Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры»





Скачать 108.43 Kb.
НазваниеУрок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры»
Дата публикации30.06.2014
Размер108.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Страница




Урок усвоения нового материала с использованием ИКТ и системно-деятельностного метода по учебнику

«Основы православной культуры» А.В.Кураева

«Как христианство пришло на Русь».

4 класс.

Учитель Гусева Марина Евгеньевна.

2013 год.

1.Этап мотивации.

-Послушайте Стихотворение Бориса Транчукова:
Мне сын задал вопрос, не понимая:

«Зачем мы, папа, носим крест нательный

И почему его носить я должен, не снимая?»

Тут я задумался на несколько мгновений…

«Когда тебя крестили в церкви, во купели,

Крест на тебя надели в Храме Божьем.

С тех пор ты носишь крест на своём теле,

И с ним ты должен обходиться осторожней…»

-Поднимите руку, кого тоже крестили и у кого из вас надет крестик?

-А вы можете догадаться, что ещё рассказал отец сыну о крестике?

2.Этап актуализации знаний и постановки задач.

-О чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? Определиться с темой нам поможет всё то же стихотворение…
С нательным крестиком – не удивляйся –

Хранитель-ангел ходит, только рядом с ним.

И потому с ним никогда не расставайся,

А коль расстанешься, то будешь уязвим.
И если снять тебе твой крест придётся,

Хранитель твой к тебе дорогу не найдёт,

Заблудится и с верного пути собьётся,

На помощь вовремя к тебе он не придёт.
Мы люди русские, и все мы крестик носим,

Не скажет «нехристь» в спину нам никто.

Шагаем мы вперёд и Бога превозносим,

Хранитель-ангел подставляет нам плечо.

-Да, сегодня на уроке речь пойдёт о событиях, которые имели место много-много лет тому назад. Мы узнаем, когда русские люди впервые надели крестики и какие события этому предшествовали. Для начала вспомним, о чём шла речь на предыдущем уроке

3.Этап проверки усвоения материала предыдущего урока.

Тестирование к уроку 15 «Икона»:

1. Что обозначает слово «икона»:

А) картина;

Б) образ

В) рисунок;

Г) украшение.

2.Для чего православным нужна икона:

А) христиане молятся иконам;

Б) христиане любуются на них как на картины;

В) христиане молятся перед иконами, обращаясь к святым;

Г) икона нужна для украшения храма.

3. Для чего голову святого украшает золотой круг – нимб:

А) чтобы сделать икону красивее;

Б) чтобы украсить голову святого;

В) вместо шапки на голове святого;

Г) нимб –знак Божьей благодати, которая пронизала

жизнь и мысли святого.

-Проверьте себя. Внимание на экран.

4. Этап узнавания нового: как христианство пришло на Русь. Создание проблемной ситуации и поиск путей её решения.

–Ктоизвасзнакомстакимобрядом, которыйназываетсякрещением? Каквыдумаете, скакойцельюсовершаетсяэтотобряд? Сегоднямыпоговоримобэтомподробнее, аещёпопытаемсявыяснить, всегдалинаРусибылохристианство. Дляэтогосовершимэкскурсиюнамного-многолетназад, когдаРусьбыламаленькимгосударствоминазываласьКиевскаяРусь. БылоэтопочтичерезтысячулетпослежизниХриста(работасконтурнымикартами) Нашисоседисюга–болгарыигреки–ктомувремениужесталиправославнымихристианами. АнаРусибылоязычество–поклонениемногимбогам. Всеониизображалисьввидедеревянныхидоловивыполняликаждыйсвоюработу. Славяневерилиипоклонялисьразличнымбогам: неба, солнца, молнии, громаит.д.  Верилионивдухов: домового, водяного, лешего…Душиутонувшихдевушекякобыстановилисьрусалками. НебылонаРусихрамов, быликапища, накоторыхприносилисьжертвыидолам. Например,вцентрестолицы - Киевестоялакуклаглавногобога -громовержцаПеруна. Этобылидолссеребрянойголовойизолотымиусами.Стоялоннажелезныхногах, аврукахдержалмолнию, украшеннуюдрагоценнымикамнями. Емуприносиливжертвудомашнихживотныхиптицу, ачастоичеловеческиежертвы.Перваярусскаялетопись - «Повестьвременныхлет» - пишет, чтов 983 годукиевлянерешили: "Бросимжребийнаотрокаидевицу, накогопадетон, тогоизарежемвжертвубогам". ПравилславянамивтевременакнязьВладимир – мудрыйисправедливый, прозванныйвнародеВладимирКрасноесолнышко.Владимирбылярымязычником: верилвидолов, любилпирыивойны. Однаждыпроизошёлслучай, потрясшийВладимираизаставившийегоизменитьсвоивзглядынаверу. В 983 годупослевоенной победыжителиКиевапожелалиотблагодаритьсвоихбоговчеловеческимижертвами. Былброшенжребий. Онпалнапрекрасноголицомидушоююноговаряга Иоанна, сынахристианинаФеодора. Владимирлюбилиценилотцаисынакакумных, добрыхлюдейиотважныхвоинов. Отецбыл возмущён  требованиямитолпы и вступился за сына. Народвяростиубилобоих. Вэтотденькнязьнепомешалсвоемународурасправитьсясхристианами. Онбылязычникомисчитал: приноситьчеловеческуюжертвубогам - делообычное. Приегоотцетакпоступали, придедахипрадедах.Однакосэтогомоментачто-товкнязепеременилось. Бывало, устроитонпир, приглашённыевеселятся, аонпечален. Стоятпередглазамисветлыелицамучеников, вушахзвенятукоромслова: «Нас-тозачто? Развемыврагитвои?»Атеперьвопросктем, ктовнимательноменяслушал. Попробуйтедогадаться, чтожерешилсделатькнязьВладимирпослеэтогослучая?

(Детивыдвигаютверсии, может, кто-тоиугадает).

- ИрешилкнязьВладимирвыбратьновуюверудлярусичей.СейчасмыотправимсявгостиккнязюВладимиру. Вспомним, сразуликнязьВладимирвыбралхристианскуюверу? (Учащиесяпоказываютсценку, каккнязьвыбиралверудляРуси.)

Дружинник

Отправьпослов, Владимир-князь,

Пустьищутвразумленья.

Гусляр

Ой, неблизокпутьпослов

Ктайнамблагодати,

Нечужихпослушатьслов–

Верыиспытати.

Всюдукняжескимпослам

Ипочётислава.

Верудатираданам

Всякаядержава.

1-йпосол

Владимир- князь! Немаломы

Прошличужихземель,

Нокрашегреческойстраны

Невстретилидосель.

ВмагометанствеБог - Аллах,

ЕдиныйБогдляверных,

Новеруихспрягаетстрах,

Астрах- учительскверный.

2 посол

Католик веруетвХриста,

Посильнатяжестьихпоста,

Новслужбенетвеличия,

Втомсгрекамиразличие.

3 посол

НетнаЗемлетакихкрасот

КаквВизантийскомхраме!

Казалось, тамсамБогсвысот

Сойдя,ходилмежнами.

АуХристаувсехлюбовь

Имилостьвсембезмеры.

Мыповторяемвновьивновь:

Просиугрековверы!

Владимир

Теперьсвидетельствуюверно:

ЧтоэтотБогдобреевсех.

ПустьБог меня благословит,

ПустьРусьмоюкрестятскорей!

Аидоловиистуканов

Потопиммынавеквреке!

И гдедля былижертв быликурганы-

Пустьхрамывысятсявезде!

Гусляр

Поселеньяикурганыоставляявстороне,

Чутькачалисьистуканы, поречнойплывутволне.

Австолице, первой, русской, рано–ранопоутру,

ШёлнародширокимспускомнакрещениекДнепру.

Первыми, вслед за князем Владимиром, крестились его воины – дружина. С той поры, идя в бой, русские дружинники несли с собой хоругви (т.е. знамена) с изображением лика Христа.

5. Этап первичного закрепления материала по учебнику.

Слушаем притчу.

- Что имел в виду автор, когда рассказал нам эту притчу?

(много лет назад люди от других людей узнали о новой вере, поняли свою ошибку и исправили её.)

Слушаем текст

Работа с текстом

-Подсчитайте, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из ответа ты поймете, сколько лет русской православной культуре.

-Найдите в тексте, во имя Кого крестит людей Церковь.(дети находят и зачитывают)

Церковь крестит людей во имя Божественной Троицы.

-Что обновляется в человеке после принятия Таинства Крещения?(дети находят и отвечают)

После крещения в человеке обновляется совесть.

-Сколько раз в жизни можно принимать Таинство Крещения?(дети находят и отвечают)

Крещение принимается один раз в жизни.

-Какое Таинство называется «вторым крещением»?(дети находят и отвечают)

Душа после прегрешений обновляется при искреннем раскаянии в Таинстве Покаяния (Исповеди).
-Давайте посмотрим, что же стало происходить с маленькой и разрозненной Русью после ее Крещения в православную веру.

- Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?

Грамота, школы, храмы, милосердие, единство...

-Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру?

Владимир Красно Солнышко.
-Как вы думаете, после принятия христианства прекратились на Руси человеческие жертвоприношения? (дети отвечают)

Вот давайте и почитаем о том, какое преображение внесла православная вера в культуру ранее дикого языческого народа.
Слушаем и следим за текстом по учебнику

Самостоятельное чтение

Анализ текста

-За что Русь называют Святой?(дети отвечают)

Русь называют Святою за ее стремление к святости.

Давайте послушаем и посмотрим, как современные поэты, композиторы и художники прославляют свою любимую Родину – Святую Русь. А кто знает песню «Колокола России», может присоединить свой голос к этому хору.

Можно раздать детям распечатанный текст песни.

Слушаем песню

Колокола России!

Слова Г. Веденеева, музыка Н. Мухамеджановой.

исполняют Альфия Мухамеджанова, Александр Фалеев, Найля Мухамеджанова, речитатив Геннадий Веденеев
Звонят, звонят колокола России,

Благую весть несут во все края.

Любовью к ближнему живет Россия

И молодость свою хранит в веках.

И снова избавляется от скверны,

И очищенья слышен перезвон.

В веках ее все беды неизменны,

В веках ее бурлацкий слышен стон.
Припев:

О Русь Святая! Мудрые славяне!

Славянский дух веками сохраняя,

В веках вы были воины, крестьяне,

Ржаную Русь лелея и любя.
Дай с колокольным звоном очищенья,

Дай светлый лик славянского лица,

Дай счастия второго возрожденья,

Дай бьющиеся в унисон сердца.

Пусть этот звон идет по всей России,

Пусть знает, что живет она в сердцах.

Звонят, звонят колокола России.

Благая весть звучит во всех краях.

Припев:
Решаем кроссворд

(проверка на экране по щелчку мышью по цифрам)

1. Как называется страна, в которой жил Иисус Христос?

-Израиль

2. Какое имя носит храм в Константинополе, куда приезжали русские послы? - София

3. Как наша страна называлась в древности?

- Русь

4. Как назывался город, где крестился князь Владимир? - Корсунь

5. Как называется город, где прошло первое крещение россов? щелчок по клетке – Киев

6. Какой называют Русь?

- Святая

Ключевое слово – Россия, 25 секунд звучит колокольный звон «Вальс колоколов» (Русский Север).

6.Этап рефлексии: закрепление материала по учебнику, патриотическое и эстетическое воспитание.

-Закончить урок хотелось бы стихами. Их прочитают ученики. А вы приготовьте смайлики для оценки урока.

Святая Русь

С.Бехтеев.

Ученик 1:

Наша Русь святая - кротость и смиренье,

У икон столетних жаркие молитвы,

Жажда покаянья, сладость всепрощенья,

Жертвенная доблесть бескорыстной битвы.
Ученик 2:

Наша Русь святая - говор колокольный,

Средь боров дремучих древних келий срубы,

Радость и веселье встречи хлебосольной,

О любви заветной шепчущие губы.
Ученик 3:

Наша Русь святая - это быт былинный,

Это лад семейный, это строй свободный,

Наш язык могучий, наш уклад старинный,

Удаль и отвага пляски хороводной.
Ученик 4:

Наша Русь святая - вера в подвиг ратный,

В торжество и славу мудрого правленья,

Небом данный свыше жребий благодатный

Родине великой честного служенья.
Ученик 5:

Наша Русь святая - вера и свобода,

Без конца, без края большака дорога.

Наша Русь святая - как душа народа,

Та, что ищет правду, та, что верит в Бога.
-А теперь оценим урок и свою работу на уроке. Смайлик красный обозначает ваше частичное старание и понимание урока, смайлик зелёный говорит о том, что вы хорошо потрудились на уроке, у вас всё получалось и вам всё понравилось.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconУрок изучения нового материала с использованием метода работы в группах
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconУрок с использованием системно-деятельностного метода по теме «Настоящее продолженное время»
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (использование настоящего продолженного времени...
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconУрок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной...
Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconРешение педсовета протокол №1 от 30 августа 2011 года
«основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,...
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconКонкурс 2010 Номинация: Урок с использованием икт
Урок с использованием икт проведён в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века» по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение»....
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconУчебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов...

Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconУрок открытия нового знания
...
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconКонспект урока по теме: Понятие «подвиг» в православной культуре...
Продолжить работу по формированию умения использовать числовой луч для сравнения чисел; устанавливать взаимосвязь между предметной...
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconКатаевой Ольги Юрьевны в рамках проекта «Школа Росатома» «Организация...
«Организация и реализация системно-деятельностного подхода на уроке. Структура и анализ урока» (24 часа)
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconРабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconТема урока: подготовка к
Тип урока: урок развития речи с использованием системно деятельностного подхода к обучению
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconРабочие программы основы православной культуры 2-6 класс 2013-2014г Оглавление
Учебно –методическое пособие для учителя «основы православной культуры» протоиерей виктор дорофеев, О. Л. Янушкявичене москва 2009...
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconМетодические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного...
Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации...
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику «Основы православной культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием комплекса эор по информатике и икт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск