Скачать 0.95 Mb.
|
Пояснительная записка к курсу "Русский язык" Рабочая программа учителя по курсу русский язык для учащихся 2-го класса рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии: " с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта); " рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой); " с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы С.В. Иванов и А.О. Евдокимова (Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века". - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2011). " с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей. Рабочая программа по курсу "Русский язык" разработана с учетом обучающихся во 2 классе с высокой и средней степенью мотивации к процессу обучения. Учащиеся по итогам 1 класса показали средний уровень овладения лингвистическими, орфографическими (пунктуационными) и речевыми навыками. Осознание сути языковых явлений происходило не только на теоретическом, но и на практическом уровне - выполнение заданий, раскрывающих различные аспекты той или иной проблемы. Данный курс входит в состав образовательной программы "Начальная школа 21 век", следовательно, обучение учащихся, изучивших в 1 классе "Русский язык" по программе "Начальная школа 21 века" в объеме 170 часов считается объективно оправданным и целесообразным. Знакомство учащихся с основными положениями лингвистики, формирует у них научное представление о системе и структуре родного языка, развивает логическое и абстрактное мышление, представляет родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели - нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слов, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, я стремлюсь к тому, чтобы ученик стал культурным человеком. Для реализации второй цели учитывается следующее: " грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний; " навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге); " разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика. Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь - это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи - это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными (особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов). Целями обучения русскому языку во 2 классе являются: " ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; " формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; " развитие устной и письменной речи учащихся; " развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. В программе курса "Русский язык" выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: "Как устроен наш язык", "правописание" и "Развитие речи". Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока "Как устроен наш язык" реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока "Правописание" формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока "Развитие речи" призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков "Как устроен наш язык" и "Развитие речи". Выполняется она не только в виде орфографических и пунктуационных заданий, но и в виде списывания текстов. Работа с текстами на уроках "Правописание" и "Развитие речи" позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока "Как устроен наш язык". Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей. Блок "Правописание" (формирование навыков грамотного письма): " правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью ь; " перенос слов; " правописание заглавной буквы; " правописание гласных и согласных в корнях; " правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании; " правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-, -ок-, -ёк-, -ик-, -ек-, - ость-; " правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-; " правописание приставок: об-, от-, до-, по-, полд-, про-, за-, на-, над-; " правописание разделительных ъ и ь знаков. Правописание предлогов и приставок. Блок "Развитие речи" знакомит детей с основными понятиями: " текст, признаки текста, смысловое единство предложений к данным текстам, определение по заголовкам содержания текста; " выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов; " последовательность предложений в тексте, абзац, последовательность абзацев в тексте; " комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев; " план текста, составление планов к данным текстам, создание собственных текстов по определённым планам; " типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Такое структурирование курса позволяет: " успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; " решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся; " сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; " избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ. Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Виды речевой деятельности во 2 классе Слушание Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Содержание программы 170 ч. "Как устроен наш язык" (основы лингвистических знаний) " Фонетика Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, , их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Слог. Ударение. Перенос. " Слово и предложение Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением -имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в предложении. " Состав слова Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов. " Лексика Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значение слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов. "Правописание" (формирование навыков грамотного письма) Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок. "Развитие речи" Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. К концу обучения во втором классе учащиеся должны: Раздел "Фонетика и графика" Выпускник научится: " различать звуки и буквы; " характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; " знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность: " научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. Раздел "Орфоэпия" Выпускник получит возможность научиться: " соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); " находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. Раздел "Состав слова (морфемика)" Выпускник научится: " различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; Выпускник получит возможность: " научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Раздел "Лексика" Выпускник научится: " выявлять слова, значение которых требует уточнения; " определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Выпускник получит возможность научиться: " подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; " оценивать уместность использования слов в тексте; " выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Раздел "Синтаксис" Выпускник научится: " различать предложение, словосочетание, слово; " определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; Раздел "Орфография и пунктуация" Выпускник научится: " применять правила правописания (в объёме содержания курса); " определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; " безошибочно списывать текст в объёме содержания курса; " писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; " проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность научиться: " осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; " подбирать примеры с определённой орфограммой; " при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; " при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. |