Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук





НазваниеИнструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук
страница1/14
Дата публикации14.03.2015
Размер1.5 Mb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
100-bal.ru > Литература > Инструктивно-методическое письмо
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина


ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПИСЬМО

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ НАУК

В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

Астана 2010
Рекомендовано Ученым советом Национальной академии образования им.Ы. Алтынсарина (протокол № 5 от 26 мая 2010 года).


Подготовлено в НИИ дошкольного и среднего образования НАО им.Ы.Алтынсарина под руководством С.Д.Мукановой, А.Т.Дуйсебека, К.Л.Кабдоловой, Ш.Ш.Карбаевой, Г.Д.Аульбековой.


Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан на 2010-2011 учебный год. – Астана, 2010. – 96 стр.

Сборник включает материалы по организации образовательного процесса в 1-11 классах в средних общеобразовательных учебных заведениях РК, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования.

Сборник адресован руководителям и учителям-предметникам, работникам системы среднего образования.


Содержание


Введение


4

1. Особенности обучения предметам уровня начального образования

1.1 Образовательная область «Язык и литература»

1.2. Образовательная область «Математика»

1.3 Образовательная область «Естествознание»

1.4 Образовательная область «Человек и общество»

1.5 Образовательная область «Искусство»

1.6 Образовательная область «Технология»

1.7 Образовательная область «Физкультура»




7

13

15

16

17

19

19

2. Особенности обучения предметам уровня основного среднего образования

2.1 Образовательная область «Язык и литература»

2.2. Образовательная область «Математика и информатика»

2.3 Образовательная область «Естествознание»

2.4 Образовательная область «Человек и общество»

2.5 Образовательная область «Искусство»

2.6 Образовательная область «Технология»

2.7 Образовательная область «Физкультура»




22

34

37

47

51

53

54

3. Особенности обучения предметам уровня общего среднего образования

3.1 Образовательная область «Язык и литература»

3.2. Образовательная область «Математика и информатика»

3.3 Образовательная область «Естествознание»

3.4 Образовательная область «Человек и общество»

3.5 Образовательная область «Искусство»

3.6 Образовательная область «Технология»

3.7 Образовательная область «Физкультура и начальная военная подготовка»




55

67

70

80

87

88

89



4. Особенности обучения в малокомплектной школе


94

5. Особенности обучения в школах г.Байконур


96



ВВЕДЕНИЕ
В 2010-2011 учебном году обучение в общеобразовательных школах Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного приказом МОН РК от 9 июля 2010 года, № 367 (ГОСО РК 2.3.4.01–2010). В соответствии с пунктом 19 «Правил организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий» от 5 июня 2008 года, № 325. Перечень учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий (далее – Перечень), разрешенный к использованию в организациях образования, предусматривает возможность выбора их организациями образования.

При этом для организаций среднего образования в Перечень включается не более пяти учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий по одной учебной дисциплине.

В 2010-2011 учебном году в учебно-воспитательном процессе рекомендуется пользоваться учебной литературой, указанных в Перечнях, утвержденными приказами Министра образования и науки Республики Казахстан в 2010 году, также в 2007-2009 годы. Перечень учебных изданий определен приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Перечня учебников и учебно-методических комплексов по английскому языку, разрешенных к использованию в организациях образования» от 26 января 2010 года, № 20, приказом Министра образования и науки РК «Об утверждении Перечня учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования в 2010–2011 учебном году» от 5 апреля 2010 года, № 152 и дополнениями к приказу МОН РК № 152 (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного образования. В соответствии с ними уточнены учебно-воспитательные цели обучения предметам начального, основного среднего, общего среднего образования, принципы отбора структурирования содержания, а также методы оценки качества подготовки школьников.

Формирование конкурентоспособной личности учащегося требует объединения усилий всего педагогического коллектива. На каждом уроке средствами школьных предметов должны быть созданы учебные ситуации, развивающие в ученике творческое мышление, самостоятельность, инициативность.

Веления времени диктуют обновление арсенала технологий обучения. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от инициативности, творческого подхода педагогических кадров. Поиск новых форм и методов обучения при условии направленности на личность учащегося завершается прочным освоением знаний предметной области, так как они становятся значимыми для него. Педагогу необходимо приложить немало усилий для овладения современными педагогическими технологиями.

Одним из направлений реформы казахстанского образования, ориентированной на создание конкурентоспособного образования, является введение профильного обучения на уровне общего среднего образования. Нормативные рамки этого процесса отражены в Государственном общеобязательного стандарте начального, основного среднего, общего среднего образования РК (ГОСО РК 2.3.4.01–2010).

В 2010–2011 учебном году в соответствии с общеевропейскими уровнями владения иностранным языком и на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего и общего среднего уровня образования (ГОСО РК 2.3.4.01–2010) была введена уровневая модель владения языками (приказ МОН РК № 367 от 09.07.2010). Одна из важных отличительных особенностей новой системы уровневой модели образования, концептуально базируемой на уровневом подходе, состоит в ее направленности на конечный результат обучения, т.е. на определенно заданный уровень обученности.

Профильное обучение рассматривается как система дифференциации обучаемых на уровне общего среднего образования. В связи с этим старшие классы будут обучаться по двум направлениям: общественно-гуманитарному и естественно-математическому. Выбор одного или обоих направлений осуществляется школой с учетом потребностей учащихся и запросов родителей. Внутри направления формируются профили (к примеру, физико-технический, экономико-математический, химико-биологический, географо-экологический, художественный, лингвистический, историко-правоведческий и т.д.).

Уровень общего среднего образования должен способствовать профессиональному самоопределению старшеклассника, успешной социализации, обеспечить преемственность между средним и профессиональным образованием. Необходимо создание условий для осознанного выбора будущей сферы деятельности. Это  представляется возможным осуществить в рамках реализации учебных курсов вариативного компонента учебного плана уровня общего среднего образования школы. Учебные курсы реализуются за счет школьного и ученического компонентов учебного плана и носят авторский характер.

В настоящее время широко распространилась практика реализации учебных курсов вариативного компонента строго по утвержденным областными (городскими) ИПК программам, что является ущемлением прав школ по выбору направления. В связи с этим утвержденные областными (городскими) ИПК учебные программы рекомендуется адаптировать с учетом особенностей конкретной школы.

Единое национальное тестирование по курсам вариативного компонента не проводится. Курсы вариативного компонента не подлежат оцениванию.

Согласно ГОСО РК 2.3.4.01–2010 на учебные курсы вариативного компонента учебного плана как в общественно-гуманитарном, так и естественно-математическом направлении отводится:

  • прикладным курсам – 3 часа;

  • курсам по выбору – 3 часа.

Важной частью профильного обучения на уровне общего среднего образования является предпрофильная подготовка, организуемая в 8-9 классах основного среднего образования. Результатом предпрофильной подготовки должен стать осознанный выбор обучающегося профиля обучения на уровне общего среднего образования или выбор профессии, которой он может овладеть, обучаясь в организации технического и профессионального образования.

Задачи, стоящие перед школьным образованием в 1–11 классах, реализуются через:

1. Типовые учебные планы начального, основного среднего и общего среднего образования (Приказ МОН РК от 09.07. 2010 г., № 367).

2. Типовые образовательные учебные программы начального образования (Приложение 2 к Приказу МОН РК от 09.07. 2010 г., № 367).

3. Типовые образовательные учебные программы основного среднего образования (Приложение 3 к Приказу МОН РК от 09.07. 2010 г., № 367).

4. Типовые учебные программы общего среднего образования. Общественно-гуманитарный и естественно-математический направления обучения (Приложения 4, 5 к Приказу МОН РК от 09.07. 2010 г., № 367).

1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТАМ УРОВНЯ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
Русский язык

В 2010–2011 учебном году обучение русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного приказом МОН РК от 09 июля 2010 года, № 367 (ГОСО РК 2.3.4.01–2010).

Перечень учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования, определен приказами Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 5 апреля 2010 года и № 160 от 9 апреля 2010 года, № 268 от 1 июня 2010 года.

Основная цель обучения русскому языку в начальных классах – формирование умения пользоваться родным языком в различных ситуациях общения.

Начальное языковое образование должно способствовать становлению социально активной, разносторонне развитой, самостоятельно мыслящей личности, владеющей всеми видами речевой деятельности – говорением, слушанием, письмом, чтением, формируемыми в основном на связных текстах. Начальный курс русского языка носит пропедевтический, а также практический характер.

В первом классе на протяжении всего учебного года изучается предмет «Русская грамота», особенностью которого является интегрированное содержание обучения: учебные задачи чтения, письма, развития связной речи решаются в рамках единого урока на едином лексико-грамматическом материале (буква, слог, слово, предложение, текст).

«Русская грамота» изучается весь учебный год (7 часов в неделю). Традиционно курс делится на три периода: подготовительный, букварный и послебукварный. Продолжительность послебукварного цикла рассчитана на весь период второго полугодия.

Основной целью «Русской грамоты» является формирование навыков чтения и письма во взаимосвязи с развитием речи (1 полугодие – на материале учебника «Букварь»); совершенствование навыков чтения и письма, овладение элементарными грамматическими представлениями (2 полугодие – на материале учебника «Родное слово»).

Форма организации урока – модульная структура как наиболее соответствующая интегративному содержанию обучения грамоте. Построение интегрированного урока в соответствии с современной технологией модульного обучения позволяет максимально экономить учебное время, обеспечивает четкость в постановке целей и отборе содержания каждого модуля урока.

Основными объектами контроля для учащихся 1–4 классов по русскому языку являются:

  • уровень правильности оформления мысли в предложения;

  • выработка орфографической зоркости;

  • применение правил орфографии на практике;

  • владение навыками грамматического анализа;

  • знание видов текстов, умение их составлять и анализировать;

  • способность к творческому осмыслению тем сочинений и изложений как показатель лингвистического развития учащихся на уровне начального образования.


Литературное чтение

В 2010–2011 учебном году обучение литературному чтению в начальных классах общеобразовательной школы Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного приказом МОН РК от 09 июля 2010 года, № 367 (ГОСО РК 2.3.4.01–2010).

Перечень учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования, определен приказами Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 5 апреля 2010 года и дополнениями (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература» как важнейший компонент начального образования. Роль предмета, его место в ряду других учебных предметов определены первостепенными для обучения задачами воспитания и развития личности ребенка, формирования навыков осмысленного чтения и грамотного письма, начального анализа художественной и жизненной ситуации и в итоге адекватной социальной адаптации.

Учебный предмет «Литературное чтение» – это целостная, комплексная система обучения видам речевой и письменной деятельности (восприятия, чтения, устного и письменного воспроизводства текста), осуществляемая на литературном материале, в объеме требований, заявленных в ГОСО РК 2.3.4.01–2010.

«Литературное чтение» как учебный предмет имеет широкие возможности для воспитания личности школьника, формирования его духовно-нравственных и гражданских качеств, казахстанского самосознания, развития готовности и способности к пониманию, интерпретации художественных текстов и на этой основе создания собственных текстов разных жанров в их стилевом многообразии.

«Литературное чтение» познается как система взаимодействующих структурных единиц, благодаря которым обучаемые подводятся к пониманию значения произведений искусства слова, а также овладевают умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, строить собственные высказывания по поводу изучаемого художественного произведения.

Формирование представления о человеке и окружающем его мире происходит посредством чтения художественных произведений мировой литературы. При этом необходимо обратить внимание школьника на особенности национального характера персонажа произведения, мотивацию его поступков, для того, чтобы лучше узнать традиции и культуру данного народа. Учащийся, постигая разные национальные миры, начинает лучше понимать своеобразие своего этноса, духовные искания и морально-этические представления родного народа, соотнося их с нравственными ценностями всего человечества. Осознание того, что все культуры равнозначны и самобытны, вырабатывает у младшего школьника толерантность и уважение к представителям всех национальностей.

В программе и учебниках для начальной школы важными факторами отбора текстов являются их коммуникативная значимость, высокая языковая и художественная ценность. Современные учебники по литературному чтению являются многоуровневыми: учитель может для каждого ребенка создать собственную образовательную траекторию. Одной из ведущих задач в обучении «Литературному чтению» стало формирование такого типа читательской деятельности, который предполагает самостоятельное творческое изучение текста на уроке под руководством учителя.

Следует иметь в виду, что основными объектами контроля для учащихся 2–4 классов по литературному чтению являются:

  • уровень восприятия произведения, способность к его элементарному анализу и личностной оценке;

  • стремление к собственному литературному творчеству как показателю литературного развития учащихся начального уровня образования;

  • осознанность, правильность и выразительность как первостепенные показатели навыков чтения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина
Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных школах и организациях образования...
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина
Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных школах и организациях образования...
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconИнструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ...
Т. А., Ж. Т., Ералиева М. Е., Жукеш К. М., Жумагулова К. А., Жумадилова Р., Жусанбаева Г., Каимова Р. Т., Калиакпар Д. К., Кунакова...
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconИ. М. Миназов Р. Г. Мусина Протокол №1 от
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы...
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы...
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы...
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconРабочая программа по учебному курсу общей биологии для 10 класса
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы...
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconРабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы...
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина...
В общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование)
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина...
В общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование)
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков...
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconО предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов. (инструктивно-методическое...
Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина...
Тавители: Кунакова К. У., Кабдолова К. Л., Карбаева Ш. Ш., Токбергенова У. К., Айдарова З. Ш., Алдибаева Т. А., Ауельбекова Г. Д.,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск