Скачать 195.52 Kb.
|
Татьяна Тимофеевна Подолинная,методист НМЦ иностранных языков и мировой литературы Института последипломного педагогического образования Киевского университета имени Бориса Гринченко Реализация текстоцентрического подхода в процессе обучения русскому языку Значительные перемены, которые происходят в школьном обучении языку, обусловлены, прежде всего, необходимостью усилить практическую направленность, функциональность языковых курсов, приблизить их к реальным жизненным потребностям. Данный подход определил новые аспекты лингводидактики: освоение языка и текстов, на нем созданных, как феномен культуры; усвоение национально-культурной специфики языковых единиц; овладение русским речевым этикетом и нормами речевого общения. Все это легло в основу программ по русскому языку 2005 года и созданных к ним учебникам. Особенностью построения современных учебников является использование текста как средства, формирующего образовательное пространство урока русского языка, т.е. текст, во-первых, создает развивающую речевую среду урока; во-вторых, является источником новых знаний о функциях грамматических форм при изучении нового материала и школой стилистического употребления языковых единиц при формировании речевых умений; в-третьих, влияет на процесс диалогизации обучения. В связи с этим в учебниках представлен большой теоретико-практический материал по строению текста. Здесь рассматриваются вопросы, связанные с темой и основной мыслью текста, анализируются смысловые отношения между предложениями и их последовательность в тексте, разграничиваются функциональные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Введены понятия монологической и диалогической, устной и письменной речи. Кроме речеведческих понятий, в учебниках представлен материал для проведения письменных работ: изложений и сочинений с различными творческими заданиями (сочинение с опорой на текст-образец, сочинение по картине и др.). Особое место занимают сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. В связи с усилением речевой направленности при изучении каждой темы представлен материал, связанный с употреблением в речи той или иной языковой единицы, что нацеливает учащихся на осмысленное употребление единиц языка в построении высказывания. Теоретико-практические и практические методы обучения реализуются в процессе выполнения упражнений как на формирование речевых умений, так и на отработку и коррекцию правописных умений и навыков. Например: 1. Найдите в тексте наиболее часто встречающиеся орфограммы. Определите, при изучении какой орфографической темы этот текст может быть использован в качестве тренировочного упражнения. Свое мнение обоснуйте.
В ходе такого рода самостоятельной работы с текстами вырабатывается правописная зоркость и совершенствуется речь учащихся - как устная, так и письменная. На уроках по изучению орфоэпии для запоминания и введения в речевую практику трудных слов можно предложить ученикам разделиться на группы и составить текст с одним трудным словом, использовав его как можно больше раз. Вот что может получиться. «Удачная» покупка. Сегодня в магазине «Туфли, туфли и еще раз туфли» увидела красивые туфли. В магазин только завезли новую коллекцию ту́фель. Я так давно мечтала о новых ту́флях! Моя подруга купила туфли из крокодиловой кожи, а я – зеленые летние туфли. Всю дорогу мы говорили о новых ту́флях. Вдруг у моей туфли сломался каблук. Я разочаровалась в ту́флях из магазина «Туфли, туфли и еще раз туфли». Что же мне делать с моими ту́флями? К счастью, я увидела вывеску «Ремонт ту́фель» и понесла мои туфли в ремонт. После починки правая ту́фля как новая! Согласно теории речевой деятельности для построения высказывания на первый план выдвигается умение школьников представлять модель создаваемой речи: выбирать структуру и наполнять ее соответствующим содержанием. Представляем образцы заданий по конструированию текстов. Создание текста по аналогии Опираясь на ключевые слова, словосочетания расскажите (опишите) памятник А.С.Пушкину в Киеве. Приближаясь к площади Искусств со стороны Невского проспекта, вы обязательно увидите стоящую на постаменте фигуру поэта и сразу узнаете её. Ни у кого не возникнет ни малейшего сомнения – это Пушкин. Ничего лишнего в образе, созданном скульптором М.А. Аникушиным, вдохновенном, романтичном, прекрасном. Силуэт фигуры чётко вырисовывается на фоне деревьев, величественных колонн и чугунной ограды Русского музея. Пожалуй, никакой другой памятник поэту не пользуется такой популярностью у петербуржцев и гостей города. Он так же естественно вошёл в облик города, как Медный всадник на Сенатской площади. Расширение текста Вставьте в текст прилагательные и причастные обороты, согласовав их с именами существительными. Сравните тексты. На горе стоит замок, окруженный стенами. Стены скреплены башнями. Вдоль стен прорыт ров. Через ров к воротам замка ведет мост. Сужение текста Из исходного текста нужно исключить предложения, в которых нет страдательных причастий и получить сжатый текст. Кипрей – высокое растение с красными, собранными в большие кисти цветами. Это очень теплый цветок. Даже если ударивший осенний мороз и выпавший иней посеребрит траву, около кипрея вы не увидите инея. Этот цветок стоит окруженный теплым воздухом, потому что он выделяет теплоту. Согретые ласковым теплом цветка растут себе без страха соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, от неожиданного сильного холода у кипрея отсохнет вся отмороженная верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок! Творческая работа на соединение текста Составьте текст из данных предложений. Вставьте пропущенные буквы. а) При помощи остр...умных соображений Аристотель док...зал шар...образность Земли. б) Своим авторитетом Аристотель на много веков закр...пил ложное мнение, что Земля - неподвижный центр Вселенной. в) Он утв...рждал, что лунные затмения прои...ходят, когда Луна поп.. .дает в тень, отбрасываемую Землей. г) Таким путем Аристотель пришел к выводу, что Земля, безусловно, шар...образна и что шар.. .образны, по-видимому, все небесные тела. д) И сама Луна имеет выпуклую, скорее всего шар.. .образную форму. е) На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым. Редактирование Речевой этикет Существует понятие «речевой этикет», который определяет нормы общения посредством языка. Вежливость, взаимное уважение людей, которые участвуют в беседе, - непременное условие успешного общения. А кого можно назвать хорошим собеседником? Личность, которая имеет всесторонние знания и интересы, которые постоянно развивает и углубляет. Человека, который умеет наблюдать события вокруг себя запоминать или записывать всё интересное, что видел, слышал или прочитал. Особое внимание следует уделить работе по овладению речевыми жанрами: письмо (реальному или вымышленному адресату), поздравление, объяснение нового материала товарищу (парная и групповая работа), словарная статья, лингвистическая сказка, устная история, деловые жанры (расписка, заявление и др.), газетные жанры (репортаж, заметка в школьную газету, интервью), рекламные тексты и т.п. Особенно важно, что работа над жанрами решает три важнейшие задачи: овладение речевым жанром, расширение жанрового репертуара и диагностика уровня усвоения предметного знания. При этом создаются условия для говорения на уроке, происходит запоминание и формируются навыки кооперативного общения. Для углубления и конкретизации понятий монолог, диалог, беседа, реплика можно использовать миф о Дедале и Икаре. Зная содержание мифа, учащиеся представляют, воображают себе героев и придумывают их диалог перед отлетом с острова Крит. Тайна отца, доверенная сыну, условия полета, подготовка к нему – все это есть в тексте, но диалога нет. Ученики предлагают возможные реплики Дедала и Икара, оспаривают одни и предлагают другие. Устанавливают, что реплики могут состоять из одного – трех предложений. Коллективная работа в классе рождает этот диалог. Приведем пример такого диалога. - Сынок, я расскажу тебе о своем замысле. Только поклянись, что никто об этом не узнает! - Обещаю и клянусь, отец. - Вот эти перья и льняные нитки видишь? - Вижу, отец. - Смотри, какие перья легкие, а нитки прочные. Я скреплю их мягким воском. Он застынет. У нас будут четыре крыла. - Получатся крылья! Как у птицы! - Да. Только больше, чем у птиц. - Понял, понял! Это для нас с тобой! - Мы улетим от Миноса. Воздухом он не владеет. - А ты сумеешь прикрепить их к телу? - Смотри. Вот петли. Я приделаю их к крыльям и продену в них руки. - И ты полетишь? - Мы полетим вместе! Ты вслед за мной! - Ну, давай! Я никому не скажу. Можно ли понять классическое наследие без умения вести диалог с авторами? Конечно, нет! В древнем мире учитель и ученики старались открывать мир в диалоге. Они решали самые разные проблемы в словесном контакте, рассуждали, стараясь самостоятельно извлекать истины путем умело поставленных вопросов. Этому учили древние мыслители: и Сократ, и Платон. Тем самым диалоги становились способами познания мира и самого человека. От умения вести диалог зависело успешное существование человека в мире. Критерии оценивания учебных достижений учащихся, программы по языку уделяют особое внимание развитию диалогической речи, умению составлять устные и письменные пересказы, сочинения. Для этого отводится значительная часть учебного времени. Указанные речевые умения являются объектом обязательного контроля и оценивания. В соответствии с Законом Украины «Об общем среднем образовании», Концепцией профильного обучения в старшей школе, начиная с 2010-2011 учебного года, в в 10-11 классах общеобразовательных учебных заведений Украины введено профильное обучение, главной целью которого является создание условий для дальнейшего профессионального самоопределения учащихся, формирования у них адекватного представления о своих возможностях и склонностях. Изучение русского языка и литературы в общеобразовательных учебных заведениях с русским языком обучения будет проводиться по таким уровням: уровень стандарта - включает обязательный минимум содержания учебного материала по языку и литературе, обусловленный Государственными стандартами базового и полного среднего образования (например, русский язык в профильных классах естественно-математического или технологического направлений); академический уровень - включает достаточный объем содержания материала для дальнейшего изучения языка в высших учебных заведениях (например, русский язык и литература в профильных классах общественно-гуманитарного или художественно-эстетического направлений); профильный уровень - направлен на углубленное изучение этих курсов (филологическое направление). Согласно социальному заказу подготовлены новые программы, различающиеся соотношением языковой теории и речевой практики: на уровне стандарта - Русский язык: Программа для 5-12 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (авторы: Н. Г. Озерова, Г. А. Михайловская, Л. В. Давидюк, В. И. Стативка, Е. И. Быкова; Черновцы: Издательский дом «Букрек», 2005); на академическом уровне - Русский язык: Программа для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (академический уровень) (автор Т. Я. Фролова; К.: Грамота, 2010); на профильном уровне - Русский язык: Программа для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (профильный уровень) (авторы: Е. П. Голобородько, В. И. Стативка и др.; К.: Грамота, 2010). Данным программам соответствуют учебники: 1. Русский язык для 10 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (авторы: А. Н. Рудяков, Т. Я. Фролова, Е. И. Быкова; К.: Грамота, 2010) - общий для уровней стандарта, академического и профильного. 2. Русский язык для 11 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (авторы: А. Н. Рудяков, Т. Я. Фролова, Е. И. Быкова; К.: Грамота, 2011) - общий для уровней стандарта, академического и профильного. 3. Русский язык для 10 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (авторы: Г. А. Михайловская, В. А. Корсаков, Е. В. Барабашова, Е. Ю. Камышанская. - К.: Освіта, 2010) - общий для уровней стандарта, академического и профильного. 4. Русский язык для 11 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (авторы: Г. А. Михайловская, В. А. Корсаков, Е. В. Барабашова, Е. Ю. Камышанская. - К.: Освіта, 2011) - общий для уровней стандарта, академического и профильного. 5. Русский язык для 11 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (авторы: Л.В.Давидюк, В.И.Стативка. - К.: Зодиак-Еко, 2011) - общий для уровней стандарта, академического и профильного. Изучение русского языка в общеобразовательных учебных заведениях с украинским языком обучения будет осуществляться по таким учебным программам: 1. Русский язык: Программа для 5-12 классов общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (авторы: Н. Ф. Баландина, К. В. Дегтярева, С. А. Лебеденко; Черновцы: Издательский дом «Букрек», 2005); 2. Русский язык: Программа для 5-12 классов общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (начало изучения с 5 класса) (авторы: И. Ф. Гудзик, В. А. Корсаков; Черновцы: Издательский дом «Букрек», 2006). Данным программам соответствуют новые учебники: 1. Русский язык для 10 класс общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (авторы: Н. Ф. Баландина, К. В. Дегтярёва; К.: Грамота, 2010). 2. Русский язык для 10 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (авторы: Н. А. Пашковская, Г. А. Михайловская, С. А. Распопова. - К.: Освіта, 2010). 3. Русский язык для 11 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (авторы: Н. А. Пашковская, Г. А. Михайловская, С. А. Распопова. - К.: Освіта, 2011). 4. Русский язык для 11 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (автор: Л.В.Давидюк. Издательство «Сиция», 2011). 5. Русский язык для 11 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (авторы: А.Н.Рудяков, Т.Я.Фролова, М.Г.Маркина. – К.: Грамота, 2011). 6. Русский язык для 10 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (шестой год обучения) (авторы: Т. М. Полякова, Е. И. Самонова, А. Н. Примак; К.: Генеза, 2010). 7. Русский язык для 11 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (седьмой год обучения) (авторы: Т. М. Полякова, Е. И. Самонова, А. Н. Примак; К.: Генеза, 2011). 8. Русский язык для 11 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (седьмой год обучения) (авторы: В.О.Корсаков, О.К.Сакович. - К.: Освіта, 2011). В 10-11 классах общеобразовательной школы основное внимание в учебниках уделено тексту как важнейшей единице коммуникации: структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам языка. В то же время в учебниках систематизируются основные понятия фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, грамматики, обобщаются сведения по орфографии и пунктуации. Хорошие результаты дают упражнения на анализ словообразовательных цепочек, на нахождение слов по предложенным словообразовательным моделям, на сопоставление слов, имеющих одинаковый морфемный состав. Например.
Сотрудник, сокурсник, современник, соотечественник, соплеменник, собеседник, соавтор, сообщник, совладелец, соискатель, сослуживец, собрат, соправитель, сотоварищ, сотрапезник, соистец, соответчик, соглядатай.
Ответ:
В разделе «Синтаксис. Пунктуация. Стилистика» обобщаются сведения о функциональных стилях речи, рассматриваются основные виды информационно-смысловой переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, доклад и др.), даётся порядок стилистического анализа текста и его образец. Дополнением к учебнику 10 класса является сборник упражнений по функциональной стилистике (Быкова Е.И. Русский язык: Сб. упражнение по функциональной стилистике. 10 класс. - К.: Грамота, 2011. – 96 с.). Пособие содержит материал, не вошедший в учебник в связи с переходом на одиннадцатилетнее обучение. Исследуя текст, учащиеся обнаруживают закономерности языковой системы и, пользуясь этими закономерностями, учатся строить по образцу собственные тексты как художественного, так и научного стиля по тематике любого изучаемого предмета. Однако, чтобы правильно выполнять разные задания, школьники прежде всего должны иметь верное представление о ряде терминов, которые используются при анализе текста: проблема, сюжет, комментарии, аргумент, композиция, тезис и т.д. Как показывает практика, серьезные затруднения школьники испытывают при разграничении понятий тема и проблема. Данный вопрос освещен в статье «Работа над сочинение-рассуждением в XI классе при подготовке к ЕГЭ» авторов Е.Б.Журавлевой, О.В. Трофимовой «Русский язык в школе» 2010, № 9. Приведем фрагмент статьи.
Обратите внимание на то, что к одной теме может относиться несколько проблем. Для отработки умения комментировать проблему авторы предлагают выполнить следующие задания:
(1) Человек осуществляет себя и утверждает себя делом. (2) Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4) Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам. (5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. (6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах. (7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни. (8) Работа имеет высший смысл – это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. (9) Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. (По Бондареву)
К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? К каким выводам автор подводит читателя?
Для отработки умения комментировать авторскую позицию авторы предлагают следующие задания. Прочитайте текст А. Гербер. (1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни как раз не все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. Ответьте на вопросы:
Работая с данным текстом, учащиеся закрепляют знания о теме и проблемах текста (проблема жестокости, проблема красоты и «уродства», проблема взаимопонимания и уважения, проблема естественности и искусственности). В этом тексте авторская позиция четко заявлена с помощью оценочной лексики: красота – уродство, обаяние – эластичная, податливая маска, растягивается в улыбку – собирается в кулак. Ученики приходят к мысли, что автор высказывает важную мысль о том, что внешняя красота не всегда отражает внутреннее содержание. А. Гербер убеждена, что нужно быть не героем с обложки, а настоящим человеком. Языковой анализ грамматических фактов должен стать тем действенным средством, которое поможет ученику глубже проникнуть в область мысли и художественных образов, выраженных с помощью языковых средств. В связи с этим по-прежнему актуальной остается мысль М. М. Бахтина: «Грамматические формы нельзя изучать без постоянного учета их стилистического значения. Грамматика, оторванная от смысловой и стилистической стороны речи, неизбежно вырождается в схоластику»1. Если вспомнить, что слово «текст» образовано от латинского text – ткань, соединение, сплетение, то становится понятным, что анализировать произведение – значит не только раскрыть характеры героев, их взаимосвязь, не только выявить сюжет и композицию, показать роль отдельной детали и особенности языка писателя, но и показать, как все это определяется и объединяется идеей, общим пафосом произведения, какие непреходящие ценности воспевает автор. Приведем один из возможных вариантов методики работы над словом Тараса о товариществе (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»). После предварительного выразительного чтения отрывка учителем предлагается ответить на следующие вопросы:
Одним из основных приемов, используемых Гоголем в повести, является прием тавтологии – повторения одного и того же слова или целой фразы с целью усиления впечатления. Так, знаменитое слово Тараса о товариществе (IX глава) включает в себя целый ряд лексических повторов: товарищество – товарищи – наше товарищество; четырехкратно повторяется глагол любит; неоднократно повторяются и другие слова: так любить – любить не то чтобы... – так любить никто не может!; умные люди, да не те... – такие же люди, да не те!; своим – свой с своим – свой своего; никому – никому! и т. д. Именно неоднократные повторения стержневых слов (существительных, местоимений, глаголов) и целых словосочетаний придают особое звучание центральному монологу, позволяют подвести учащихся к правильному выводу о том, что «суть, основа, образный и идейный стержень «Тараса Бульбы» – товарищество ….. » (Г. А. Гуковский). Без чуткого, внимательного отношения к языку писателя нельзя понять его творчество. Каждый художник слова рассчитывает на понимание со стороны читателя и ищет наиболее эффективные способы выражения своих мыслей, чувств, ощущений. Каждый читатель должен научиться воспринимать словесно-художественные образы. И чем богаче знания учеников о языковой природе эстетического эффекта, тем глубже их понимание художественного текста, тем сильнее проявляется способность к сопереживанию, тем настойчивее созревает и укрепляется потребность к речевому самосовершенствованию. Литература: Бахтин М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе // Русская словесность. – 1994. – № 2. Журавлева Е.Б., Трофимова О.В. Работа над сочинение-рассуждением в XI классе при подготовке к ЕГЭ // Русский язык в школе. – 2010. – № 9. Межпредметные связи в преподавании русского языка. (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителей – Сост. Н.Н.Ушаков. – М., 1977. Сальникова О.А. Что такое риторизация? // Русский язык в школе. – 2012. – № 3. |
Конспект Урока ритмической гимнастики Для девушек 10-11классов Учитель:... | Бабакова Ольга Тимофеевна 2010 г. Тема урок Учебник для 2 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Русский язык 2 класс. Н. М. Барская | ||
Лариса Ивановна Щасная в углу, под искусственной пальмой… или обратный... Варвара Тимофеевна Гонобоблева, бывшая профсоюзная деятельница республиканского масштаба | Курьянова Любовь Тимофеевна учитель русского языка и литературы Цели:... Звучит мелодия “Три чуда” из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” | ||
Татьяна Андреевна Огородникова Очаг вины Татьяна Андреевна Огородникова Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности | Краткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции» Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна... | ||
Бегун Татьяна Михайловна Тверь, 2012 Автор : Бегун Татьяна Михайловна,... Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | Толстова Татьяна Константиновна Толстова Татьяна Константиновна, 1959 года рождения, мари, образование средне специальное, окончила в 1983 году музыкальное училище... | ||
Реферат Тема: Он был первый Алексей Иванович Гагарин (1902—1973), — плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903—1984), — работала на молочнотоварной ферме.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Михайлов Анатолий Егорович, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Дьяков Михаил Иванович. На год позже пришли... | ||
Мку «уо и мп» с 04. 04. 2014 года по 10. 04. 2014 года сош Чекалдина Татьяна Васильевна) и диплом 2 степени удостоена работа обучающейся школы прикладного творчества «Непоседы» Ярославы Андрейчук... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эти вопросы обостряют проблемную ситуацию урока, так как ученики на первых порах готовы видеть в этом холодность, равнодушие и даже... | ||
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» Оренбургского района | Участник: Тимина Татьяна Учитель научный руководитель Орлова Татьяна... Целью моей работы является определение роли и значения образа Петра I в творчестве А. С. Пушкина, выявление неоднозначности и неординарности... | ||
Алексенко Татьяна Ивановна | Конспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова... Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района |