Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского





Скачать 366.61 Kb.
НазваниеМетафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского
страница1/2
Дата публикации02.07.2014
Размер366.61 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2
На правах рукописи
Снегирев Илья Александрович


Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского

Специальность 10.01.01 – русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Иваново – 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО

«Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых»


Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент

Половинкина Ольга Ивановна
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент

Дзуцева Наталья Васильевна

ФГБОУ ВПО «Ивановский

государственный университет», профессор кафедры теории литературы и русской литературы ХХ века

кандидат филологических наук, доцент

Волгина Арина Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский

государственный университет

им. Н.А. Добролюбова», доцент

кафедры английского языка
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский городской

педагогический университет»

Защита диссертации состоится 15 марта 2012 г. в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д  212.062.04 при ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» по адресу: 153025, г. Иваново, ул. Ермака, д. 37, ауд. 403.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»


Автореферат разослан «___» ___________ 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор филологических наук Е.М. Тюленева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Поэзия Иосифа Бродского – одно из самых ярких явлений в русской литературе ХХ века. Свидетельством неослабевающего внимания к его творчеству являются посвященные поэту фильмы, передачи, постоянно издаваемая и переиздаваемая литература мемуарного характера, а также специализированные научные конференции и сборники научных статей. У исследователей творчества Бродского особый интерес вызывает проблема межтекстовых связей в его поэзии, что в значительной мере обусловлено неотрадиционалистскими взглядами поэта на творчество, установкой на «завоевание традиции». Традицию Бродский понимал широко. В его поэзии присутствуют следы влияния русской, английской, польской, испанской, литовской поэзии. На сегодня наиболее исследованным является влияние русской традиции.

Среди англоязычных источников творчества поэта называют поэзию У.Х. Одена, Р. Фроста, Т.С. Элиота, очень часто к ним добавляют английского поэта и проповедника XVII века Джона Донна. Включение имени последнего в число поэтов, «сформировавших» Бродского, было во многом спровоцировано самим Бродским. Его слава началась с «Большой элегии Джону Донну». Стихотворение считается одним из поэтических текстов, наиболее значимых для раннего Бродского, заслуживших похвалу Анны Ахматовой. Название элегии выносилось в заглавие ряда изданий Бродского за рубежом. Как наследник Донна и других английских поэтов–метафизиков поэт позиционировался в предисловии к книге Бродского «Остановка в пустыне», изданной в 1970-м году в Америке. После эмиграции Бродского одним из самых частых вопросов интервьюеров о творчестве стал вопрос о влиянии «школы Донна». Сам Донн занимает в своеобразном литературном пантеоне Бродского такое же место, как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Уистен Хью Оден.

Проблема влияния английской метафизической поэзии не раз затрагивалась в научных исследованиях, посвященных творчеству Бродского. Одним из первых на нее указал М. Крепс: «Настоящей школой поэзии для Бродского оказалась не Цветаева и даже не русская поэтическая традиция, а английские поэты–метафизики XVII века: Джон Донн, Джордж Герберт, Ричард Крэшо и Эндрю Марвелл»1. О Бродском как о поэте–метафизике писал Дэвид Бетеа (David Bethea) в своей книге «Иосиф Бродский и сотворение изгнания» («Joseph Brodsky and the Creation of Exile», 1994). В статьях «О Джоне Донне и Иосифе Бродском» и «Бродский и метафизическая поэзия» на эту тему высказывался Вяч. Вс. Иванов. Интерес Бродского к поэтам–метафизикам рассматривал как часть общекультурного процесса восприятия барокко и увлечения барочной эстетикой Дэвид Макфадиен (David MacFadyen) в своей работе «Иосиф Бродский и барокко» («Josef Brodsky and baroque», 1998). Некоторые текстовые совпадения между стихами Джона Донна и Иосифа Бродского обнаружил А.В. Нестеров в статье «Джон Донн и формирование поэтики Бродского: за пределами “Большой элегии”» (2000).

Значение английской метафизической поэзии XVII века для поэтического творчества Бродского уже более десяти лет привлекает внимание авторов диссертационных исследований. В частности, факт влияния поэтов–метафизиков и в целом литературы барокко на эволюцию поэзии Бродского периода до эмиграции отмечал в своей диссертации «Поэтическая эволюция Иосифа Бродского в России (1957–1972)» (1996) В. Куллэ. Восприятие поэзии Джона Донна в рамках восприятия Бродским иной языковой традиции является одним из исследовательских сюжетов в диссертациях К.С. Соколова «И. Бродский и У.Х. Оден: К проблеме усвоения английской поэтической традиции» (2003) и Н.С. Гавриловой «Англо–американский мир в рецепции И. Бродского: Реальность, поэзия, язык» (2007).

Особое место в истории научного осмысления проблемы восприятия Бродским английской метафизической поэзии XVII века занимает статья И.О. Шайтанова «Уравнение с двумя неизвестными. Поэты–метафизики Джон Донн и Иосиф Бродский» (1998). В этой статье последовательно (хотя и кратко) раскрывается то, как опыт поэтов–метафизиков проникал в поэзию Бродского – начиная от работы над переводами и заканчивая относительно поздним стихотворением «Горение», которое обнаруживает свою близость к любовным элегиям Донна. Особенно важной представляется сформулированная Шайтановым мысль о том, что Бродский куда более близок метафизикам в своих оригинальных стихах, чем в переводах Донна, которые являют собой скорее первый опыт знакомства с метафизической поэзией.

Шайтанов говорит о «колеблющейся неясности такого определения», как поэт–метафизик, по отношению к Бродскому. Неясность эта вызвана рядом причин. Выражение «поэт–метафизик» впервые встречается у Джордано Бруно по отношению к Филипу Сидни, предшественнику английских метафизических поэтов. Джон Драйден в «Рассуждении касательно первоначального состояния и дальнейшего развития сатиры» («A Discourse Concerning the Original and Progress of Satire», 1693), говоря о поэзии Донна, употреблял слово «метафизика» в значении ироническом и полемическом. Ту же коннотацию имеет выражение «метафизические поэты» в эссе «Жизнь Каули» («Life of Cowley», 1781) Сэмюеля Джонсона. В результате, определение «метафизическая» оказалось закреплено за поэзией «школы Донна», но при этом не несло никакого определенного смысла. Применительно к русской литературе эта неясность только возрастает, так как в русской литературоведческой традиции понятие «поэты–метафизики» возникло относительно недавно и применяется пока несколько сумбурно. По замечанию Крепса, «поэт–метафизик воспринимается по–русски как синоним выражения поэт–философ»2. Обычно уточняют, что метафизик – не просто философ, но религиозный философ, а значит, поэт, пишущий на религиозные темы. Очевидно, подобное понимание термина в немалой степени вызвано основным, аристотелевским значением слова «метафизика». Следование по этому пути, развертывание сюжета «Бродский как религиозный поэт–философ» уводит нас от понимания характера и сущности влияния английской метафизической поэзии на творчество Иосифа Бродского. Поэтому более продуктивным для изучения поэтики Бродского представляется предложенное И.О. Шайтановым понятие «метафизический стиль». В статье «Метафизики и лирики» исследователь указывает, что «метафизическая поэзия по происхождению понятия и по своей сути – явление преимущественно языковое, стилистическое»3. Этот подход соответствует позиции, которую занимал сам Бродский. Он говорил Соломону Волкову: «Разница между метафизиками и неметафизиками в поэзии – это разница между теми, кто понимает, что такое язык (и откуда у языка, так сказать, ноги растут), и теми, кто не очень про это догадывается. Первые, грубо говоря, интересуются источником языка. И, таким образом, источником всего. Вторые – просто щебечут»4.

На сегодня термин «метафизический стиль» уже достаточно закрепился в отечественном литературоведении, правда, применительно к поэзии англоязычной. Традиция его употребления по отношению к разновременным поэтическим явлениям восходит к Дж. Данкену и его книге «Возрождение метафизической поэзии. История стиля с 1800 года по наше время» (Duncan J. E. The Revival of Metaphysical Poetry. The History of a Style, 1800 to the Present. Minneapolis, 1959). Данкен распространяет понятие “метафизический стиль” на английскую и американскую поэзию разных эпох, сложившуюся под непосредственным влиянием английских поэтов «школы Донна». В связи с творчеством Иосифа Бродского о метафизическом стиле сказал И.О. Шайтанов.

Перевод вопроса из области поиска отдельных реминисценций в область поэтического языка позволяет как конкретизировать проблему, сведя ее к литературному влиянию, так и расширить область исследования, включив в него многие поэтические произведения Бродского, не содержащие прямых реминисценций к поэзии Донна, Герберта или Марвелла, но близких к ним на уровне стиля. Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского является объектом исследования в настоящей работе. Метафизический стиль определяется в соответствии с исследовательской традицией, представленной Х. Гарднер, Дж. Данкеном, И.О. Шайтановым. Среди свойств метафизического стиля необходимо назвать сложную метафору–кончетто, остроумно соединяющую «далековатые понятия», переход к «говорному» стиху, «крепкую строку» («strong line»), острую современность языка.

Актуальность исследования, с одной стороны, обусловлена тем, что на рубеже XX–XXI веков метафизический стиль в поэзии сделался популярным предметом диссертационных исследований, каковым является и сегодня. Проблема формирования и функционирования метафизического стиля в русской поэзии изучена далеко недостаточно. С другой стороны, актуальность настоящего исследования обусловлена острым интересом к восприятию метафизической традиции И. Бродским и феномену метафизического стиля в его творчестве.

Материалом исследования является русская поэзия Бродского, сопоставляемая с творчеством поэтов–метафизиков Джона Донна, Джорджа Герберта, Эндрю Марвелла, Томаса Кэрью и др. Дополнительным источником служит эссеистика Бродского, а также его многочисленные интервью, беседы, воспоминания современников.

Цель диссертационного исследования состоит в описании и изучении процесса усвоения метафизического стиля и дальнейшей трансформации его как составной части поэтического языка Иосифа Бродского.

Цель исследования определяет его задачи:

  • исследовать влияние английской метафизической поэзии на творчество И. Бродского;

  • исследовать специфику усвоения Бродским метафизической традиции;

  • изучить процесс формирования метафизического стиля в поэзии Бродского в его основных этапах;

  • выявить основные составляющие метафизического стиля в поэзии применительно к поэтике И. Бродского;

  • изучить феномен метафизического стиля в поэзии И. Бродского на материале произведений зрелого периода.

Методология исследования основана на работах русской филологической школы и, прежде всего, русских формалистов. Главным источником метода являются работы Ю.Н. Тынянова, при этом учитываются и работы других основоположников формализма, таких как Б.М. Эйхенбаум и В.М. Жирмунский. Наиболее релевантной для настоящего исследования является разработанная формалистами теория литературной борьбы и представление о жанре как о подвижной, смещающейся категории. Так как настоящее исследование посвящено проблеме поэтического языка и стиля, то теоретической базой его является работа Юрия Николаевича Тынянова «Проблема стихотворного языка» (1924). Также плодотворными представляются описанные Тыняновым в статье «Тютчев и Гейне» (1922) понятия «генезис» и «традиция», хотя перенос этих понятий на Бродского и поэтов–метафизиков требует определенной осторожности.

Работа выполнена в русле исторической поэтики. Особое значение для исследования имеет сравнительно–исторический метод, который применяется с опорой на идеи и представления, сформулированные в трудах А.Н. Веселовского.

В понимании метафизического стиля важными являются работы Дж. Данкена, Х. Гарднер, И.О. Шайтанова, О.И. Половинкиной.

В работе с поэтическим текстом задействованы идеи и методы литературного анализа, описанные в стиховедческих и историко–литературных трудах М.Л. Гаспарова.

При анализе творчества Бродского привлекается обширный исследовательский материал как отечественных, так и зарубежных специалистов (В.П. Полухина, Л. Лосев, В. Куллэ, Д.М. Бетэа, М. Крепс, К.С. Соколов, Д. Макфадиен и др.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Усвоению опыта поэтов–метафизиков способствовала общая ориентация творчества Бродского на традицию, а также характерный для русского литературного сообщества 1960–х годов интерес к англоязычной литературе вообще;

2. Знание Бродским поэзии английских поэтов–метафизиков было весьма обширным и не ограничивалось творчеством двух–трех центральных фигур этого направления;

3. Переводы Джона Донна и Эндрю Марвелла явились для Бродского не ординарной переводческой работой, а творческим поиском русскоязычного стилистического эквивалента, осмыслением композиционных и языковых особенностей английской метафизической поэзии XVII века, и, в конечном итоге, важным этапом формирования метафизического стиля в его творчестве;

4. В переводах Донна, выполненных Бродским, а также поэтических вариациях на темы Донна в качестве стилистического ключа избирается поэтическая традиция, восходящая к поэзии Гаврилы Романовича Державина;

5. Влияние Донна и поэтов–метафизиков не ограничивается только стихотворениями, содержащими отсылки к их творчеству, но стало составной частью оригинального авторского стиля Бродского.

Научная новизна работы. Об отдельных элементах метафизического стиля в поэзии Бродского писали И.О. Шайтанов, М.Б. Крепс, К.С.Соколов, Д. Макфадиен. Однако как целостный феномен метафизический стиль в поэзии И. Бродского исследуется впервые. Впервые предпринимается и детальное, с обращением к пометам на полях изданий английских поэтов–метафизиков, изучение выполненных Бродским переводов английской метафизической поэзии, а также реконструкция истории прочтения этих поэтов Бродским.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она вносит вклад в дальнейшую разработку понятия «метафизический стиль» в поэзии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут стать базой для дальнейшего изучения поэтики Бродского, а также использоваться при разработке вузовских учебных курсов истории русской литературы XX века, истории зарубежной литературы XVII века, анализа поэтического текста, а также спецкурсов и спецсеминаров по истории русской поэзии.

Соответствие содержания диссертации паспорту специальности, по которой она рекомендуется к защите. Диссертация соответствует специальности 10.01.01 «Русская литература». Диссертационное исследование выполнено в соответствии со следующими пунктами паспорта специальности: п. 2. История русской литературы XVIII века; п. 4. История русской литературы XX–XXI веков; п. 7. Биография и творческий путь писателя; п. 8. Творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности личности и ее преломлений в художественном творчестве; п. 9. Индивидуально–писательское и типологическое выражения жанрово–стилевых особенностей в их историческом развитии; п. 17. Взаимодействие русской и мировой литературы, древней и новой; п. 18. Россия и Запад: их литературные взаимоотношения.

Апробация диссертации. Результаты работы докладывались на следующих конференциях: на конференции XXI Пуришевские чтения (Москва, апрель 2009 г.), на конференции «Ссылка в Норенскую в жизни и творчестве Иосифа Бродского» (Коноша, сентябрь 2009), на VIII–й конференции «Художественный текст и культура» (Владимир, октябрь 2009), на конференции XXII Пуришевские чтения (Москва, апрель 2010), на международных юбилейных чтениях «Иосиф Бродский и Россия» (Санкт–Петербург, май 2010), на конференции на международной научно – исследовательской конференции «Иосиф Бродский в XXI веке» (Санкт–Петербург, май 2010), на IX конференции «Художественный текст и культура» (Владимир, октябрь 2011).

Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым материалом. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 193 наименования.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconЦветовая картина мира иосифа бродского: когнитивно-функциональный подход
...
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconДиплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского»
Общие сведения о модернизме и постмодернизме как об основных направлениях литературы конца ХIХ – начала ХХ вв
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconИнтертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла»
Общие сведения о модернизме и постмодернизме как об основных направлениях литературы конца ХIХ – начала ХХ вв
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconВысший расцвет поэзии хокку связан с творчеством Мацуо Басе, который...
Басе родился в замковом городе Уэно провинции Ига в семье небогатого самурая Мацуо Едзаемона в (1644-1694). Басе – это литературный...
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconИстория прощения иосифа
Евангелия. Поэтому мы выбрали для вас изучение библейской истории прощения, главным героем которой является Иосиф. Это удивительная...
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconУрок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные...
Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская...
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconТема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского...
Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как...
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconРеферат тема: "Форматирование текста в MicroSoft Word"
Для того чтобы изменить стиль необходимо выбрать команду «Стиль» в меню «Формат», после чего, в появившемся окне в поле “Стили” выберите...
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconРоманский стиль в архитектуре. Романский стиль
Совета по сохранению исторически ценных градоформирующих объектов исторических поселений Вологодской области
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconРабочая учебная программа по музыке для 8 класса 0,5 часа в неделю (всего 17 часов)
Понятие «музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщить и углубить знания по темам «Публицистический стиль речи» и «Художественный стиль речи»
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconОткрытый интегрированный урок истории и литературы
Великой Отечественной войне, о значении поэзии в годы Вов, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись...
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconРеферат Дипломная работа выполнена на 124 страницах, содержит 61...
Ключевые слова: мода, стиль, мужчины, потребительское поведение, маскулинность, стиль жизни, факторы потребительского поведения
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconЛ. Ю. Фалько «индивидуальный стиль в одежде»
Индивидуальный стиль в одежде: Рабочая тетрадь. Владивосток, Изд-во вгуэс, 2012. 40 с
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского iconЛекция стилевая норма научный стиль понятие стилевой нормы. Функциональный...
Реализации заложенных в языке стилистич возможностей, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения;...
Метафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского icon«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»...
Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск