Андреева М. Л.
ГБОУ СПО Псковской области
«Опочецкий индустриально-педагогический колледж» ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Компетентностный подход в педагогическом образовании меняет стереотипы в целеполагании, технологиях подготовки специалистов, организации контроля результатов. Сегодня необходим учитель, способный к системному видению профессиональной деятельности, имеющий опыт системного действия в ней, умеющий целостно оценивать профессиональные ситуации, точно определять задачи, анализировать условия, в которых протекает ситуация, осуществлять поиск ее решения. «Цель профессиональной подготовки задается как ожидаемый результат – становление профессиональной компетентности учителя» [1, 13]. Востребованными становятся такие технологии, как решение профессиональных задач, метод кейсов, портфолио. Данные технологии достаточно изучены и освещены в литературе, в том числе с точки зрения компетентностного подхода (В.А. Козырев, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына, Н.Н. Сметанникова и др.). Особенность профессиональной подготовки студентов в условиях педагогического колледжа в том, что приоритетная роль в развитии и оценке различных компетентностей отводится решению студентом профессиональных задач. Под профессиональной задачей понимаем стандартную или нестандартную ситуацию, возникающую в реальном педагогическом процессе, включающую цель, условия и задание, поиск решения которого помогает становлению профессиональной компетентности будущего учителя.
На данном этапе внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) актуализировался вопрос о формировании фонда оценочных средств, куда входят контрольно-измерительные материалы (КИМ) и контрольно-оценочные средства (КОС). Опыт показывает, что трудности возникают при разработке КОС для проведения экзамена (квалификационного) по профессиональным модулям (ПМ), цель которого – проверка сформированности общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС. Подготовка контрольно-оценочных средств по специальностям СПО осложняется отсутствием примерных образцов, что ведет, на наш взгляд, к субъективности осмысления показателей оценки результатов и разрушению единого образовательного пространства.
Рассмотрим вопрос о проведении экзамена (квалификационного) на примере ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности СПО 150146 Преподавание в начальных классах. Особенностью профессионального модуля является то, что в него входят восемь междисциплинарных курсов (МДК). Исходя из того, что «единицей содержания профессиональной подготовки в логике компетентносного подхода является профессиональная задача» [1, 14], в качестве оптимального контрольно-оценочного средства было выбрано решение профессиональных задач.
Приведем пример одной профессиональной задачи по МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания, входящей в контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного) по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования.
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности СПО 150146 Преподавание в начальных классах.
Контроль и оценка профессиональных и общих компетенций
ПК 1.1.
| Определять цели и задачи, планировать уроки.
| ОК 2.
| Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| ОК 5.
| Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
| ОК 7.
| Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
| ОК 9.
| Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
|
II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ Инструкция
Внимательно прочитайте задание. Вы можете воспользоваться предложенной на столе литературой, электронными ресурсами, Интернетом.
Время выполнения задания – 1 час. Ситуация
Вы молодой специалист, работаете в 3 классе, испытываете трудности при подготовке к уроку русского языка. Особую сложность представляет реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) в определении целей, выборе методов, приемов и технологий, планировании результатов (предметных, личностных, метапредметных).
Задание
Расскажите, какие требования предъявляются к современному уроку русского языка с учетом ФГОС НОО.
Сформулируйте тему, задачи (в рамках ФГОС НОО), тип (по ступени изучения материала) урока русского языка по учебному материалу, расположенному на страницах 19-20 учебника для 3 класса Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» (часть 2, 2011 год).
Поясните, что из помещенного на страницах 19-20 материала изберете на один урок, какие образовательные технологии будете использовать.
Разработайте и представьте план урока русского языка на основе материала данных страниц, отражая виды работ.
Поясните, как будут реализованы задачи развития речи на уроке.
Определите, какие затруднения могут возникнуть у учащихся в реальном образовательном процессе на данном уроке.
Перечислите виды наглядности (в том числе с использованием ИКТ), которые можно использовать на уроке, укажите цель их использования.
Создайте презентацию к уроку, используя электронные ресурсы, Интернет. Если презентация не уместна, обоснуйте свое мнение.
Сделайте каллиграфическим почерком образец записей на доске для упражнений в чистописании.
Поясните, как убедитесь в том, что материал урока учащимися усвоен.
Сделайте вывод о качестве выполнения задания.
III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
III а. УСЛОВИЯ
Количество вариантов задания для экзаменующегося – 1.
Время выполнения задания - 1 час.
Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет. III б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Выполнение задания:
- обращение в ходе задания к информационным источникам;
- рациональное распределение времени на выполнение задания;
- оценка качества выполнения задания.
Оценка сформированности компетенций Освоенные ПК и ОК
| Показатель оценки результата
| Оценка
| ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
| - Точность определения целей и задач, соответствие планирования урока русского языка в начальных классах предъявляемым требованиям;
| Да / Нет
| ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| - эффективность выполнения профессиональных задач; - оптимальность выбора методов решения профессиональных задач; - объективность самооценки выполнения профессиональных задач;
|
| ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
| - оптимальность и уместность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
|
| ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
| - точность постановки целей урока русского языка;
- целесообразность подбора средств, методов, приемов и технологий при планировании уроков русского языка в начальных классах.
- владение методами контроля деятельности учащихся;
- проявление ответственности за качество образовательного процесса;
|
| ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
| - ориентация в современных программах НОО, образовательных технологиях; - соответствие методических материалов требованиям ФГОС НОО.
|
|
Анализ использования профессиональных задач в образовательном процессе колледжа показал, что компетентностный подход способствует системно-деятельностной профессиональной подготовке будущих учителей.
Литература:
Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. И.Ф. Радионовой, проф. А.П. Тряпициной. – СпБ.: ГРПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 392 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 150146 Преподавание в начальных классах. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 ноября 2009г. № 535.
|