Скачать 102.25 Kb.
|
ТЕМА УРОКА: « Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Задание В6.Подготовка к ЕГЭ.» Цели урока: подготовить учащихся к ЕГЭ; повторить и закрепить часть В 6 СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в сложных предложениях, грамматическую основу в сложных предложениях, развивать навыки работы над текстом; развивать навыки правописания; воспитывать культуру чтения, интерес к произведениям А П Чехова. Оборудование: компьютер, таблица «СПП с несколькими придаточными», тесты, текст с заданиями, сборник КИМ, книжная выставка произведений А П Чехова. Ход урока : 1. Орг. Момент (объявление темы урока., оформление тетрадей.) 2. Словарная работа. Поставить ударение в словах : (Работа по карточкам в тетрадях; ) Слайд №1 каталОг, катастрОфа, каучУк, кАшлянуть, квартАл, киломЕтр, кинематогрАфия, коклЮш, красИвее, кУхонный. 3. Индивидуальное задание . Выполнить тесты на компьютере. (Два ученика выполняют тест на компьютере)
Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило да с темным берегом уныло шепталась горная река.
Ноздрев хохотал тем звонким смехом, каким заливается только здоровый человек.
3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными
5. Укажите предложение с параллельным подчинением
Слайды №2,3,4 4. Опрос- повторение - Какие виды сложных предложений вы знаете? (ССП, СПП, БСП) - Какие виды СПП вы знаете? (с прид-ми изъяснительными, определительными, обстоятельственными) - На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? - На какие вопросы отвечают придаточные определительные? - На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные? - Если в предложении несколько придаточных, то с какие виды подчинения существуют? Начертите схемы этих подчинений. 5. Практическая часть. Предложения взяты из произведения А П Чехова «Ионыч» Работа у доски и в тетрадях 1. (1) И доктору Старцеву ,(2) когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Деляже, в девяти верстах от С., (1)тоже говорили , (3)что ему необходимо познакомиться с Туркиными.
Прид времени прид изъяснит С с союз когда с с союз что Параллельное подчинение 2. (1)Вера Иосифовна давно уже страдала мигренью,(2) когда Котик каждый день пугала, (3)что уедет во консерваторию , (4)припадки стали повторяться все чаще.
Прид врем прид изъяс С с прид времени с с союз что Последовательное подчинение.
4-1 под св 1-2,3 под св 1-2,3 однор под Прид врем прид изъяс 4-1 -2 послед под С.с союз когда с. С союз что 4.(1)Вера Иосифовна читала о том,(2) как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и(3) как она полюбила странствующего художника.
Прид изъяс придат однородные С с союз как 5.(1) Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни , (2) то местные жители говорили, (3) что в С. есть библиотеки, театр, клуб,(4) что, наконец, есть умные , интересные приятные семьи, (5) с которыми можно завести знакомства.
2-1послед под 2-3,4 однород под 2-4-5 послед под Предложение с комбинированным подчинением 6(1).Галина сомневалась, (2)необходима ли эта иллюстрация в книге,(3) или напротив, она вызовет раздражение у критиков . (Перед союзом ИЛИ , соединяющим однородные придаточные предложения, которые присоединяются к главному предложению словом ЛИ , ставится запятая. ) Выполните задания: - определить способ образования слов : ПРИЕЗЖИЕ (неморфологический) ЗНАКОМСТВА (суффиксальный) (5 предл), - Найти в 3 предложении примыкания. (Нужно трудиться, жить нельзя) Во всех предложений найти грамматические основы. 6. Работа с сборником КИМ. ( ФИПИ 2011 Сборники у каждого ученика) Рассмотреть в сборниках варианты 6-10 частей В6. 7. Работа с текстом Д Лихачева. (текст у каждого ученика на парте). Текст (1)Литература дает нам колоссальный , обширнейший и глубочайший опыт жизни. (2) она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, - одним словом, делает вас мудрым. (3) Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что произведение надо прочесть, а потому , что оно вам нравиться: вы почувствовали , что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (4) Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте еще раз, в третий раз. (5) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем либо другим. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы.(7) Я учился в годы , когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках : то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой либо фабрике, то просто болели. (8) Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, не принужденно садился на учительский столик и , вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9) Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10) Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину – о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе – Злосчастии» , басне Крылова, оды Державина и многое, и многое другое. (11) Я до сих пор люблю то, что слушал тогда, в детстве. (12) А дома отец и мать любили читать вечерами. (13) Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (14) Читали Лескова, Мамина Сибиряка, исторические романы. (15) Что нравилось им , то постепенно начинало нравиться и нам. (16) « Незаинтересованное, но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.. (17) Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (18) Умейте читать с интересом и не торопясь. (19) Почему телевизор вытесняет сейчас книгу ? (20) Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21) Он вас отвлекает от забот , он вам диктует , как смотреть и что смотреть. (22) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее , чем многие передачи. (23) Я не говорю : перестаньте смотреть телевизор. (24) Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25) Смотрите с выбором . (26 ) Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27) Это значит, что в ней что-то существенное есть . (28) Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. (29) Классическое произведение- то, которое выдержало испытание временем. (30) С ним вы не потеряете своего времени. (31) Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. (32) Поэтому надо читать и современную литературу. (33) Не бросайтесь только на каждую модную книгу. (34) Не будьте суетны. (35) Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает , - и свое время. Беседа с учениками: 1. Определить проблему текста, позицию автора. Проблема: Научиться читать то , что интересно. Тратить время с пользой. Позиция автора: Незаинтересованное, но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все- она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь. (Предложения16, 17) 2. Какие книги вам интересно читать? Как часто вы ходите в библиотеку? 3. Что вам больше нравится :классическая или современная литература? Слайд №5 Слово учителя: А П Чехову исполнилось 150 лет. Но интерес к его творчеству только растет. Его произведения всегда современны, проблемы, поднятые в его произведениях актуальны и в сегодняшний день. На его произведениях воспитывалось не одно поколение. Слайд №6 Задания к тексту . Задания у каждого ученика. Выполняются устно. 1) Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с однородным подчинением определительных придаточных. Укажите номер этого предложения. (ПРЕДЛОЖЕНИЕ №5) 2) Среди предложений 5-12 найдите сложное предложение с однородным подчинением изъяснительных придаточных. Укажите номер этого предложения. (Предложение №9) 3) среди предложений 19-28 найдите сложное предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения. (Предложение №22) 4) Сколько сложных предложений с придаточными изъяснительными среди предложений 23-35 ? ( Два, предложения №24,27) 5) Среди предложений 6-11 найдите сложное предложение с придаточным определительным. Укажите номер этого предложения. (Предложения №7) 6)Среди предложений 19-23 найдите сложное предложение с однородным подчинением изъяснительных придаточных. Укажите номер этого предложения. (Предложение №21) 7) среди предложений 17-22 найдите сложное предложение с двумя придаточными, одно из которых – придаточное причины., другое – цели. (Предложение №20) 8) Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с придаточным условия. Укажите номер этого предложения (предложение №4) 9) Среди предложений 6-10 найдите сложное предложение с придаточным времени. Укажите номер этого предложения. (предложение №8) 10)сколько сложных предложений с придаточными определительными среди предложений 24-35. ( Три; предложения № 26,29,35) 11) Среди предложений 11-18 найдите сложение предложение с придаточным причины.. Укажите номер этого предложения. (Предложение №17) 8. Знакомство с текстом Варианта 3 . стр 67 (ФИПИ Русский язык ЕГЭ 2011) - Чтение - Выполнить задания А 28, А 29 - определить проблему и позицию автора. Проблема :1) проблема приобщения людей к чтению 2) проблема выбора книги для чтения Позиция автора : 1) чтение хороших книг делает жизнь ярче, интереснее, помогает разобраться в себе, в людях 2) трудно найти среди множества изданий настоящую книгу, ту , которая удлиняет жизнь, помогает ответить на жизненно важные вопросы, формирует взгляды на жизнь. - подобрать аргументы. А) Любимая книга, с которой тебе трудно расстаться. Б) классическая литература В) Современная литература - вспомнить критерии оценок - План сочинения. К1- К5 Слайд №7 1) вступление 2) формулировка проблем исходного текста, К1 3) Комментарии к сформулированной проблеме исходного текста К2 4) Отражение позиции автора исходного текста К3 5) Аргументация собственного мнения по проблеме К4 6) Заключение 9. Домашнее задание: написать сочинение по этому тексту. 10.Подведение итогов. Выставление оценок |
Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них ... | Тест по русскому языку и культуре речи Не образуется простая форма... Необособленное определение имеется в предложении (знаки препинания не расставлены)… | ||
Сложные предложения с различными видами связи Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между... | «Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях» Цель занятия: повторить материал о союзном сложном предложении, уметь находить союзные сложные предложения в устной и письменной... | ||
Практикум по русскому языку в 7 классе: "Вводные слова и предложения.... Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выпишите предложения с однородными членами предложения. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные... | ||
Основная общеобразовательная программа основного общего образования... «Свободные и устойчивые сочетания»; «Союзные слова и подчинительные союзы»; «Место придаточного и знаки препинания»; «Сложноподчинённые... | Программа по русскому языку Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами. Разделительные знаки препинания между частями... | ||
Представление графической информации в компьютере Цель: сформировать у учащихся представление о том, как кодируется в компьютере графическая информация | Урок русского языка Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными» Зачитывание выписанных в тетради примеров спп с придаточными определительными и изъяснительными. Работа учащегося у доски по карточке.... | ||
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели... Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией. (Какие узлы вы помните? Какую работу они выполняют?) А что же представляет... | ||
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научить находить в предложениях однородные главные и второстепенные члены предложения. Учить читать предложения с интонацией перечисления,... | ||
Нашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в... Слово учителя. Тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в них». Эпиграфом нашего урока мы возьмем китайскую... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Сложноподчинённые предложения» (виды сложноподчинённых предложения,... |