НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ОКРУГ
УТВЕРЖДАЮ __________________
Брагина О.И., директор ЦПШ «София»
«___»_______2013 г.
Программа предмета «Церковнославянский язык»
церковно-приходской школы «София»
Свято-Троицкого кафедрального собора начальная ступень
Нижний Тагил – 2013 Пояснительная записка На изучение церковнославянского языка на начальной ступени Стандартом отводится 82 часа. Церковнославянский язык изучается со второго по четвертый класс.
Каждый язык, существующий на Земле, – это бесценный дар Божий, данный, чтобы славить Творца вселенной. Таким образом, языки даны человечеству для святой цели. Особое значение имеют те из них, с помощью которых были просвещены светом Христовой истины многочисленные народы. К числу таких судьбоносных языков принадлежит и церковнославянский язык, который создавался святыми равноапостольными Мефодием и Кириллом, учителями словенскими, прежде всего, как язык общения с Богом, как язык величественного богослужения и богословской литературы. В этом своем качестве он пережил 1000-летнюю историю, и сохраняется по сей день. Кроме этого, церковный язык вплоть до XVIII века оставался языком науки, светской литературы, а зачастую и юридической письменности. Пришедший на Русь с христианизацией, богослужебный язык стал языком высокой книжности, приобрел авторитет и престиж, включив в сферу своего влияния нарождавшуюся древнерусскую и балканские национальные культуры. Изучение церковнославянского языка на начальной ступени направлено на достижение следующих целей:
сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов;
раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;
овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.
Предметные результаты изучения церковнославянского языка:
знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;
знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;
знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;
знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;
знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;
знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;
овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;
умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые);
умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;
умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч;
умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;
умение работать с церковнославянскими словарями.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности повседневной жизни:
читать и понимать церковнославянский текст;
знать наизусть основные молитвы;
самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
осмысленно участвовать в Богослужении.
Начинать изучение церковнославянского языка следует с использованием прописей и рабочих тетрадей. Церковнославянскую грамматику рекомендуется изучать при анализе церковнославянских текстов для их лучшего понимания. Изучаются тексты утренних и вечерних молитв (по Молитвослову), часов (выборочно), утрени, вечерни (по Часослову), стихиры (выборочно), тропари двунадесятых праздников, песнопения Пасхи. В завершение курса рекомендуется познакомить детей с основными текстами Божественной Литургии святителя Иоанна Златоустого. Учебно-тематический план
№
| Содержание
| Кол-во часов
| 2 год обучения (2 класс)
| 26
| 1
| Начало славянского письма. Жития святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
| 1
| 2
| Славянские азбуки – глаголица и кириллица
| 1
| 3
| Графическая традиция церковнославянского языка
| 1
| 4
| Изучение азбуки. Азбучные акростихи. Имена букв славянской азбуки.
| 10
| 5
| Церковнославянские буквы, сходные с современными русскими и отличные от них. Работа с прописями
Чтение. Правила чтения церковнославянского текста.
| 13
| 3 год обучения (3 класс)
| 26
| 1
| Правила употребления надстрочных знаков: знаков ударения, придыхания (тяжелого, острого и облеченного ударений, «звательца», «К» и «апострофа»).
| 2
| 2
| Правила употребления знака «паерок». Знаки титла. Простое и буквенное титло
| 2
| 3
| Числовое значение букв. Обозначение единиц, десятков, сотен, тысяч, миллиона, миллиарда
| 2
| 4
| Правописание «дублетных» букв: e-широкое и е-узкое; букв «зело» и «земля»; букв «иже», «и», «ижица»; букв «он» простого и широкого, «омеги» простой и торжественной.
| 2
| 5
| Правописание разновидности буквы « К». Правила употребления букв «азъ», «я», «юс-малый».
| 2
| 6
| Правила употребления букв «кси», «пси». Отличия в употреблении букв «фертъ» и «фита».
| 2
| 7
| Правила употребления слов с буквой «ять», список слов с буквой «ять».
История реформы 1918 года, ее последствия для русского языка.
| 4
| 8
| Пунктуация. Правила церковнославянской пунктуации. Церковнославянские знаки препинания и их сравнение с русскими. Употребление запятой, точки, двоеточия; малой точки, двоеточия, точки с запятой, удивительного (восклицательного) знака, знаки вместительные (скобки).
| 4
| 9
| Церковнославянская лексика. Семантические группы слов. Церковнославянизмы в современном русском языке и их стилистические особенности. Словарные слова (употребляемые в Псалтири, Евангелии и наиболее распространенных гимнографических текстах: тропарях, кондаках, прокимнах, антифонах и др.)
| 5
| 4 год обучения (4 класс)
| 26
| 1
| Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода, одушевленных и неодушевленных. Изменение существительных по числам (единственное, двойственное и множественное) и падежам. Специфика звательной формы. Канонические (календарные) личные имена.
| 6
| 2
| Имя прилагательное, значение и употребление. Краткие и полные имена прилагательные. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным (обзорно).
| 6
| 3
| Местоимение, значение и употребление, разряды. Склонение личных местоимений. Особенности церковнославянского местоимения.
| 4
| 4
| Глагол, значение и употребление. Настоящее, будущее и прошедшие времена глагола. Неопределенная форма церковнославянского глагола. Причастие.
| 4
| 5
| Церковнославянские предлоги, союзы и частицы, отличные от современных русских.
| 3
| 6
| Церковнославянский синтаксис. Основные понятия. Специфика церковнославянского синтаксиса.
| 3
| Итого:
| 78
|
Литература
Арефьев П. Г., Кузнецов В. В. Азбука церковнославянского языка. – М.: Интерпракс, 1995.
Горячева И. А. и др. Учебно-методический комплект для начальной школы «Азбука церковнославянская». – М., 2011.
Горячева И. А. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.
Захарова Л.В. УМК для воскресных школ: «Церковнославянский язык» – М.: Ока Книга, 2011.
Макарова Е. В. Прописи по церковнославянскому языку. – М.: Православная педагогика, 2002.
Миронова Т.Л. Церковнославянский язык. – М., 2008.
Саблина Н.П. Буквица славянская. – СПб, 2011.
|