Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо





НазваниеРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо
страница1/12
Дата публикации08.07.2014
Размер1.59 Mb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
100-bal.ru > Литература > Инструктивно-методическое письмо
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина


ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПИСЬМО
Об особенностях преподавания основ наук

в средних общеобразовательных учебных заведениях

Республики Казахстан

в 2009-2010 учебном году

Алматы 2009
СОСТАВИТЕЛИ: Кунакова К.У., Кабдолова К.Л., Карбаева Ш.Ш., Токбергенова У.К., Айдарова З.Ш., Алдибаева Т.А., Ауельбекова Г.Д., Жумагулова К.А., Жусанбаева Г.М., Мадиева А.Т., Калиакпар Д.К., Сабитова Ж.И., Тунгатарова Г., Джаксыбаева В., Нуралиева С.К., Райымбергенова С.Ш., Атейбек С., Мухаметжанова С.

Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных школах и организациях образования Республики Казахстан в 2009-2010 учебном году. – Алматы, 2009.


Сборник включает материалы по организации образовательного процесса в 1-11 классах средних общеобразовательных учебных организациях.

Сборник адресован руководителям и учителям-предметникам средних общеобразовательных школ, работникам системы общего образования.


ВВЕДЕНИЕ

В 2009-2010 учебном году обучение в общеобразовательных школах Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования РК, утвержденного приказом МОН РК за № 693 от 24.09.2002 г. Перечень учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования, определен приказами МОН РК за №160 от 3 апреля 2009 г.

Формирование конкурентоспособной личности учащегося требует объединения усилий всего педагогического коллектива. На каждом уроке средствами школьных предметов должны быть создаваемы учебные ситуации, развивающие в ученике творческое мышление, самостоятельность, инициативность.

Веления времени диктуют обновление арсенала технологий обучения. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от инициативности, творческого подхода педагогических кадров. Поиск новых форм и методов обучения при условии направленности на личность учащегося завершается прочным освоением знаний предметной области, так как они становятся значимыми для него. Педагогу необходимо приложить немало усилий для овладения современными педагогическими технологиями.

Одним из направлений реформы казахстанского образования, ориентированной на создание конкурентоспособного образовательного поля, является профилизация старшей ступени школы. Нормативные рамки этого процесса очерчены в Государственном общеобязательном стандарте образования (2002).

Профильное обучение рассматривается как система дифференциации учащихся на старшей ступени общего образования. В связи с этим старшие классы будут обучаться по двум направлениям: общественно-гуманитарному и естественно-математическому. Выбор одного или обоих направлений осуществляется школой с учетом потребностей учащихся и запросов родителей. Внутри направления формируются профили (к примеру, физико-технический, экономико-математический, химико-биологический, географо-экологический, художественный, лингвистический, историко-правоведческий и т.д.).

Старшая ступень общеобразовательной школы должна способствовать профессиональному самоопределению старшеклассника, успешной социализации, обеспечить преемственность между школьным и профессиональным образованием. Необходимо создание условий для осознанного выбора будущей сферы деятельности через возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Это  представляется возможным осуществить в рамках реализации учебных курсов вариативного компонента учебного плана старшей ступени общеобразовательной школы. Указанные курсы реализуются за счет школьного и ученического компонентов учебного плана и носят авторский характер.

В настоящее время широко распространилась практика реализации учебных курсов вариативного компонента строго по утвержденным областными (городскими) ИПК программам, что является ущемлением прав школ по выбору направления. В связи с этим утвержденные областными (городскими) ИПК учебные программы рекомендуется адаптировать с учетом особенностей конкретной школы.

Единое национальное тестирование по курсам вариативного компонента не проводится.

Согласно ГОСО РК-2002 учебным курсам вариативного компонента учебного плана, как в гуманитарном, так и естественно-математическом направлении на весь цикл предметов отводится 6 часов в неделю (3 часа прикладным курсам и 3 часа курсам по выбору), из них 2 часа согласно приказу № 693 МОиН РК .2007 г. с 2007 учебного года будет выделено на изучение казахского языка.

Важной частью профилизации старшей ступени школы является предпрофильная подготовка, которая организуется в 8-9 классах основной школы. Результатом предпрофильной подготовки должен стать осознанный и уверенный выбор учеником профиля обучения на старшей ступени школы или выбор профессии, которой он может овладеть в системе технического и профессионального образования.

Задачи, стоящие перед школьным образованием в 5-11 классах, реализуются через учебные программы и учебные планы, разработанные на основе ГОСО-2002:

- базисный учебный план начальной ступени общеобразовательного учебного заведения (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан № 693 от 24.09.02 г.);

- базисный учебный план основной ступени общеобразовательного учебного заведения (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан № 693 от 24.09.02 г.);

- базисный учебный план старшей ступени общеобразовательного учебного заведения (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан № 693 от 24.09.02 г.);

- программы по учебным предметам для 5-7 классов (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан № 148 от 11.03.2003г.);

- программы по учебным предметам для 8-9 классы (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан № 405 от 12.05.2004г.);

- программы по учебным предметам для 10-11 классов по двум направлениям: естественно-математическому и общественно-гуманитарному (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан № от 672 от 18.10.2005 г.).

При организации профильного обучения в общеобразовательной школе РК предлагаем руководствоваться методическими рекомендациями, разработанными КАО им.Ы.Алтынсарина:

1. Жадрина М.Ж., Муканова С.Д. Рекомендации к разработке общеобразовательными учебными заведениями рабочих учебных планов. – Алматы, КАО им.Ы.Алтынсарина, 2005.

2. Муканова С.Д. Проектирование рабочих учебных планов профильного обучения в 10-11 классах общеобразовательных учебных заведений. — Алматы: РОНД, 2005.

3. Методические рекомендации по организации профильного обучения в школах Республики Казахстан. Кунакова К.У. и др. – Алматы: КАО им Ы.Алтынсарина, 2006.

4. Профильное обучение в школе: содержание образования вариативного компонента учебного плана. – Алматы, КАО им. Ы.Алтынсарина, 2007.
О ПРЕПОДАВАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Начальное образование обеспечивается во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы как самостоятельной учебно-воспитательной организации образования.

Цели начального этапа обучения:

- освоение младшими школьниками элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у них познавательных способностей и умений в освоении образовательных программ основной школы;

- формирование основных навыков учебной деятельности;

- приобщение к отечественной и мировой культуре с учетом национального менталитета, культурно-исторических особенностей и традиций своей страны.

Начальное образование обеспечивает овладение обучающимися чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

При приеме дошкольников в первый класс следует ориентироваться на указанные цели, проверяя общую готовность ребенка к школьному обучению, а не степень освоения им основ функциональной грамотности.

Учитель в работе с первоклассниками должен учитывать имеющийся уровень достижений дошкольного возраста и обеспечивать индивидуальную ра­боту в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном возрасте ка­честв.

Нельзя допускать комплектование классов по уровням подготовки детей, вводя искусственную селекцию уров­ней достижения и развития.

С целью формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятель­ности, создания ситуации успешности, готовности к самоконт­ролю необходимо использовать в первое полугодие учебного года безоценочные методы и приемы стимулирования учащихся названной категории. Для облегчения процесса их адаптации к требованиям школы в первых классах должен применяться «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. Продолжительность перерыва между занятиями устанавливается с учетом организации активного отдыха и горячего питания учащих­ся, но не менее 10 минут.

В организациях образования в начальной школе, работающих в несколько смен, первоклассники должны обучаться в первую смену с 9 часов.

Обучение в начальной школе проводится на двух уровнях, обеспечивающих:

1) общеобразовательную подготовку учащихся – преподавание основ наук осуществляется в соответствии с перечнем учебных предметов и объемом часов, опреде­ленных в инвариантной части учебных планов;

2) общеразвивающую подготовку учащихся – для чего рекомендуется использовать вариативную нагрузку учебного плана с целью творческого развития учащихся с уче­том их интересов и способностей.

Содержание образования в конкретной организации определяется рабочими программами и учебными планами, разработанными и реализуемыми в соответствии с ГОСО.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям организации в 1-х классах должен применяться “ступенчатый” режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в первой четверти – 3 урока 35 минутной продолжительности, со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.

Расписание занятий в организациях должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания и активного отдыха обучающихся и воспитанников (Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2005 года, № 224).

С целью реализации норм государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования для начальной школы, а также для усовершенствования системы кон­троля и оценки качества знаний, умений и навыков наряду с из­вестными нормами и эталонами контроля (проверочные работы, диктанты, контрольные срезы и т.д.) рекомендуется вводить тестовые формы промежуточного и итогового контроля, которые позволят объективно определить уровень достижений учащихся.

Оценка выполнения требований стандарта должна осуществляться на рубежных этапах учебного процесса, т.е. в конце начального уровня в 4 классе. Стандарты по учебным предметам фиксируют тот безусловный минимум, который должны освоить все учащиеся.

Преподавание предме­тов в начальной школе осуществляется по дополненным и переработанным изданиям учебно-методических комплексов (УМК) нового поколения (учебник, методическое руководство, рабочие тетради, дидактический материал, хрестоматия). Перечень учебных изданий, разрешенных к использованию при организации начального обучения, определен приказом № 160 Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2009 года.

Согласно пункту 9.3 Государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования Республики Казахстан обеспеченность учебного процесса УМК (в том числе учебниками нового поколения), печатными пособиями, техническими средствами обучения и т.д. осуществляется администрацией школы и местными органами управления (департаментами) образования.

В 2009-2010 учебном году на начальной уровне (1-4 классы) среднего общего образования с казахским, русским, уйгурским, узбекским языками обучения учебный процесс организуется по учебным программам, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 148 от 11.03.2003 г. (Алматы: РОНД, 2003).

Ниже приводятся характеристики базовых учебных предметов и перечень учебни­ков для 1-4 классов для всех типов школ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина
Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных школах и организациях образования...
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина
Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных школах и организациях образования...
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина
Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (протокол №3 от 24 мая 2013...
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconНациональная академия образования имени ы. Алтынсарина
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина...
В общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование)
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина...
В общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование)
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ...
Т. А., Ж. Т., Ералиева М. Е., Жукеш К. М., Жумагулова К. А., Жумадилова Р., Жусанбаева Г., Каимова Р. Т., Калиакпар Д. К., Кунакова...
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconВоспитание личности как субъекта межкультурных отношений
Национальная академия образования имени И. Алтынсарина Министерства образования и науки Республики Казахстан проводит международную...
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук
Рекомендовано Ученым советом Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина (протокол №5 от 26 мая 2010 года)
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconМинистерство образования и науки Республики Казахстан Национальная...
Целью конференции является обсуждение экологических проблем Прикаспийского региона и Каспийского моря, проблем и перспектив развития...
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconОб утверждении Перечня пунктов пропуска автотранспортных средств...
В целях реализации Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года "Об автомобильном транспорте" Правительство Республики Казахстан...
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconРеспублики Казахстан Государственный общеобязательный стандарт Республики...
Взамен государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения (госо рк...
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconПрограмма Начальная военная подготовка для 10 11 классов общеобразовательных школ
Согласовано с Министерством обороны Республики Казахстан Министерством здравоохранения Республики Казахстан, Министерством по чрезвычайным...
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Обществоведение»...
Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств...
Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. №265 и отраслевой программы «Электронный учебник», утвержденной постановлением...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск