Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче





Скачать 66.49 Kb.
НазваниеЕ. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче
Дата публикации02.07.2014
Размер66.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

Умножать, а не только уважать человека в человеке.
Е.Н.Ильин


Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы 84-й школы г.Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Классификационные параметры системы Е.Н.Ильина:

По уровню применения: частнопредметная.

По философской основе: гуманистическая.

По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.

По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.

По категории обучаемых: массовая + продвинутая.

Целевые ориентации:

•  Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

• Преподавание литературы как искусства.

Концептуальные положения и гипотезы и их использование в моей работе.

Система Е.Н.Ильина используется мною и на уроках русского языка, особенно в старшем звене, при подготовке к написанию сочинения Единого Государственного экзамена по русскому языку.

Усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;



Рис.1. Интегрированный урок русский язык + английский язык «Дело о пропавшей восковой фигуре» в 9 классе. (2009-2010 учебный год)

•  принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;

- Этот принцип активно применяется мною на уроках литературы в качестве подготовки к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в 9 классе, а также в качестве подготовки к написанию сочинения части С ЕГЭ по русскому языку, реализуется воспитательная задача урока морально-нравственного плана.

•  художественность: урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;



Рис.2. Уроки в 11 классе, посвящённые творчеству М.А.Булгакова (2011-2012 учебный год)



Рис.3. Литературная гостиная, посвящённая творчеству С.А.Есенина, подготовленная силами учащихся 10-11 классов (2011-2012 учебный год).

- Этот принцип наиболее любим моими учениками, т.к., будучи очарованным, читается легко, окрылённым поступками героев – хочется жить и поступать также (или, наоборот, так не поступать), будучи обворожёнными одним писателем, душа потянется к изучению литературы в целом.

•  принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;



Рис.4. Внеклассное мероприятие в 8 классе «Цветы в нашей жизни» (2010-2011 учебный год)

- Учащиеся проявляют интерес к литературе и активность в работе не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.

•  в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;



Рис.5. Урок литературы в 7 классе. «Тема Родины в произведениях русских поэтов XIX века» (2010-2011 учебный год).

- Проблемы нравственности и патриотизма в наши дни очень актуальны и занимают одно из центральных мест в образовательном процессе. На своих уроках я стараюсь уделять этим темам как можно больше внимания, вовлекая учащихся в обсуждение вопросов, так или иначе связанных с данными проблемами. Активно использую частично-поисковый метод. Ребята с удовольствием выполняют задания, требующие самостоятельной подготовки к урокам, а также берутся за опережающие задания.

•  идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;



Рис.6. Урок литературы в 11 классе по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».

- При подготовке к уроку учащимся предлагается не готовая тема, а проблема, которую предлагается обдумать самостоятельно, подобрать соответствующие материалы (литературу разных авторов), а затем совместно обсудить на уроке.

•  сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;

- Воспитывает не то, что и как говорит учитель, а то, как учитель живёт, поступает, мыслит и думает (т.е. воспитывать учитель должен на личном примере).

•  педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;



Рис.7. Заключительный урок в 11 классе по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

•  формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;

• метод духовного контакта;

•  демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю.



Рис.8. Совместная подготовка к урокам (9-11 классы)

Особенности содержания системы Е.Н.Ильина.

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:

а)  вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Особенности методики.

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.
Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Урок литературы - это:

-  человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

-  своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;

-  не аргументы и факты, а открытия;

-  совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.

Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.

В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Литература

1. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все. - М., 1990.

2. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. - М., 1991.

3. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.

4. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.

5. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М.

6. Ильин Е.Н. Роман Шолохова «Поднятая целина».

7. Ильин Е.Н. Урок продолжается. - М., 1973.

8. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче icon«Урок как произведение искусства. Евгений Николаевич Ильин» представляет...
Слева направо: Ш. Амонашвили, Л. Никитина, С. Соловейчик, С. Лысенкова, В. Матвеев, Б. Никитин, В. Шаталов, В. Караковский, И. Волков,...
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче iconПостмодернизм Илья Ильин Ильин Илья Постструктурализм, Деконструктивизм,
Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного научного фонда (распоряжение ргнф ж 96-4-6д/24)
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче icon«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой
Белокурова Светлана Павловна – учитель русского языка и литературы гимназии №405 Санкт-Петербурга, методист Научно-методического...
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче iconТематическое планирование курса литературы в 8 классе
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче iconИван Ильин Наши задачи-Том II иван Ильин Наши задачи Том II
Но разве фанатик внемлет урокам исторического опыта? Сколько раз формальные демократии вырождались, теряли свою творческую силу и...
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче iconЕвгений Павлович Ильин дифференциальная психофизиология мужчины и женщины
Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии В. В. Пасечника, составленной на основе федерального...
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче iconРабочая программа по технологии (художественная обработка древесины)
Ильин Иван Юрьевич, учитель технологии муниципального общеобразовательного учреждения Итомлинской средней общеобразовательной школы...
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче iconКурортного района санкт-петербурга
Курортный район Санкт-Петербурга отдален от центра Санкт-Петербурга, от его образовательных и культурных учреждений, поэтому роль...
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче iconЗанятие Тема: «Введение. Понятие художественной литературы как письменной...
...
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче iconНикитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы...
«икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов»
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче icon«Порядок»
Геревич С. А., учитель математики, Пономарёва Н. В., учитель русского языка и литературы, Серебренникова Т. А., учитель изобразительного...
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче iconПрограмма учебной дисциплины «История архитектуры Санкт-Петербурга»
Цель преподавания дисциплины – формирование представлений о характере архитектурной застройки Санкт-Петербурга
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче iconПрограмма учебной дисциплины «История архитектуры Санкт-Петербурга»
Цель преподавания дисциплины – формирование представлений о характере архитектурной застройки Санкт-Петербурга
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче iconФормирование читательской компетенции у учащихся на примере блока...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение центр образования №195 адмиралтейского района Санкт-Петербурга (гбоу центр...
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче iconПризнание культуры приоритетной и социально значимой отраслью, определяющей...
Санкт-Петербурга в законодательном порядке (Закон Санкт-Петербурга от 11. 01. 2011 №739-2 «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге»),...
Е. Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уче iconТематическое планирование курса литературы в V x класс
Цели и задачи предмета "Литература". Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск