Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов





Скачать 178.21 Kb.
НазваниеРабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов
Дата публикации06.07.2013
Размер178.21 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа

«Утверждаю»

Директор школы

Шабасова Т.В.

_________________

«___» _________ 20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР Исакова Т.В.

_____________________

«___» _________ 20__г.


«Рассмотрено» на МО гуманитарных наук

«__» _________ 20___г.

Протокол №___










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «РИТОРИКА»

Рабочая программа рассчитана на 2 года:

10 класс – 36 часов

11 класс – 34 часа

Составлена на основе Примерной программы по русскому языку СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

На основе Программы курса «Риторика», составленной доцентом кафедры теории литературы, кандидатом филологических наук Болотновым Н.В. изд.ТГУ, 2008 год

Автор рабочей программы учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории Гусева Татьяна Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель курса: повышение уровня речевой культуры учащихся - выпускников и формирование коммуникативной компетенции.
Задачи курса:

1) усвоение базовых понятий курса (красноречие, риторика, ораторское искусство, риторический канон, коммуникативная компетенция и др.);

2) усвоение современных языковых, социокультурных, риторических знаний, необходимых для формирования коммуникативной компетенции будущего специалиста (виды общения, вербальные и невербальные средства коммуникации, коммуникативные барьеры, принципы коммуникационного сотрудничества и т.д.);

  1. овладение стратегиями и тактиками речевого поведения в различных

формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды речи).

4) повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;

5) формирование риторических умений, необходимых для успешной

коммуникации в самых различных сферах (бытовой, правовой, научной, политической, социально-государственной).

Курс «Риторика» ориентирован на учеников - выпускников, имеет комплексный интегративный характер и опирается на знание современного русского языка, а также на ряд смежных дисциплин: культуру речи, стилистику, психологию речевого общения и др.

Курс призван побудить студентов к активной речетворческой деятельности.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате освоения дисциплины учащиеся должны

  • иметь представление о сущности и происхождении риторики как науки и

искусства, об основных этапах развития риторических знаний;

  • знать основные требования, предъявляемые к выбору темы, формулировке названия, структуре ораторской речи, форме изложения материала;

  • владеть методикой подготовки к публичному выступлению;

  • уметь продуцировать тексты разных жанров и эффективно использовать их в процессе произнесения речи;

  • уметь произносить речь в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка и риторически грамотно;

  • владеть приемами снятия «аудиторного шока»;

  • уметь устанавливать визуальный, эмоциональный и интеллектуальный контакт с аудиторией;

  • владеть техникой речи.


3. Содержание дисциплины


  1. Риторика как наука и искусство.

Традиционный и нетрадиционный подходы к определению риторики. Понятие об общей и частной риторике. Риторика как учебный предмет. Предмет, цель и задачи курса. Базовые понятия современной риторики (риторическое мастерство, оратория, речь, коммуникативные качества речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, текст, речевое поведение, речевое событие, речевая ситуация, дискурс и др.).

  1. Этапы развития риторики.

Античное ораторское искусство: теория и практика.

Архаические традиции. Первая систематизация опыта публичной речи в Древней Греции. Относительность истины в риторике софистов. Протагор. Горгий. Продик. Майевтика Сократа и трансформация софистики. Критика её Платоном. «Риторика» Аристотеля. Ораторское искусство Демосфена.

Риторика в Древнем Риме. Риторический идеал Цицерона. Наставления Квинтилиана. Дальнейшие перспективы общественной потребности в ораторском искусстве и в формах его теоретического осмысления.

Общеевропейский Ренессанс и красноречие в Древней Руси.

Духовное красноречие. Гомилетика – искусство проповеди. Развитие жанров светского красноречия. Возрождение языческой образности. Жанры красноречия в Древней Руси. Отечественная риторика XVIII-XX вв.

Влияние М. В. Ломоносова на формирование стилистики литературного русского языка. Западноевропейские и национальные истоки особенностей красноречия в России XIX в. Академическая риторика. М. Сперанский, А. Мерзляков, Н. Кошанский. Судебная риторика. Современная отечественная риторика.


  1. Риторика и речевое поведение человека.

Речевое общение и его основные единицы (речевое событие как основная единица речевого общения; понятие о дискурсе); речевая ситуация и её структура (социальные и коммуникативные роли; речевые цели; условия и обстоятельства). Речевой акт, его структура и типы. Типы речевых действий и типы дискурса.

Прямые и косвенные сообщения. Формы метасообщений.

Принципы гармонии речевого события. Постулаты эффективного общения.

  1. Образ идеального оратора

Образ говорящего как система личностных качеств. Схема риторической

диагностики. Портреты российских ораторов начала ХХ века. Собирательный «портрет» современного оратора (риторическая характеристика современных ораторов).


  1. Ораторская речь, её роды и виды

Сферы коммуникации и роды красноречия (социально-политическое, академическое, судебное, военное, социально-бытовое, церковное). Понятие речевого жанра. Риторические жанры. Многообразие видов ораторской речи. Информирующая речь. Аргументирующая речь. Эпидейктическая речь и ее разновидности.

6. Риторический канон:инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио.

Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры; Пятичастная структура ораторской речи. Inventio (Изобретение). Dispositio (Расположение). Elokutio (Украшение). Memoria (Память). Actio hipocrisis (ИнсценироваНное речевое действие).

7. Этапы и методика подготовки публичного выступления

Основные требования к публичной речи (содержательность, информационное насыщение). Требования к выбору темы и формулировке названия. Определение цели, задач выступления. Выявление потенциальных возможностей темы (круга вопросов, необходимых для раскрытия темы). Определение окончательной стратегии речи (направления изложения).

Структура (композиция) ораторской речи. Основные правила диспозиции (Dispositio). Части (этапы) речи, их функции и задачи оратора. Работа над стилем речи. Общие рекомендации по использованию риторических тропов и фигур. Приемы запоминания речи. Исполнение речи.

8. Невербальное поведение оратора

Мимика и жестикуляция оратора. Язык движений в публичной речи. Приемы и средства установления контакта с аудиторией.
9. Техника речи

Воспитание речевого голоса. Дыхание и его тренировка. Техника вибрационного массажа. Дикция и приемы тренировки артикуляционного аппарата.
10. Подготовка и произнесение речей разных жанров.

Структура публичного выступления. Составление риторического эскиза выступления. Разработка и исполнение разных видов речей.

11. Специфика педагогического общения. Профессионально значимые речевые жанры.

Педагогическое общение, его функции. Основные законы и принципы риторики (А.К. Михальская) и их применение в сфере педагогической деятельности.

Жанр урока. Жанры педагогического совета, проблемного монолога и др.

12. Основы теории аргументации. Культура дискутивно-полемической речи.

Понятие об аргументации. Элементы доказательства (тезис, аргумент, демонстрация). Основные логические законы. Ошибки и логические уловки в аргументации. Диалог как форма речевого общения и основа дискутивно-полемической речи. Общая характеристика полемики (причины возникновения, типы, функции, принципы). Особенности спора (основные стратегии, тактики и приемы спора; полемические приемы, уловки, правила спора). Природа и условия продуктивного спора.

13. Основы мастерства беседы

Беседа и ее разновидности. Обобщающие модели беседы. Типы собеседников. Принципы построения беседы и эффективность общения.

14. Подготовка и проведение деловой игры «Аргументация»

Методика проведения дискуссии. Разработка сценария, распределение ролей.

Анализ результатов игры.

15. Особенности современного риторического пространства

Специфика современной логосферы. Риторические особенности политического дискурса. Риторика и власть. Риторика и СМИ.

16. Контрольные пробы речи.

Выступление перед аудиторией с информационной речью. Рецензирование содержания и исполнения речи (по схеме).


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

    1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Апресян Г. З. Ораторское искусство. М., 1978.

  2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2005.

  3. Браун Р. Власть риторики. Лучше говоришь – больше достигаешь. М., 2005.

  4. Бредемайер К. Искусство словесной атаки: Практическое руководство (3-е изд.).

Изд-во «Альпина Бизнес Букс», 2006. – 190 с.

  1. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

  2. Волков А. А. Основы русской риторики. М., 1996.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов н /Д, 2004.

  4. Гандапас Р. Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично. Изд-во «Олимп – Бизнес», 2006. – 272 с.

  5. Голуб И.Б. Искусство риторики. Пособие по красноречию. Изд-во «Феникс», 2005. – 384 с.

  6. Граудина М. А., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

  7. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.

  8. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. М., 1996.

  9. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. М., 1978.

  10. Иванова С. Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. М., 1992.

  11. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

  12. Кохтев Н. Н. Риторика. М., 1994.

  13. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. М., 1997.

  14. Львов М.Р. Риторика. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. М., 2002.

  15. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2001.

  16. Муравьева Н.В. Говори правильно и выразительно. М., 2004.

  17. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

  18. Петров О.В. Риторика. М., 2004.

  19. Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 2004.

  20. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. СПб, 2003 (гл. XI. «Современная коммуникация и правила речевого общения).

  21. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий /Гонопольская Е.В., Волшинова Т.Ю. и др. СПб, 2005 (раздел 2 «Риторика»).

  22. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.

  23. Стернин И. А. Практическая риторика. Воронеж, 1993.

  24. Шейнов В.П. Риторика. Минск. 2000 г.

  25. Штрикке Ф., Штриккер Х. Искусство красноречия. М., 2005.

б) дополнительная литература:

  1. Аннушкин В.И. Первая русская риторика. М., “Знание”, 1989. №1.

  2. Античные риторики. // Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1978.

  3. Антология русской риторики. Учебное пособие. Отв. редактор и составитель профессор М.И.Панов. М., 1997.

  4. Бредемайер К. Черная риторика. Изд-во «Альпина Бизнес Букс», 2006. – 184 с.

  5. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. Изд-во «Феникс», 2007. – 460 с.

  6. Вольфганг М. Риторика: искусство говорить свободно и убедительно.

Изд-во «Омега –Л», 2007. – 1132 с.

  1. Вомперский В. П. Риторики в России XVII-XIII вв.М., 1988.

  2. Зарифьян И.А. Общая и частная риторика в истории курса “Теория словесности” // Риторика. №1. С. 96–123.

  3. Зубра А.С. Ораторское искусство. Изд-во «Дикта», 2007. – 288 с.

  4. Ивин А. А. Основы теории аргументации. М., 1997.

  5. Калабин А.А. Управление голосом. Изд-во «Эксмо», 2006. – 160 с.

  6. Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме.М., 1976.

  7. Культура парламентской речи. – М., 1994.

  8. Ламертон Д. Говори как Цицерон. М., 2005.

  9. Ломоносов М.В. краткое руководство к красноречию. Полное собрание сочинений. М., Л., 1951. Т.7.

  10. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1995.

  11. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М., 1996.

  12. Никольская С.Т. Техника речи. М., 1978.

  13. Об ораторском искусстве. Сост. А.Толмачев. 4-е ИЗД., М., 1973.

  14. Панфилова А.П. Теория и практика общения. Изд-во «Academia», 2007. 288 с.

  15. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. Изд-во «Эксмо», 2006 – 224 с.

  16. Русский язык и культура речи:практикум по риторике. Ч.1, 2. / Под ред. Кудряшовой В.В. – СПб: СПГТИ (ТУ). – 2006.

  17. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.

  18. Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Доклады Первой Всероссийской конференции по риторике. Ред. В.И.Аннушкин, А.А.Волков, К.В.Карпюк. М., 1998.

  19. Риторика. Хрестоматия. Составитель В.И.Аннушкин. Пермь, 1994.

  20. Риторика. Специализированный проблемный журнал. 1995 – 1997. №1 – 4.

  21. Соловьева Л. Говори свободно. Создавая совершенный голос. Изд-во «Добрая книга», 2006. – 480 с.

  22. Титова Л.Г. Деловое общение. М., 2005.

  23. фон Канитц Аня. Техники ведения беседы. Изд-во «Омега-Л», 2007. – 133 с.

  24. Чихачев В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX в. М., 1987.

  25. Шерешевская Е. Б. История античного ораторского искусства. Новосибирск, 2004.

    1. Средства обеспечения освоения дисциплины

Для успешного освоения дисциплины в библиотеке вуза и в кабинете русского языка имеется необходимая литература, таблицы и схемы, видеофильмы выступлений известных политиков, записи интервью, телепередач и др.

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Имеется компьютерный класс, видеодвойка, ксерокс, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеокамера, фотоаппарат.

6. Календарно – тематическое планирование

10 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Примечания

1

Понятие о риторике как науке и искусстве.







2

Практическое занятие







3

Этапы развития риторики. Неориторика как наука об эффективном речевом общении







4

Практическое занятие







5

Риторика и речевое поведение человека







6

Практическое занятие







7

Образ идеального оратора







8

Практическое занятие







9
Ораторская речь, её роды и виды







10
Практическое занятие







11

Риторический канон: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио







12

Практическое занятие







13

Этапы и методика подготовки публичного выступления







14

Невербальное поведение оратора







15

Практическое занятие







16

Техника речи







17

Практическое занятие







18

Подготовка и произнесение речей разных жанров







19

Практическое занятие







20

Специфика педагогического общения. Профессионально значимые речевые жанры.







21

Практическое занятие







22

Основы теории аргументации. Культура дискутивно-полемической речи







23

Практическое занятие







24

Основы мастерства беседы







25

Практическое занятие







26-27-28

Подготовка и проведение деловой игры «Аргументация»







29-30

Практическое занятие







31-32

Особенности современного риторического пространства







33-34

Практическое занятие







35-36

Контрольные пробы речи







11 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Примечания

1

Вводное занятие. Знакомство с программой курса







2

Практикум «Я в обществе людей»







3

Социальный роли подростка







4

Работа над картой личности







5

Дыхательные упражнения







6

Трудности в общении – как их избежать







7

Практикум «Пойми меня правильно»







8

Виды и формы конфликтов







9
Правила бесконфликтного общения







10
Работаем над собой







11

Практическое занятие «Умей владеть собой»







12

Оформление творческой работы «Мои помощники в общении»







13

Общение в семье







14

Родители – тогда и сейчас







15

Практикум «Мы с родителями вместе…»







16

Физические упражнения для снятия напряжения.







17

Что и как мы говорим?







18

Ораторские приемы в современной жизни







19

Позиционные мены при вербальном общении







20

Практикум «Речь современная – плюсы и минусы»







21

Дискуссия «Язык мой – враг мой?»







22

Вербальные и невербальные формы общения







23

Вербальное общение







24

Практическое занятие по вербальному общению







25

Невербальное общение







26

Практическое занятие по невербальному общению







27-28

Творческая работа по теме «Я в мире людей»







29-30

Подготовка и проведение деловой игры «Я в обществе людей»







31 - 32

Подведение итогов по изучению курса. Подготовка творческих работ







33 - 34

Контрольные пробы







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconРабочая программа учителя I квалификационной категории Назмутдиновой...
А. И. Кравченко. Рабочая программа конкретизирует содержание предмет­ных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение...
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconРабочая программа по «Биологии. Человек 8 класс»
Согласно базисному учебному плану программа рассчитана на 68 часов 2 час в неделю, авторская программа, которая рассчитана на 70...
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconРабочая программа по факультативному курсу «Речевой этикет»
«Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель...
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconРабочая программа Основного общего образования по курсу «экология»
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconРабочая программа по английскому языку 6 класс (105 часов)
Рабочая программа рассчитана на 105 часов (из расчета 3 часа в неделю, 35 рабочих недели в год) по новому стандарту
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconРабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе...
Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю...
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconПояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа учителя по курсу литературного чтения для учащихся 2-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные...
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconПояснительная записка рабочая программа учителя по курсу окружающий...
Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)...
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconРабочая программа по курсу математики для учащихся 3 класса рассчитана...
«Математика» умк «Начальная школа 21 века» под редакцией профессора Н. В. Виноградовой
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconПояснительная записка к курсу «Технология»
Рабочая программа учителя по курсу технология для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели)...
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconРабочая программа педагога Троицкой О. Н. учителя русского языка...
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы С. И. Львовой «Программа по русскому языку...
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconРабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconРабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность»
Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учителя по курсу русский язык для учащихся 2-го класса рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели)...
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconРабочая программа по «Обществознанию» 7 класс
Программа предназначена для 7 класса общеобразовательной школы. Образовательная область обществознание рабочая программа конкретизирует...
Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа рассчитана на 2 года: 10 класс 36 часов iconРабочая программа по факультативному курсу «Математика и конструирование»...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа №19 п. Заводской


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск