Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
Умножать, а не только уважать человека в человеке. Е.Н.Ильин
Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы 84-й школы г.Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.
Классификационные параметры системы Е.Н.Ильина:
По уровню применения: частнопредметная.
По философской основе: гуманистическая.
По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.
По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.
По категории обучаемых: массовая + продвинутая.
Целевые ориентации:
• Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.
• Преподавание литературы как искусства.
Концептуальные положения и гипотезы и их использование в моей работе.
Система Е.Н.Ильина используется мною и на уроках русского языка, особенно в старшем звене, при подготовке к написанию сочинения Единого Государственного экзамена по русскому языку.
• Усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
Рис.1. Интегрированный урок русский язык + английский язык «Дело о пропавшей восковой фигуре» в 9 классе. (2009-2010 учебный год)
• принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;
- Этот принцип активно применяется мною на уроках литературы в качестве подготовки к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в 9 классе, а также в качестве подготовки к написанию сочинения части С ЕГЭ по русскому языку, реализуется воспитательная задача урока морально-нравственного плана.
• художественность: урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
Рис.2. Уроки в 11 классе, посвящённые творчеству М.А.Булгакова (2011-2012 учебный год)
Рис.3. Литературная гостиная, посвящённая творчеству С.А.Есенина, подготовленная силами учащихся 10-11 классов (2011-2012 учебный год).
- Этот принцип наиболее любим моими учениками, т.к., будучи очарованным, читается легко, окрылённым поступками героев – хочется жить и поступать также (или, наоборот, так не поступать), будучи обворожёнными одним писателем, душа потянется к изучению литературы в целом.
• принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;
Рис.4. Внеклассное мероприятие в 8 классе «Цветы в нашей жизни» (2010-2011 учебный год)
- Учащиеся проявляют интерес к литературе и активность в работе не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.
• в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;
Рис.5. Урок литературы в 7 классе. «Тема Родины в произведениях русских поэтов XIX века» (2010-2011 учебный год).
- Проблемы нравственности и патриотизма в наши дни очень актуальны и занимают одно из центральных мест в образовательном процессе. На своих уроках я стараюсь уделять этим темам как можно больше внимания, вовлекая учащихся в обсуждение вопросов, так или иначе связанных с данными проблемами. Активно использую частично-поисковый метод. Ребята с удовольствием выполняют задания, требующие самостоятельной подготовки к урокам, а также берутся за опережающие задания.
• идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;
Рис.6. Урок литературы в 11 классе по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».
- При подготовке к уроку учащимся предлагается не готовая тема, а проблема, которую предлагается обдумать самостоятельно, подобрать соответствующие материалы (литературу разных авторов), а затем совместно обсудить на уроке.
• сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;
- Воспитывает не то, что и как говорит учитель, а то, как учитель живёт, поступает, мыслит и думает (т.е. воспитывать учитель должен на личном примере).
• педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;
Рис.7. Заключительный урок в 11 классе по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
• формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;
• метод духовного контакта;
• демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю.
Рис.8. Совместная подготовка к урокам (9-11 классы)
Особенности содержания системы Е.Н.Ильина.
Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:
а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;
б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);
в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.
Особенности методики.
В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге. Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.
Урок литературы - это:
- человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;
- своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;
- не аргументы и факты, а открытия;
- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.
Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.
В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
Литература
1. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все. - М., 1990.
2. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. - М., 1991.
3. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.
4. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.
5. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М.
6. Ильин Е.Н. Роман Шолохова «Поднятая целина».
7. Ильин Е.Н. Урок продолжается. - М., 1973.
8. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986. |