Практикум по русскому языку в 7 классе: "Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них" Цели





Скачать 66.89 Kb.
НазваниеПрактикум по русскому языку в 7 классе: "Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них" Цели
Дата публикации30.09.2013
Размер66.89 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок



Урок – практикум по русскому языку в 7 классе:

"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них"


Цели:

  1. Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них).

  2. Умение находить их в тексте.

Ход урока

  1. Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения и успеха.

-Итак, за работу.

2.Проверка домашнего задания.

1) Проверим домашнее задание, которое дано было по группам (дифференцированно).

- Были ли трудности при выполнении домашнего задания?

Все выполняли синтаксический разбор предложения:

Берегите наш язык(1), наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние(2), переданное нам нашими(3) предшественниками. (И.С. Тургенев)

-виды разборов

1 группа составляла сочинение-рассуждение на тему “Почему в слове переданное нужно написать две буквы Н, используя вводные слова?”

(в слове переданное нужно писать две буквы Н. Во-первых, оно образовано от глагола совершенного вида передали. Значит, это причастие. Во-вторых, оно стоит в полной форме, а в таком случае пишется две буквы Н. Следовательно, слово переданное написано правильно.)

- Какие по значению вводные слова использовал(а) отвечающий(ая) в своём рассуждении?

- Правильно ли построено сочинение- рассуждение? (Да, т.к. рассуждение предполагает такой порядок изложения мыслей: высказывается какое-либо утверждение(тезис); приводятся доказательства; делается вывод).

2 группа выписывала из комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” предложения с вводными словами или вводными предложениями.

(Конечно, если он ученику сделает такую рожу, то оно еще ничего. А так, мошенники, я думаю, там уж просьбы из-под полы и готовят).

2) Повторение теоретических сведений.

Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал о вводных словах и предложениях.

- Итак, какие конструкции называются вводными? (Это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому , что он сообщает)

-Являются ли вводные конструкции членами предложения?

-Назовите группы вводных слова по значению.

(Различная степень уверенности: конечно, разумеется, без сомнения, кажется

Вероятно, возможно, пожалуй, очевидно;

Различные чувства: к счастью, к общей радости, к несчастью, к удивлению;

Источник сообщения: по сообщению, по – моему, по словам, по мнению;

Порядок мыслей и их связь: Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, напротив, наоборот, например;

Способ оформления мыслей: Одним словом, иначе говоря, лучше сказать)

Как выделяются вводные слова при произношении (паузами, понижением тона и быстрым произнесением)? А на письме?

- В разговорной, художественной, публицистической речи широко используются вводные слова.

Послушаем задание третьей группы. Им нужно было написать сочинение-миниатюру “Роль вводных слов и предложений в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”.

Слово учителя: Да, действительно, ребята, с помощью вводных слов и предложений мы выражаем свое отношение к тому, о чём сообщаем. Но нельзя забывать, что чрезмерное их употребление засоряет нашу речь, и они так “привязываются” к нам, что от них бывает очень трудно избавиться. Вы, вероятно, часто слышите в речи своих товарищей, знакомых такие слова: значит, так сказать, в общем, мд-а-а, э-э-э. Мы их называем слова- “сорняки”.

То есть этот словарный сор, не замечаемый говорящим, весьма заметен для слушателей, так как он “режет” ухо, а иногда приводит к двусмысленности.

Одному из ваших одноклассников было дано задание выяснить, умеем ли мы общаться и показать неуместность употребления слов-сорняков

Среди учащихся 9 и 7 классов я провел социологический опрос «Какие слова вы в своей речи считаете сорняками?»

В результаты опроса я выяснил, что:

Из 15 опрошенных учащихся 6 человек неуместно употребляют междометия «э-э», «как его», «ну», как это, в общем;

5 человек - вводные слова «блин», «короче», «так сказать»;

2 человека излишне жестикулируют;

2-перебивали друг друга во время разговора;

Таким образом в своей речи большинство учащихся неуместно используют междометия, вводные слова, слова-сорняки.
-Ребята! А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?(Будем учиться правильно говорить, развивать свою речь, уместно употреблять вводные слова и предложения и правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях)

-Точность, простота и правильность – качества хорошей речи. А именно такой речью должен уметь пользоваться каждый человек. Мы все в состоянии позаботиться о том, чтобы наша речь не засорялась словами без смысла.

Давайте запишем число. Классная работа. И тему сегодняшнего урока.

3.Обобщение по теме «Вводные слова и предложения» Сегодня мы с вами обобщим знания по теме: Вводные слова и предложения. Будем учиться употреблять и строить предложения указанной конструкции.

-Давайте вернемся к предложению из домашней работы. Оформите высказывание И.С. Тургенева, употребив вводные слова, выражающие источник сообщения. Запишите это предложение. По мнению И.С. Тургенева, русский язык - это клад, это достояние, пЕреданное нам нашими предшественниками.

-Составьте схему к получившемуся предложению.

1) Задание 1. Цифровой диктант

Найти предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Выписать номера тех предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка. Объяснить ошибку. (Один у доски, остальные в тетради)
1.К счастью, невозможно привыкнуть.

2.Вот, наконец, и материнский дом, колючий садик, крыша с петушком.

3.Приближение весны, кажется, чудом.

4.Мне , просто, не о чем спорить с вами!

5.Тебе я знаю, не понять мою тоску, мою печаль.

Проверка результатов. Слайды

1,3,4, 5 предложения.

Почему?

Ответы:

1.К счастью невозможно привыкнуть.

2. Вот, наконец, и материнский дом, колючий садик, крыша с петушком.

3.Приближение весны кажется чудом.

4.Мне просто не о чем спорить с вами!

5. Тебе, я знаю, не понять мою тоску, мою печаль.

Учитель: Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации?

Учитель: Как отличить вводное слово от омонимичных конструкций?

Вывод : Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
Задание 2 : Распределительный диктант. Распределите слова на две группы: 1) которые могут употребляться, как вводные; 2) которые никогда не могут быть вводными (один у доски, но пишет только вводные слова)

Разумеется, в –третьих, неожиданно, по-видимому, откуда-то, вряд ли, взволнованно, дружески, к сожалению, пожалуйста, обыкновенно, следовательно, как будто, ведь, извините, по-моему, едва ли, вдруг, к удивлению.

ПРОВЕРКА.

-Определите, к какой группе по значению относятся данные вводные слова?

-Составьте предложения с одним из вводных слов. Запишите предложения.

Задание 3: Поработайте корректором! Исправьте пунктуационные ошибки

Отца я можно сказать помню совсем молодым. Пожалуй ему нет ещё и тридцати лет, когда я уже знаю что это мой отец. Передо мной, как вспоминаю я теперь стоит молодой человек я вижу как молодо поворачивается его плечо. В детстве мне говорили что я похож на отца. Когда я уже научился понимать, что зеркало отражает, именно меня, я наоборот увидел сходство с матерью (Ю. Олеша).

ПРОВЕРКА

Отца я, можно сказать, помню совсем молодым. Пожалуй, ему нет ещё и тридцати лет, когда я уже знаю, что это мой отец. Передо мной, как вспоминаю я теперь, стоит молодой человек, я вижу, как молодо поворачивается его плечо. В детстве мне говорили, что я похож на отца. Когда я уже научился понимать, что зеркало отражает именно меня, я, наоборот, увидел сходство с матерью (Ю. Олеша).

Закрепление. Ребята, а теперь поупражняемся в употреблении вводных слов определенного значения в тексте, а текст у нас будет особенный: «Поговорим о счастье…»

Работа с текстом. (Сильным просто текст, слабым – со словами для справок)

Счастье с честью.

… много я слышал разных споров о счастье. Вот, говорили некоторые, счастье … - это богатство, деньги. … богатым всегда жилось лучше, чем бедным. Но ведь … настоящего счастья, верной дружбы … за деньги не купишь. Если … человек знает, что добыл деньги нечестно, отнял у других, а людям вокруг живется плохо и они его клянут, то как ни богат человек, а ему … немножко не по себе. Совесть … точит. А от совести … никакими деньгами не откупишься. Мы за счастье с честью.

… счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Ведь счастье … -это не только иметь, брать, получать. Счастье … и в том, чтобы отдавать, помогать … и делиться радостью. (По Л. Кассилю)

Слова для справок: говорили некоторые, конечно, например, скажем, разумеется, по-нашему, значит, по-моему, я думаю, несомненно…

- Вопросы классу:

- О чём этот текст?

- Сколько точек зрения на счастье мы видим в тексте?

- Объяснить правописание слов с НЕ: некоторые, не купишь, не по себе.

- Какова роль вводных слов в тексте?

Задание: Роль вводных слов в этом тексте – создание атмосферы доверительности, размышления. Запишите понравившиеся вам 2 – 3 предложения с вводными словами, поставьте нужные запятые.
5.Итог урока. Выводы по уроку. Оценки за урок.

- Что вспомнили сегодня о вводных конструкциях?
Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение, включая в него вводные слова, на тему: “Что значит быть счастливым?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconОбособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них
...
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconПрограмма по русскому языку
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами. Разделительные знаки препинания между частями...
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели icon«Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях»
Цель занятия: повторить материал о союзном сложном предложении, уметь находить союзные сложные предложения в устной и письменной...
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Вводные слова и предложения» с использованием технологии «Развитие критического...
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconСоздание условий для эффективной самореализации студента средствами...
Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них)
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconКонспект «Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями»
Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них)
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconКонспект урока по русскому языку в 5-м классе по теме: Обращение. Знаки препинания при обращении
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Совершенствовать умение распознавать предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в них
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок по теме: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них» ( 8 класс)
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconУрок по русскому языку (6 класс) Тема урока
Записать предложения, расставляя знаки препинания. Составить схемы второго и третьего предложений. Вставить пропущенные буквы, графически...
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconСложные предложения с различными видами связи
Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между...
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconНашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в...
Слово учителя. Тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в них». Эпиграфом нашего урока мы возьмем китайскую...
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знаки препинания при однородных членах предложения (урок русского языка в 10 классе)
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Практикум по русскому языку в 7 классе: \"Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них\" Цели iconТема: «Сложносочиненные предложения, знаки препинания в них»
Урок подготовлен по учебнику Н. Г. Гольцовой, М. А. Мещериной «Русский язык. 10-11 класс»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск