Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода





НазваниеОсобенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода
Дата публикации12.07.2014
Размер68.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Андреева М. Л.

ГБОУ СПО Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Компетентностный подход в педагогическом образовании меняет стереотипы в целеполагании, технологиях подготовки специалистов, организации контроля результатов. Сегодня необходим учитель, способный к системному видению профессиональной деятельности, имеющий опыт системного действия в ней, умеющий целостно оценивать профессиональные ситуации, точно определять задачи, анализировать условия, в которых протекает ситуация, осуществлять поиск ее решения. «Цель профессиональной подготовки задается как ожидаемый результат – становление профессиональной компетентности учителя» [1, 13]. Востребованными становятся такие технологии, как решение профессиональных задач, метод кейсов, портфолио. Данные технологии достаточно изучены и освещены в литературе, в том числе с точки зрения компетентностного подхода (В.А. Козырев, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына, Н.Н. Сметанникова и др.). Особенность профессиональной подготовки студентов в условиях педагогического колледжа в том, что приоритетная роль в развитии и оценке различных компетентностей отводится решению студентом профессиональных задач. Под профессиональной задачей понимаем стандартную или нестандартную ситуацию, возникающую в реальном педагогическом процессе, включающую цель, условия и задание, поиск решения которого помогает становлению профессиональной компетентности будущего учителя.

На данном этапе внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) актуализировался вопрос о формировании фонда оценочных средств, куда входят контрольно-измерительные материалы (КИМ) и контрольно-оценочные средства (КОС). Опыт показывает, что трудности возникают при разработке КОС для проведения экзамена (квалификационного) по профессиональным модулям (ПМ), цель которого – проверка сформированности общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС. Подготовка контрольно-оценочных средств по специальностям СПО осложняется отсутствием примерных образцов, что ведет, на наш взгляд, к субъективности осмысления показателей оценки результатов и разрушению единого образовательного пространства.

Рассмотрим вопрос о проведении экзамена (квалификационного) на примере ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности СПО 150146 Преподавание в начальных классах. Особенностью профессионального модуля является то, что в него входят восемь междисциплинарных курсов (МДК). Исходя из того, что «единицей содержания профессиональной подготовки в логике компетентносного подхода является профессиональная задача» [1, 14], в качестве оптимального контрольно-оценочного средства было выбрано решение профессиональных задач.

Приведем пример одной профессиональной задачи по МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания, входящей в контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного) по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования.

I. ПАСПОРТ

Назначение:

КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности СПО 150146 Преподавание в начальных классах.

Контроль и оценка профессиональных и общих компетенций

ПК 1.1.

Определять цели и задачи, планировать уроки.

ОК 2.


Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 5.


Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7.


Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.


II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ
Инструкция

Внимательно прочитайте задание. Вы можете воспользоваться предложенной на столе литературой, электронными ресурсами, Интернетом.

Время выполнения задания – 1 час.
Ситуация

Вы молодой специалист, работаете в 3 классе, испытываете трудности при подготовке к уроку русского языка. Особую сложность представляет реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) в определении целей, выборе методов, приемов и технологий, планировании результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Задание

  1. Расскажите, какие требования предъявляются к современному уроку русского языка с учетом ФГОС НОО.

  2. Сформулируйте тему, задачи (в рамках ФГОС НОО), тип (по ступени изучения материала) урока русского языка по учебному материалу, расположенному на страницах 19-20 учебника для 3 класса Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» (часть 2, 2011 год).

  3. Поясните, что из помещенного на страницах 19-20 материала изберете на один урок, какие образовательные технологии будете использовать.

  4. Разработайте и представьте план урока русского языка на основе материала данных страниц, отражая виды работ.

  5. Поясните, как будут реализованы задачи развития речи на уроке.

  6. Определите, какие затруднения могут возникнуть у учащихся в реальном образовательном процессе на данном уроке.

  7. Перечислите виды наглядности (в том числе с использованием ИКТ), которые можно использовать на уроке, укажите цель их использования.

  8. Создайте презентацию к уроку, используя электронные ресурсы, Интернет. Если презентация не уместна, обоснуйте свое мнение.

  9. Сделайте каллиграфическим почерком образец записей на доске для упражнений в чистописании.

  10. Поясните, как убедитесь в том, что материал урока учащимися усвоен.

Сделайте вывод о качестве выполнения задания.

III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

III а. УСЛОВИЯ

Количество вариантов задания для экзаменующегося – 1.

Время выполнения задания - 1 час.

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет.
III б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Выполнение задания:

- обращение в ходе задания к информационным источникам;

- рациональное распределение времени на выполнение задания;

- оценка качества выполнения задания.

Оценка сформированности компетенций

Освоенные ПК и ОК

Показатель оценки результата

Оценка

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

- Точность определения целей и задач, соответствие планирования урока русского языка в начальных классах предъявляемым требованиям;

Да / Нет

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- эффективность выполнения профессиональных задач;
- оптимальность выбора методов решения профессиональных задач;
- объективность самооценки выполнения профессиональных задач;





ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- оптимальность и уместность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;





ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

- точность постановки целей урока русского языка;

- целесообразность подбора средств, методов, приемов и технологий при планировании уроков русского языка в начальных классах.

- владение методами контроля деятельности учащихся;

- проявление ответственности за качество образовательного процесса;





ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

- ориентация в современных программах НОО, образовательных технологиях;
- соответствие методических материалов требованиям ФГОС НОО.






Анализ использования профессиональных задач в образовательном процессе колледжа показал, что компетентностный подход способствует системно-деятельностной профессиональной подготовке будущих учителей.

Литература:

  1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. И.Ф. Радионовой, проф. А.П. Тряпициной. – СпБ.: ГРПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 392 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 150146 Преподавание в начальных классах. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 ноября 2009г. № 535.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconПрограмма проведения Дней науки «Катановские чтения 2014»
Научно-практическая конференция преподавателей музыкального колледжа «Проблемы профессиональной подготовки специалистов для сферы...
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconЗадания для подготовки к защите на высшую категорию Психологический...
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconОбеспечение перспективного развития образовательного процесса, его...
Единая методическая тема – модернизация комплексного учебно – методического обеспечения образовательного процесса – как условие реализации...
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconРеализация компетентностного подхода в организации самостоятельной работы студентов (срс)
Проектирование компетентностного содержания срс в условиях перехода к новым стандартам фгос
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновать значимость компетентностного подхода для социализации личности выпускника в рамках владения ключевыми компетенциями
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconРеферат Оглавление
Сравнительный анализ имеющихся зарубежных и отечественных методологических подходов к риторическому образованию (применительно к...
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconОсобенности оценки результатов начального общего образования в условиях...
Консультант: Калинина Н. В. зав кафедрой начального образования уипкпро, доктор психологических наук, профессор
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconОбразовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности «гематология» разработан сотрудниками...
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconОбразовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности гериатрия разработан сотрудниками...
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На 2012 – 2013 учебный год: применение компетентностного подхода с целью повышения качества обучения учащихся в рамках реализации...
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск