Скачать 142.03 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» 3 класс Составила: Груздева Светлана Александровна п. Островское, 2013 Программа факультативного курса для младших школьников «Проектная деятельность» Пояснительная записка Программа факультатива «Проектная деятельность» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения практической деятельности, мыслить системно, комплексно; непрерывно овладевать новыми знаниями, выявлять творческие способности школьников, развивающиеся в процессе выполнения проектных заданий. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученных при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь самостоятельный принцип обучения, но и использовать знания, полученные в ходе изучения других школьных дисциплин. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать их дальнейшему образованию, формированию навыков культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива. Программа обучения рассчитана на школьников 3класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с проектной деятельностью. Целью программы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе выполнения проекта как самому, так и в группе детей, которое определяется задачами развития этой личности на этапе выполнения проекта и задачами исследовательской деятельности детей в процессе всего проекта. Задачи программы: образовательные: структура программы позволяет познакомить детей с многообразием проектов, умением самостоятельно находить к ним необходимый минимум материала, формулировать и высказывать свою точку зрения в процессе подготовки проекта, учитывать возможность реализации межпредметных связей. развивающие: развивать свободную творческую личность, наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать речь, мышление, воображение; проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала. воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; культуру труда и этику общения; бережное отношение к источнику знаний – книге, компьютеру, справочной литературе, журналам, газетам. Основные принципы, положенные в основу программы: - развивать поисковую деятельность детей – способность к определению задач на основе поставленной проблемы. - умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- развивать художественный вкус младшего школьника; совершенствовать стиль партнерских отношений в группе. - решать разнообразные конструкторско – технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее востребованность в современной начальной школе, актуальность, развивающая ценность. Методы работы:
Программа «Проектная деятельность» предусматривает следующие формы контроля знаний: выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие формирует у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю в течение 1 академического часа. Программа факультатива 3 класс Тема 1: Введение (2ч) Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение, газеты и журналы, другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта. Виды проектов. По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические). Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности. Тема 2: Проект “Моя семья”. ( 23 ч) Семья - это одна из главных ценностей для человека в жизни; небходимо знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них. Необходимо знать: часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью надо создавать на принципах любви и уважения. Понять это, должна помочь поисковая работа в виде проекта. 3,4 Проведение беседы: «О понимание роли семьи в жизни человека». (изучить историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье.) (2 ч) 5 Мое имя, его значение.(1ч.) 6 Сбор информации о фамилии.(1ч) 7,8 Генеалогическое древо. Провести конкурс «Моя родословная». (2 ч) 9 Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно взятой семьи. (1 ч) 10 Сбор стихов о семье (1 ч) 11 Оформление небольшого семейного альбома исследуемой семьи. (1 ч) 12 Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи. (1 ч) 13 Фотоколлаж "Увлечения моей семьи" (1 ч) 14 Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя». (1 ч) 15 Подбор материала и выпуск классной газеты: «Вот какие наши мамы!» (1 ч) 16 Проведение анкет с родителями: «Как Ваш ребенок помогает дома» (1 ч) 17,18 Подбор материала для праздника с папами. 19 Изготовление подарков для папы. 20 Презентация "Мой папа самый - самый" 21,22 Подбор и заучивание стихов, загадок, песен о бабушках и мамах. (2 ч) 23 Изготовление поздравительных открыток для бабушек и мам. (1ч) 24 Сбор материала и оформление зала для проведения праздника проекта: «8 МАРТА – праздник бабушек и мам» (1 ч) 25. Защита проекта «Моя - семья». Тема 2: Проект «Правильное питание»”. (9 ч) Дети - это будущее России, их здоровье во многом зависит от правильного питания. 26 Показать на примере рассказов, сказок, стихов значимость правильного питания. (1 ч) 27 Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?». (Выдвинуть на обсуждение детей такие вопросы: - какие фрукты и овощи необходимы человеку каждый день?- как правильно составить рацион полноценного завтрака, обеда, ужина? – какие витамины присутствуют в той или иной пище? – нужно ли в рацион человеческого питания включать супы, борщ, рыбу, мясо, молоко, творог, сыр, всевозможные каши (перловая, гречневая, ячневая, манная, геркулесовая)? – чем богат хлеб, из каких сортов пшеницы его делают? – что еще добавляют в хлеб?) (1 ч) 28, 29 Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном питании. (1 ч) 30 Составить рацион недельного питания твоей семьи. (1 ч) 31, 32 Создать стенд о правильном питании. (2 ч) 33 Украсить зал для презентации поделками, газетами, фотографиями. (1 ч) 34 Провести презентацию проекта. (1 ч) Основные требования к знаниям и умениям При изучении программы факультатива «Проектная деятельность» учащиеся должны знать: - Родословную своей семьи; - правила здорового питания; Учащиеся должны иметь общие представления о: - Факультативном курсе: «Проектная деятельность» (чем он занимается и для чего его необходимо изучать в школе); - Результатах, к которым ведет составление проекта; о структуре проекта; этапах его выполнения; - Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Учащиеся должны уметь: - вести поисковую работу по теме, которую определили для исследования; - посещать музеи, выставки, культурные мероприятия; - участвовать в работе клубов, проведении праздников, - читать дополнительную литературу, работать с Интернетом; - слушать и слышать своего товарища. Приложение № 1. Система действий учителя и ученика при выполнении проекта.
Приложение № 2. Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях выполнения проекта.
Приложение № 3. При работе над проектом необходимо: - обозначить титульный лист - название проекта. - руководителя проектной работы - состав учащихся - паспорт проектной работы. - тип проекта - цели проекта - задачи проекта - гипотезу исследовательской работы - структуру проекта - этапы проектной деятельности - проведение итога проекта (утренник, презентация, защита проекта) Приложение № 4. к теме: «8 МАРТА – праздник бабушек и мам» Цели проекта:
Задачи проекта: 1. Расширение знаний учащихся по теме: «8 – МАРТА» 2. Привития навыков труда при работе с различными материалами, для изготовления поделок к празднику. 3. Выявление и решение проблем связанных с запоминанием стихов, песен, загадок к празднику. 4. Развитие умения находить нужный материал по данной теме. Литература:
3. 2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок» Эл. адрес: festival@1september.ru Телефон: +7 (499) 249-52-53 Приложение № 5. к проекту: «Моя семья» Цели проекта:
Задачи проекта:
Вопросы, рассмотренные в проекте и заданные учащимся …… классов 1. До какого поколения могу я, мои родители вспомнить имена (фамилии, годы жизни, места рождения) наших предков? 2. Сколько детей было в семьях разных поколений (мамы и папы, бабушек – дедушек, прабабушек и прадедушек)? 3. Откуда родом были ваши предки? 4. Кто из ваших предков прожил самую долгую жизнь ? Кого из них можно назвать долгожителем? 5. Ты знаешь о жизни бабушек, дедушек….А известно ли тебе что – то о жизни их родителей, их бабушек – дедушек? 6. Есть ли в вашей семье семейный архив? Что в нем? Кто хранит семейные реликвии? А ты как относишься к семейному архиву? Литература:
Издат: Вита-Пресс, 2008 г.; Жанр: Другое, Книги для родителей и др. 2. Автор: Алекс Экслер ; Название: «Моя родословная»; Жанр: Юмор; Издат: Вита-Пресс, 2008 г.; 3. Шахерова О. Н. Культура и литература Сибири – Иркутск, 1997 г. 4. Лыхин Ю. Как составить родословную // Сибирское наследство. Иркут. обл. публ. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2004 - № 1 - 3 с. 5. Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика – ООО “Детство-пресс” - 2004 - № 5 – 55 с. – 6 – 49 с. 6. Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М: 1995 - № 2 – 26-27 с. 7. Составитель Исламова С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: - ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46-56 с. |
Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время | ||
Рабочая программа по курсу «Брянский край. Проектная и исследовательская... «краснокосаровская средняя общеобразовательная школа» мглинского района брянской области | Рабочая программа по факультативному курсу «Математика и конструирование»... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа №19 п. Заводской | ||
«Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность... Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,... | Рабочая программа по факультативному курсу «Речевой этикет» «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... | ||
Проектная деятельность младших школьников Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества.... | Рабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа... Составлена на основе Примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего образования по русскому языку | ||
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Интегрированная проектная деятельность» Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода... | Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную... Выступление Титовой Н. В. на заседании круглого стола «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» | ||
Рабочая программа по факультативному курсу предмета искусство «мир творчества мир общения» Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия анализа произведений изобразительного и музыкального... | Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кравченко А. И. Введение в социологию: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средней школы к факультативному курсу по обществознанию.–М.:... | Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно... Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала | ||
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по факультативному... «Русское правописание» для 10- 11 класса разработана на основе Государственного стандарта 2004 года, факультативного курса для 10-11... | Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации... Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» |