Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный





Скачать 150.48 Kb.
НазваниеСистема работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный
Дата публикации17.10.2013
Размер150.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Тамара Кузьмина. Таллинн. Паэ гимназия.

Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации.Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание.Однородные члены предложения. Опорный конспект ученика. Виды упражнений.

Модульно-блочная технология изучения предложения в 3 классе. Урок №1.

Тема: Предложение по цели высказывания и по интонации

Цели:

  1. Повторить понятие предложение.

  2. Способствовать формированию знаний о видах предложений по цели высказывания и по интонации.

  3. Развивать речь учащихся, умение рассуждать и доказывать.

этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Mетоды

  1. Объяснение

нового материала

I. Повторение понятия предложение по опоре.
Опора №1
1.Это слово или группа слов.

2. Слова связаны по смыслу.

3. Слова связаны грамматически.

4. Выражает законченную мысль
Устно приводятся образцы предложений или наблюдаются примеры в учебнике на каждое положение данной опоры.


  1. Типы предложений (обсуждение)


Опора №2


цель высказыван

я

вид предложения

сообщение

повествовательное

вопрос

вопросительное

пожелание

побудительное




  1. Виды предложений (обсуждение)


Опора №3


интонация

вид предложения

обычные чувства

невосклицательное

сильные чувства

восклицательное



  1. Дается задание по заполнению опоры со знаками препинания.



  1. Слушание объяснения учителя.




  1. Конспектирование в справочнике или тетради (ученики после обсуждения должны вставить пропущенное слово на месте точек в заранее подготовленный учителем неполный конспект):


1.Предложение – это .... (слово) или ..... (группа) слов, которые связаны по .... (смыслу).

Предложение выражает ........ (законченную) мысль.
2.По цели высказывания предложения бывают

  • ........... (повествовательное), если цель – сообщение, рассказ, повествование

  • ........... (вопросительное), если цель – спросить

  • ............ (побудительное), если цель приказ, просьба, побуждение к действию


3.По интонации предложение бывают

  • ............( невосклицательное), если не выражает чувств

  • .............(восклицательное), если выражают сильные чувства



  1. Знаки препинания.Правый столбик опоры заполняется в парной работе. Знак ставится графический !?


Опора №4


вид предложения

знак препинания

невосклицательное, повествовательное

.

восклицательное, повествовательное

!

невосклицательное, вопросительное

?

восклицательное, вопросительное

?!

невосклицательное, побудительное

.

восклицательное, побудительное

!




блочный модуль,
конспектирова-ние,
беседа,
ИКТ

Парная или групповая работа


2.
Первичное закреп ление

3.Практическая работа. Объяснительный диктант.

  • Осенним утром обычно очень холодно.

  • А сегодня просто замечательная погода!

  • Давай прогуляемся в парк.

  • А можно взять свою собаку?

  • Возьми обязательно!

  • А она не кусается?

  • Нет. Она у нас очень общительная и добрая.



3.Запись предложений. Анализ и характеристика по цели высказывания и интонации.

  • Осенним утром обычно очень холодно.(повеств., невоскл.)

  • А сегодня просто замечательная погода! .(повеств., воскл.)

  • Давай прогуляемся в парк.(побуд., невоскл.)

  • А можно взять свою собаку?(вопрос., невоскл.)

  • Возьми обязательно! (повеств., невоскл.)

  • А она не кусается?!(вопрос., воскл.)

  • Нет. (повеств., невоскл.)

  • Она у нас очень общительная и добрая. .(повеств., невоскл.)




практическая работа тренировочные упражнения



3.Закрепление

1.Работа с текстом. Найди границы предложений. Поставь знаки препинания.

Текст спроецирован на доску или распечатан на листочках.
вы когда-нибудь вставали рано осенним утром встаньте и выйдете на улицу

кругом необычайная тишина воздух ещё холодный но вот из-за горизонта поднимается солнце оно посылает первые тёплые лучи продрогшие за ночь берёзки подставляют свои золотые ладошки робкому теплу в воздухе разливается чудесный аромат увядающей листвы здравствуй, утро

  1. Дети восстанавливают коллективно, обсуждают знаки препинания, доказывают, дают характеристику предложений. Обращается внимание на трудные написания слов (встаньте, выйдете, поднимается, увядающей, горизонт). Записывают текст.


Вы когда-нибудь вставали рано осенним утром? Встаньте и выйдете на улицу.

Кругом необычайная тишина. Воздух ещё холодный. Но вот из-за горизонта поднимается солнце. Оно посылает первые тёплые лучи. Продрогшие за ночь берёзки подставляют свои золотые ладошки робкому теплу. В воздухе разливается чудесный аромат увядающей листвы. Здравствуй, утро!

Комментированное объяснение

самостоятель ная работа

4.Обобщение

1. Что такое предложение? Как слова связаны в предложении? Что выражает предложение? Какие типы предложений узнали? Какие знаки препинания бывают в конце предложения?

2.Графический диктант:
1.Сегодня мы изучали предложение. 2.А вы знаете что такое предложение? 3.Обязательно почитайте об этом в конспекте урока. 4.А вдруг я не смогу понять тему урока? 5.Мы обязательно поможем! 6.Не волнуйся!


  1. Предложение – это слово или несколько слов, свзанных грамматически и по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.Знаки препинания: восклицательный, вопросительный знак и точка.

  2. Графический диктант.

  1. .

  2. ?

  3. .

  4. ?

  5. !

  6. !

устный опрос

контроль знаний в форме графического диктанта

Модульно-блочная технология изучения предложения в 3 классе. Урок №2.

Тема: Главные члены предложения.

Цели:

1.Познакомить с понятиями главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, грамматическая основа предложения

2.Способствовать формированию знаний о главных и второстепенных членах предложения

3.Развивать речь.

этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

методы

I. Повторение
II

Объяснение нового материала

I. Повторение знаний о предложении. (см. конспект урока №1, этап обобщение.)
II.Наблюдение и сравнение предложений.

  1. Миша собирал.

  2. Стоят берёзки.

- Докажите, что данное высказывание предложение. Какое по интонации и цели высказывания? О чём говорится в предложении? Что говорится о берёзках?

Это слова - главные члены предложения.

Берёзки – отвечает на вопрос что? Это подлежащее, которое сообщает о ком или о чём говорится в предложении.

Стоят – отвечает на вопрос что делает?Это сказуемое, которое сообщает что говорится о подлежащем.

Запишите предложение.Подчёркните подлежащее одной чертой.Сказуемое двумя чертами.



I. Повторение знаний о предложении. (см. конспект урока №1, этап обобщение.)
II.Наблюдение предложений.

- В высказывании №1 мысль не закончена. Это не предложение. Здесь не хватает слов или других членов предложения.
- В высказывании №2 «Стоят берёзки.» слова связаны по смыслу. Мысль закончена. Это повествовательное невосклицательное предложение. В предложении говорится о берёзках.Берёзки стоят.
Записываю предложение. Берёзки стоят.

Подчёркиваю подлежащее одной чертой.Сказуемое двумя чертами.


фронтальная беседа
наблюдение
анализ
комментированное объяснение

III.Закрепление

III. Конспектирование

1)На доске опорные термины для выбора ответов в конспекте:


  1. Подлежащее

  2. Сказуемое

  3. Главные члены предложения

  4. Грамматическая основа

2)Вопросы для закрепления знаний:

- Расскажи о подлежащем по плану (1)....2))

- Расскажи о сказуемом по плану (1)....2))
3)Опора №1


грамматическая основа

вопросы

подлежащее

кто? что?

сказуемое

что дела...? что сдела...?




III.Конспект ученика

  1. Член предложения, называющий то ....... (о чём) или .......(о ком) говорится в предложении,

отвечает на вопрос .... (кто? что?)

называется .................(подлежащее)

посказка к термину : о чём подлежит выразить мысль

  1. Член предложения, сообщающий о действии .................(подлежащего), отвечающий на вопрос ...............( что дела ...?) или ...............................(что сдела.....?)

называется ..........................(сказуемым).

посказка к термину : сказывает о подлежащем

  1. Подлежащее и сказуемое – это ....... (главные члены предложения).

  2. Если в предложении есть только главные члены предложения, оно называется ............ (выбор термина: нераспространенное- распространенное)



3) Объясняет положения опоры.


конспектиро

-вание

комментированное управление

IV.Закрепление

и обобщение.

  1. Тренировочное упражнение

  1. Определите границы предложений.


наступила осень дуют ветры идут дожди птицы улетели


  1. Составьте предложение по схеме

.............. .


  1. Что нового узнали о предложении?Расскажи по опорному конспекту.


IV Практическая работа.Запись предложений и комментированное объяснение.
Наступила осень. (устно:Осень (что сделала?)наступила. Наступила (что?) осень.)
2) Урок закончился.

3)В предложении есть главные члены: подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения называются грамматической основой.

комментированное управление
самостоятельная работа

Гланые члены предложения являются равноправными.

Модульно-блочная технология изучения предложения в 3 классе. Урок №3 и №4.

Тема: Второстепенные члены предложения.

Цели:

1.Познакомить с понятиями второстепенные члены предложения, дополнение, определение, обстоятельство

2.Способствовать формированию знаний о второстепенных членах предложения

3.Развивать речь.

этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

методы

1.повторение

1. Повторение знаний о предложении. (см. конспект урока №2, этап обобщение.)

1. Повторение знаний о предложении. (см. конспект урока №2, этап обобщение.)

индивидуальный опрос

2.объяснение нового материала

2.Наблюдение высказываний.Предложение или не предложение:

1. Дует ветер.

2. Ветер срывает

- Дополните сказуемое : что срывает ветер?

- Теперь получилось предложение, потому что мы дополнили сказуемое. Это второстепенный член предложения, который мы назовём дополнением.

Мы распространили предложение. Теперь это предложение мы назовем ....

- Уточните подлежащее. Какой ветер?

- Это второстепенный член предложения, который мы назовём определение.

- Поясните, откуда ветер срывает листья?

- Это второстепенный член предложения, который мы назовём обстоятельство.

2.Наблюдение высказываний

- Высказывание 1. является предложением, так как слова связаны по смыслу и мысль закончена. Высказывание 2. не является предложением, так как мысль не закончена.

- Ветер срывает листья. (запись в тетрадь)

- распространенное предложение

- Резкий ветер срывает листья. (запись в тетрадь)

- Резкий ветер срывает листья с деревьев.( запись в тетрадь)

фронтальная беседа

анализ

наблюдение

запись предложений

графическое обозначение

3.закрепление

1. Конспектирование

Опорные термины предлагаются ученикам для выбора понятий при заполнении конспекта.

  1. Второстепенные члены предложения

  2. Определение

  3. Дополнение

  4. Обстоятельство

  5. Распространенное предложение

  6. Нераспространенное предложение

  7. (кого?чего? кому? чему?кем? чем?о ком? о чём?)

  8. где? куда? откуда?как?когда?зачем?и почему?

  9. Дополняет, поясняет, уточняет

Конспект ученика

  1. .......... (второстепенные члены) предложения уточняют, дополняют и поясняют другие члены предложения

  2. Предложение, где есть ......(второстепенные) члены предложения, называется ....... (распространённое)

  3. Второстепенный член предложения, который ......(дополняет) информацию о других членах предложения и отвечает на вопросы ...... (кого?чего? кому? чему?кем? чем?о ком? о чём?), называется .......(дополнение)

  4. Второстепенный член предложения, который ......(уточняет) информацию о других членах предложения и отвечает на вопросы ...... ( какой?чей?), назывется ....... (определение).

  5. Второстепенный член предложения, который ......(поясняет) информацию о других членах предложения и отвечает на вопросы ...... (где? куда? откуда?как?когда?зачем?и почему?), называется ..........(обстоятельство)

комментированное управление

работа в парах или группах

самостоятельная работа

4.обобщение

1.Охарактеризуй предложение по цели высказывания, по интонации и по наличию второстепенных членов предложения?

В саду резкий ветер срывал листья.

1.Назови грамматическую основу, подлежащее, сказуемое. Как подчеркнем?

2. Задай вопрос от подлежащего, запиши группу подлежащего. На какой вопрос отвечает? Каким второстепенным членом предложения является?

3. Задай вопрос от сказуемого, запиши группу сказуемого. На какой вопрос отвечает? Каким второстепенным членом предложения является?
Предлог не является членом предложения, но мы его подчёркиваем как существительное, к которому он относится.
Пара слов группы сказуемого и группы подлежащего называется СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Грамматическая основа не является словосочетанием.

Алгоритм синтаксического разбора предложения.
В саду резкий ветер срывал листья.(повеств.,невоскл., распр.)

  1. Грамматическая основа: ветер срывал

  2. Группа подлежащего: ветер(какой?)резкий. Это определение.

  3. Группа сказуемого:срывал (что?)листья.Это дополнение.

  4. Группа сказуемого: срывал (откуда?) с деревьев


Словосочетания: резкий ветер, срывал листья, срывал с деревьев, срывал в саду



индивидуальный опрос

комментированное управление

Уроки № 5 - 10 в системе модульно-блочной технологии изучения предложения представляют собой систему тренировочных упражнений с целью закрепления новых грамматических понятий. Ученики совершенствуют умение находить грамматическую основу предложения, устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Отрабатывается умение работать по алгоритму синтаксического разбора предложения.Очень важна творческая работа, посвященная роли второстепенных членов в предложении, когда наращивается лексика, развивается речь.

Виды упражнений на этапе закрепления:

  1. Восстановление деформированных предложений.

  2. Границы предложений.Восстановление деформированного текста.

  3. Составление предложений по заданной схеме.

  4. Составление предложений по заданным вопросам.

  5. Синтаксический разбор предложения по алгоритму.

  6. Выделение словосочетаний из предложения.

  7. Составление предложений и текстов по опорным словосочетаниям.

  8. Знакомство с понятием однородных членов предложения.

  9. Сочинения, изложения, творческие работы.

  10. Обобщение с использованием презентаций, инновационных технологий, например: «Синтаксическая галактика», созвездие Предложений (Главные и Второстепенные звёзды), созвездие Словосочетаний (Главная и Зависисмая звезда) и т.д.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научить находить в предложениях однородные главные и второстепенные члены предложения. Учить читать предложения с интонацией перечисления,...
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выпишите предложения с однородными членами предложения. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные...
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconГлавные и второстепенные члены предложения
Главные и второстепенные члены предложения. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconПлан-конспект урока главные и второстепенные члены предложения
Тема и номер урока в теме: «Главные и второстепенные члены предложения», урок №9, «Вспоминаем, повторяем, изучаем»
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconТема урока: «Главные члены предложения»
Будем находить и выделять главные члены предложения – грамматическую основу предложения
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconТема урока: Второстепенные члены предложения
Показать, как второстепенные члены предложения обогащают нашу речь, научить пользоваться ими в своей речи
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconОбособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них
...
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Однородные члены предложения». На изучение данной темы отводится 7 часов. Урок является завершающим по теме «Однородные члены предложения»,...
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconКалендарно-тематическое планирование. 7 Класс
Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический...
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок входит в раздел «Синтаксис», подраздел «Однородные члены предложения». На изучение данной темы отводится 4 часа. Урок является...
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconУрок русского языка во 2 классе Тема: Связь слов в предложении
Цели: развивать умение конструировать предложения, находить главные члены предложения, пользуясь вопросами
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconВсего часов
Главные и второстепенные члены предложения. Установление связи слов в предложении
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconСоюз. Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление,...
Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление, сопоставление. Он поехал, а я остался. Пиши ручкой, а не...
Система работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Опорный iconСложные предложения с различными видами связи
Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск