Скачать 0.74 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОУ «Азигуловская средняя общеобразовательная школа» Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы Проектировочная работа Составитель: Валиева М. М., учитель русского языка и литературы с. Азигулово 2009 СОДЕРЖАНИЕ Стр.
ВВЕДЕНИЕ «Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его. К. Д. Ушинский Актуальность работы. «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…». Социально–экономические преобразования, характерные для России в последние годы, резко изменили ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой существенные изменения в образовании. Сегодня приоритетными задачами образования является не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и развитие у школьников познавательной активности, умения самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, готовности к свободному выбору, способности к успешной социализации и адаптации на рынке труда. Актуализация этих задач стимулирует научный поиск новых технологий, включающих способы, обеспечивающие развитие интересов и способностей школьников, учет их индивидуальности, уникальности, субъектности. В связи с этим проблема развития интересов становится в последнее время одной из ключевых в современной педагогике, что отражено в «Концепции модернизации образования до 2010 года», где особо подчеркивается значение способов развития познавательных интересов учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации, поэтому использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования, что и способствовало выбору темы педагогического проекта: «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы». Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся. В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги - дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М .И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. и т.д. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования прописаны цели по отдельным предметам. По русскому языку одним из целей изучения на ступени основного общего образования является «воспитание любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, а также формирование умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию». [19, c. 48] В педагогических и психологических исследованиях познавательный интерес имеет множество различных трактовок. В нашем исследовании мы вслед за Г.И.Щукиной под познавательным интересом понимаем избирательную направленность личности, обращенную к области познания как к ее предметной стороне, так и самому процессу овладения знаниями. [12, c. 21] В педагогической литературе существует значительное количество исследований, связанных с проблемой познавательного интереса. Особую значимость для нашего исследования представляют работы, посвященные феноменологическому анализу понятия «интерес» и его компонентов (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, В.Г.Иванов, В.Н.Мясищев, А.Н.Леонтьев и др.). Различные аспекты развития познавательного интереса представлены в работах Л.И.Божович, А.К.Дусавицкого, Н.Г.Морозовой, В.В.Репкина, Г.И.Щукиной, Д.Б.Эльконина и др. Так, например, в работах Г.И.Щукиной обобщен опыт классификации и диагностики познавательных интересов. В исследованиях Н.Г.Морозовой, Л.С.Славиной выявлены этапы развития познавательного интереса учащихся. В последнее время появилось значительное количество работ, исследующих зависимость развития познавательного интереса от преимуществ использования печатной, аудиовизуальной культуры, Интернета, новых информационных технологий (Ю.Д.Батаева, А.Е.Восткрунский). В современной зарубежной педагогике проблеме развития познавательного интереса учащихся также уделяется большое внимание. В качестве основных форм и способов стимулирования познавательного интереса исследователи выделяют метод долговременных проектов (П.С.Блюменфилд), групповую работу (А.Браун, И.А.Палингсар); применение знаний в реальной жизни (М.Майэр и Е.Андерсон). В исследованиях подчеркивается важность выявления и фиксации познавательного интереса (С.Нолен). Анализируя сегодняшние проблемы школы, мы, вслед за учеными А.К.Дусавицким, Г.А.Цукерман и другими, выделяем проблему, связанную с невыраженностью в процессе обучения существующих у школьников познавательных интересов. Анализ практики показывает, что большинство педагогов осознают необходимость применения ИКТ, но недостаточно владеют информацией о широких возможностях ИКТ, или же не владеют навыками работы с ними, что в последствии приводит к большим затруднениям и в их применении. Наблюдается тенденция отставания информационной культуры учителя от уровня учащихся, что приводит к заметному снижению авторитета учителя, к падению интереса учащихся к школьной учебе. Возникает противоречие: между возможностями средств ИКТ и существующими традиционными методами развития познавательного интереса учащихся. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Мы понимаем, что информационно-коммуникационные технологии могут развить познавательный интерес у учащихся, но возникает проблема: Как информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы? Объект: процесс развития познавательных интересов подростков. Предмет: использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы. Цель: разработать электронный сборник учебных материалов, повышающих познавательный интерес к урокам русского языка и литературы. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Гипотеза: Информационно-коммуникационные технологии являются одним из средств развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. Поставленные задачи, выдвинутая гипотеза определили логику и выбор методов научно-педагогического исследования: - теоретический анализ литературных источников и образовательной практики; - опросно-диагностические методы (анкетирование), изучение педагогической документации, наблюдение, анализ продуктов ученической и педагогической деятельности; Базой исследования: МОУ «Азигуловская средняя общеобразовательная школа», учащиеся 5-7 классов. Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретический материал может быть использован для построения процесса развития познавательного интереса подростков на любом предмете, учебные материалы электронного сборника возможно использовать в преподавании русского языка и литературы. Каждый учитель должен уметь подготовить и провести урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, так как ему предоставляется возможность эффективно организовать познавательную деятельность школьников, формировать высокий уровень мотивации, интереса к учебной деятельности. ТЕЗАУРУС Интерес - избирательная направленность внимания человека, внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным. Познавательный интерес - избирательная деятельность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности Интерес к учебному предмету - направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии - технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Это представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, использование самого компьютера, самых разных программ. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
Разработка проблемы формирования познавательных интересов школьников для современного построения учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего. Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать его внутреннее побуждение расширять свой общий и специальный кругозор, чтобы встать в ранг интеллигентного рабочего, способного не только быть хорошим исполнителем производственной задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровне творческой деятельности. Если выпускник школы будет работать в области науки, техники, культуры, ему тем более необходимы знания, обгоняющие время, помноженные на практические ориентиры, чтобы преобразовать действительность, и в том и в другом случае ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой. Вот в чем главные основания для формирования у школьников познавательных интересов. Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения. Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку. [8, c. 23] Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому. Общая теория интереса, разрабатываемая советскими психологами (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материаллистический подход к этой сложной проблеме. Понятие “интерес” не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека. [8, c. 26] Истоки интереса лежат в общественной жизни. В интересе выражено единство объективного и субъективного. Психология считает, что посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность. Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы: - обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни; - возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями; - всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию. Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему. Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс. Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива. Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом. В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны. Поэтому, проблема интереса в обучении стала и стоит по сей день. Анализ психологической структуры познавательного интереса привел советских психологов (С. Л. Рубенштейн, Л. А. Гордон, А. П. Леоньтьев) к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в слитом, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет интересным, - писал А. Н. Леонтьев, - это, значит, сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели школьников». «Процесс формирования интересов, - отмечает Г. И. Щукина, - происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов». [13, c. 52] Таким образом, опыт известных педагогов и психологов позволяет утверждать о том, что одним из самых значительных областей общего феномена «интерес» выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок, в своих психологических определениях, он рассматривается как:
Таким образом, познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение информации вообще, и углубленным в определенную область познания. Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности. В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин «учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и выходящие далеко за ее пределы. В зарубежной литературе термин «познавательный интерес» отсутствует, но существует понятие «интеллектуальный интерес». Этот термин тоже не включает всего того, что входит в понятие «познавательный интерес», так как познание включает в себя не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий, связанных с познанием. Вот почему термин «интеллектуальный интерес» не равносилен интересу познавательному. Познавательный интерес- это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности. |
Интеграция русского языка и литературы с несмежными Выступление на нпк «Интеграция как средство формирования познавательного интереса учащихся» | Галина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования... Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15 | ||
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского... Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы | Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство... Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Николаевна Артемьева, я учитель русского языка и литературы, стаж моей работы... | ||
На уроках биологии использование средств информационной технологии позволяет мне Для сегодняшнего выпускника важно не просто обладать определенной суммой знаний, сегодня знания выступают как средство развития личности,... | Анализ работы шмо учителей русского языка и литературы мкоу сош №18 за 2012-2013 учебный год Гиа и егэ, формирование у уч-ся научно-лингвистического мировоззрения, воспитание познавательного интереса учащихся к урокам русского... | ||
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы... «икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов» | Актуальность использования информационно- коммуникационых технологий в сфере Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса и социального... | ||
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и Развитие познавательного интереса посредством занимательного и игрового материала на уроках русского языка в 6 классе | Первая старое и новое Дидактические игры на уроках русского языка и чтения как средство активизации внимания и повышенного интереса к предметам 6 | ||
Творческая работа на первую квалификационную категорию по проблеме:... I. Теоретические основы формирования и развития читательского интереса учащихся на уроках литературы | Тема: Использование икт на уроках химии Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные... | ||
Инновационного педагогического опыта Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития... | На уроках русского языка и литературы Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы | ||
Отчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за... Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |