Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность»





Скачать 142.03 Kb.
НазваниеРабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность»
Дата публикации25.11.2014
Размер142.03 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области



«Согласовано»

Руководитель МО

___________/_________/.

Протокол № ______

«_____»________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

________/___________./.

« _____ » ______2013 г.


«Утверждаю»

Директор

________________/ Смирнова Н.М../

« _____»__________2013 г.



Рабочая программа

по факультативному курсу

«Проектная деятельность»

3 класс

Составила:

Груздева Светлана

Александровна

п. Островское, 2013

Программа факультативного курса для младших школьников «Проектная деятельность»
Пояснительная записка

Программа факультатива «Проектная деятельность» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения практической деятельности, мыслить системно, комплексно; непрерывно овладевать новыми знаниями, выявлять творческие способности школьников, развивающиеся в процессе выполнения проектных заданий.

Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученных при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь самостоятельный принцип обучения, но и использовать знания, полученные в ходе изучения других школьных дисциплин.

Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать их дальнейшему образованию, формированию навыков культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.

Программа обучения рассчитана на школьников 3класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с проектной деятельностью.

Целью программы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе выполнения проекта как самому, так и в группе детей, которое определяется задачами развития этой личности на этапе выполнения проекта и задачами исследовательской деятельности детей в процессе всего проекта.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить детей с многообразием проектов, умением самостоятельно находить к ним необходимый минимум материала, формулировать и высказывать свою точку зрения в процессе подготовки проекта, учитывать возможность реализации межпредметных связей.

развивающие: развивать свободную творческую личность, наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать речь, мышление, воображение; проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала.

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; культуру труда и этику общения; бережное отношение к источнику знаний – книге, компьютеру, справочной литературе, журналам, газетам.

Основные принципы, положенные в основу программы:

- развивать поисковую деятельность детей – способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- развивать художественный вкус младшего школьника; совершенствовать стиль партнерских отношений в группе.

- решать разнообразные конструкторско – технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее востребованность в современной начальной школе, актуальность, развивающая ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказы детей, сообщения, доклады на заданную тему, подготовка и чтение рефератов - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации поделок, плакатов, макетов, схем, иллюстраций, рисунков. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления, внимания, младших школьников;

  • практические методы: – это изготовление плакатов, схем, различных моделей, поделок. Позволяют найти самореализацию личности младшего школьника путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств, и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых проектов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Проектный метод» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информаторами, поисковые работы, выполненные задания. Не следует понимать проект как контрольную работу. Проект – творческая работа, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать свою значимость в учебном процессе, ценность общения.

Программа «Проектная деятельность» предусматривает следующие формы контроля знаний: выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие формирует у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю в течение 1 академического часа.
Программа факультатива

3 класс

Тема 1: Введение (2ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение, газеты и журналы, другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические). Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.

Тема 2: Проект “Моя семья”. ( 23 ч)

Семья - это одна из главных ценностей для человека в жизни; небходимо знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них. Необходимо знать: часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью надо создавать на принципах любви и уважения. Понять это, должна помочь поисковая работа в виде проекта.
3,4 Проведение беседы: «О понимание роли семьи в жизни человека». (изучить историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье.) (2 ч)

5 Мое имя, его значение.(1ч.)

6 Сбор информации о фамилии.(1ч)

7,8 Генеалогическое древо. Провести конкурс «Моя родословная». (2 ч)

9 Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно взятой семьи. (1 ч)

10 Сбор стихов о семье (1 ч)

11 Оформление небольшого семейного альбома исследуемой семьи. (1 ч)

12 Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи. (1 ч)

13 Фотоколлаж "Увлечения моей семьи" (1 ч)

14 Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя». (1 ч)

15 Подбор материала и выпуск классной газеты: «Вот какие наши мамы!» (1 ч)

16 Проведение анкет с родителями: «Как Ваш ребенок помогает дома» (1 ч)

17,18 Подбор материала для праздника с папами.

19 Изготовление подарков для папы.

20 Презентация "Мой папа самый - самый"

21,22 Подбор и заучивание стихов, загадок, песен о бабушках и мамах. (2 ч)

23 Изготовление поздравительных открыток для бабушек и мам. (1ч)

24 Сбор материала и оформление зала для проведения праздника проекта: «8 МАРТА – праздник бабушек и мам» (1 ч)

25. Защита проекта «Моя - семья».
Тема 2: Проект «Правильное питание»”. (9 ч)

Дети - это будущее России, их здоровье во многом зависит от правильного питания.

26 Показать на примере рассказов, сказок, стихов значимость правильного питания. (1 ч)

27 Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?». (Выдвинуть на обсуждение детей такие вопросы: - какие фрукты и овощи необходимы человеку каждый день?- как правильно составить рацион полноценного завтрака, обеда, ужина? – какие витамины присутствуют в той или иной пище? – нужно ли в рацион человеческого питания включать супы, борщ, рыбу, мясо, молоко, творог, сыр, всевозможные каши (перловая, гречневая, ячневая, манная, геркулесовая)? – чем богат хлеб, из каких сортов пшеницы его делают? – что еще добавляют в хлеб?) (1 ч)

28, 29 Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном питании. (1 ч)

30 Составить рацион недельного питания твоей семьи. (1 ч)

31, 32 Создать стенд о правильном питании. (2 ч)

33 Украсить зал для презентации поделками, газетами, фотографиями. (1 ч)

34 Провести презентацию проекта. (1 ч)

Основные требования к знаниям и умениям

При изучении программы факультатива «Проектная деятельность»

учащиеся должны знать:

- Родословную своей семьи;

- правила здорового питания;

Учащиеся должны иметь общие представления о:

- Факультативном курсе: «Проектная деятельность» (чем он занимается и для чего его необходимо изучать в школе);

- Результатах, к которым ведет составление проекта; о структуре проекта; этапах его выполнения;

- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу.

Учащиеся должны уметь:

- вести поисковую работу по теме, которую определили для исследования;

- посещать музеи, выставки, культурные мероприятия;

- участвовать в работе клубов, проведении праздников,

- читать дополнительную литературу, работать с Интернетом;

- слушать и слышать своего товарища.
Приложение № 1. Система действий учителя и ученика при выполнении проекта.


Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

Предварительный этап

Определение в действиях школьников базового, программного и усложненного уровней усвоение учебного материала.




Диагностический этап

Разработка задания для выявления уровня усвоения знаний. Проведение диагностики обученности школьников. Анкетирование учащихся, беседы с классным руководителем, учащимися и их родителями.

Самоопределение ученика в области выбора уровня изучения каждого школьного предмета на основе результатов диагностики и своих интересов.

Этап распределения учащихся по группам

Организация распределения учащихся по группам. Уточнение содержание обучения для разных групп. Разработка четких требований к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню. Предоставление учащимся разработанных требований.

Выбор учеником определенной группы. Участие в обсуждении предлагаемых учителем требований к уровню образовательной подготовки в той или иной группе.

Этап реализации уровневого обучения

Организация работы учащихся в группах.

Организация своей учебной деятельности в рамках выбранной группы.

Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровневого обучения

Оценивание учащихся с позиции приложенных усилий (реализация положительной обратной связи)

Осуществление взаимооценки и самооценки достигнутых результатов.


Приложение № 2. Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях выполнения проекта.

Стадии.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1. Разработка проектного задания.







1.1. Выбор темы проекта.

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.



Учитель предлагает учащимся совместно отработать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.




Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно отбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в теме проекта.

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.




Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учении выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль).

1.3.Формирование творческих групп.

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

1.4.Подготовка материала к исследовательской работе. Формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы.

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает, задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке зданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением в классе.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Учитель принимает участие в обсуждении.

Учащиеся в группе, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности; видеофильм, альбом , натуральные объекты, литературная гостиная и т. д.

2.Разработка проекта.

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

3.Оформление результатов.

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся в начале по группам, а потом по взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация.

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или ребят параллельный класс, родителей.

Докладывают о результатах своей работы.

5. Рефлексия.




Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Приложение № 3. При работе над проектом необходимо:
- обозначить титульный лист

- название проекта.

- руководителя проектной работы

- состав учащихся

- паспорт проектной работы.

- тип проекта

- цели проекта

- задачи проекта

- гипотезу исследовательской работы

- структуру проекта

- этапы проектной деятельности

- проведение итога проекта (утренник, презентация, защита проекта)

Приложение № 4. к теме: «8 МАРТА – праздник бабушек и мам»

Цели проекта:

    1. Создание условий для развития инициативы, самостоятельного выполнения поисковой деятельности, коммуникативных умений учащихся.

    2. Создание условий для закрепления знаний о празднике 8 – МАРТА, через включения учащихся в различные виды деятельности.


Задачи проекта:

1. Расширение знаний учащихся по теме: «8 – МАРТА»

2. Привития навыков труда при работе с различными материалами, для изготовления поделок к празднику.

3. Выявление и решение проблем связанных с запоминанием стихов, песен, загадок к празднику.

4. Развитие умения находить нужный материал по данной теме.
Литература:

  1. «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для детей 3 классов», Автор составитель С. А. Шин. Изд-е.2 – е. – Ростов – н/Д: изд – во «Феникс», 2003, - 384 с (Серия «Школа радости»)

  2. «Я на солнышке лежу». Составитель Сергей Козлов; издательство «Малыш» Москва 1989 год.

3. 2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД

«Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Эл. адрес: festival@1september.ru Телефон: +7 (499) 249-52-53

Приложение № 5. к проекту: «Моя семья»

Цели проекта:

  1. Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.

  2. Создание благоприятных условий для выполнения проекта, через включения учащихся в различные виды деятельности.


Задачи проекта:

  1. Включение в систему ценностных отношений подростка родственников, ушедших из жизни до его рождения; установление связи между историей семьи и историей Отечества.

  2. Осознание роли семьи в жизни человека. Род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения.

  3. Понятие своей роли в этой семье, подбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни семьи. Также впечатления о семейных путешествиях, труде, отдыхе, создание небольшого семейного альбома.


Вопросы, рассмотренные в проекте и заданные учащимся …… классов
1. До какого поколения могу я, мои родители вспомнить имена (фамилии, годы жизни, места рождения) наших предков?

2. Сколько детей было в семьях разных поколений (мамы и папы, бабушек – дедушек, прабабушек и прадедушек)?

3. Откуда родом были ваши предки?

4. Кто из ваших предков прожил самую долгую жизнь ? Кого из них можно назвать долгожителем?

5. Ты знаешь о жизни бабушек, дедушек….А известно ли тебе что – то о жизни их родителей, их бабушек – дедушек?

6. Есть ли в вашей семье семейный архив? Что в нем? Кто хранит семейные реликвии? А ты как относишься к семейному архиву?
Литература:

  1. Автор: Василевская В С; Редактор: Антонов В. В., Чамаева Т. А.

Издат: Вита-Пресс, 2008 г.; Жанр: Другое, Книги для родителей и др.

2. Автор: Алекс Экслер ; Название: «Моя родословная»; Жанр: Юмор; Издат: Вита-Пресс,

2008 г.;

3. Шахерова О. Н. Культура и литература Сибири – Иркутск, 1997 г.

4. Лыхин Ю. Как составить родословную // Сибирское наследство. Иркут. обл. публ. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2004 - № 1 - 3 с.

5. Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика – ООО “Детство-пресс” - 2004 - № 5 – 55 с. – 6 – 49 с.

6. Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М: 1995 - № 2 – 26-27 с.

7. Составитель Исламова С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: - ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46-56 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconРабочая программа по курсу «Брянский край. Проектная и исследовательская...
«краснокосаровская средняя общеобразовательная школа» мглинского района брянской области
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconРабочая программа по факультативному курсу «Математика и конструирование»...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа №19 п. Заводской
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» icon«Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность...
Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,...
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconРабочая программа по факультативному курсу «Речевой этикет»
«Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель...
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconПроектная деятельность младших школьников
Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества....
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconРабочая программа по факультативному курсу «риторика» Рабочая программа...
Составлена на основе Примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего образования по русскому языку
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Интегрированная проектная деятельность»
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода...
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconРазрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную...
Выступление Титовой Н. В. на заседании круглого стола «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconРабочая программа по факультативному курсу предмета искусство «мир творчества мир общения»
Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия анализа произведений изобразительного и музыкального...
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий»
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кравченко А. И. Введение в социологию: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средней школы к факультативному курсу по обществознанию.–М.:...
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по факультативному...
«Русское правописание» для 10- 11 класса разработана на основе Государственного стандарта 2004 года, факультативного курса для 10-11...
Рабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность» iconМетодическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации...
Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск