Скачать 39.96 Kb.
|
Урок-зачет по теме «Вводные конструкции и обращения» 8 класс Цели урока: 1. Проверить знания терминов, понятий и правил, изученных по теме. 2. Развивать: 1) умения конструировать предложения с обращениями, вводными конструкциями и правильно ставить знаки препинания при них. 2) умения пользоваться в своей речи изученными конструкциями, употреблять вводные слова как средство связи предложения и частей текста. 3.Воспитание в детях любви к прекрасному. Оборудование: 1. Репродукции картины И.Левитана «Март». 2. Запись пьесы «Времена года. Март» П.И. Чайковского. 3. Раздаточный материал. Лист учета знаний
ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Перед восьмиклассниками ставятся цели, которые будут решаться в совместной работе. Знакомим учеников с системой оценки знаний на уроке-зачете: 5 человек, которые освобождены от зачета за отличную работу на текущих уроках по этой теме, самостоятельно оценивают выполненные задания (кроме задания № 5) своих одноклассников и заполняют лист учета знаний. 2. Опрос. Проверяем знание теории. Задание 1. Дайте определение вводным словам и обращению (по вариантам) и приведите 1–2 примера. 3. Практическая работа. Задание 2. Расставьте знаки препинания в предложениях. (См. раздаточный материал.) В заданиях пропущены знаки при вводных конструкциях, в заданиях повышенной трудности пропущены все знаки препинания в предложениях. Задание 3. Составьте синонимические ряды вводных слов со значениями «большая степень уверенности» (I вариант) и «меньшая степень уверенности» (II вариант), приведите примеры, используя 2–3 синонима из своего ряда. При затруднении обращайтесь к опорным схемам на доске. Задание 4 Представьте себе: вы – редактор районной газеты «Автозаводец». Внесите необходимые поправки в текст, чтобы все вводные слова были использованы в нем в соответствии с содержанием и стилем. (См. раздаточный материал.) На заключительном этапе урока, когда все задания, за которые дети получают оценку на уроке, выполнены, предлагается работа творческого характера. Задание 5 Напишите сочинение-миниатюру «Март» по репродукции картины И.Левитана, обязательно используйте 3–4 вводных слова. Эмоциональным фоном для работы может быть музыка П.И. Чайковского. 4. Подведение итогов урока-зачета. Пусть ребята сами проанализируют свою работу, расскажут, понравилась ли им такая форма проведения урока при повторении изученного материала. Обязательно выясните, с каким настроением они уходят с урока, что чувствуют, о чем думают. 5. Домашнее задание. Предлагается подобрать примеры с вводными конструкциями из любимых стихотворений (5–10 примеров). Раздаточный материал К заданию 2 1. Во-первых_ совсем не за тем орел ловит мышей, чтобы их прощать. (М.Салтыков-Щедрин) 2. Казалось, она хотела что-то вспомнить, хоть_ например_ то, каким образом она очутилась здесь.(М.Салтыков-Щедрин) 3. В сущности_ она никогда серьезно об этом не думала. (М.Салтыков-Щедрин) 4. Выискался_ однако ж_ орел, которому опостылело жить в отчуждении. (М.Салтыков-Щедрин) 5. Думал-думал старый ворон и_ наконец_ надумал. (М.Салтыков-Щедрин) 6. – Ты бредишь_ слепой_ – сказала она, – я ничего не вижу. (М.Лермонтов) 7. – А вы разве не едете_ Максим Максимыч? (М.Лермонтов) К заданию 2 (повышенной трудности) 1. По-видимому_ десять секунд истекли уже_ и ровно ничего не произошло. (М.Булгаков) 2. Тут Маргаритой овладела мысль_ что_ по сути дела_ она зря так исступленно гонит щетку.(М.Булгаков) 3. Никто_ конечно_ и мысли не допустил такой_ что Степа может быть в Ялте. (М.Булгаков) 4. Да_ но чем_ собственно говоря_ он меня привлек? (М.Булгаков) 5. Я остановился_ взявшись за ручку двери_ и сказал _Простите меня_ княжна!_ (М.Лермонтов) 6. Я не заслужил ваших упреков_ Максим Максимыч. (М.Лермонтов) К заданию 4 Весна, следовательно, самое лучшее время года. К счастью, об этом писали поэты всех стран. Но едва ли где-нибудь весна так хороша, как на Дальнем Севере. Южная весна наступает исподволь, на Севере она, возможно, производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы. Опорные схемы
Место вводных конструкций и обращений в предложении 1. ВВ., _______________. 2. ______, ВВ., ________. 3. ________________, ВВ. 1. О, ________________. 2. ______, О, _________. 3. _________________, О. |