Вашкеева Н.А., учитель русского языка и литературы I категория Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд № 1) Цель урока:
Развивать компетенции:
Формы работы учащихся: коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная и групповая. Тип урока: урок закрепления полученных знаний. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа. I Мотивационный этап. Сообщение темы. II. Повторение ранее изученного. I. Фонетическая разминка (Слайд № 2) 1. Определить количество звуков в словах: её, ёлка, день, подъезд, уехал. 2. Указать слова, в которых количество звуков и букв не совпадает: Книга, юла, объехал, будущее. 3. Укажите, какие звуки соответствуют выделенным в словах буквам: вЕсна, траВка, Сдача, конеЧно. II. Орфографическая работа ( в оценочных листах)(Слайд № 3) Задание : Вставить пропущенные орфограммы, распределить слова с чередующейся гласной в корне слова по группа, внести в таблицу: выр..внялись, м..кать (хлеб в сметану), заг..р, з..ря, р..стение, сл..гаемое, прил..жение, кл..няться, пром..кает, ур..внение, покл..ниться, кас..тельная, зап..рать.
Проверка со слайдом (Слайд № 4) Назовите слова, в которых выбор орфограммы зависит от: - лексического значения; - зависит от ударения; - зависит от суффикса А.
III. Стадия вызова (решение проблемной задачи). Анализ предложений Задание: Списать предложения и расставить пунктограммы, объяснить условия выбора пунктограмм графически (Слайд № 5) 1.Ветер срывал листья с деревьев ( ) и дорожки сада усыпал разноцветным ковром. 2. Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звезды ( ) и звуки понемногу затихли в станице. 3. За рекой играла гармонь ( ) и пели девчата. 4. Кое- где при дороге попадается угрюмая ракита ( )или молодая берёзка. 5. Изредка хлопнет обессиленный парус( ) или под кормой плеснет волна. Проверка со слайдом (Слайд № 6) 1.Ветер срывал листья с деревьев _ и дорожки сада усыпал разноцветным ковром. 2. Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звезды /, и звуки понемногу затихли в станице. 3. За рекой играла гармонь и пели девчата. 4. Кое- где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка. 5. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна. ПЗ. Что общего и чем отличаются эти предложения? IV. Постановка учебной задачи Давайте сформулируем нашу основную задачу. Чему мы будем учиться на уроке? УЗ- отличать ССП с соединительными и разделительными союзами от простых предложений с однородными членами, расставлять знаки препинания в ССП перед соединительными и разделительными союзами) Вопрос учителя: По каким признакам мы будем отличать простое предложение с однородными членами от ССП? V. Актуализация знаний о постановке знаков препинания в ССП. Вопрос учителя: Давайте вспомним, как могут разделяться части ССП? (Слайд № 7) Разделительные знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения
Вопрос учителя: Как вы объясните, почему на слайде выделено словосочетание Чаще всего? Вопрос учителя: Вспомним, когда между частями ССП запятая не ставится. Дополнить таблицу «Условия отсутствия запятой в ССП» ( устно) (Слайд № 8) Условия отсутствия запятой в ССП
Поверка со слайдом по щелчку (Слайд № 8)
VI. Стадия рефлексии (дальнейшее целеполагание). Отработка практических умений постановки знаков препинания в ССП и в простых предложениях с однородными членами. Задание 1: Объяснить постановку и отсутствие знаков препинания перед союзами в предложениях. (устно) (Слайд 9) 1.Вскоре после восхода солнца набежала туча_ и брызнул короткий дождь. 2. Все было тихо, и только вдали от дороги шумели листья. 3. Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет. 4. Который сейчас час и сколько времени нам осталось ждать? 5. Когда началась гроза, игра прекратилась _и дети бросились домой. 6. Прогулка в зимнем лесу и катание на санях. 7. Ещё напор – и враг бежит. Проверка(Слайд 10) 1.Вскоре после восхода солнца набежала туча_ и брызнул короткий дождь. 2. Все было тихо/, и только вдали от дороги шумели листья./ 3. Кажется, лист не шелохнется_ и веточка не скрипнет. 4. Который сейчас час_ и сколько времени нам осталось ждать? 5. Когда началась гроза, игра прекратилась _и дети бросились домой. 6. Прогулка в зимнем лесу/ и катание на санях./(1предлож- назывное, 2-предлож.- назывное) 7. Ещё напор – и враг бежит.(Быстрая смена событий) Задание 2: Проанализирует предложения в задании № 2 ваших карточек и заполните таблицу, в каждую колонку внесите только номер предложения. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях. ( Слайд №11)
1.В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали желтые бабочки. 2.Темнеет ( ) и странная тишина царит в селе. 3.На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса. 4. Мосты разрушены ( ) и мы переходим реку вброд. 5. Дорога вилась среди ореховых ( )и дубовых кустов опушки ( ) и терялась в тенистой чаще леса. 6. Откуда приехали ваши друзья ( ) и куда они держат свой путь? 7. Морозная ночь ( ) и заунывный волчий вой. 8. И дань души своей влюбленной несут Байкалу с давних лет рыбак, и труженик- ученый, и живописец, и поэт. Проверка (Слайд № 12) Назовите номера предложений, которые являются ССП, и в них нужна запятая перед И. Назовите номера предложений, которые являются ССП, и в них не нужна запятая перед И. Назовите номера предложений, которые являются простыми, и в них нужна запятая перед И. Назовите номера предложений, которые являются простыми, и в них не нужна запятая перед И.
Учитель: Какое предложение вы не записали?- 3 Почему? Запишите это предложение, объясните пунктограмму. Работа у доски : На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса. Вывод: Итак, давайте ещё раз повторим, когда в ССП перед соединительными и разделительными не ставится запятая? Задание 3 по карточкам: (I вариант записывает предложения, в которых перед союзом И нужно поставить запятую, II вариант - перед союзом И не нужно ставить запятую, объясняют условие выбора пунктограмм.) 1. К сожалению, суда еще не начали нагружаться ( )_и почтовое судно ожидалось дня через три-четыре. 2. В любви к отечеству мы не уступили ни одному ( ) народу и доказали это не раз перед целым светом. (К.Ушинский) 3. Налетит ветер, ( ) и через минуту другую все скрывается в темноте. 4. Как все прошедшее ясно_ и как резко оно отлилось в моей памяти! 5. В октябре потускнели цветы, и травы, и листья на деревьях. Учащиеся проверяют работы друг у друга.(Взаимопроверка) Сверка со слайдом (Слайд№ 15) I. вариант 1. Налетит ветер, и через минуту другую все скрывается в темноте. 2. В октябре потускнели цветы, и травы, и листья на деревьях. II вариант 1. К сожалению, суда еще не начали нагружаться _и почтовое судно ожидалось дня через три-четыре. 2. В любви к отечеству мы не уступили ни одному ( ) народу и доказали это не раз перед целым светом. (К. Ушинский) 3. Как все прошедшее ясно_ и как резко оно отлилось в моей памяти! Задание 4: К слову «Отечество» подберите и запишите в тетради синонимы: Родина, отчизна, страна. Согласны ли вы с утверждение К. Ушинского, что «В любви к отечеству мы не уступили ни одному народу и доказали это не раз перед целым светом?» Задание 5: Напишите мини-сочинение. Проверка. Задание 6: Проверочная тестовая работа (задание у каждого ученика). 1. В каком случае союз И соединяет части сложносочиненного предложения? а) Мела пурга-метелица и леденила кровь б) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны. 2. В каком случае перед союзом И нужна запятая? а) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна. в) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой. 3. В каком случае перед союзом И не нужна запятая? а) Солнце зашло и начало смеркаться. б) Из окна дует холодом и сыплет снег. 4. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания? а) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море? б) Снега сошли и смыли след. V. Рефлексия Чему вы на уроке сегодня научились? VI. Д/З. Упражнение № 74 & 16 Индивидуальная карта учащегося Фамилия, имя________________________________________________________________ Дата проведения урока: _____ 11.2012. Тема:________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 1. Вставить пропущенные орфограммы и объяснить условия выбора, распределить слова по группам: Выр..внялись, мак..ть (хлеб в сметану), заг..рать, з..ря, сл..гаемое, прил..жение, кл..няться, пром..кает, ур..внение, покл..ниться, к..сательная, зап..рать.
2. Проанализируйте предложения в вашей карточке. Укажите графически условие выбора постановки запятой или ее отсутствия в предложениях. Заполните таблицу, в каждую колонку внесите только номер соответствующего предложения.
3. Выборочное задание (I вариант записывает предложения, в которых перед союзом И нужно поставить запятую, II вариант - перед союзом И не нужно ставить запятую) 1. К сожалению, суда еще не начали нагружаться ( )_и почтовое судно ожидалось дня через три-четыре. 2. В любви к отечеству мы не уступили ни одному ( ) народу и доказали это не раз перед целым светом. (К. Ушинский) 3. Налетит ветер ( ) и через минуту другую все скрывается в темноте. 4. Как все прошедшее ясно_ и как резко оно отлилось в моей памяти! 5. В октябре потускнели цветы и травы и листья на деревьях. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ VIII. Тестовая работа (задание у каждого ученика). Правильный ответ обведите кружочком. 1. В каком случае союз И соединяет части сложносочиненного предложения? а) Мела пурга-метелица и леденила кровь. б) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны. 2. В каком случае перед союзом И нужна запятая? а) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна. в) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой. 3. В каком случае перед союзом И не нужна запятая? а) Солнце зашло и начало смеркаться. б) Из окна дует холодом и сыплет снег. 4. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания? а) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море? б) Снега сошли и смыли след. |
План-конспект урока (разработан Пуговкиной Т. М.) Тема: разделительные знаки препинания Между частями сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом. (9 класс) | Программа по русскому языку Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами. Разделительные знаки препинания между частями... | ||
Сложные предложения с различными видами связи Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Сложноподчинённые предложения» (виды сложноподчинённых предложения,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интерактивный текст с заданием "Объясните знаки препинания между частями бессоюзного предложения" | Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие... Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного... | ||
Конспект урока «Бессоюзные сложные предложения» Ф. И. О. Мадьярова... Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать... | Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них ... | ||
Класс: 9 Цели урока Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать... | «Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях» Цель занятия: повторить материал о союзном сложном предложении, уметь находить союзные сложные предложения в устной и письменной... | ||
Практикум по русскому языку в 7 классе: "Вводные слова и предложения.... Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторение, обобщение и углубление сведений об основных группах сложносочиненных предложений по характеру союзов и значению;... | ||
Тесты на компьютере. (Два ученика выполняют тест на компьютере) определить... Спп с несколькими придаточными, знаки препинания в сложных предложениях, грамматическую основу в сложных предложениях | Вставные конструкции (слайд 1) Цели: ( слайд 2) Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выпишите предложения с однородными членами предложения. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные... | Тема: «Сложносочиненные предложения, знаки препинания в них» Урок подготовлен по учебнику Н. Г. Гольцовой, М. А. Мещериной «Русский язык. 10-11 класс» |