Скачать 31.33 Kb.
|
Учитель высшей категории Анисимова И.Р. Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы. Умножать, а не только уважать человека в человеке. Е.Н. Ильин Стремительный ХХI век постоянно ставит человека (и взрослого, и ребенка) в ситуацию выбора. И помочь осуществить этот выбор, сделать его по-настоящему свободным, на мой взгляд, призвана литература, которая, будучи истинным искусством, не может не содержать в себе вечных истин применительно и к новому времени. Уроки литературы, как уроки «человековедения», позволяющие соприкоснуться учащимся со множеством нравственных проблем, которые так или иначе ставятся в художественных произведениях, способствуют формированию, развитию личности человека. В современном мире, где дети взрослеют быстро, порою рано сталкиваясь с трудностями взрослой жизни, школа призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе, найти верные пути. В связи с этим наиболее эффективны личностно-ориентированные технологии, которые позволяют воспринимать ученика в школе как полноценную человеческую личность. Ведь каждого ребенка нужно любить, понимать, принимать и помогать ему познавать себя и мир вокруг себя. Для реализации этих задач можно использовать проблемно-поисковый метод. Согласно системе Е.Н. Ильина, идти к учащимся надо не только с темой урока, а с проблемой. Возможны разные приемы создания проблемных ситуаций. Я, например, специально провоцирую ребят на спор, возражение, приводя противоречивые данные, заведомо допуская ошибки; привожу разные точки зрения на один и тот же вопрос и предлагаю их обсудить; предлагаю классу рассмотреть явление с разных позиций (например, преступление Раскольникова – с позиции самого автора, следователя Порфирия Петровича, Сони Мармеладовой). Эти нестандартные ситуации, порой неожиданные и страстные дискуссии я больше всего люблю. Они побуждают ребят думать. Сравнивать, делать выводы, обобщения, сопоставлять факты и извлекать нравственные уроки из ситуации. Я считаю, что проблема должна быть злободневной, личностно значимой для учеников. В этом случае возникает диалог, который выливается в коллективный поиск (обсуждение проблемы, дискуссия, а в итоге – глубокий анализ произведения), что порождает совместную деятельность учителя и учеников на творческой основе. Очень важным этапом работы над каждым художественным произведением является этап коллективного раздумья и сопереживания. Ответственность этого этапа предъявляет особые требования как к выбору приёмов, так и к их сочетанию. Комментирование текста как пояснение сложных мест, попытка раскрыть мотивы поступков героев, объяснить логику событий может сочетаться с беседой или стремительным обменом мнениями. Различные виды пересказа помогают проникновению в текст, обогащают память, а сопоставление с произведениями другого вида искусства или другой национальной культуры расширяет общий и читательский кругозор учащихся, помогает осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности. И наконец, выразительное чтение текста, обсуждение общей эмоциональной окраски, интонации, ритмического рисунка текста способствует глубине постижения художественного произведения. Игра как метод обучения используется в целях интенсификации деятельности учащихся на уроке. Я люблю нестандартные, сюжетные уроки, провожу их как в среднем звене, так и в старших классах: уроки-путешествия ( «Лингвистическое путешествие по стране Культуры речи», «Путешествие в Соединенные Штаты Языкознания»), урок-суд (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»), литературное кафе «Она была поэтом…» (по творчеству А.А. Ахматовой), литературный салон «В добровольном изгнании…» (Русские поэты о женах декабристов), урок-игра для старшеклассников «Умники и умницы» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»), урок-концерт «Какое ты, «чистое искусство»?». Нестандартные уроки позволяют ребятам наиболее ярко проявить свои творческие способности, реализовать потребности более глубоко проникнуть в ткань произведения, осмыслить его, развивают речь учащихся. При подготовке нетрадиционных уроков возможно использование групповых технологий, когда класс разбивается на группы, перед каждой группой ставится определенная задача, работают ученики-консультанты. Разрабатывая эти уроки, а потом общаясь с ребятами на уроках, я обогащаюсь переживаниями и мыслями учеников; мы вместе совершаем открытия, докапываемся до истины. Я считаю, что « литература» является главным предметом, формирующим и мировоззрение, и характер, и моральные устои, которые становятся всё более необходимыми в этом полном соблазнов мире. Причём, нужно не «проходить» литературу в школе, а « проживать» её вместе с учениками, помогая им отвечать на трудные жизненные вопросы. |
Программа дисциплины дпп. В. 00 Проблемы духовного развития личности... Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных... | Справка о результатах районного семинара «Эффективность реализации системно-деятельностного подхода в организации урока как условие развития личности ученика» | ||
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» Целью дисциплины является формирование всесторонне развитой личности, владеющей средствами укрепления здоровья, повышения работоспособности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: проанализировать эффективность введения фгос в 1 классах, выявить проблемы и наметить пути их решения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я с тем, что основную роль в становлении личности и духовном воспитании учащихся играют предметы гуманитарного цикла. Что, как не... | Задача школы сегодня вооружить детей знаниями. Но одного этого для... Технология продуктивного чтения одно из направлений формирования читательской деятельности школьников | ||
Конспект урока литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье... В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | Эффективность и проблемы развития правовой информатизации в республике беларусь Охватывают весь спектр общественных отношений | ||
Тема урока Тип урока Авт сост. В. Я. Коровина. М. Просвещение, 2002. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | План – конспект урока: Тема урока В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Деловая игра «День самоуправления» позволяет учащимся раскрыть лидерские качества личности и реализовать организаторские способности,... | Методическая разработка использование технологии проектного обучения... Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой... | ||
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного... Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | Название темы урока В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Тема урока Кол Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... |