Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 149.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.11.2013
Размер149.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Экономика > Урок

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ




ТЕМА

Социальная стратификация.

 Название занятия «Социальная стратификация. Средний класс»

Класс

Учебник, программа

Вариант учебного плана

 10

Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средней школы к факультативному курсу по обществознанию.–М.: Просвещение, 2001.

 БУП 2004, социально-экономический профиль

Урок №

Разработал

 24

 Николаева И.В., Задунаевская Т.С.

Планирование

Авторское



Цели изучения темы:

Определить особенности формирования российского среднего класса

Комплексно изучить социально-экономические проблемы рынка труда


Задачи занятия:

1. Определить прожиточный минимум по городу, проанализировать средний уровень заработной платы работников различных отраслей, результаты социологического опроса

2. Установить взаимосвязь социально-экономических показателей, влияющих на уровень жизни

3.   Развивать навык работы с документами, материалами Интернет, использовать знания для решения заданий ЕГЭ               

4. Показать значимость личностных качеств человека, необходимых для самореализации в современном обществе.

Применяемые технологии

 Технология интегрированного обучения с использованием элементов ролевой игры

Применяемые формы работы

 Групповая, практикум, анализ ресурсов социальных сервисов сети Интернет

 



План урока

Время

1.   

Стимулирующее введение.

1.1. Ролевая игра.

1.2. Определение темы, целей и задач занятия.


10 

мин

2.   

Экономика.

2.1. Рынок труда
- Профсоюзы. Коллективный договор
- Анализ рынка вакансий по Центру занятости
- Прожиточный минимум
- Заработная плата


30

мин

3.   

Социология.

3.1. Уровень жизни. Средний класс
- Социальная стратификация
- Признаки среднего класса


30

мин

4.   

Эмоциональный итог занятия.

4.1. Синквейн

5

мин

5.   

Рефлексия.



мин

6.   

Домашнее задание

2

мин


При создании конспекта не забыть:

Использование компьютера

Предварительно для подготовки печатного рабочего материала, мультимедийных презентаций, оценочного листа

Использование технических средств

Мультимедийный проектор, компьютер

Таблицы и схемы

«Структура российского общества»

Демонстрации

Социальные сервисы сети Интернет

Групповая работа

Группы двух видов в зависимости от рода деятельности

Индивидуальные задания

Социологический опрос, интервью

Задачи


Фронтальный эксперимент
 

  


Ход занятия

Пункт плана №1. Стимулирующее введение

Работа учителя

Работа учащихся

Занятие начинает учитель социологии с постановки проблемы: «В истории человечества известны революции, основным лозунгом которых значилось: «Свобода, равенство, братство!»

Именно неравенство людей стремились уничтожить революции. Но равны ли люди сегодня?»

Предлагает назвать признаки равенства и неравенства людей на основе анализа слайда мультимедийной презентации (слайд 1-2)

Называют признаки неравенства людей, определяющие их жизненные возможности. Люди различаются по многим характеристикам:

- имущество,

- доход,

- образование,

- профессия

 Учитель социологии

проводит ролевую игру: сделать своеобразный выбор по жизненным возможностям с учётом определённой социальной роли, позволяющий определить место человека в социальной структуре общества. Для выполнения ролевой игры учащимся следует использовать принцип:

каждый ученик совершает движение вперёд по классу с установленной линии по прямой

может реализовать жизненную возможность - 2 шага,

может отчасти - 1 шаг,

не может – остаётся на месте

(слайд 3)

В результате выполненных действий учащиеся оказываются на разном расстоянии друг от друга.
Создаётся проблемная ситуация: Почему разница очевидна?

Каждый ученик получает определённую роль

- сын мэра города

- сын рабочего

- девушка из «глубинки»

- дочь учителя средней школы

- дочь бизнесмена

На основе полученной роли учащимся необходимо выполнить задание: сопоставить свой ролевой социальный статус с набором жизненных возможностей

- беспрепятственное поступление в желаемый ВУЗ

- ежегодная стажировка за границей

- работа в престижной отрасли экономики с учётом полученного образования

- пользование личным автомобилем

- ежегодный отдых на престижном курорте

- собственная жилплощадь

- пользование услугами платных лечебных клиник

- разнообразный досуг


В ходе обсуждения проблемы учащиеся озвучивают роль и приходят к выводу: социальный статус влияет на реализацию жизненных возможностей, т. е. неравенство налицо


Учитель социологии: «Но главный ориентир современной социальной системы – рост уровня жизни равноправных людей. Это проблема социально-экономическая. Мы рассматриваем её в рамках завершения темы «Социальная стратификация». Используем результаты вашей внеурочной исследовательской проектной работы по экономике, чтобы представление было более полным. Разные стороны вопроса позволяют построить работу интегрировано.

Что вы ждёте от занятия?

Мы со своей стороны тоже преследуем определённые цели» (слайд 5)


Формулируют совместно цель и задачи, высказывают предложения, знакомятся с планом работы



Пункт плана №2. Экономика

Работа учителя

Работа учащихся

Учитель экономики организует беседу, в ходе которой учащиеся работают над экономическим понятием

Рынок труда, определяют его особенности, проблемы (слайд 7)

На основе слайда формулируют определение понятию, называют особенности:

- товар – услуги труда, неоднороден

- ценой труда является ставка заработной платы, которая менее подвижна, чем цены на другие товары, и от её уровня зависят условия жизни граждан

- отношения работодателя и работника порождают противоречия и борьбу

Учитель экономики формулирует основную гипотезу: рынок труда, в отличие от рынков других товаров имеет социальные проблемы, которые связаны с тем, что труд неотделим от его собственника – человека.

Проблема 1. Различие интересов наёмных работников и работодателей. Для работодателя основная задача заключается в максимизации прибыли и минимизации затрат. Это не сочетается с желанием рабочих о повышении заработной платы и улучшении условий труда. Чтобы отстаивать свои интересы, рабочие объединяются в профсоюзы.

Предлагает учащимся познакомиться с результатами предварительно проведённой исследовательской работы группы по теме «Роль профсоюзов в функционировании рынка труда и заключении коллективных договоров» (слайд 8, гиперссылка на исследовательскую работу)

Участники группы демонстрируют мультимедийную презентацию, комментируют выводы социологического опроса и интервью.

Выводы:

Анализируя данные социологического опроса, мы можем сделать следующие выводы:

1. Из числа опрошенных в профсоюзе состоит небольшое количество, большее число опрошенных не состоят в профсоюзах.

2. Профсоюзы охватывают работников, работающих на государственных и муниципальных предприятиях. Их нельзя назвать полностью независимыми от работодателей.

3. Работники частных предприятий в основном вынуждены защищать свои права самостоятельно.

4. Основная задача профсоюзов в заключение коллективных договоров, в которых определяется порядок установления ставок заработной платы, сверхурочных, выходных дней и перерывов, отчислений в фонды.

5. Коллективный договор, заключённый с работодателем, помогает регулировать все конфликтные ситуации и выступает гарантом защиты интересов каждого работника.


Учитель экономики создаёт проблемную ситуацию: могут ли профсоюзы стать источником инфляции?
Проблема 2. Безработица.

Предлагает учащимся познакомиться с результатами работы группы, изучившей работу Центра занятости (слайд 8, гиперссылка на исследовательскую работу)

Раскрывают проблему: наличие профсоюза на рынке труда существенным образом видоизменяет модель равновесного рынка труда. Если профсоюз провёл через коллективный договор новую ставку зарплаты выше равновесной, то спрос на труд станет меньше предложения. А это значит, возникнет безработица.

Участники группы демонстрируют мультимедийную презентацию, комментируют выводы по интервью:

1. На вакансии находятся рабочие места с минимальной заработной платой (работники сельского хозяйства, продавцы, повара)

2. На вакансии с более высокой оплатой труда требуются работники с большим стажем, со знанием ПК, или какими-либо другими особыми условиями труда (такие вакансии быстро закрываются)

3. Существует армия безработных, которые не состоят на учёте в Центре занятости, ищут заработок самостоятельно

Учитель экономики создаёт проблемную ситуацию: что определяет границу падения цен на рынке труда?
Проблема 3. Предел падения цен на рынке труда. Прожиточный минимум.

Предлагает учащимся познакомиться с результатами работы группы, исследующей прожиточный минимум по району, уровень заработной платы в различных сферах деятельности (слайд 8, гиперссылка на исследовательскую работу)

Раскрывают проблему: потребительская корзина благ – прожиточный минимум. Эта корзина определяется суммой денег, которую нужно платить за приобретение минимальной корзины благ. В такую корзину входят блага, которые необходимы человеку просто для выживания.

Участники группы демонстрируют мультимедийную презентацию, комментируют выводы результатам исследований

1. Заработная плата разных профессий различна

2. Средняя заработная плата не существенно выше прожиточного минимума

3. Минимальная заработная плата ниже прожиточного минимума

4. Зарплата зависит от образования, стажа, квалификации, стабильности предприятия

5. Прожиточный минимум - основа для начисления минимальной заработной платы и заработной платы высококвалифицированных работников

6. Государство обязано следить за уровнями заработной платы, защищая интересы трудящихся и предотвращая социальную напряжённость


Учитель экономики предлагает учащимся сделать общий вывод: Опираясь на диаграмму, сделайте социально-экономические выводы по рассматриваемой проблеме занятия (слайд 9)

1. Рынок труда имеет социальные проблемы в силу того, что труд является специфическим ресурсом

2. Люди в своей деятельности руководствуются не только экономическими интересами, но и социальными, психологическими, идеологическими, юридическими

3. Образование, опыт работы, личные качества, предприимчивость, квалификация являются показателями экономического неравенства людей


Пункт плана №3.Социология

Работа учителя

Работа учащихся

Учитель социологии организует работу по проблеме: Как человек со своими жизненными возможностями определяет место в социальной структуре общества.

Для этого предлагает вспомнить понятие Социальная стратификация, её признаки; проанализировать отрывки произведений Платона и Аристотеля (Приложение 1), определить актуальность их идей сегодня

Работа в группах.

Учащиеся формулируют определение понятия Социальная стратификация, указывают её признаки. Читают документ, анализируют в группах, отвечают на вопрос.

Варианты ответов: классовая структура, три класса, равные возможности, жизненные шансы, экономическая обусловленность стратификации

 

Учитель социологии предлагает на основе экономических факторов

составить схему «Влияние дохода на социальную структуру общества» (Приложение 2).


Выполняют практическую работу.

Схема обсуждается в парах. Один ученик работает у магнитной доски, составляет схему, аргументирует свой выбор.

Предлагает сравнить полученную схему с существующими в социологии (слайд 10), определить различия

Сравнивают, анализируют, делают выводы о социальной структуре России в сравнении с другими регионами (развитых и развивающихся стран). Приходят к выводу:

1. В социальной структуре развитых и развивающихся стран большое место отводится среднему классу при малочисленности высшего и низшего.

2. В социальной структуре России малочислен высший класс, немногочислен средний класс, большое место занимает низший класс

Учитель социологии создаёт проблемную ситуацию: Какова социальная структура общества нашего города? Предлагает проанализировать результаты проведённого предварительно социологического исследования «Определение уровня жизни жителей города» (Приложение 3), (слайд11- 16)


Учащиеся представляют полный анализ исследования; формулируют проблему: Почему люди с различным уровнем экономического дохода и образования относят себя к среднему классу?


Организуется поисковая деятельность учащихся на основе Интернет - ресурсов (русскоязычная открытая Интернет-энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org).Найдите информацию о среднем классе в России.

Используют социальные сервисы сети Интернет. Делают вывод о незначительности информации по содержанию

Учитель задаёт вопрос: Чем объяснить отсутствие полной подробной информации?
Для определения среднего класса организуется аналитическая деятельность в парах с разными печатными материалами (Приложение 4)

Учитель просит вернуться учащихся к страницам русскоязычной открытой Интернет-энциклопедии «Википедия».

Как можно пополнить данный электронный ресурс?

Таким образом, в ходе занятия формируется мотивация для организации летних профильных проб в области социологии.

Примерные ответы учащихся: недостаточно изучена проблема среднего класса, отсутствие единых критериев по определению среднего класса.

Работают с документами в парах, называют характеристики представителя среднего класса: уровень материального благосостояния, социально -профессиональный статус

Их решение: Нарабатывать основу статьи, которую в период летней профильной практики предстоит поместить в русскоязычную открытую Интернет-энциклопедию «Википедия».


Учитель обращает внимание на характеристики среднего класса и организует беседу по схеме, представленной на слайде

«Составляющие среднего класса» (слайд 17), просит прокомментировать

Комментируют схему на основе полученной информации, делают вывод:

1. «Середняк» - проблема экономическая и социокультурная.

2. Формируется особая субкультура среднего класса


Организует этап актуализации полученных знаний.

Предлагает решить задание ЕГЭ: Проиллюстрируйте примерами различные проявления воздействия экономики на социальную сферу


Отвечают на задание: материальное благосостояние влияет на формирование социальной структуры.




Пункт плана №4. Эмоциональный итог




Работа учителя

Работа учащихся



Предлагает вернуться к анализу социальных ролей, ответить на вопрос: Есть ли шансы у девушки из глубинки перейти в группу среднего класса

Занятие по данному плану стало традиционным в классе социально-экономического профиля. Оценка этой роли и позиции всегда даётся разная. Меня как учителя радует, что кроме всех выше перечисленных критериев социальной стратификации очень важным для старшеклассников является целеустремлённость в реализации жизненных возможностей.


Учащиеся отвечают на вопрос.


Предлагает написать синквейн по теме:

- Типичный представитель среднего класса.

- Рынок труда (по группам)


Пишут синквейн, озвучивают написанное, делают общий вывод занятия: рынок труда имеет социальные проблемы, его функционирование способствует формированию социальной структуры общества

( Приложение 5)

Пункт плана №5. Рефлексия

Работа учителя

Работа учащихся

Предлагает учащимся высказать своё мнение о результативности работы на занятии.


Высказывают своё мнение.

1. Попробуйте оценить свою работу по 10-балльной шкале:

* Получил прочные знания, усвоил весь материал- 9-10 баллов

* Усвоил новый материал частично- 7-8 баллов

* мало что понял, необходимо ещё поработать- 4-6 баллов

2. Как работала учебная группа?

* Вели диалог, совместно разбирали и обсуждали задания 9-10 баллов

* Обсуждение было вялым и неинтересным, допустили ошибки – 4-6 баллов

3. Сформулируйте ваше мнение об уроке. Ваши пожелания. Что понравилось?

Пункт плана №6. Домашнее задание

Работа учителя

Работа учащихся

Поскольку на занятии учащиеся получили подробную информацию о социально-экономических проблемах рынка труда, социальной стратификации, им предлагается выполнить задание ЕГЭ: написать в жанре эссе небольшую работу на тему «Современные представители среднего класса: особенности мировоззрения и социального поведения»


Знакомятся с содержанием домашнего задания.


Используемая литература:

Социология. Общий курс: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. ср. шк. к факультативному курсу по обществознанию.- М.: Просвещение, 2001.

Обществознание: 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Ю.Лазебникова. – М.: издательство АСТ, 2004.

Лазебникова А.Ю. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы: к учебнику Обществознание: 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Ю.Лазебникова. – М.: издательство «Экзамен», 2005.

http://ru.wikipedia.org

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск