Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель





Скачать 50.34 Kb.
НазваниеТема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель
Дата публикации12.07.2014
Размер50.34 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: В.Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской»

Преподаватель: Когудницкая М.П.

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 3 г. Нарьян -Мар»

Цель:

углубить зрительное и слуховое представление учащихся, о роли симфонического оркестра и средств музыкальной выразительности в раскрытии образов фресок – части храмового искусства.

Задачи:

  1. Усвоение новой информации через слово, музыку, видео.

  2. Воспитание уважения к духовной культуре русского народа.

  3. Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности, умения слышать, видеть и анализировать произведения искусства, эмоционально-ценностного отношения через музыку и коллективное исполнение песен.

Оборудование:

Ноутбук, DVD-центр, баян, диск «Фрески Софии Киевской», презентация «София киевская», диск «Надежды маленький оркестрик».

Демонстрационный материал: портреты Б. Окуджавы и В.Г. Кикты,

таблица: «Инструменты симфонического оркестра».

Пособия для учителя: ноты песни «Молитва», «Хрестоматия для учителя».
Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Вступительная беседа.

1) В 5-м классе на одном из уроков музыки мы с вами знакомились с необычной симфонией.

- Что такое симфония?

Но эта симфония является неким исключением из стандартного понимания: во-первых, в ней 9 частей, а не 4. И еще она очень красивая.

2) Мотив «Орнамент». Показ на баяне.

- Откуда этот мотив?

- Какой он по характеру? (Былинный, повествовательный.)

- С каким древнерусским инструментом ассоциируется звучание этого мотива? (Гусли.)

Именно под аккомпанемент гуслей слагали русскую историю певцы-сказители.

Какой современный инструмент может имитировать гусли? (Арфа.)

III.Объявление темы урока:

Сегодня мы продолжим знакомство с концертной симфонией для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» современного композитора В.Г. Кикты – представителя двух славянских культур: родился на Украине, учился и воспитывался в Москве, преподает в консерватории.

Симфония была создана к 1500-летию г. Киева.

IV. Работа с учебником

Найдите в учебнике на стр. 58

V. Беседа о фресках.

Рассказ учителя:

«По велению князя Ярослава Мудрого в г. Киеве в начале XI века в честь 50-летия принятия христианства на Руси возводится величественный собор Софии – символ премудрости Божией. Это сооружение является памятником древнерусской и византийской архитектуры. Его первоначальный вид значительно отличался от современного: он был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 13 куполов: символ Христа и 12 апостолов. Так как в 12 - 13 веке Киевская Русь была втянута в междоусобные войны, а потом подвергалась нашествию орды, собор много раз был разграблен, но не разрушен. В 17 веке приобрел стиль барокко и 19 глав. Софийский собор – место захоронения легендарных киевских князей – Ярослава Мудрого, его жены Ирины, сына Всеволода, внуков Ростислава и Владимира Мономаха. Софийский собор – государственный музей-заповедник. Богослужение проводится 24 августа в День независимости Украины. (совместное богослужение разных религиозных конфессий). Пройдемте внутрь! мерцающие мозаики, фрески – уникальное создание греческих и русских мастеров. В 19 веке фрески были варварски закрашены масляными красками. Произведенная «реставрация» исказила ряд образов. Многое оказалось безвозвратно утерянным. В тематику фресок входили не только религиозные сюжеты, но и сцены из жизни: игры на константинопольском ипподроме, охота на медведей, волков, кабанов, и, портрет византийского императора».

Портрет Ярослава мудрого не сохранился, но можно распознать четырех его дочерей – будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии. При входе видна «Богоматерь- Оранта» (нерушимая стена).

В Киеве существует поверье: Пока стоит Оранта, до тех пор стоит Киев».

- Можно ли фрески оживить?

Вывод: только музыка способна перенести нас куда угодно, даже на несколько веков назад, и все заново пережить и прочувствовать.

VI. Слушание музыки.

Слайд «Орнамент 1». Слушание музыки.

- Совпадают орнаменты или нет с ощущениями композитора? Учебник, стр. 59 (2 абзац)
Слайд « Орнамент 2» - слушание музыки.

- Что изменилось в музыкальной фреске? (добавилось звучание флейты, которая, словно рисует новый узор «поверх» знакомой мелодии.

Задание: пластическое интонирование (показ движения мелодии рукой).
Слайд «Борьба ряженых» – слушание музыки.

- Какое эмоциональное состояние преобладает? (Тревога, напряженность)

- Чего больше, игры или драматизма?

- Какими средствами композитор передает характер народной забавы? (Темп стремительный, острые ритмы ударных, яркие всплески звучания арфы.)

- Какую роль играют тембры инструментов? (Арфа и тремоло скрипки – напряжение, ксилофон – «холодные перестуки», барабан – призывные интонации.)
Слайд «Скоморохи»

- Каким настроением должна быть наполнена музыкальная фреска? (Веселым шумом, шутками, насмешками)

- Какие инструменты симфонического оркестра должны мастерски подражать звучанию русских народных инструментов?

Флейты – дудочки, свирели

Арфа – гусли

Колокольчики – бубенцы

Струнные – балалайки.
Слушание музыкальной фрески

- Какую роль играют ударные? (Создают ощущение веселья, праздника)
Слайд «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого» - слушание музыки.

- Что подчеркнул композитор музыкой? (Общее эмоциональное состояние, соприкосновение с тайной, одухотворенность, трепет, изящность (тремоло у скрипок), мерцание свечей (пятизвучные интонации арфы)).
Слайд фреска «Музыкант» - слушание музыки

Каково эмоциональное состояние? (Находится в состоянии раздумья, размышления, воспоминаний)

Какова его жизнь? (Жизнь бродячего музыканта полна тревог, разочарований, трудностей)

Музыкальный инструмент? (Солирующий альт, подражающий гудку)

- Подходит ли эпиграф «Музыканты – великие маги, вызывают виденья веков…»? Докажите!

- Какой из образов симфонии произвел на вас особое впечатление? Почему?

- В чем современность музыкальных образов, созданных В. Г. Киктой?
ВЫВОД:

- Он как летописец рассказывает о событиях древности, используя современные музыкальные инструменты, создает свой неповторимый музыкальный язык, понятный нам – его современникам. Отражает дух своего народа, своего времени, обращаясь к духовным ценностям. «ФРЕСКИ» - это духовное достояние нашего народа.

Быть современным человеком – значит быть культурным.

- Какая из фресок созвучна «Молитве»? («Орнамент 2»)

- Зачем люди идут в Храм? (Кто-то с просьбой или с покаянием найти покой душе).

VII.Разучивание песни «Молитва» - Слова и музыка Б. Окуджавы.

- Песня, которую мы сегодня начнем разучивать, называется «Молитва»

Булата Окуджавы.

Показ (О чем задумались?)

Разучивание.
VIII. Итоги урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Святой Софии в Киеве, его внутренним и внешним убранством, организовать работу уч-ся по изучению роли Киевской Софии в жизни русского...
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconСамостоятельная работа IV семестр Тема 1
Киева и Чернигова. Мозаики и фрески Киева и Чернигова. Книжная миниатюра Киевского периода. Собор Святой Софии в Новгороде. Визиантийский...
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconЛюдвиг ван Бетховен. Симфония №3 «Героическая» Es dur (ор. 55)
Любое произведение Бетховена – плод многолетнего труда. Героическая симфония создавалась в течение 1,5 лет (1803-1804гг). Начиная...
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconВопросы к экзамену Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси
Вопрос Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—xiii вв.)
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconУрок Повторение. Тема Возникновение Киевской Руси. Первые киевские...
Урок Повторение. Тема – Возникновение Киевской Руси. Первые киевские князья. Задание – найти и прочитать материал о возникновении...
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconТема урока Кол
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т д.)
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconУрок в 10 классе. Тема урока: Культура Руси
Оборудование урока: Кабинет информационных технологий, омс диск №56 Культура Киевской Руси и Расцвет культуры домонгольской Руси
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconКонспект урока профессия: «Закройщик», срок обучения 4 года, 3 курс...
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconПрограмма элективного курса по истории России (10 класс) «Христианский характер Киевской Руси»
Курс «Христианский характер Киевской Руси» направлен на реализацию гуманизации образования и рассчитан на полгода обучения из расчета...
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconКонспект урока по устройству автомобиля тема урока : «система пуска...
Цель урока: ознакомить учащихся с устройством и работой системы пуска двигателя. Развивать логическое и творческое мышление, прививать...
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconКонкурс «Симфония урока»
Расширить представление о многообразии праздников в религиях. Показать значение доброты, отзывчивости, скромности, толерантности...
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconКонспект урока по алгебре II курс нпо тема урока: «Логарифмические...
Урок подготовила : преподаватель математики гбоу нпо пу №79 п. Вербилки мо бушева И. Н
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconПлан-конспект открытого урока географии Преподаватель географии:...
Тема урока: «Экономико-географическое положение (эгп) Зарубежной Азии, перспективы развития»
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconКонспект обобщающего урока по теме
Данный урок является обобщающим уроком четверти. В предыдущих уроках дети знакомятся с такими музыкальными жанрами как: опера, балет,...
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconКонспект урока по информатике Тема урока: «Язык програмирования Паскаль....
Развивать навыки программирования на алгоритмическом языке высокого уровня на примере языка Паскаль
Тема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: дать представление о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск