Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы





Скачать 31.33 Kb.
НазваниеЭффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы
Дата публикации02.07.2014
Размер31.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Учитель высшей категории

Анисимова И.Р.

Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы.
Умножать, а не только уважать

человека в человеке.

Е.Н. Ильин
Стремительный ХХI век постоянно ставит человека (и взрослого, и ребенка) в ситуацию выбора. И помочь осуществить этот выбор, сделать его по-настоящему свободным, на мой взгляд, призвана литература, которая, будучи истинным искусством, не может не содержать в себе вечных истин применительно и к новому времени.

Уроки литературы, как уроки «человековедения», позволяющие соприкоснуться учащимся со множеством нравственных проблем, которые так или иначе ставятся в художественных произведениях, способствуют формированию, развитию личности человека. В современном мире, где дети взрослеют быстро, порою рано сталкиваясь с трудностями взрослой жизни, школа призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе, найти верные пути. В связи с этим наиболее эффективны личностно-ориентированные технологии, которые позволяют воспринимать ученика в школе как полноценную человеческую личность. Ведь каждого ребенка нужно любить, понимать, принимать и помогать ему познавать себя и мир вокруг себя.

Для реализации этих задач можно использовать проблемно-поисковый метод. Согласно системе Е.Н. Ильина, идти к учащимся надо не только с темой урока, а с проблемой. Возможны разные приемы создания проблемных ситуаций. Я, например, специально провоцирую ребят на спор, возражение, приводя противоречивые данные, заведомо допуская ошибки; привожу разные точки зрения на один и тот же вопрос и предлагаю их обсудить; предлагаю классу рассмотреть явление с разных позиций (например, преступление Раскольникова – с позиции самого автора, следователя Порфирия Петровича, Сони Мармеладовой). Эти нестандартные ситуации, порой неожиданные и страстные дискуссии я больше всего люблю. Они побуждают ребят думать. Сравнивать, делать выводы, обобщения, сопоставлять факты и извлекать нравственные уроки из ситуации. Я считаю, что проблема должна быть злободневной, личностно значимой для учеников. В этом случае возникает диалог, который выливается в коллективный поиск (обсуждение проблемы, дискуссия, а в итоге – глубокий анализ произведения), что порождает совместную деятельность учителя и учеников на творческой основе.

Очень важным этапом работы над каждым художественным произведением является этап коллективного раздумья и сопереживания. Ответственность этого этапа предъявляет особые требования как к выбору приёмов, так и к их сочетанию. Комментирование текста как пояснение сложных мест, попытка раскрыть мотивы поступков героев, объяснить логику событий может сочетаться с беседой или стремительным обменом мнениями.

Различные виды пересказа помогают проникновению в текст, обогащают память, а сопоставление с произведениями другого вида искусства или другой национальной культуры расширяет общий и читательский кругозор учащихся, помогает осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности. И наконец, выразительное чтение текста, обсуждение общей эмоциональной окраски, интонации, ритмического рисунка текста способствует глубине постижения художественного произведения.

Игра как метод обучения используется в целях интенсификации деятельности учащихся на уроке. Я люблю нестандартные, сюжетные уроки, провожу их как в среднем звене, так и в старших классах: уроки-путешествия ( «Лингвистическое путешествие по стране Культуры речи», «Путешествие в Соединенные Штаты Языкознания»), урок-суд (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»), литературное кафе «Она была поэтом…» (по творчеству А.А. Ахматовой), литературный салон «В добровольном изгнании…» (Русские поэты о женах декабристов), урок-игра для старшеклассников «Умники и умницы» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»), урок-концерт «Какое ты, «чистое искусство»?».

Нестандартные уроки позволяют ребятам наиболее ярко проявить свои творческие способности, реализовать потребности более глубоко проникнуть в ткань произведения, осмыслить его, развивают речь учащихся. При подготовке нетрадиционных уроков возможно использование групповых технологий, когда класс разбивается на группы, перед каждой группой ставится определенная задача, работают ученики-консультанты. Разрабатывая эти уроки, а потом общаясь с ребятами на уроках, я обогащаюсь переживаниями и мыслями учеников; мы вместе совершаем открытия, докапываемся до истины.

Я считаю, что « литература» является главным предметом, формирующим и мировоззрение, и характер, и моральные устои, которые становятся всё более необходимыми в этом полном соблазнов мире. Причём, нужно не «проходить» литературу в школе, а « проживать» её вместе с учениками, помогая им отвечать на трудные жизненные вопросы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconПрограмма дисциплины дпп. В. 00 Проблемы духовного развития личности...
Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных...
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconСправка о результатах районного семинара
«Эффективность реализации системно-деятельностного подхода в организации урока как условие развития личности ученика»
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconРабочая программа дисциплины «Физическая культура»
Целью дисциплины является формирование всесторонне развитой личности, владеющей средствами укрепления здоровья, повышения работоспособности...
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: проанализировать эффективность введения фгос в 1 классах, выявить проблемы и наметить пути их решения
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я с тем, что основную роль в становлении личности и духовном воспитании учащихся играют предметы гуманитарного цикла. Что, как не...
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconЗадача школы сегодня вооружить детей знаниями. Но одного этого для...
Технология продуктивного чтения одно из направлений формирования читательской деятельности школьников
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconКонспект урока литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconЭффективность и проблемы развития правовой информатизации в республике беларусь
Охватывают весь спектр общественных отношений
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconТема урока Тип урока
Авт сост. В. Я. Коровина. М. Просвещение, 2002. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconПлан – конспект урока: Тема урока
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Деловая игра «День самоуправления» позволяет учащимся раскрыть лидерские качества личности и реализовать организаторские способности,...
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconМетодическая разработка использование технологии проектного обучения...
Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой...
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconИнформационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного...
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconНазвание темы урока
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Эффективность решения проблемы развития личности средствами урока литературы iconТема урока Кол
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск